Программы работы пионерской организации
рабочая программа по теме

Шляхова Татьяна Сергеевна

в данном разделе представлены программы работы пионерской организации школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО классных руководителей

Протокол №

от _________ 20___ года

СОГЛАСОВАНО

________Синицына Г.М.,

Зам. директора по ВР

«УТВЕРЖДАЮ»

______Гостеева Т.В.,

Директор МБОУ СОШ №3

Приказ№_________от

Программа

 «Мой выбор»

(для работы с октябрятами)

Пояснительная записка.

Современное общество предъявляет высокие требования к воспитанию подрастающего поколения. Происходящие в обществе социально — экономические изменения требуют от молодого поколения не только разносторонних знаний, но и стремления самостоятельно пополнять их. Обществом востребованы  социально активные и ответственные люди, обладающие определенным  жизненным опытом, помогающим адаптироваться к требованиям современной жизни в условиях рыночных отношений. И здесь большая роль принадлежит общественным организациям. Значительный воспитательный потенциал пионерской организации, дает  возможность подрастающему поколению сознать себя как личность, и главное — сформировать умения и навыки работы в разновозрастной команде, привлекая активной жизненной позицией, потребность самостоятельно принимать решения в различных жизненных ситуациях, готовность нести личную ответственность за принятое решение. Начинать осваивать эти навыки ребенку необходимо  уже с начальной школы, чтобы добровольно и осознанно вступив в пионерскую организацию, иметь определенный опыт и уверенность в своих силах, стимул к дальнейшему развитию и самосовершенствованию. Эту функцию пионерская организация реализует через совместную работу юниорских групп и пионерских отрядов, решая задач преемственности, передачи навыков, умений, лидерских качеств, приемов организаторской работы. Работа детской общественной организации носит комплексный характер, здесь решаются задачи социального роста личности  младшего школьника, формируется готовность к  индивидуальному и  коллективному творчеству, выбору сферы деятельности, самоанализу. Непременное условие успешного освоения достаточно сложных для маленьких детей направлений программы — использование занимательных, игровых форм работы. Сложные понятия, преподнесенные ребенку в доступной форме, при помощи более старших товарищей, становятся простыми и понятными для маленького человека.

Все вышеизложенное и определило необходимость разработки программы для младших школьников — юниоров «Мой выбор». Само название программы определяет ее идею: педагогическая поддержка ребенка при совершении выбора в определенной жизненной «ситуации». Сталкиваясь с проблемой выбора, ребенку необходимо четко  понимать, что любая жизненная ситуация требует  принятия определенного решения и делать такой выбор надо осознанно и ответственно.

Программа»Мой выбор» способствует преемственности программного обеспечения деятельности всех ступеней пионерской организации, наряду с программой для пионеров «Дорогою добра» и ШУСом. Она является своеобразным подготовительным этапом для участия детей в программе «Дорогою добра», но может быть реализована педагогами и независимо от нее. Преемственным с программой «Дорогою добра» является целеполагание, принципы, механизм реализации, ресурсное обеспечение программы.

Цели и задачи программы

Цель программы: содействие становлению активной жизненной позиции в освоении социального опыта, формирование  интереса к деятельности пионерской организации.

Задачи программы:

Педагогические

-изучение  потребностей, интересов, ценностных ориентаций детей, освоение конструктивных форм взаимодействия и сотрудничества;

-формирование у детей первичных умений анализировать любую социальную ситуацию, делать осознанный выбор и нести ответственность за принятое решение;

-приобщать детей к разнообразному социально ценному опыту отношений между людьми, основанными на общечеловеческих и общеукультурныхз ценностях;

-формирование ценностных ориентаций личности (потребности и готовности к труду, к здоровому образу жизни, потребности в общении, совместной жизнедеятельности, саморазвитии и самопознании);

-создание условий для самореализации, раскрытия и развития творческих способностей и возможностей личности;

-подготовка детей к вступлению в пионерскую организацию, сохранение преемственности поколений.

Информационные

-формирование у детей, родителей, педагогов представления о работе пионерской организации как организации самодеятельной, представляющей возможность реализации их интересов и потребностей;

-создание системы информирования о деятельности пионерской организации школы, района, области посредством сотрудничества со средствами информации, широкого освещения ее деятельности;

-создание информационного банка методик и технологий, используемых в работе по программе;

-обобщение и распространение опыта работы детской организации по программе.

Коммуникативные

-развитие продуктивных форм общения в разновозрастных группах; -формирование коллектива единомышленников на основе увеличенности совместной социально значимой деятельности;

-создание атмосферы сотрудничества и сотворчества детей и взрослых участников программы.

Кадровые

-создание системы обучения детского актива, классных руководителей, преподавателей, педагогов для организации работы по программе;

-создание и развитие системы взаимодействия  социальных институтов для работы по реализации программы.

Научно — методические

-внедрение научных подходов в практику работы детских коллективов;

-разработка методического, психолого — педагогического сопровождения программы;

-разработка адаптированного детского варианта программы.

Принципы реализации программы

- предоставление каждому ребенку возможности участия в реализации программы с учетом его социального опыта и реализации возрастных возможностей;

- опора на общественно — значимые и культурные ценности при выстраивании образовательной и воспитательной деятельности;

- принцип гуманитарных и толерантных взаимоотношений при построении системы взаимодействия всех участников программы;

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

Этапы реализации программы

I-й этап – организационный (планирование, презентация, сбор-старт, начало работы) –ноябрь – декабрь 2014 г. – 1 полугодие 2015 года.

1. Обеспечение пионерских коллективов и учреждений образования текстами программы.

2. Пропаганда основных направлений программы в средствах массовой информации.

3. Обсуждение содержания программы в пионерских и педагогических коллективах.

II-й этап – основной (работа по программе на всех уровнях, мониторинг хода реализации) – 2-е полугодие 2015 года – 1-е полугодие 2016 года

1. Изучение процесса реализации программы.

2. Обобщение и анализ полученных данных, внесение корректив и подготовка практических рекомендаций по реализации программы.

3. Организация проблемных творческих групп  для разработки методического оснащения программы.

4. Оперативное информационное обеспечение пионерских коллективов методическими рекомендациями по реализации программы.

5. Создание   банков данных и системы информационного обмена о результатах действия программы, новых подходах, технологиях, формах и методах работы с «октябрятами».

III-й этап – итоговый (подведение итогов работы, анализ, определение перспектив дальнейшей деятельности, постановка новых задач) – 2016 – 2017 уч.год.

1. Подведение итогов работы по программе.

2. Анализ выполнения программы.

3. Постановка новых задач.

Направления работы

1. «Мир, в котором я живу»

2. «Здравствуйте!»

3. «Юниор»

4. «Дарите радость людям»

1. «Мир, в котором я живу»

Деятельность по направлению осуществляется под девизом «Безопасный мир детства».

Цель: сформировать у детей представление о безопасной жизнедеятельности, культурных, духовных, исторических, природных ценностях окружающего мира.

Задачи:

-формирование и освоение навыков безопасной жизнедеятельности, адекватных действий в нестандартных ситуациях;

-приобщение детей к природному, историческому, культурному и духовному наследию Орловского края;

-формирование представления о русской национальной культуре и толерантного отношения к другим национальным традициям и культуре.

 

2. «Здравствуйте!»

Вся деятельность по этому направлению организуется под девизом: «Мой выбор — здоровье!»

Цель: оказание помощи ребенку в осознании и присвоении ценнстных отношений к здоровью человека и формирование у него навыков здорового образа жизни.

Задачи:

-формирование у ребенка  ценностного отношения к собственному здоровью;

-формирование знаний, умений  и навыков организации досуга, способствующего укреплению здоровья;

-организация разнообразных видов деятельности  для выбора  в соответствии с собственными интересами с позицией ценности ЗОЖ;

-формирование лидерских навыков в организации и пропоганде жизни без вредных привычек;

-ознакомление детей с нормативно — правовым пространством в области охраны здоровья и борьбы с употреблением наркотических и психоактивных веществ;

-создание и использование информационного пространства для активизации общественного мнения и сознания в пользу ЗОЖ,

3. «Юниор»

Цель: создание преемственности поколений в пионерской организации.

Задачи:

-знакомство с деятельностью областной пионерской организацией;

-формирование мотивации к вступлению в пионерскую организацию;

-сохранение традиционных форм  пионерской работы — КТД, вожатства, тимуровского движения;

-формирование у детей представления о лидерстве как о личностно и социально — значимой категории;

-развитие чувства ответственности за свою деятельность и поступки;

-развитие самостоятельности в принятии решений.

4. «Дарите радость людям»

Деятельность по этому направлению проходит под девизом «Каждое дело творчески, на радость и пользу себе и людям».

Цель: содействие творческой самореализации личности ребенка в разнообразной личностной и общественно — значимой деятельности.

Задачи:

-создание условий для реализации социальной и творческой активности детей;

трудовое воспитание;

-развитие способностей посредством вовлечения детей в разнообразную творческую деятельность;

-социализация личности ребенка, развитие и закрепление социально положительных черт характера;

-оказание помощи при выборе интересующего вида деятельности.



Предварительный просмотр:

Принята на пионерском сборе

от ___________ 2014 г.

председатель пионерской дружины_____________

Кулакова М.

Согласовано

с зам. директора  по ВР

Синицыной Г.М.

____________

«Утверждена»

 на педагогическом совете

от __________ 2014 г.

Гостеева Т.В.

__________

ПРОГРАММА

ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

им. Ульяны Громовой

«ДОРОГОЮ ДОБРА»

Болхов, 2014


Пояснительная записка

Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций подрастающего поколения, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов.  Большую роль в формировании  духовно-нравственных качеств  подрастающего поколения играют общественные объединения, которые способствует воспитанию в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождению и охране духовных традиций своего народа.

Процесс формирования личности пионера осуществляется через детскую общественную организацию путём использования различных форм и методов её работы.

Если в пионерском коллективе осуществляется в определённой целенаправленной системе интересная, разнообразная деятельность, высокая общественная активность, дисциплина и организованность подростков, мы вправе говорить о высоком качестве пионерской работы. Успешность деятельности пионерской организации во многом определяется организацией учёбы актива, уровнем самоуправления, организацией интересной, общественно – полезной  деятельности.

Цель программы: формирование  у детей духовно-нравственных ценностей, социальных компетенций и навыков взаимодействия с различными категориями детей, людей, организациями.

       

Данная программа опирается  на ряд методологических принципов:

-принцип гуманистической направленности воспитания;

-принцип эстетической организации всей  жизни детей;

-принцип ориентации на личностные интересы, потребности, способности каждого подростка;

-принцип свободного самоопределения, самореализации, саморазвития личности каждого старшеклассника;

- принцип учета индивидуальных половозрастных особенностей, личностных характеристик и возможностей детей;

-принцип стимулирования активности личности.

Участники программы: пионерские отряды пионерской дружины им. У.М. Громовой.

Ресурсное обеспечение программы:

Обеспечение организационных условий - это создание новых структур (органов, самоуправления старшеклассников, временных творческих коллективов и др.).

Обеспечение финансовых условий – это действия, которые нужно совершить, чтобы иметь финансирование организации.

Обеспечение мотивационных условий - это действия, призванные стимулировать заинтересованность вожатых и старшеклассников в решении задач.

Обеспечение нормативно-правовых условий - это подготовка документов, регламентирующих деятельность общественных объединений.

Кадровое обеспечение - это не только наличие вожатых, но и умение правильно распределить функции и обязанности между членами активами.

Материально-техническое обеспечение – снабжение вожатых  необходимой  методической литературой, методическими разработками, дидактически материалом, новыми технологическими средствами и др.

Этапы реализации программы «Дорогою Добра»:

1 этап – подготовительный (апрель - май 2014 г.)

Подведение итогов работы пионерской организации, дружины по программе «Орлята - территория детства». Определение перспектив развития организации, дружины. Разработка адаптированных вариантов районных программ «Дорогою Добра». Обсуждение содержания программы. Создание творческих групп для разработки методического обеспечения программы. Подготовка         практических рекомендаций по реализации программы.

  1. этап – основной  (2015 -2018 г.г.)

Старт новой программы «Дорогою Добра» (сентябрь 2014 - декабрь 2014г). Апробация программы в пионерской организации школы. Обобщение и анализ данных по внедрению новой. Работа по программе «Дорогою Добра».

3 этап – заключительный (2018 - 2019 г.г.)

Систематическое обсуждение хода реализации программы на районных методических объединениях педагогических работников.  Создание отчета  о результатах действия программы, новых подходах, технологиях, методах и формах работы с участниками программы.

4 Этап – итоговый (2, 4 кварталы 2019 года)

Подведение итогов работы над  программой - 19 мая 2019 года.  Отчёт о выполнении пионерской программы на районном сборе пионеров - ноябрь 2019 года.

Сроки реализации программы: январь 2014 –  ноябрь 2019 года.

Направления программы:

Программа включает в себя 3 направления:

1.  «Пионер - всем ребятам пример».

 2. «Вот тебе моя рука».

3. «Если хочешь – будь здоров!».

1. «Пионер - всем ребятам пример!»

Цель: создание условий для формирования коммуникативных, организационных умений и навыков у  пионерского актива.

Задачи: 

  • активизация пионерской деятельности в дружине;
  • стимулирование деятельности каждого члена коллектива  к самопознанию и самосовершенствованию  себя как личности;
  • формирование лидерской группы в дружине;
  • формирование знаний, умений и навыков  у актива в области организации самоуправления в коллективе;
  • включение каждого пионера в разнообразную социальную деятельность - полезную, практически - необходимую и личностно – значимую деятельность;
  • создание благоприятной, эмоциональной атмосферы в детском коллективе.

Формы работы:

 «Моя дружина и я в ней хозяин!» - диспут о месте пионера в своей организации. Разговор о том, что даёт пионерская организация детям, что значит быть пионером сегодня, для чего нужен союз пионеров и взрослых, Что важнее: права или обязанности?

 «Всё начинается с командира!» - организуются клубные занятия, которые носят обучающий характер для пионерского актива. По направлениям, в течении года:

  • Конкурс отрядных уголков, отрядные сборы, соблюдение пионерских ритуалов, ведение дневника (летописи) отряда, соблюдение традиций и ритуалов пионерской организации, работа с подшефным отрядом, тимуровская работа с ветеранами и престарелыми людьми – весь период.
  • Конкурс проектов - «Моя организация и я в ней хозяин!» 
  • Фестиваль пионерской песни .
  • Районный конкурс «Пионер года!» (конкурс на выявление самого активного пионера дружины)

Ожидаемые результаты:

  • сформированный высокий  уровень организаторских умений и навыков;
  • сформированный высокий  уровень развития коллектива, состоящего из разновозрастных групп;
  • сформированные умения у пионерского актива в самостоятельной организации и проведении различных массовых пионерских мероприятий, КТД дружины;
  • созданная атмосферы сотрудничества и сотворчества детей и взрослых.

2.  «Вот тебе моя рука»

Цель: создание условий для формирования высокой нравственной культуры у подрастающего поколения.

Задачи:

  • формирование твердой нравственной позиции, правовой культуры, стремления жить по законам добра и милосердия;
  •  формирование практических навыков благотворительной  деятельности;
  • воспитание уважительного отношения к общепринятым моральным ценностям, нормам, законам;
  • формирование эмпатичного отношения к окружающим, понимания духовного мира другого человека, умения сопереживать, сочувствовать, оказывать психологическую поддержку.

Формы работы:

  • «Аукцион идей».
  • Благотворительная ярмарка «Сбор средств и пожертвований в помощь детям различных социальных категорий».
  • Акция «Дни без одиночества» (для детей - инвалидов).
  • Акция «Зажги костёр добра!».
  • Мероприятия, посвящённые «Дню пожилого человека».
  • КТД «Экран добрых дел» (выставка творческих отчётов о работе пионерских отрядов по данному проекту).
  • Внеклассное мероприятие «Цветик - семицветик», приуроченная  ко дню инвалидов для детей с ограниченными возможностями.
  • Рейд « Как живёшь, ветеран?» - выявление социальных нужд и потребностей ветеранов войны и труда.
  • Акция «Ни дня без добрых дел».
  • Митинг «Живая память» - посвящённый Дню памяти воинов – интернационалистов, Дню Победы.
  • Вахта Памяти, акция «Рассвет Победы»;
  • Благотворительная акция, посвящённая защите птиц и зверей.
  • Акция «От обелиска к обелиску» - уход за историческими памятниками и заброшенными захоронениями.

Ожидаемые результаты от проекта:

  • активизация благотворительной деятельности детской общественной организации;
  • сформированный высокий уровень нравственной культуры школьников, осознание и осмысление общечеловеческих ценностей, моральных норм;
  • сформированный высокий уровень ценностной ориентации у подрастающего поколения на выполнение своего гражданского долга;
  • осознание подрастающим поколением сопричастности к решению социальных проблем общества;
  • обогащение представлений пионеров о милосердии, принципах гуманизма, нормах гуманных взаимоотношений между людьми.

        

3. «Если хочешь – будь здоров»

Цель: пропаганда здорового образа жизни среди подрастающего поколения.

 

Задачи:

- формирование у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни;

- приобщение подрастающего поколения к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

- повышение уровня физподготовки в пионерской дружине;

- популяризация разнообразных видов спорта среди детей и подростков;

- реализовать новые формы и методы работы при организации спортивных мероприятий;

- формирование устойчивого интереса у подрастающего поколения к здоровому образу жизни и систематическим занятиям спортом.

Формы работы:

  • Пионерская агитбригада  «Внимание! Дорожная безопасность!».
  • Игровые часы «Давайте играть!».
  • КТД  «Азбука здоровья».
  • Дни здоровья.
  • Военно-спортивные игры: «Вперёд, мальчишки!», «Зарница».
  • Смотр строя и песни среди пионерских отрядов;

Ожидаемые результаты:

  • сформированные у подрастающего поколения навыки здорового образа жизни;
  • популяризация разнообразных видов спорта среди детей и подростков.
  • реализованные новые формы и методы работы при организации спортивных мероприятий;
  • сформированный устойчивый интерес у подрастающего поколения к здоровому образу жизни и систематическим занятиям спортом;
  • объективное  оценивание своего состояние здоровья как следствие ведения здорового образа жизни.

Критерии, показатели  изучения эффективности программы:

        Эффективность разработанной программы определяется результатами мониторинга, проведенного согласно количественной и качественной оценке.

Количественную оценку следует определять  по следующим критериям:

  •  социальной активности, проявляющейся в количестве участников и числе акций, общественно полезных дел, мероприятиях;
  • количество реализации воспитательных дел, акций, мероприятий;
  •  уровень развития коллектива;
  •  развитие  пионерского движения в школе.

Качественный анализ эффективности программы должен определяться  следующими критериями:

  • сформированный уровень  экологической культуры у подрастающего поколения;
  • сформированный уровень  эстетического отношения к окружающему миру у подрастающего поколения;
  • сформированный уровень  представлений о нравственных качествах;
  • сформированный уровень  непроизвольного поведения в соответствии с нравственными нормами;
  • сформированный уровень коммуникативных умений и навыков;
  • сформированный уровень  лидерских качеств, организационных умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
  • сформированный уровень эмпатии.

Список литературы:

  1. Аваткова И.И. - Помоги подростку войти во взрослую жизнь/И.И.Аваткова.- М., 2002.
  2. Вульфов Б.З. - Словарь педагогических ситуаций/Б.З.Вульфов. - М., 2000.
  3. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие.-М.,2004.
  4. Солдатова Г.У. - Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков/Г.У.Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д.Шарова. — М., 2000.
  5. Волохов А.А., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. - Программы деятельности волонтёров детских общественных объединений в системе дополнительного образования. – М., 2011 г.
  6. ВДЦ «Орлёнок» Маршруты мира безопасности – Н.Н. 2011
  7. Шварц О.Э. - Методический вестник – Брянск, 2011
  8. Волохов А.В. - Искры добрых дел – М. 2012
  9. Сборник нормативных правовых документов по организации отдыха и оздоровления детей Удмуртской республики в 2013 году – Ижевск 2013
  10. Умрихина М.Е. - Учитель – ученик – родители – М., 2010
  11. Информационный сборник: в помощь организаторам педагогической поддержки детского общественного движения – Н.Н., 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устав пионерской организации им. У.М. Громовой

В данном разделе представлен устав пионерской организации им У.М. Громовой МБОУ СОШ № 3...

Паспорт пионерской организации им. У.М. Громовой

В данном разделе представлен паспорт пионерской организации МБОУ СОШ № 3...

Договор о сотрудничестве пионерской организации им. У.М. Громовой с МБОУ СОШ № 3

В данном разделе представлен договор сотрудничества между пионерской  организацией и образовательным учреждением...

Визитная карточка пионерской организации им. У.М. Громовой МБОУ СОШ № 3

В данном разделе представлена информация о пионерской дружине школы....

Планирование работы пионерской дружины на 2015 - 2016 учебный год

Планирование работы пионерской дружины на 2015 - 2016 учебный год...

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПП04.01 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЙ ПМ.04 Организаций видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов

Руководителями производственной  практики  назначаются преподаватели техникума.  Руководство практикой обучающихся на всех ее этапах осуществляется руководителем производственной  ...

Учебная программа ОП.02 Организация социальной работы в РФ по специальности 39.02.01 Социальная работа

Учебная программа ОП.02 Организация социальной работы в РФ по специальности  39.02.01 Социальная работа...