Учебная программа ОП.02 Организация социальной работы в РФ по специальности 39.02.01 Социальная работа
рабочая программа

Трофимова Дария Викторовна

Учебная программа ОП.02 Организация социальной работы в РФ по специальности  39.02.01 Социальная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.02_organizatsiya_sotsialnoy_raboty_v_rf.docx44.2 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)

«Сунтарский технологический колледж»

Приложение II.8

Программе СПО 39.02.01

Рабочая программа учебной дисциплины

ОП.02 Организация социальной работы в Российской Федерации

2017 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта с ФГОС СПО (приказ Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 г. № 506) по специальности среднего профессионального образования 39.02.01Социальная работа.

Организация-разработчик: ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж».

Разработчик:  Трофимова Дария Викторовна, преподаватель ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж».

Рецензент:    Иванова Т.О., социальный педагог ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский                                 технологический колледж»                

Рецензент:   Фролов Г.В., руководитель ТУ при Министерстве труда и социального развития РС(Я) ТКУ РС (Я)  «Сунтарское УСЗНиТ

Рекомендована методическим советом ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж»,  протокол № 8  от «15» июля  2017г.

        

Председатель:                                   /Архипова М.А./

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАРАБОЧЕЙ     ПРОГРАММЫ         4   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    4
  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ               9    

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ               10 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Организация социальной работы в Российской Федерации

                                         

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО  по специальности среднего профессионального образования 39.02.01Социальная работа.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общепрофессиональный учебный цикл (ОП.02), 1 семестр.

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 1-3, 6-7, 9, 11

ПК 1.1-1.3, 1.5, 2.1-2.3, 2.5, 3.1, 3.2, 3.5

- охарактеризовать специфику деятельности (цель, задачи, направления и иное) учреждений социальной сферы;

- обосновать необходимость взаимодействия учреждений социальной сферы с учреждениями и организациями иных систем;

- определять возможность использования зарубежного опыта  социальной работы в своей деятельности.

- структуру органов социальной работы в Российской Федерации и конкретном регионе;

- особенности межведомственного взаимодействия в социальной работе;

- особенности  социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека;

- особенности социальной политики  Российской Федерации, ее цели и задачи;

- основные направления и принципы социальной работы в России;

- систему организации социальной работы в Российской Федерации;

- систему учреждений социальной сферы и особенности их взаимодействия;

- особенности деятельности органов социальной защиты региона.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

48

Самостоятельная работа

16

Объем образовательной программы

32

в том числе:

теоретическое обучение

16

практические занятия

16

Самостоятельная работа

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Организация социальной работы в Российской Федерации

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

Раздел 1. Социальная работа в России: история и современность.

Тема 1.1. Современная социальная работа в России.

Содержание учебного материала

2

Особенности социальной работы в современном российском обществе, ее актуальные проблемы. Социальная работа как особый вид практической деятельности. Объекты и субъекты социальной работы. Субъект-субъектный подход в социальной работе. Основные направления и принципы социальной работы в России.

Понятия «социальная защита», «социальное обеспечение», «социальное обслуживание». Их взаимосвязь с социальной работой.

Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы.

Самостоятельная работа обучающихся: - составление периодической таблицы исторического развития социальной работы в России;

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем)

- составление структурно-логической схемы направлений современной социальной работы в России и за рубежом

4

Тема 1.2. Социальная политика современной России.

Содержание учебного материала

2

Понятие «социальная политика». Особенности современной социальной политики российского государства. Социальная политика – как механизм реализации социальной работы. Взаимосвязь социальной политики государства и социальной работы.

Основные направления, функции и значение государственной социальной политики.

Раздел 2. Система органов социальной защиты населения в России.

Тема 2.1. Особенности российской государственной системы социальной защиты населения.

Содержание учебного материала

4

Социальная защита населения как государственная система, закрепленная в Конституции РФ. Факторы, влияющие на развитие социальной защиты населения: политические, экономические, нравственно-психологические, идеологические. Принципы социальной защиты населения: гуманизм и социальная справедливость, системность и комплексность, превентивность мер по социальной защите, адресность и адаптивность, многосубъектность. Основные направления социальной защиты населения.

Особенности организации управления социальной защиты населения. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Правовое положение, направления деятельности, структура министерства.

Самостоятельная работа обучающихся: составление схемы направлений деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ

2

Тема 2.2. Система социального обслуживания населения.

Содержание учебного материала

2

Социальное обслуживание. Цель социального обслуживания. Принципы и функции социального обслуживания. Виды и формы социального обслуживания.

Государственные и негосударственные виды социальной помощи. Социальная служба, основные направления их деятельности. Основные подходы деятельности социальной службы. Виды государственных и негосударственных социальных служб.

Особенности организации социальной работы в различных регионах РФ.

Самостоятельная работа обучающихся: составление схемы видов деятельности социальных служб

2

Тема 2.3. Территориальные учреждения социальной защиты и социального обеспечения населения.

Содержание учебного материала

2

Система территориальных социальных служб. Территориальный центр социального обслуживания, его правовое положение, задачи и функции. Отделения социального обслуживания на дому, срочной социальной помощи, отделение дневного пребывания, их правовое положение, задачи и функции.

Основные категории граждан и основания для оказания услуг учреждениями. Основания для отказа в обслуживании граждан территориальными службами. Виды и формы социальной помощи, оказываемые территориальными учреждениями.

Особенности деятельности территориальных социальных служб в регионах РФ и их взаимодействие с учреждениями иных систем.

Тематика практических занятий и лабораторных работ

8

«Анализ деятельности территориальных социальных служб в регионе»

2

«Анализ деятельности территориальных социальных служб в регионе»

2

«Анализ деятельности территориальных социальных служб в регионе»

2

«Анализ деятельности территориальных социальных служб в регионе»

2

Самостоятельная работа обучающихся: составление структурной схемы служб социальной защиты региона

4

Тема 2.4.Стационарные формы социального обслуживания населения.

Виды стационарных форм учреждений социальной защиты населения, их правовое положение. Основные направления деятельности стационарных учреждений социального обслуживания.

Дом ночного пребывания, его задачи и функции. Система социального обслуживания семьи и детей: центр социальной помощи семье и детям, его задачи, функции. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (задачи, функции). Социальная работа в детских приютах. Организация работы гериатрических центров. Другие учреждения и организации социальной защиты населения системы Министерства труда и социального развития РФ.

Особенности деятельности стационарных социальных служб в различных регионах РФ и их взаимодействие с учреждениями иных систем.

4

Практическое занятие 

8

«Особенности деятельности стационарных учреждений социальной политики в регионе»

2

«Особенности деятельности стационарных учреждений социальной политики в регионе»

2

«Особенности деятельности стационарных учреждений социальной политики в регионе»

2

«Особенности деятельности стационарных учреждений социальной политики в регионе»

2

Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) и подготовка к зачету

4

Всего:

48

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Реализация программы учебной дисциплины  

Реализация программы учебной дисциплины  осуществляется в кабинете «Теория и методика социальной работы» оснащенный оборудованием: посадочные места по количеству обучающихся – 25; рабочее место преподавателя – 1; комплект учебно- наглядных пособий по экономике.

техническими средствами обучения: компьютеры с лицензионным программным обеспечением – 14; мультимедиапроектор - 1; ноутбук –1.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1. Печатные издания

  1. Организация работы органов социального обеспечения: учебник для студ. учреждений сред.проф.образования/ В.П.Галаганов.-8-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2017.-208 с.
  2. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей: учебное пособие. – М., 2012г.
  3. Кравченко А.И. Социальная работа: учеб. – М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2011. – 416 с.
  4. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. – М, 2013г.
  5. Менеджмент социальной работы/ под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко.- М., 2011г.
  6. Основы социальной работы: Учебник./ Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 2013г.  
  7. Право социального обеспечения: Учебник/ под ред. К.Н. Гусова. – М., 2011г.
  8. Словарь-справочник по социальной работе под редакцией доктора исторических наук, профессора Холостовой Е.И. – М., Юрист, 2011. – 424с.
  9. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности./ под ред. Г.М. Иващенко. – М., 2012г.
  10. Социальная работа/ под ред. В.И. Курбатова. – г. Ростов н\Д., 2010г.
  11. Социально-реабилитацонный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности./ под ред. Г.М. Иващенко. – М., 2012г.
  12. Социальная работа/ под ред. В.И. Курбатова. – г. Ростов н\Д., 2012г.
  13. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М., 2013г.
  14. Социальная энциклопедия. – М, 2011г.  

3.2.2. Дополнительные источники

  1. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. М., Академия, 2013. 234с.
  2. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учебное пособие. – М., 2012г.
  3. Социально-реабилитацонный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности./ под ред. Г.М. Иващенко. – М., 2013г.
  4. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М., 2013г.
  5. Теория и методика социальной работы. Краткий курс под редакцией академика Жукова В.И. – М., Союз. – 2012. – 188с.
  6. Теория и методика социальной работы. Часть 1, 2. – М., Союз. – 2013, 342 с.
  7. Технологии социальной работы. М., ВЛАДОС, 2010 – 240 с.
  8. Основы социальной работы: учеб.пособие для студ. высш. учебн. заведения/ Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др.; под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2012г. – 288с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

охарактеризовать специфику деятельности (цель, задачи, направления и т.д.) учреждений социальной сферы;

Соблюдение алгоритма деятельности учреждений социальной сферы

Оценка результатов самостоятельной работы

Оценка умения выступать перед аудиторией

Оценка умения отстаивать свою точку зрения в корректной форме, приводить аргументы

обосновать необходимость взаимодействия учреждений социальной сферы с учреждениями и организациями иных систем;

Правильное определение взаимодействия учреждений социальной сферы с учреждениями и организациями иных систем

Оценка выполнения и защиты практической  работы

Оценка умения выступать перед аудиторией

Оценка умения отстаивать свою точку зрения в корректной форме, приводить аргументы

определять возможность использования зарубежного опыта социальной работы в своей деятельности;

Верное определение возможности использования зарубежного опыта социальной работы в своей деятельности

Оценка результатов самостоятельной работы

Оценка умения выступать перед аудиторией

Оценка умения отстаивать свою точку зрения в корректной форме, приводить аргументы

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать

структуру органов социальной работы в РФ и конкретном регионе;

Знание органов социальной работы в РФ и конкретном регионе

Оценка устного и письменного опроса на выявление знаний

особенности межведомственного взаимодействия в социальной работе;

Верное определение особенностей межведомственного взаимодействия в социальной работе

Входной контроль в форме:

- тестирования по основополагающим понятиям дисциплины.

особенности социальной работы во всех сферах жизнедеятельности человека;

Правильное определение особенностей социальной работы во всех сферах жизнедеятельности человека

Текущий контроль в форме:

- устного и письменного опроса;

- самостоятельной  работы;

- тестирования  по темам;

- написания докладов;

- создания презентаций по выбранной тематике.

особенности социальной политики в РФ, ее цели и задачи;

Правильность выбора целей и задач  социальной политики в РФ

Текущий контроль в форме:

- устного и письменного опроса;

- самостоятельной  работы;

- тестирования  по темам;

- написания докладов;

- создания презентаций по выбранной тематике

основные направления и принципы социальной работы в России;

Верное определение основных направлеий и принципов социальной работы в России

Текущий контроль в форме:

- устного и письменного опроса;

- самостоятельной  работы;

- тестирования  по темам;

- написания докладов;

- создания презентаций по выбранной тематике

особенности деятельности органов социальной защиты региона.

Правильное определение особенностей деятельности органов социальной защиты региона

Текущий контроль в форме:

- устного и письменного опроса;

- самостоятельной  работы;

- тестирования  по темам;

- написания докладов;

- создания презентаций по выбранной тематике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа УД Основы материаловедения профессии:08.01.25. Мастер отделочно – строительных и декоративных работ

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии  СПО 08.01.25. Мастер отделочных строительны...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ для профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ по дисциплине ОП 05 Основы технологии общестроительных работ

Самостоятельная работа студентов предназначена для углубления сформированных знаний, умений, навыков. Самостоятельная работа развивает мышление, позволяет выявить причинно-следственные связи в изученн...

Учебная программа ОП.01 Теория и методика социальной работы по специальности 39.02.01 Социальная работа

Учебная программа ОП.01 Теория и методика социальной работы по специальности 39.02.01 Социальная работа...

Учебная программа ПМ.01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами 39.02.01 Социальная работа

Учебная программа ПМ.01  Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами 39.02.01 Социальная работа...

Учебная программа ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми 39.02.01 Социальная работа

Учебная программа ПМ.02  Социальная работа с семьей и детьми 39.02.01 Социальная работа...

Учебная программа ПМ.03 Социальная работа с лицами из группы риска, оказавшимися в ТЖС 39.02.01 Социальная работа

Учебная программа ПМ.03  Социальная работа с лицами из группы риска, оказавшимися в ТЖС 39.02.01 Социальная работа...

Учебная программа ПМ.04 Выполнение работ по профессии 26527 Социальный работник 39.02.01 Социальная работа

Учебная программа ПМ.04  Выполнение работ по профессии 26527 Социальный работник 39.02.01 Социальная работа...