Методические рекомендации по составлению самостоятельной работы обучающихся
методическая разработка на тему

Галиева Ляйсан Зульфировна

  Положение о самостоятельной работе обучающихся Уфимского автотранспортного колледжа разработано согласно типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14  июля   2008 г. №543,  и Приложения к письму Минобразования России от 29.12.2000г. №16-52-138 ин/16-13, в которых определяется, что самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий обучающихся.

 Данные методические рекомендации помогут преподавателям колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и  компетентностного подходов к обучению, что соответствует  требованиям  ФГОС нового поколения.

  Представлены актуальность и значение самостоятельной работы по дисциплине ОУД.13. «Башкирский язык», принципы организации самостоятельной работы обучающихся, виды и уровни самостоятельной работы.    Предназначено для преподавателей башкирского языка и других дисциплин .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_srs.docx77.93 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РБ

 ГБПОУ Уфимский автотранспортный колледж

Методические рекомендации по составлению самостоятельной работы обучающихся  

I  курса  по дисциплине: «Башкирский язык»

для специальностей:

23.02.03.  Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,

23.02.01.Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном),

08.02.05.Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

 

Уфа,2016

Содержание

  1. Аннотация..........................................................................................3стр.
  2. Введение.............................................................................................4стр.
  3. Виды заданий для самостоятельной работы……………………......5 стр.
  4. Формы самостоятельной работы.....................................................6 стр.
  5. Рекомендации по отдельным формам самостоятельной работы…9стр.
  6. Методические рекомендации по составлению конспекта…………13стр.
  7. Самостоятельная работа обучающихся в условиях рейтинговой системы обучения……………………………………………………21 стр.
  8. Контроль и оценка самостоятельной работы обучающихся………24стр.
  9. Перечень видов СРС по теме............................................................25стр.
  10. Приложение.......................................................................................31стр.

Аннотация

Составитель: Галиева Л.З.- преподаватель башкирского языка ГБПОУ

УАТК .

  Положение о самостоятельной работе обучающихся Уфимского автотранспортного колледжа разработано согласно типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14  июля   2008 г. №543,  и Приложения к письму Минобразования России от 29.12.2000г. №16-52-138 ин/16-13, в которых определяется, что самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий обучающихся.

 Данные методические рекомендации помогут преподавателям колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и  компетентностного подходов к обучению, что соответствует  требованиям  ФГОС нового поколения.

  Представлены актуальность и значение самостоятельной работы по дисциплине ОУД.13. «Башкирский язык», принципы организации самостоятельной работы обучающихся, виды и уровни самостоятельной работы.    Предназначено для преподавателей башкирского языка .

Введение

Изменения социальной и образовательной ситуации в нашей стране вызвали необходимость поиска надежных и эффективных способов учебно-воспитательной деятельности. Современный социум предъявляет особые требования к подготовке конкурентоспособного специалиста: профессионализм, компетентность, высокий интеллектуальный уровень, обеспечение возможности перемены трудовых функций в процессе деятельности. Задача образования состоит в том, чтобы научить его успешно учиться всю жизнь.

Самостоятельность, как характеристика деятельности обучающегося в конкретной учебной ситуации, представляет собой проявленную им способность достигать цель деятельности (решать данную учебно-познавательную задачу) без посторонней помощи.

  Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • формирования практических и профессиональных умений и навыков;
  • развития исследовательских умений;
  • выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности на уровне мировых стандартов.

Виды заданий для самостоятельной работы.

  • для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста;

конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; работа с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей; компьютерной техники, Интернет и др.;

  • для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект, анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии; тестирование и др.;
  • для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариантных задач и упражнений; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментальная работа; рефлексивный анализ профессиональных умений, с использованием аудио- и видеотехники и др.

Формы самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов складывается из:

  • самостоятельной работы в учебное время,
  • самостоятельной работы во внеурочное время,
  • самостоятельной работы в Интернете.

.

Формы самостоятельной работы студентов в учебное время

1. Работа на лекции. Составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой. В лекциях – вопросы для самостоятельной работы студентов, указания на источник ответа в литературе. В ходе лекции возможны так называемые «вкрапления» выступления, сообщения студентов по отдельным вопросам плана. Опережающие задания для самостоятельного изучения фрагментов будущих тем занятий, лекций (в  статьях, учебниках и др.). Важнейшим средством активизации стремления к самостоятельной деятельности являются активные технологии обучения. В этом плане эффективной формой обучения являются проблемные лекции. Основная задача лектора в этом случае – не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Функция студента – не только переработать информацию, но и активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

2. Работа на практических занятиях. Семинар-дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и

практических проблем. Обучающий учится выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. Данная форма работы позволяет повысить уровень

интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

«Мозговая атака». Группа делится на «генераторов» и «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За определённое время студенты предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями. Предоставление студентам на занятии возможности предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает степень доверия к преподавателю, но и делает обучение «комфортным».

Игровая форма проведения занятия («Что? Где? Когда?»).

Обучающиеся заранее разделены на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов. Игра состоит из шести этапов.

1. Вступительное слово преподавателя.

2. Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы.

3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и количество

баллов за ответ.

4. Игра «Что? Где? Когда?».

5. Подведение итогов.

6. Заключительное слово преподавателя.

Деловые игры. Такое занятие удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Группа разбивается на команды (2–3). Каждая команда получает задание и затем озвучивает их решение. Проводится обмен задачами.

Круглый стол. Характерной чертой круглого стола является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Выбирается ведущий и 5–6 комментаторов по проблемам темы. Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает студентам вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает занятие, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению всю группу.

Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям. При этом происходит закрепление информации, полученной в результате прослушивания лекций и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Анализ конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу жизненных и профессиональных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучающийся должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить своё отношение к ситуации, предложить варианты решения проблемы.

Метод проектов. Для реализации этого метода важно выбрать тему, взятую из реальной жизни, значимую для студента, для решения которой необходимо приложить имеющиеся у него знания и новые знания, которые еще предстоит получить. Выбор темы преподаватель и обучающийся осуществляют совместно, раскрывают перспективы исследования, вырабатывают план действий, определяют источники информации, способы сбора и анализа информации. В процессе исследования преподаватель опосредованно наблюдает, дает рекомендации, консультирует. После завершения и представления проекта обучающиися участвует в оценке своей деятельности.

Технология создания шпаргалки. Данная технология является нетрадиционной и вызывает повышенный интерес студенческой аудитории к возможности поучаствовать в создании подобного «творческого продукта». Она позволяет развивать и формировать у обучающиися ряд важных умений, таких как:

  • мыслить нешаблонно, оригинально;
  • обобщать информацию в микроблоки;
  • глубоко прорабатывать материал, акцентируя внимание на
  • основной, главной, стержневой информации;
  • выбирать и систематизировать ключевые понятия, термины,
  • формулы.

Механизм реализации данной технологии заключается в следующем. На первом этапе студенты создают свой «именной» пакет шпаргалок на все вопросы, которые выносятся на экзамен или зачёт (участие добровольное). Перед экзаменом студенты сдают шпаргалки преподавателю (преподаватель проверяет данный продукт на соответствие технологическим требованиям).

Использовать «шпаргалку» на экзамене можно в следующих случаях:

  • личная просьба студента при затруднениях;
  • только при ответе за столом преподавателя;
  • время просмотра не более 2 минут (если обучающийся материал
  • знает, то этого времени достаточно).

Использование словаря-шпаргалки – это умение обучающегося показать, как из минимума зашифрованной информации реально получить продуманный и развернутый ответ на поставленный вопрос.

Рекомендации по отдельным формам самостоятельной работы

С первых дней пребывания в образовательном учреждении на обучающегося обрушивается громадный объем информации, которую необходимо усвоить. Нужный материал содержится не только в лекциях (запомнить его - это только малая часть задачи), но и в учебниках, книгах, статьях..

Работа с книгой.

При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой - это всегда большая экономия времени и сил.

Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература может быть также указана в методических разработках по данному курсу. Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, описывая на бумаге все выкладки и вычисления (в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного вывода).

При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.

Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Обучающийся  должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные обучающимся для консультации с преподавателем.

Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять,(!) чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.

Опыт показывает, что многим студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важные и наиболее часто употребляемые формулы и понятия. Такой лист помогает запомнить формулы, основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для обучающегося.

Различают два вида чтения: первичное и вторичное. Первичное - это внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного слова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.

Задача вторичного чтения - полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).

Правила самостоятельной работы с литературой. Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) - это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующему:

  • Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; «не старайтесь запомнить все, что вам в ближайшее время не понадобится, - советует обучающемуся  и молодому ученому Г. Селье, - запомните только, где это можно отыскать».
  • Перечень литературы должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что для экзаменов, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, то есть что может расширить Вашу общую культуру...).
  • Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании рефератов это позволит сэкономить время).
  • Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие - просто просмотреть.
  • При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время...
  • Все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
  • Если книга - Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это очень хороший совет, позволяющий экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).
  • Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием - научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время (у кого-то - до нескольких недель); опыт показывает, что после этого студент каким-то «чудом» начинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть «сквозь обложку», стоящая это работа или нет...
  • «Либо читайте, либо перелистывайте материал, но не пытайтесь читать быстро... Если текст меня интересует, то чтение, размышление и даже фантазирование по этому поводу сливаются в единый процесс, в то время как вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном», - советует Г. Селье.
  • Есть еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой - следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи. В этом случае студент (или молодой ученый) будет как бы искать аргументы «за» или «против» интересующей его идеи, и одновременно он будет как бы общаться с авторами этих книг по поводу своих идей и размышлений... Проблема лишь в том, как найти «свою» идею...

Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель - извлечение из текста необходимой информации. От того на сколько осознана читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.Из всех видов чтения основным для обучающегося является изучающее - именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях. Вот почему именно этот вид чтения в рамках учебной деятельности должен быть освоен в первую очередь.

Основные виды систематизированной записи прочитанного:

  1. Аннотирование - предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения.
  2. Планирование - краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала.
  3. Тезирование - лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала.
  4. Цитирование - дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора.
  5. Конспектирование - краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

Методические рекомендации по составлению конспекта

Конспект - сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта.
  2. Выделите главное, составьте план.
  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора.
  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

Самопроверка

После изучения определенной темы по записям в конспекте и по учебнику, а также после решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях обучающемуся рекомендуется самостоятельно, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.

В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.

Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться и в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.

Консультации

Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах обучающийся  должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этих затруднений. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Подготовка к экзамену как элемент самостоятельной работы

Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, обучающийся ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене обучающийся демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по учебной дисциплине.

Правила подготовки к  зачету:

  • Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах). Эта работа может занять много времени, но все остальное - это уже технические детали.
  • Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
  • Многие педагоги считают, что готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» - это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно - это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если обучающийся самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
  • Отвечая на билет, сначала обучающийся должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.

Исследовательская работа обучающихся

  Одним из эффективных путей повышения качества подготовки молодых специалистов является исследовательская работа обучающихся. Она способствует глубокому закреплению теоретических знаний, получаемых обучающимися при изучении дисциплины, развивает научную активность, формирует навыки исследования. Это одна из форм самостоятельной работы обучаемых.

Главными задачами исследовательской работы являются:

- активизация познавательной деятельности обучающихся;

- повышение интеллектуального уровня и удовлетворение профессиональных интересов;

- развитие творческих способностей, познавательных интересов, расширение кругозора в областях науки, техники, культуры;

- развитие навыков самостоятельной работы, приобщение обучающихся к решению задач, имеющих практическое значение.

Любое исследование тщательно методически планируется. Процедуру исследования в основном можно разделить на три основных этапа:

  • предварительное изучение;
  • планирование и проведение исследования;
  • представление результатов.

Исследовательская работа помогает студентам увязать теорию с практикой, почувствовать себя на какой-то промежуток времени профессионалом-исследователем, проверить свои возможности, воспитывая уверенность в себе, в своих знаниях, заставляет работать над собой по углублению знаний и умений.

Работа над рефератом

Рефераты в учебном заведении являются одним из видов научно-исследовательской работы и методом воспитания творческого восприятия. Это - наиболее распространенная форма самостоятельной работы обучающихся. Разработка рефератов преследует цель углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания обучающихся, а также привить навыки самостоятельной обработки, обобщения и систематизированного изложения материала.

Реферат (от латинского слова refero – сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме доклада содержания научного труда, литературы по теме.

Изложение материала происходит в основном своими словами (т.е. основные мысли автора текста пересказываются автором реферата, причем некоторые положения могут приводиться в виде цитат, тех или иных цифровых данных, схем, таблиц и т.п.)

Виды рефератов

Рефераты могут быть общими, специализированными и сводными.

В общем, реферате содержание реферируемого произведения излагается более или менее всесторонне.

В специализированном реферате отражаются лишь те вопросы, которые представляют интерес для определенной категории специалистов.

В сводном реферате объединены рефераты, выполняемые на основе изучения нескольких первоисточников, брошюр и журнальных статей или других источников научно-технической информации. Сводный реферат часто называют реферативным обзором.

Требования к реферату

Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:

  • правильно отражать основное содержание реферируемого произведения или научной темы;
  • изложение основных вопросов должно быть сжатым (в виде краткого пересказа);
  • изложение должно вестись в порядке развертывания основных действий,  вопросов, фактов;
  • все предложения в тексте должны быть тщательно обдуманы;
  • содержать критические замечания и собственные выводы;
  • оформление - согласно предъявляемым требованиям.

Этапы работы над рефератом

Первый этап – уяснение содержания темы и целевых установок. На основе этого нужно наметить главные вопросы, подлежащие рассмотрению, и их краткое содержание.

Второй этап – составление календарного плана работы над рефератом. План необходим для того, чтобы правильно организовать работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, календарный план заставляет работать в определенном ритме.

Календарный план работы над рефератом предусматривает: сроки подбора и изучения литературы, составление плана реферата, написание каждого раздела темы, редактирование, самостоятельное оформление, составление схем, представление работы руководителю, доработку реферата в целях устранения отмеченных недочетов и окончательное оформление.

Третий этап – просмотр литературы. Он необходим для накапливания знаний, осмысливания темы в интересах правильного составления плана реферата.

Четвертый этап – включает подбор соответствующей литературы. В этом деле целесообразно пользоваться каталогами библиотеки.

Пятый этап – составление плана реферата. План нужен для того, чтобы работа шла целеустремленно, а не на ощупь, чтобы заранее было известно, что именно и в каком порядке писать. Кроме наименования темы он обычно включает перечень и последовательность основных вопросов (разделов, их краткое содержание).

Шестой этап – изучение литературы и работа с ней. Рекомендуется начинать изучение с источников последних лет, прежде всего тех, которые в наибольшей степени освещают вопросы реферата. Такой порядок позволит студенту быстро усвоить тему, оценить значение других источников и взять из них необходимый материал.

Полезно мысленно делить прочитанное на части, отмечая основные, важные моменты. Вместе с тем, надо связывать прочитанную главу с предыдущей, а главы объединять в разделы, т.е. осуществлять переход от частей к целому. Проведя, таким образом, анализ и синтез прочитанного, обучающийся сможет глубоко понять содержание книги.

Для облегчения дальнейшей работы с книгой в процессе первичного чтения полезно делать отметки карандашом на полях, подчеркивать комментарии. Каждый обучаемый может использовать свои условные знаки. Например, главную мысль выделить одной чертой, факты – волнистой и т.п. Разумеется, подобные отметки возможны лишь на собственной книге. При работе с источниками из библиотечного фонда надо пользоваться закладками, на которых указать, в каких абзацах по счету сверху выражена главная мысль.

Седьмой этап – запись прочитанного.

Существует несколько способов записи: аннотация, план, выписка цитат, тезисы, конспект. Наиболее полно изученную литературу отражает конспект.

Различают три типа конспектов: систематический, свободный и тематический или сводный конспект.

Систематическим называется такой конспект, в котором фактический материал излагается в последовательности книги.

В свободном конспекте запись делается в наиболее удобном для обучающегося порядке.

Тематический конспект тот, в котором обобщено содержание нескольких источников по одной теме.

Примерная структура реферата

Титульный лист.

Оглавление – излагается название составляющих (глав, вопросов) реферата, указываются страницы.

Введение – формулируется суть исследуемой проблемы ее актуальность, обосновывается выбор темы. Указывается цель и задачи. Показывается научный интерес и практическое значение. Объем введения составляет 2-3 страницы.

Основная часть – доказательно раскрывается проблема или одна из ее сторон; могут быть представлены таблицы, графики, схемы. Основная часть должна включать в себя также собственное мнение обучающегося.

Заключение – подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, указывается, что интересно, что спорно, предлагаются рекомендации.

Объем заключения 2–3 страницы.

Список литературы – источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по фамилии автора или по названию сборников), необходимо указать место издания, название издательства, год.

Выступление по реферату.

На основе написанного обучающегося обучающийся может сделать устное выступление перед группой, либо другой аудиторией. Рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы (в отдельных случаях).

Самостоятельная деятельность обучающихся - задача, которую решает коллектив преподавателей. Задача сложная, интересная, не новая, но с новыми проблемами, поставленными Федеральными государственными образовательными стандартами перед образовательными учреждениями.

  • воспитание культуры самостоятельной деятельности обучающихся;
  • развитие культуры профессиональной деятельности преподавателя.

Основная цель самостоятельной внеаудиторной работы сводится к углубленному освоению программного материала через самостоятельное изучение литературы, составление тезисов, аннотаций, конспектирования, реферирования.

Башҡортостан Республикаһының Мәғариф Министрлығы

Дәүләт  бюждет профессиональ белем биреү учереждениеһы

 Өфө автотранспорт колледжы

Реферат

Тема:

  Дисциплина:

Башҡарыусы:

        С2-15                     төркөмө уҡыусыһы Валитов Т.И.улы

Тикшереүсе:

Уҡытыусы Галиева Л.З.ҡыҙы

Өфө,2016

Самостоятельная работа обучающихся в условиях рейтинговой системы обучения

Рейтинговая система обучения предполагает многобалльное оценивание обучающихся, но это не простой переход от пятибалльной шкалы, а возможность объективно отразить в баллах расширение диапазона оценивания индивидуальных способностей обучающихся, их усилий, потраченных на выполнение того или иного вида самостоятельной работы. Существует большой простор для создания блока дифференцированных индивидуальных заданий, каждое из которых имеет свою «цену». Правильно организованная технология рейтингового обучения позволяет с самого начала уйти от пятибалльной системы оценивания и прийти к ней лишь при подведении итогов, когда заработанные обучающимися баллы переводятся в привычные оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Кроме того, в систему рейтинговой оценки включаются дополнительные поощрительные баллы за оригинальность, новизну подходов к выполнению заданий для самостоятельной работы или разрешению научных проблем. У обучающегося имеется возможность повысить учебный рейтинг путем участия во внеучебной работе (участие в олимпиадах, конференциях; выполнение индивидуальных творческих заданий, рефератов; участие в работе научного кружка и т.д

Рейтинговая система - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы. Ведение многобалльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности обучающихся, а с другой - объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ. Так каждый вид учебной деятельности приобретает свою «цену». Получается, что «стоимость» работы, выполненной обучающимся безупречно, является количественной мерой качества его обученности по той совокупности изученного им учебного материала, которая была необходима для успешного выполнения задания. Разработанная шкала перевода рейтинга по дисциплине в итоговую пятибалльную оценку доступна, легко подсчитывается как преподавателем, так и обучающимся.

Оценка индивидуальных образовательных достижений обучающихся по результатам рейтингового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности

(правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 -100

5

«5»отлично

80 - 89

4

«4»хорошо

70 -79

3

«3»удовлетворительно

менее 70

2

«2»неудовлетворительно

При использовании рейтинговой системы:

  • основной акцент делается на организацию активных видов учебной деятельности; активность обучающихся выходит на творческое осмысление предложенных задач;
  • во взаимоотношениях преподавателя с обучающимися есть сотрудничество и сотворчество;
  • предполагается разнообразие стимулирующих, эмоционально- регулирующих, направляющих и организующих приемов вмешательства (при необходимости) преподавателя в самостоятельную работу обучающихся;
  • преподаватель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить студентам минимально необходимый комплект средств обучения; а обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности; развитие его (обучающегося) индивидуальности является одной из главных образовательных целей;
  • учебная информация используется как средство организации учебной деятельности, а не как цель обучения.

Рейтинговая система обучения обеспечивает наибольшую информационную, процессуальную и творческую продуктивность самостоятельной познавательной деятельности студентов при условии ее реализации через технологии личностно-ориентированного обучения (проблемные, диалоговые, дискуссионные, эвристические, игровые и другие образовательные технологии).

Организация процесса обучения в рамках рейтинговой системы обучения с использованием разнообразных видов самостоятельной работы позволяет получить более высокие результаты в обучении обучающихся  по сравнению с традиционной системой обучения.

Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Весьма эффективно использование тестов непосредственно как в процессе обучения так и при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, обучающийся получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз.

                                    Виды внеаудиторной СРС :

подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы, выполнение домашних заданий разнообразного характера (решение задач; перевод и пересказ текстов, подбор и изучение литературных источников, разработка и составление различных схем, выполнение индивидуальных заданий), подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах.

Результативность самостоятельной работы обучающихся во многом определяется наличием активных методов ее контроля.

 

                                              Виды контроля:

 - входной контроль знаний и умений обучающихся при начале изучения очередной дисциплины;

 - текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических занятиях;

 - промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;

 - самоконтроль, осуществляемый обучающимся в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

 - итоговый контроль по дисциплине в виде зачета.

Контроль и оценка

самостоятельной работы обучающихся

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, и внеаудиторную самостоятельную работу в письменной, устной или смешанной форме, с использованием возможностей компьютерной техники и Интернета.

Результативность самостоятельной работы обучающихся оценивается посредством следующих форм контроля знаний и умений :

  • текущего контроля успеваемости, то есть регулярного отслеживания уровня усвоения материала на лекциях, уроках, практических занятиях;
  • путем проверки рефератов, эссе, контрольных (лабораторных) работ, домашних заданий и других видов работ с подведением итогов в середине учебного семестра;
  • промежуточной аттестации (экзаменов, зачетов) по итогам семестра;

Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающегося являются:

  • уровень освоения обучающимися  учебного материала;
  • уровень сформированности умений обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • уровень сформированности умений обучающегося активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
  • уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.

                                                                                     


Разделы и темы рабочей программы для самостоятельного изучения

Задачи

Перечень вопросов

для самостоятельного изучения

Кол-во часов

Вид контроля

Введение.

Башкирский язык – как государственный язык Республики Башкортостан.

Характерные особенности башкирского алфавита. Фонетика. Специфические звуки башкирского языка. Особенности произношения. Правила чтения.

Изучить особенности произношения, правила правописания.

Преодоление коммуникативного и эмоционального барьера при  разговоре на башкирском языке.

Особенности произношения.

 Фонетический строй башкирского языка. Правила правописания. Совершенствование орфографических навыков. Ударение. Специфические звуки башкирского языка.

Башкирский язык – как государственный язык Республики Башкортостан.

 

1

Входной тест

Раздел 1. День знаний.

Развитие и совершенствование коммуникативной компетенции.

  Примерные варианты заданий:

 Выполнять грамматические задания;

 Работать с текстом по теме «Знакомство»;

 Составить сообщение «О себе», «О моем друге»;

 Работа со словарем.

 Работа с текстом по теме: «Знакомство», «Танышыу».

   3

домашние задания проблемного
характера;

 Раздел2.  Семья.

 Подготовить сообщения по темам.

 Развитие коммуникативной компетенции

Семья. Морально-этические и социальные проблемы.

Подростки и взрослые.

Мой дом. Обязанности по дому.  Еда. Покупки.

Разработать презетацию на тему “Шэжэре;

 Грамматика:            

Имя существительное;

Образование глагола настоящего времени.

Личные окончания глаголов при спряжений в настоящем времени.

Спряжение глаголов в настоящем времени

       

   

3

Проверка письменных заданий

 Раздел  3.

Образование.        

Способствовать развитию творческой деятельности, развивать навыки чтения , лексические навыки на базе прочитанного текста

Примерные варианты заданий:

Заучивать новые лексические единицы;

Работать с словарями.

Изучить и выписать формат деловых бумаг;

Составить реферат: “Учебные заведения РФ и РБ”.

Составление кроссворда на тему: “Образование”.

3

про

Раздел 4. Мой дом.Жилой район.

Реализация самостоятельной работы в рамках занятия

Примерные варианты заданий:

Заучивать новые лексические единицы;

Составить сообщения по теме: “Мой дом”,«Мой район», «Дом моей мечты»;

Словарная работа.

3

Раздел 5. Мой друг.

Способствовать развитию творческой деятельности, развивать навыки чтения , лексические навыки на базе прочитанного текста

Примерные варианты заданий:

Заучивать новые лексические единицы;

Составить сообщение на тему: “Молодежь в современном обществе”, “ Я и мои друзья “, “Каким должен быть настоящий друг?”.

3

Раздел 6. Мое хобби.

Подготовить сообщения по темам.

 Развитие коммуникативной компетенции

Примерные варианты заданий:

Выполнение упражнения по образцу.

Заучивать новые лексические единицы;

Составить презетацию на тему “Мое хобби”;

Работа с Интернет- ресурсами.

2

Раздел 7. Обозначение времени.

Развитие коммуникативной компетенции, навыков и умений чтения 

Примерные варианты заданий:

Составление диалогов и монологических сообщений на тему «Время», «Времена года»;

Чтение и перевод текстов;

Работа со словарем;

Написание сочинений, рефератов на тему: «Время», «Времена года».

Работа с Интернет- ресурсами.

Деловые бумаги: Образец заполнения заявления.

2

Раздел 8. Климатические условия РБ

Реализация самостоятельной работы в рамках занятия

Примерные варианты заданий:Составление диалогов и монологических сообщений на темы: “Климат”,“Погода”,”Дни недели”.;

Чтение и перевод текстов;

Работа со словарем;

Выполнение грамматических заданий   на темы: «Климат Башкортостана”,“Погода”,”Дни недели” ;

Написание сочинений, рефератов на темы: «Климат Башкортостана”,“Погода”,”Дни недели” ;

Работа с Интернет- ресурсами.

3

Раздел 9. Мой режим дня.

Способствовать развитию творческой деятельности, развивать навыки чтения , лексические навыки на базе прочитанного текста

Примерные варианты заданий:

Составление диалогов и монологических сообщений на тему: “Мой режим дня”, «Каникулы»;

Чтение и перевод текстов;

Работа со словарем

3

Раздел 10. Праздники.

Развитие коммуникативной компетенции, навыков и умений чтения 

Примерные варианты заданий:

Выполнение заданий по теме: фонетические, лексико - грамматические упражнения;

Составление диалогов и монологических сообщений на тему «Праздники»;

Чтение и перевод текстов;

Работа со словарем.

3

Раздел 11. Уфа- столица РБ.

Развитие и совершенствование коммуникативной и социокультурной компетенции  на базе прочитанного текста по домашнему чтению

Примерные варианты заданий:

Составление диалогов и монологических сообщений на тему «Мой город», «Уфа- столица Башкортостана”, “Древняя Уфа”, “Названия улиц города”;

Чтение и перевод текстов на тему: «Уфа- столица Башкортостана”, “Мой город”, “Древняя Уфа”, “Названия улиц города  ;

Работа со словарем.

Раздел 12. Путешествия.

Совершенстаование умений работать с дополнительной литературой

Примерные варианты заданий:

Составление диалогов и монологических сообщений на тему «Средства  транспорта»,  «Путешествия», «Экскурсии»;

Чтение и перевод текстов;

Работа со словарем.

3

Раздел 13. Профессии. Моя будущая профессия.

Способствовать развитию творческой деятельности, развивать навыки чтения , лексические навыки на базе прочитанного текста

Примерные варианты заданий:

Составление диалогов и монологических сообщений на тему «Моя  будущая специальность»,  « Научно- технический прогресс», «Заимствованные слова», “ Профессиональная лексика”;

Чтение и перевод текстов на тему:  Заимствованные слова»,“Технические учебные заведения города” ;

Разработка презентации на тему: “Научно- техническкий прогресс”;

Подготовить реферат на тему: “ Использование компьютерной технологии в специальности”;
Пересказ текста по теме: “НТП в нашей специальности”.

Работа со словарем.

5

пр

Итоговый  тест.

1

Всего: 39ч.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеева, Л.П. Обеспечение самостоятельной работы студентов / Алексеева Л.П., Норенкова Н.А // Специалист. - 2010 - №6.
  2. Аргунова Т.Г. Организация самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений / Аргунова Т.Г. - М.: НПЦ «Профессионал-Ф», 2009.
  3. Аргунова, Т.Г. Использование кейс-метода в среднем специальном учебном заведении / Т.Г. Аргунова, И.П. Пастухова, В.А. Подвойский. - М.: Библиотека журнала «СПО», 2009.
  4. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности. - М.: Просвещение, 2009.
  5. Исследовательская работа: практика организации и проведения / отв. рек. В.Ф. Кривошеев, сост. Н.Б. Орлова. - М.: УМЦ ПО ДОМ, 2009.
  6. Кондауров М.Т. Самостоятельная работа студентов / М.Т. Кандауров // Профессиональное образование. - 2011 - №9.
  7. Муслимова, А.Ф. Развитие стремлений к самосовершенствованию и творческой самореализации / А.Ф. Муслимова // Среднее профессиональное образование. - 2010 - №4.
  8. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений. - М.:, 2008.
  9. Скобелева Т.М. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования / Т.М. Скобелева. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2010 (Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования»).
  10. Управление самостоятельной работой студентов: метод. пособие / под общ. ред. И.П. Пастуховой, Т.Г. Аргуновой. - М.: Библиотека журнала «СПО», 2010.
  11. Материалы Центра по обеспечению деятельности УМО Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (2011 - 2012 г.г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии «повар, кондитер» ОП.03. Техническое оснащение и организация рабочего места

Задания составлены на основе рабочей программы Федерального государственного образовательного стандарта  по  профессии начального  профессионального образования 260807.01  «Повар, ...

Методические рекомендации для подготовки самостоятельной работы обучающихся

Методические рекомендации для подготовки самостоятельной работы обучающихся (подготовка доклада, сестринской истории болезни, санбюллетеней, кроссвордов, опорного конспекта, схемы)...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине: Документационное обеспечение управления на тему: «Составление и оформление докладных и объяснительных записок»

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов являются обязательной частью учебно-методических комплексов учебных дисциплин, реализуемых  по всем направлениям подготов...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по специальности 38.02.07 «Банковское дело» (по программе базовой подготовки) по ПМ.02 «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ»

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы разработаны с целью оказания помощи обучающимся при освоении МДК.02.01 «Организация кредитной работы»  и МДК 02.02 Учет...

Методические рекомендации для подготовки самостоятельной работы обучающихся

Методические рекомендации для подготовки самостоятельной работы обучающихся (подготовка доклада, сестринской истории болезни, санбюллетеней, кроссвордов, опорного конспекта, схемы)...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Методические рекомендации предназначены для обучающихся  Университетского колледжа ОГУ и составлены с учетом федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся для преподавателей областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения (техникум) «Уч...