Методические рекомендации для подготовки самостоятельной работы обучающихся
методическая разработка на тему

Потёмкина Лилия Викторовна

Методические рекомендации для подготовки самостоятельной работы обучающихся (подготовка доклада, сестринской истории болезни, санбюллетеней, кроссвордов, опорного конспекта, схемы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

ПМ.07, ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям              рабочих, должностям служащих

ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА

Требования к оформлению письменного доклада 

Титульный лист является первой страницей доклада, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

На титульном листе приводят следующие сведения:

1) наименование учебного заведения;  

2) наименование специальности,

3) наименование группы;  

4) тема доклада;

5) фамилия и инициалы студента (слушателя);

6) должность, ученое звание, фамилия и инициалы руководителя доклада;

7) место и дата составления доклада.

  • Содержание (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
  • Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы)
  • Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос)
  • Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада)
  • Библиографический список на старше 5 лет. (5-7 источников).

Общие требования

Страницы текста доклада, включенные приложения, таблицы и распечатки должны соответствовать формату А4.

Доклад должен быть представлен в печатном виде. Шрифт – Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал, выравнивание по ширине,                   абзацный отступ – 1,25.

Текст доклада следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см.

Объем доклада: не более 5-7 страниц.

Все страницы работы должны быть пронумерованы. Номер страницы ставится внизу страницы посередине. Нумерация страниц начинается со второй страницы (титульный лист не нумеруется).

Заголовки структурных элементов доклада и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

Критерии оценки доклада:

Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите доклада:

  • актуальность темы;
  • соответствие содержания теме;
  • глубина проработки материала;
  • грамотность и полнота использования источников;
  • наличие элементов наглядности.

Оценка 4 – основные требования к докладу и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём доклада; имеются упущения в оформлении; мало элементом наглядности.

Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к докладу. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании доклада или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует заключение.

Оценка 2 – тема доклада не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

СОСТАВЛЕНИЕ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА

Алгоритм самостоятельной работы по составлению опорного конспекта:

  1. Ознакомьтесь с материалом изучаемой темы по тексту рекомендуемых источников.
  2. Выделите главное в изучаемом материале, составьте обычные краткие записи.
  3. Подберите к данному тексту опорные сигналы в виде отдельных слов, определённых знаков, графиков, рисунков.
  4. Продумайте схематический способ кодирования знаний, использование различного шрифта, рамок, различное расположение слов (по вертикали, по диагонали) и т.д.
  5. Составьте опорный конспект.

По объему опорный конспект должен составлять примерно один полный лист.

Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или строчными пробелами.

При составлении опорного конспекта можно использовать определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе учебной дисциплины или модуля.

Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с остальными, должен выражать законченную мысль.

Опорный конспект должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти. Он должен быть наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю и другим студентам.

К критериям оценки самостоятельной работы по составлению конспекта относятся:

  • соответствие материала конспекта заданной теме;
  • четкая структура конспекта;
  • правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы по законспектированному материалу;

правильность оформления конспекта.

СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ

 Требования по составлению схем, графиков, диаграмм, таблиц:

  1. Внимательно прочитайте учебный материал по изучаемой теме.
  2. Выберите наиболее эффективный графический способ отображения учебного материала.
  3. Ознакомьтесь с образцами оформления схем, графиков, диаграмм или таблиц, прдложенных преподавателем.
  4. Продумайте конструкцию схемы, графика, диаграммы или таблицы: расположение порядковых номеров, терминов, примеров, пояснений, числовых значений и т.д.
  5. Начертите схему, график, диаграмму, таблицу и заполните необходимым содержимым.
  6. Проверьте структурированность материала, наличие логической связи изложенной информации.

К критериям оценки самостоятельной работы по составлению схем, графиков, диаграмм, таблиц относятся:

  • соответствие содержания работы изучаемой теме;
  • правильная структурированность представленного материала;
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • аккуратность выполнения работы.

Критерии оценки к составлению таблицы:

Оценка "5" ставится, если студент:

-        выполнил работу без ошибок и недочетов;

-        допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если студент выполнил работу полностью, но допустил в ней:

-        не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

-        или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если студент правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

-        не более двух грубых ошибок;

-        или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

-        или не более двух-трех негрубых ошибок;

-        или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

-        или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если студент:

-        допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

-        или если правильно выполнил менее половины работы.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ СЕСТРИНСКОЙ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ

Сестринскую историю болезни студент должен оформить на листах формата А 4 пронумерованных и скрепленных.

Затем оформляется история болезни пациента (больного), которого вы курировали (обследовали и наблюдали) в отделении. История болезни оформляется по единой схеме.

При написании сестринской истории болезни разделы не нумеруются. Название  раздела начинается с «красной строки». После точки с большой буквы текст.

В связи с тем, что обследование больного студентом, как правило, по времени происходит позже его поступления в клинику, больной может и не предъявлять жалобы на момент обследования. Поэтому при оформлении студенческой истории болезни следует выяснять и записывать жалобы на момент курации, а их динамику от момента поступления до момента обследования записывать в историю заболевания.

Заполняйте сестринскую историю болезни на русском языке, синей ручкой, без исправлений и сокращений, допускается набор текста на компьютере, с применением медицинской терминологии.

Описывайте проблемы пациента его собственными словами. Это поможет Вам обсуждать с ним вопросы ухода, а ему лучше понять план ухода.

Называйте целями то, чего хотите добиться вместе с пациентом. Умейте сформулировать цели, например: у пациента будут отсутствовать (уменьшаться) неприятные симптомы (укажите какие), далее, укажите условие (с помощью чего или кого), срок, за который, по Вашему мнению, произойдет изменение в состоянии здоровья.

Составляйте индивидуальные планы ухода за пациентом, опираясь на стандартные планы ухода. Это сократит время написания плана и определит научный подход к сестринскому планированию.

Отмечайте срок (дату) реализации плана, укажите, что помощь была оказана в соответствии с планом (не дублируйте записи, экономьте время). Поставьте подпись в конкретном разделе плана и внесите туда дополнительную информацию, которая не была запланирована, но потребовалась. Проведите коррекцию плана.

Привлекайте пациента к ведению записей, связанных с самопомощью или, например, с учетом водного баланса суточного диуреза.

Обучите всех участвующих в уходе (родственников, вспомогательный персонал) выполнять определенные элементы ухода и регистрировать их.

Стратегия общения с пациентом

        Вы должны быть уверены, что Ваша беседа будет проходить в тихой неофициальной обстановке без отвлечения и не будет прерываться.

Для установления доверительных отношений с пациентом медицинская сестра должна представиться, назвав свое имя, положение и сообщить цель беседы.

        Называйте пациента по имени и отчеству и на «Вы». Проявляйте дружелюбие, участие и заботу.

         Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Будьте спокойны и неторопливы. Не проявляйте досады, раздражения.

Говорите ясно, медленно, отчетливо. Используйте понятную, пациенту терминологию. Если Вы сомневаетесь в том, что он Вас понимает, спросите, что он вкладывает в то или иное понятие. Поощряйте вопросы Вашего пациента.

        Позвольте пациенту закончить фразу, даже если он излишне многословен. Если необходимо повторить вопрос, перефразируйте его для лучшего понимания.

        Не начинайте разговор с личных, деликатных вопросов. Прежде всего, спросите о его жалобах.

Во время беседы делайте короткие записи. Не полагайтесь на свою память, но и не пытайтесь записать всю информацию. Кратко запишите даты, ключевые слова или фразы.

Слушайте внимательно пациента.

Примерные вопросы для проведения субъективного сестринского обследования:

Что беспокоит? На что Вы жалуетесь?

Когда вы заболели?

Есть ли что-то, чем Вы особенно обеспокоены в последнее время?

Вам трудно обслуживать себя? Нужна ли Вам помощь? Что для Вас самое трудное в повседневной жизни?

Как Вы спите?

Стараетесь ли придерживаться диеты? Какую пищу предпочитаете? Какой у Вас аппетит?

Есть ли проблемы с мочеиспусканием - больно, трудно мочиться? Встаете ли ночью в туалет?

Случались ли у Вас аллергические реакции на лекарства, пищу?

Какие медикаменты Вы принимаете?

Чем болели в своей жизни? Перенесенные детские инфекции, операции, травмы.

Вы верующий человек?

Ведете ли Вы здоровый образ жизни? Что Вы делаете для укрепления своего здоровья?

По Вашему мнению, какие еще факторы негативно сказываются на Вашем здоровье?

Критерии оценки за сестринскую учебную историю болезни:

«5» (отлично) – сестринская история болезни заполнена подробно: паспортная часть истории болезни, проведены студентом субъективное и объективное  обследование, правильно выбраны настоящие проблемы пациента, из них приоритетная проблема пациента. Правильно поставлены краткосрочные и долгосрочные цели. Составлен правильно, в полном объеме план зависимых и независимых сестринских вмешательств, по алгоритму действий медсестры. Правильно проведена оценка результатов вмешательств.

«4» (хорошо) – сестринская история болезни написана правильно, но с небольшими замечаниями. Паспортная часть истории болезни заполнена правильно. Проведено студентом субъективное, объективное обследование, правильно выбраны настоящие проблемы, из них приоритетная проблема пациента. Правильно поставлены краткосрочные и долгосрочные цели. План зависимых и независимых сестринских вмешательств составлен  не  в полном объеме.

«3» (удовлетворительно) – сестринская история болезни написана студентом с ошибками. Паспортная часть истории болезни заполнена правильно. Проведены студентом субъективные, объективные методы обследования, правильно выбраны настоящие проблемы, из них приоритетная проблема пациента. Краткосрочные и долгосрочные цели поставлены не точно. План зависимых и независимых сестринских вмешательств составлен не в полном объеме.

«2» (неудовлетворительно) – сестринская история болезни написана студентом неправильно.  Паспортная часть истории болезни заполнена не полно. Субъективное, объективное обследование проведено не в полном объеме, не все   настоящие проблемы определены, приоритетная проблема выбрана неверно. Краткосрочные и долгосрочные цели поставлены не точно. План зависимых и независимых сестринских вмешательств составлен не в полном объеме.

СЕСТРИНСКАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

ПЕРВИЧНЫЙ  СЕСТРИНСКИЙ  ОСМОТР: 

Ф.И.О. медицинской сестры……………………………………………………

Наименование стационара………………………………………………………

Отделение…………………………………№ палаты………………………

Дата поступления…………………………время поступления………………

Фамилия, имя, отчество пациента……………………………………………

………………………………………………………………………………………

Дата, год рождения……………………………………пол……………………

Профессия…………………………………должность………………………

Предварительный врачебный диагноз……………………………………………

Требуемая транспортировка (кресло, каталка, костыли, самостоятельно)

……………………………………………………………………………………

Жалобы……………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Краткая история появления жалоб (начало проявления проблем, с чем они связаны, как развивались, периоды улучшения, ухудшения, госпитализации, эффект от предыдущего лечения)………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Травмы и операции в прошлом……………………………………………………

Краткая история жизни:………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………........................................................................................................................................................

Образование…………………………………………………………………

Социальный статус (замужем, женат, разведен, вдовец, дети, отношения в семье)……………………………………………………………………………

С кем проживает в настоящее время……………………………………………

Профессиональные вредности……………………………………………………

Отношение к интоксикациям:

алкоголь……………………………………………………………………………..

наркотики………………………………………………………………………  

табакокурение………………………………………………………………………

злоупотребление кофе………………………………………………………

токсикомании………………………………………………………………

злоупотребление лекарственными препаратами………………………………

Сексуальная жизнь (регулярность)……………………………………………

Наследственность (АГ, сахарный диабет и т.д.)…………………………………

Эпидемиологический анамнез: …………………………………………………

Туберкулёз………………………………………………………………………

Гепатиты………………………………………………………………………

Другие инфекции………………………………………………………………

 Инъекции в течение 6 месяцев до госпитализации……………………………

Аллергологический анамнез: непереносимость пищи…………

лекарственных препаратов……………………………………………………

ОБЪЕКТИВНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

ПОТРЕБНОСТИ:

1. НОРМАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ

Имеются ли проблемы с дыханием (да, нет) …………………………

характер дыхания (глубокое, поверхностное, ритмичное, аритмичное, свободное, затруднённое, шумное, ИВЛ, обычное ……………………………………………...

дышит через рот или нос…………………..одышка………………………….

пользуется ли ингалятором (как часто)………………………………………

требуется ли кислород (да, нет)………………………………………………

ЧДД…………………………………кашель………………………………

характер мокроты………………………………………………………………

Пульс  ритмичность………………частота………………напряжение………………

АД ………… боль……………………..……головная боль………………..…

требуется ли специальное положение в постели (да, нет)…………………

2. ПИТАНИЕ И ПИТЬЕ

Особенности питания …………………………………………………………

Регулярность приёма пищи………………………………………………………

Аппетит…………………………………………………………………………

Диета………………………………………………………………………………

Необходимость обращения к диетологу (да, нет)……………………………

Рост ……………………………….вес……………………………………

Конституция (астеник, нормостеник, гиперстеник)…………………………

Тонус мышц…………………………………………………………………

Осмотр кожи и слизистых:………………………………………………………

цвет…………………влажность ………………………тургор…………………

Запах изо рта (есть, нет)…………………………………………………………

Подкожно-жировой слой (выраженность)………………………………………

Пьет жидкости (достаточно, ограниченно, много)…………………………

Водный баланс…………………………………………………………………

Имеются ли зубы (да, нет)…………………………………………………………

Имеются ли съемные зубные протезы (да, нет)………………………………….

Может ли самостоятельно питаться, пить или нужна помощь…………………

Рвота……………………………………..характер……………………………

3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОТПРАВЛЕНИЯ

Стул………………….характер…………………………..регулярность………

патологические примеси……………………………………………………

Мочеиспускание (свободное, затруднённое, катетером, частота)………………

болезненность……………………………цвет …………………………………

Использование слабительных (какие, указать)…………………………………

4. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Зависим (да, нет)…………………………………………………………………

Применение приспособлений при ходьбе………………………………………

Опорно-двигательный аппарат…………………………………………………

Как далеко может передвигаться пешком (сам, с посторонней помощью)……………………………………………………………………

5. СОН, ОТДЫХ

Сон (продолжительность, встает ли ночью)……………………………………

Снотворные……………………………………………………………………….

Засыпание………………………………………………………………………..

Нуждается ли в дневном отдыхе………………………………………………

Кошмары…………………………………………………………………………

6. СПОСОБНОСТЬ ОДЕТЬСЯ, РАЗДЕТЬСЯ, ВЫБРАТЬ ОДЕЖДУ, ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Самостоятельно (да, нет)…………………………………………………………

Какие имеются трудности………………………………………………………

Заботится ли о своей внешности…………………………………………………

Тремор (рук, головы, выраженность)…………………………………………

Гигиеническое состояние (нуждается в мытье, чистота белья и т.п.)…………….……………………………………………………………………

Способность к самоуходу (требуемая помощь)…………………………………

Возможность выбора одежды……………………………………………………

Риск развития пролежней………………………………………………………

7. ПОДДЕРЖАНИЕ НОРМАЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ

Температура тела в момент осмотра ………………………………………

8. ПОДДЕРЖАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Состояние (удовлетворительное, ср. тяжести, тяжелое, крайне тяжелое) ………..…………………………………………………………………………

Поведение: обычное, спокойное, возбуждение, беспокойство, агрессивность, вялость, сонливость, заторможенность………………………………………

Положение в постели (активное, пассивное, вынужденное) ….....

Слух………………………………………………………………………………

Зрение……………………………………………………………………………

Ориентировка в месте, времени………………………………………………

Риск получения травмы………………………………………………………

Трудности в понимании……………………………………………………………

9. ТРУД И ОТДЫХ

Трудоспособность ……………………………………………………………

Потребность в работе……………………………………………………………

Есть ли удовлетворение от работы……………………………………………

Возможность отдыхать………………………………………………………

Предпочтительный вид отдыха…………………………………………………

Увлечения………………………………………………………………………

Возможность реализации………………………………………………………

10. ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЩЕНИЯ

Разговорный язык…………………………………………………………………

Психическое состояние собственной личности (может назвать имя, возраст и т.п.)………………………………………………………………………………

Желание участвовать в беседе…………………………………………………

Настроение (плаксивость, нервозность).………………………………………

Память……………………………………………………………………………

Критика (понимает ли, что болен)……………………………………………

Нужен ли слуховой аппарат (да, нет)……………………………………………

Есть ли очки………………………………………………………………………

Отклонения от нормы в поведении………………………………………………

Образ жизни, круг интересов больного…………………………………………

Социальный статус ………………………………………………………………

Развлечения……………………………………………………………………..

Отдых……………………………………………………………………………

Верования………………………………………………………………………


VIII. ПЛАН СЕСТРИНСКОГО УХОДА.

Ф.И.О. пациента

Отделение

№ палаты

Дата

Проблема пациента

Цели (ожидаемый результат)

Вмешательства

Действия

медсестры

Периодичность, кратность, частота оценки

Конечная дата достижения цели

Итоговая оценка

 эффективности

                                          Согласовано с лечащим врачом:

                    Сестра (подпись)  

                    Врач (подпись)        


                                         

IV. НАРУШЕННЫЕ   ПОТРЕБНОСТИ:

VII. Проблемы пациента (перечислить):

  1. настоящие –

  1. приоритетные –

  1. потенциальные –

ОТРАБОТАТЬ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ НАВЫКОВ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ ПО АЛГОРИТМУ

 Оценка «5» ставится, если студент:

  1. Оснащает рабочее место с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций.
  2. Практические действия выполняет последовательно, в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций.
  3. Соблюдает все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживает регламент времени; рабочее место убирает, в соответствии с требованиями санэпидрежима.
  4. Все действия четко обосновывает.

Оценка «4» ставится, если студент:

  1. Не полностью самостоятельно оснащает рабочее место для выполнения практической манипуляции.
  2. Практические действия выполняет последовательно, но неуверенно.
  3. Соблюдает все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушает регламент времени; рабочее место убирает, в соответствии с требованиями санэпидрежима.
  4. Все действия обосновывает с помощью уточняющих вопросов преподавателя.

Оценка «3» ставится, если студент:

  1. Не полностью оснащает рабочее место для выполнения практической манипуляции.
  2. Нарушает последовательность выполнения манипуляций, действует неуверенно.
  3. Соблюдает все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирает, в соответствии с требованиями санэпидрежима.
  4. Не может обосновать свои действия без дополнительных вопросов и комментариев преподавателя.

Оценка «2» ставится, если студент:

  1. Затрудняется подготовить рабочее место.
  2. Неспособен самостоятельно выполнить практическую манипуляцию по алгоритму.
  3. Совершает действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала; нарушает требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами.

УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ САНБЮЛЛЕТЕНЕЙ

Работы выполняются по тематике:

  •  формирование и пропаганда здорового образа жизни, в том числе предупреждение и борьба с потреблением алкоголя и табака, с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
  •  осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  •  предупреждение и раннее выявление заболеваний, в том числе предупреждение социально значимых заболеваний и борьба с ними;
  •  проведение профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризация, диспансерное наблюдение;
  •  осуществление мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности.

Требования к выпуску санитарных бюллетеней

Санитарный бюллетень должен быть оформлен на стандартном листе ватмана, закреплён рейками и обеспечен тесьмой.

Санитарный бюллетень должен быть достаточно живым, кратким, легко читаемым, без непонятных медицинских терминов, без оборотов, принятых в деловых бумагах, инструкциях.

В санитарном бюллетене желательно приводить выдержки из художественных произведений, примеры, использовать юмор и сатиру. Информационная часть должна иметь один крупный рисунок или фотографию, иллюстрирующие названия темы и ряд небольших иллюстраций (фото, рисунки, текстовые лозунги, карикатуры) к отдельным текстам с подзаголовками. Наличие грамматических ошибок недопустимо.

Критерии оценки:

3 балла

  1. Выразительное название

3 балла

  1. Красочное оформление

5 баллов

  1. Основная тема - вопросы профилактики

5 баллов

  1. Интересное изложение материала, текст краткий, легко читается, отсутствие непонятных медицинских терминов, грамматических ошибок

4 балла

  1. Информационная часть имеет один крупный рисунок или фото, иллюстрирующие название темы, и ряд небольших иллюстраций к отдельным текстам с подзаголовками

20 баллов

Максимальная оценка

СОСТАВИТЬ КРОССВОРД

Требования к составлению кроссворда.

Кроссворд – игра-задача, в которой фигуру из рядов пустых клеток нужно заполнить перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.

Кроссворды – это гимнастика ума и испытание на эрудицию. Составление кроссвордов является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности.

Существует множество видов кроссвордов. По форме кроссворды могут быть в виде прямоугольника, квадрата, ромба, треугольника, есть круглые (циклические), фигурные, диагональные кроссворды. По расположению кроссворды могут быть симметричные, асимметричные или иметь вольное расположение слов. По содержанию выделяют  тематические, учебные, числовые, алфавитные кроссворды, кроссворды с фрагментами (рисунками), кроссворды с ключевым словом или фразой и др.

Общие правила составления кроссвордов:

  • Загаданные слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа.
  • Не используются слова, пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно-ласкательную окраску.
  • Не используются аббревиатуры и сокращения.
  • В каждую белую клетку кроссворда вписывается одна буква.
  • Каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается черной клеткой или краем фигуры.
  • Имен собственных в кроссворде может быть не более 1/3 от всех слов. 
  • Не следует применять при составлении кроссвордов слова, которые могут вызвать негативные эмоции, жаргонные и нецензурные слова.
  • Не желательно при создании кроссвордов употреблять малоизвестные названия, устаревшие и вышедшие из обихода слова.
  • Начинать составлять кроссворд рекомендуется с самых длинных слов.

Правила оформления кроссвордов:

  • Кроссворд может быть оформлен от руки на листах формата А4 или набран на компьютере с использованием любого текстового или табличного редактора и распечатан на принтере.  
  • При составлении кроссворда можно использовать специальные компьютерные программы типа «Hot Potatoes», «Eclipse Crossword», «Decalion» или бесплатные онлайновые сервисы типа «Фабрика кроссвордов». При этом кроссворд должен быть сохранен на электронный носитель в виде исполняемого файла и может быть представлен в электронном виде.
  • Рисунок кроссворда должен быть четким.
  • Сетка кроссворда должна быть выполнена в двух экземплярах:

1-й экземпляр –  с заполненными словами;

2-й экземпляр – пустая сетка только с цифрами позиций.

  • Толкования слов (определения) должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию. В определениях не должно быть однокоренных слов.
  • Каждому слову в сетке кроссворда присваивается номер. При этом номера расставляются последовательно слева направо, от верхней строчки к нижней.
  • Ответы на кроссворд публикуются отдельно. Оформляются на отдельном листе.

Алгоритм самостоятельной работы по составлению кроссворда:

  1. Внимательно прочитайте учебный материал по изучаемой теме (конспекты, дополнительные источники).
  2. Определите круг понятий по изучаемой теме, из которых будет состоять Ваш кроссворд.
  3. Составьте вопросы к выбранным понятиям. 

Каждому понятию надо дать правильное, лаконичное толкование.

  1. Продумайте дизайн кроссворда, его эстетическое оформление.
  2. Начертите кроссворд и оформите список вопросов к нему.
  3. Оформите ответы на кроссворд на отдельном листе.
  4. Проверьте правильность выполненной работы (грамотность написания понятий и определений, соответствие нумерации, количество соответствующих ячеек).

К критериям оценки самостоятельной работы по составлению кроссворда относятся:

  • соответствие содержания кроссворда изучаемой теме;
  • грамотность в изложении терминов, понятий изучаемой темы;
  • уровень сложности составленных вопросов;
  • наличие листа правильных ответов;
  • качество оформления работы (аккуратность, эстетичность, оригинальность).

Вопросы для собеседования

Вопросы для собеседования по ПМ.07 предоставляются студентам на первом теоретическом занятии по МДК, обучающихся знакомят с критериями оценивания индивидуальных ответов.

Шкала оценивания

 «отлично» – дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, проявляющаяся в свободном оперировании понятиями, умении выделить существенные и несущественные его признаки, причинно-следственные связи. Могут быть допущены недочеты в определении понятии, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа.

«хорошо» – дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Могут быть допущены недочеты или незначительные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя.

«удовлетворительно» – дан полный, но недостаточно последовательный ответ на поставленный вопрос, но при этом показано умение выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Ответ логичен и изложен в терминах науки. Могут быть допущены 1-2 ошибки в определении основных понятий, которые студент затрудняется исправить самостоятельно.

«неудовлетворительно» – дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятии, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

Методические материалы, определяющие процедуру оценивания

Собеседование проводится по окончании изучения МДК. Продолжительность собеседования обусловлена сложностью темы, уровнем подготовки обучающихся, проводится индивидуально.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии «повар, кондитер» ОП.03. Техническое оснащение и организация рабочего места

Задания составлены на основе рабочей программы Федерального государственного образовательного стандарта  по  профессии начального  профессионального образования 260807.01  «Повар, ...

Методические рекомендации по составлению самостоятельной работы обучающихся

Положение о самостоятельной работе обучающихся Уфимского автотранспортного колледжа разработано согласно типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования ...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по специальности 38.02.07 «Банковское дело» (по программе базовой подготовки) по ПМ.02 «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ»

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы разработаны с целью оказания помощи обучающимся при освоении МДК.02.01 «Организация кредитной работы»  и МДК 02.02 Учет...

Методические рекомендации для подготовки самостоятельной работы обучающихся

Методические рекомендации для подготовки самостоятельной работы обучающихся (подготовка доклада, сестринской истории болезни, санбюллетеней, кроссвордов, опорного конспекта, схемы)...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Методические рекомендации предназначены для обучающихся  Университетского колледжа ОГУ и составлены с учетом федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по «Вокальной подготовке»

Данное пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся для преподавателей областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения (техникум) «Уч...