Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по «Вокальной подготовке»
электронный образовательный ресурс

Данное пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyat.rabota_po_vokalnoy_podgotovke.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

ОГАПОУ «Валуйский колледж»

Рекомендации по организации самостоятельной работы

обучающихся

ПМ «Преподавание в области музыкальной деятельности»

МДК 01.02 «Подготовка педагога дополнительного образования

в области музыкальной деятельности»

Раздел 4. Вокальная подготовка

Специальность   44.02.03 Педагогика дополнительного

образования

           

                                                                           

                                                                       Разработчик : Глебова Н.Г.

                                            Валуйки

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………3 стр.

Тема№1.

Работа по развитию и формированию слуховых и вокальных навыков…..6 стр.

Тема№2.

          Разучивание мелодии вокальных произведений и детских песен………….9 стр.

Тема№3.

Разучивание упражнений для развития слуховых и вокальных навыков...12стр.

          Тема№4.

Составление плана работы над детской песней……………………………..17 стр.

          Тема№5.

Разработка рекомендаций по охране детского певческого голоса…………20 стр.

Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования (статья 68).

Достижение указанных целей предполагает существенное повышение роли самостоятельной работы обучающихся в рамках учебного процесса, усиление ответственности педагогических работников за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование познавательного интереса обучающихся, воспитание их творческой активности и инициативы.

 Согласно пункту 28 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464, самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся.

Обеспечение эффективной самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей - одно из требований к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования, установленное федеральными государственными образовательными стандартами.

Самостоятельная работа студента направлена не только на достижение учебных целей - обретение соответствующих компетенций, но и на формирование самостоятельной жизненной позиции как личностной характеристики будущего специалиста, повышающей его познавательную, социальную и профессиональную мобильность, формирующую у него активное и ответственное отношение к жизни.

Предметно и содержательно самостоятельная работа регламентирована государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения, основной профессиональной образовательной программой по специальности, нормативно – правовыми документами федерального и локального уровней.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет компетентностный подход в образовании, на базе которого осуществляется формирование общих и   профессиональных   компетенций

самостоятельного труда специалиста, необходимых как для самообразования,

так и для дальнейшего повышения квалификации в системе   непрерывного

образования, развития профессиональной карьеры.

1. Сущность и характеристики самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов - это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной

направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Функции самостоятельной работы:

  •  информационно - обучающая;
  •  развивающая;
  •  ориентирующая;
  •  стимулирующая;
  •  воспитывающая.

Цели самостоятельной работы:

  •  систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  •  углубление и расширение теоретических знаний;
  •  формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  •  развитие познавательных способностей, активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  •  развитие исследовательских умений.

Самостоятельная работа является формой организации учебно-познавательной деятельности, средством активизации процесса обучения, видом познавательной деятельности обучаемых, системой педагогических условий, обеспечивающих управление познавательной деятельностью.

Признаки самостоятельной работы:

  •  наличие конкретной цели и задания;
  •  чёткая форма выраженности результата работы;
  •  определение формы контроля работы;
  •  определение критериев оценивания результатов работы;
  •  обязательность выполнения работы каждым обучающимся.

Виды самостоятельной работы в учебном процессе среднего специального учебного заведения:

  •  аудиторная;
  •  внеаудиторная.

Внеаудиторная самостоятельная работа - вид самостоятельной работы, выполняемой студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Задания для самостоятельной работы, основанные на индивидуальном подходе к их содержанию с учетом специфики специальности, изучаемой дисциплины, курса (модуля) и особенностей обучающегося делятся на три группы:

-  задания, образцы, выполнения которых обучающемуся уже известны;

- задания, требующие избирательного отношения обучающегося к известным ему средствам и методам решения поставленной задачи;

- задания, включающие элементы самостоятельного исследования, когда создается дидактическая ситуация, направленная на отыскание обучающимся новых средств и методов решения поставленных задач.

Формулировка задания должна быть четкой и предельно конкретной.

2. Организация и руководство самостоятельной работой обучающихся.

Перед выполнением обучающимися самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, сообщая:

  •  цель задания;
  •  содержание задания;
  •  сроки выполнения задания;
  •  ориентировочный объем работы;
  •  основные требования к результатам выполнения задания;
  •  критерии оценки;
  •  типичные ошибки, встречающиеся при выполнении задания.

Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, курса (модуля).

Самостоятельная работа может быть организована как в индивидуальной, так и в групповой форме в зависимости от цели, объема, конкретной тематики, уровня сложности и уровня умений обучающихся.

        В разделе «Вокальная подготовка» самостоятельная работа выполняется в индивидуальной форме и направлена на закрепление и совершенствование вокально-исполнительских навыков, а так же освоение певческого репертуара и репертуара детских и школьных песен, а также методов работы с детскими голосами.

Рекомендации по самостоятельной работе включают в себя:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

         3. Рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями (трудоемкость заданий).

4. Методические указания по выполнению самостоятельной работы.

          5. Задания для самостоятельной работы.

6. Критерии оценки выполненного задания.

7. Библиографический список.

Виды учебной деятельности

Кол-во часов

Максимальный объем учебной нагрузки по разделу «Вокальная подготовка », всего

396

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (аудиторные занятия)

в том числе:

264

практические занятия

264

Самостоятельная работа

132

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Наименование темы

Трудоемкость, ч.

Самостоятельная работа по разделу «Вокальная подготовка»

       132

1. Работа по развитию и формированию слуховых и вокальных навыков.

2. Разучивание мелодии вокальных произведений и детских песен.

3. Разучивание упражнений для развития слуховых и вокальных навыков.

4. Составление плана работы над детской песней.

5. Разработка рекомендаций по охране детского певческого голоса.

Тема №1. Работа по развитию и формированию слуховых и вокальных навыков.

Методические рекомендации по теме:

Голос напрямую связан со слухом. Без участия слуха голос не может правильно формироваться. Качество голоса зависит от состояния здорового слухового аппарата точно так же, как слуховой аппарат от состояния здоровья голосового аппарата: здесь связь двусторонняя - одно не может существовать без другого. Слух является основным регулятором голоса. 

Слуховые восприятия осуществляются через деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы «про себя», а иногда и вслух повторяем их и только после этого воспринимаем. Перед тем как воспроизвести звук, необходимо представить себе его будущее звучание.

Для воспитания внутреннего слуха студентов важно научить их сознательному интонированию. Этому способствует пение по нотам, пение без сопровождения (выработка более сосредоточенного внимания поющего). 

Особенно важными для организационной структуры учебно-воспитательного процесса являются индивидуальные формы организации обучения.
Основным в формировании вокально-слуховых навыков является создание внутреннего образа, который регулирует, представления о звуке, и его требуется пропеть.

Первая задача педагога - убедить студента в правильности требований, чтобы повлиять на правильное звуковое представление. Поэтому необходимо полное доверие к педагогу. Кроме общих знаний студент-вокалист приобретает мастерство на индивидуальных занятиях в классе вокала. Именно на индивидуальных занятиях окончательно формируется голос: навыки и умения, индивидуальность и вкус будущего как исполнителя и педагога. 

Для правильного звукообразования по обыкновению большой объем имеет работа над отдельными звеньями вокального акта. В виде отдельных мышечных приемов усваивается, например, умение вдохнуть, открыть рот, сделать зевок и т. д. Все эти частичные движения, которые отрабатываются отдельно, потом должны быть объединены в целостную координацию. Это - части будущего общего навыка. 

Над вокальной дикцией надо начинать работать уже с первых занятий. Одним из наилучших средств выработки вокальной дикции является сольфеджио, артикуляционно-текстовые упражнения с использованием пословиц, скороговорок, чтение стихов. Такие упражнения помогают исправить языковые недостатки и овладеть разными темпами дикции. 

Одной из важных задач по развитию голоса является обучение студента правильному самоконтролю. Воспитанием правильного самоконтроля надо заниматься всегда во время занятий, и делать это надо очень мягко, ненавязчиво, чтобы чувство самоконтроля не стало доминирующим и не превратило вокальные тренировки в технические упражнения. С самого начала приучать студента следить за своим пением, за своими слуховыми вибрационными, мышечными, разными физическими и интеллектуальными ощущениями, которые должны фиксироваться в вокальной памяти и слухе. Студент должен научиться оценивать свое пение и исправлять недостатки. 
Из общего комплекса движений при звукообразовании четкому выделению подлежит момент атаки звука. Когда звук взят, легко проконтролировать его с помощью слуховых, резонаторных, дыхательных и других ощущений. Более малое распределение вокальных движений едва ли имеет смысл и возможно лишь на короткий момент.

 Работа над частями не должна переходить в самоцель. 
Процесс образования вокально-слуховых навыков условно можно разделить на три этапа. 

Первый этап - нахождение правильной вокальной деятельности голосового аппарата, правильного звукообразования на некоторых гласных и на ограниченном участке диапазона голоса. 

Второй этап - хранение и уточнение вокально-слуховых навыков, усвоение разных типов звуковедения, перенесение правильных принципов работы голосового аппарата на весь диапазон. 

Третий этап - автоматизация, шлифование и нахождение многочисленных вариантов работы. Это - этап доведения правильного звукообразования и звуковедения до автоматизма, полное «раскрепощение» голосового аппарата и возможности варьировать голосом в пределах правильного звучания, т. е. развития нюансирования. 

Обучение пению начинается с объяснений: как брать дыхание, атаковать звук, поддержать звучание, которое возникло и т. д.

Остановимся отдельно на этапах формирования вокально-слуховых навыков и отметим те характерные особенности, которые должны определять рациональную методику их выработки. 

Первый этап охватывает такой период занятий: от попыток осуществить звуковую задачу к ее правильному выполнению, т. е. к относительно слаженной работе органов голосового аппарата. Как и в других случаях, сначала все становится весьма несовершенным, приблизительным, неудобным вследствие нескоординированной работы органов и групп мышц. Это объясняется тем, что для выполнения движения привлекаются центры тех мышц, которые не должны брать в нем участие, но органы голосового аппарата, которые неподвластны воле, еще не сумели приспособиться для новой функции. Характерные особенности этого этапа: лишние движения, недостаточное согласование. Первый этап является одним из наиболее ответственных, потому что неправильно сформированные вокально-слуховые навыки при повторении закрепляются, входят в стереотип, от них тяжело избавиться в дальнейшем. В формировании вокально-технических навыков большое значение имеет начало фонации звука. Необходимо с первых же занятий обращать внимание студента на начало звучания, т. е. дыхание, задержку дыхания и т. д. Начальный этап в развитии певческого голоса наиболее сложный для студента, а потому требует времени. Каждый следующий этап должен быть более тяжелым, чем предыдущий и базироваться на нем. Каждая задача должна быть более сложным или новым вариантом того, что студент уже умеет делать. 

Следующий этап формирования вокально-слуховых навыков - фаза уточнения. Основные координации уже найдены, но протекают еще недостаточно чисто, на ограниченном участке диапазона, не на всех гласных, не воплощаются в слове. Выполнение их нуждается во внимании студента-вокалиста. На этом этапе студент умеет правильно распределять усилие (при минимальной затрате энергии) к образованию наилучших акустических качеств, которые отвечают звучанию хорошо поставленного голоса. Основная характеристика этого этапа - это развитие найденной связи дифференциального торможения, благодаря которому тормозится все, что мешает правильному вокальному процессу. Особое внимание надо обратить на второстепенные движения и на сохранение сформированных вокальнослуховых навыков в разных музыкальнотекстовых ситуациях. На этом этапе необходимыми являются постоянные указания педагога, достижение правильного качества звучания, усвоение приемов, которыми надо пользоваться. 

Этап закрепления вокально-слуховых навыков и их автоматизация отвечают упрочению динамических стереотипов в коре головного мозга. В этой фазе навыки выполняются легко, слаженно, свободно, не требуя большого внимания. Голос имеет все необходимые качества, звучит ровно и свободно на всем диапазоне, позволяя спокойно переносить основное внимание на выполнение. В таких случаях по обыкновению говорят: «Голос устроился». Функциональные возможности нервной системы постепенно расширяются, в результате систематической тренировки достигается необходимое движение или звучание. Неправильно усвоенная и закрепленная координация остается стойкой. Автоматизм позволяет проявиться вариантам вокально-слуховых навыков, что и составляет основу разных нюансов.

Таким образом, основная задача по развитию и формированию слуховых и вокальных навыков – это организация музыкального слуха студента и его развитие, а также обучение активному использованию слуха в творческой, исполнительской практике.

Средствами для правильной организации вокального слуха являются:

  • воспитание у студента чёткой, точной ориентировки в ладовых связях мелодии, гармонического сопровождения, в соотношении голосов полифонической музыки;
  • развитие острого и точного чувства ритма;
  • обучение живому и осмысленному восприятию и интонированию музыкальной фразы, периода, формы в целом;
  • воспитание и развитие чувства стиля.

Задания для выполнения самостоятельной работы:

  1. Повторить все вокально-ладовые упражнения, используемые на уроке вокала:
  • следить за дыханием;
  • чистотой интонирования;
  • артикуляцией и дикцией;
  • вибро- и баро- контроль, визуальный контроль за работой артикуляционных органов.
  1. Продолжить работу над певческим репертуаром следуя указаниям педагога:
  • спеть мелодию, добиваясь чистого устойчивого интонирования (с игрой мелодии и без неё);
  • следить за певческим дыханием и его расходованием;
  • работать над текстом добиваясь правильной артикуляции и дикции;
  • звуковедение и звукообразование в характере произведения;
  • выразительное исполнение песни или вокализа.

Форма отчёта о проделанной работе: демонстрация отрабатываемых навыков на учебном репертуаре соответствующего курсовым требованиям.

Критерии оценки выполненного задания.

«Отлично» - студент:

  • исполняет вокально-ладовые упражнения, соблюдая установки и рекомендации педагога, и пытается контролировать собственное исполнение;
  • умеет анализировать собственное пение, делает выводы и подбирает способы  устранения недостатков певческого голосообразования;
  • осмысленно работает, над певческим репертуаром соответствующим курсовым требованиям, опираясь на рекомендации педагога.

«Хорошо» - студент:

  • студент в основном  исполняет, вокально-ладовые упражнения соблюдая установки и рекомендации педагога, и пытается контролировать собственное исполнение;
  • пытается анализировать собственное пение, делать выводы и подбирать способы  устранения недостатков певческого голосообразования;
  • в основном осмысленно работает, над певческим репертуаром соответствующим курсовым требованиям, опираясь на рекомендации педагога.

«Удовлетворительно» - студент:

  • студент пытается, исполнять вокально-ладовые упражнения соблюдая установки и рекомендации педагога, и пытается контролировать собственное исполнение;
  • анализирует с помощью педагога  собственное пение, делает выводы и подбирает способы  устранения недостатков певческого голосообразования;
  • в основном справляется, с работой  над певческим репертуаром соответствующим курсовым требованиям, опираясь на рекомендации педагога.

«Неудовлетворительно» - студент:

  • студент не  пытается, исполнять вокально-ладовые упражнения соблюдая установки и рекомендации педагога, и пытается контролировать собственное исполнение;
  • не анализирует с помощью педагога  собственное пение, делает выводы и подбирает способы  устранения недостатков певческого голосообразования;
  • не справляется, с работой  над певческим репертуаром соответствующим курсовым требованиям, опираясь на рекомендации педагога.

Учебная и специальная литература 


1. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки: методическое пособие для учителей начальной школы / Ю. Б. Алиев. – М.: Просвещение, 1978. 

2. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б.  Дмитриев.- М.: Музыка, 2007. 
3. Люш, Д. В. Развитие и сохранение певческого голоса/ Д. В.  Люш.- К.: Муз. Украина, 1988. 
4. Менабени, А. Г. Методика обучения пению / А. Г. Менабени.- М.: Просвещение,2008.

5. Назаренко, И. К. Искусство пения / И. К. Назаренко.- М.: Музыка, 1968. 
6. Орлова, Н., Алиев, Ю. Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе/ Н. Орлова., Ю. Алиев.- М.: Музыка, 1971.

7. Ражников, В. Г. Динамика художественного сознания в музыкальном обучении: дис. в форме научного доклада ... доктора пед. наук / В. Г.  Ражников.- М., 1993. 

8. Стулова, Г. П. Дидактические основы обучения пению: учебное  пособие / Г.П. Стулова.-М.:Просвещение,1988. 

Тема № 2. Разучивание мелодии вокальных произведений и детских песен.

Методические рекомендации по теме:

Методика разучивание песни предполагает три этапа на протяжении нескольких занятий:

Знакомство  с песней. Цель - заинтересовать студента произведением, раскрыть содержание песни. Поскольку необходимый этап при разучивании песни это ее восприятие, то на данном этапе используются методы и приемы, связанные с восприятием музыки - эмоциональная настройка, выразительное и качественное исполнение песни целиком (слуховая наглядность), беседа о прослушанном произведении: определение ее настроения, характера образа, некоторых средств выразительности, пояснения незнакомых слов и явлений.

Разучивание песни. На этом этапе проводится основная работа по обучению певческим умениям и навыкам - уделяется внимание дыханию, звукообразованию, дикции. Отдельно проучиваются интонационно сложные мотивы и ритмические группы - для этого используется двигательное моделирование (хлопки, отстукивание ритма, показ движения рукой изменения высоты звука) и предметное моделирование (большие и маленькие предметы для моделирования длительностей, предметы, расположенные на разной высоте или музыкальные лесенки для моделирования высоты). Песня разучивается по фразам, текст вместе с музыкой, поскольку слова и музыка песни должны составлять в сознании исполнителя смысловое и образное единство.

Закрепление песни. Ведется работа над выразительным исполнением, оттачиваются необходимые навыки исполнения. На этом этапе желательно разнообразить формы исполнения песни, чтобы избежать утомления и удержать интерес певца при работе с песней.

Работа над песней с детским коллективом:

Ознакомление с песней начинается с показа произведения педагогом, цель которого - заинтересовать детей предлагаемой песней. Показ подразумевает краткую вступительную беседу, а затем эмоциональное исполнение песни педагогом. Учитель должен так исполнить произведение, чтобы оно понравилось детям. Разучивание песни производится по фразам, в медленном темпе. Показывая фразу, учитель обращает внимание на характер мелодии и ритмический рисунок. В процессе разучивания учитель объясняет непонятные детям слова, добиваясь осмысленного, внятного произнесения текста. Педагог должен использовать разнообразные методические приемы при разучивании песни: «эхо», «по цепочке», «пение по картинкам», (все эти приемы помогают учащимся освоить текст), пение «а капелла»     (когда учитель хочет услышать чистоту интонации детей), «пение про себя» с показом рукой движения мелодии, проговариванием текста шепотом и др.

 Если песня написана в куплетной форме, целесообразнее начать ее разучивание с припева. Для детей младшего школьного возраста лучше использовать в работе те произведения, в которых аккомпанемент дублирует мелодию. Из-за недостаточного произвольного внимания младших школьников на уроке следует работать не над одним произведением, а как минимум над двумя - контрастными по характеру, и обязательно производить в процессе урока смену видов деятельности, что активизирует внимание детей.

Бывают случаи, когда разучивание песни можно начать без предварительного показа, но только тогда, когда песня знакома детям, но в которой они плохо знают или вообще не знают текста, или если учитель хочет, чтобы в результате разучивания неизвестного материала учащиеся постепенно «открыли» для себя интересную музыку. Важно, чтобы при работе над песней аккомпанемент учителя не заглушал пение детей. Пение без сопровождения поможет услышать чистоту интонации исполнителей и заглянуть в глубину детской души и искренности их пения.

Задание для самостоятельной работы:

Опираясь на методические рекомендации и план работы над песней разучивать произведения певческого, детского и школьного репертуара.  

План работы над песней:

  1. Название песни.
  2. Авторы стихов, музыки.
  3. Нотный и стихотворный тексты.
  4. Художественная ценность и педагогическая целесообразность песни (краткая аннотация).
  5. Соответствие песни возрастным физиологическим, психологическим, общекультурным и музыкальным возможностям детей конкретного класса.
  6. Тема программы (четверти, полугодия), в контекст которой включается песня (для школьного репертуара).
  7. Место песни в системе уроков четверти, в конкретном уроке (для школьного репертуара).
  8. Круг вопросов по включению песни в урок и ее художественно-педагогическому анализу (с предполагаемыми ответами детей).
  9. Первое представление песни и процесс ее разучивания:
  • соответствие стиля и манеры пения культурологическому контексту песни: по способу передачи (устный или письменный);
  • национальной принадлежности (европейская, азиатская, американская, африканская и пр.?);
  • разновидностям музыки: народная (фольклор городской или сельский?), духовная (религиозная), камерная, концертно-академическая, авторская, массовая (революционная, патриотическая, песня протеста), эстрадная, джазовая, рок;
  • эпохе стиля (барокко, классицизма, романтизма и т.д.);
  • интонационно-образные особенности песни (выявление главных смысловых интонаций стихотворного текста и музыки);
  • распевание на отдельных интонациях без слов и с текстом;
  • учет характера, жанровой основы интонаций, их соответствие образному содержанию;
  • динамические, ритмические, ладовые, темповые особенности интонаций, их соотнесение с образным строем песни;
  • интонационно-драматургическое развитие песни;
  • углубленное интонационно-образное восприятие песни путем исполнения наиболее ярких элементов музыкальной речи с помощью пластического интонирования, «звучащих жестов» или СИ (собственных инструментов);
  • учет особенностей  многоголосия  (втора, канон, подголосочная полифония и пр.) и работа над ним.
  1. Законченное исполнение песни (или ее фрагмента).
  2. Обобщение по теме четверти.

Форма отчёта о проделанной работе: демонстрация отрабатываемых навыков на учебном репертуаре соответствующего курсовым требованиям.

Критерии оценки выполненного задания.

«Отлично» - студент:

  • разучивает мелодии вокальных произведений и детских песен, соблюдая установки и рекомендации педагога, и контролирует собственное исполнение;
  • умеет анализировать собственное пение, делает выводы и подбирает способы  устранения недостатков певческого голосообразования;
  • осмысленно работает, над певческим и детским репертуаром соответствующим курсовым требованиям, опираясь на рекомендации педагога.

«Хорошо» - студент:

  • студент в основном  разучивает мелодии вокальных произведений и детских песен, соблюдая установки и рекомендации педагога, и пытается контролировать собственное исполнение;
  • пытается анализировать собственное пение, делать выводы и подбирать способы  устранения недостатков певческого голосообразования;
  • в основном осмысленно работает, над певческим и детским  репертуаром соответствующим курсовым требованиям, опираясь на рекомендации педагога.

«Удовлетворительно» - студент:

  • студент пытается, разучивать мелодии вокальных произведений и детских песен, соблюдая установки и рекомендации педагога, и пытается контролировать собственное исполнение;
  • анализирует с помощью педагога  собственное пение, делает выводы и подбирает способы  устранения недостатков певческого голосообразования;
  • в основном справляется, с работой  над певческим и детским репертуаром соответствующим курсовым требованиям, опираясь на рекомендации педагога.

«Неудовлетворительно» - студент:

  • студент не  разучивает мелодии вокальных произведений и детских песен, соблюдая установки и рекомендации педагога, и не пытается контролировать собственное исполнение
  • не анализирует с помощью педагога  собственное пение, не делает выводы и подбирает способы  устранения недостатков певческого голосообразования;
  • не справляется, с работой  над певческим и детским репертуаром соответствующим курсовым требованиям, опираясь на рекомендации педагога.

Учебная и специальная литература


1. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки: методическое пособие для учителей начальной школы / Ю. Б. Алиев. – М.: Просвещение, 1978. 

2. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б.  Дмитриев.- М.: Музыка, 2007. 

3. Люш, Д. В. Развитие и сохранение певческого голоса/ Д. В.  Люш.- К.: Муз. Украина, 1988. 
4. Менабени, А. Г. Методика обучения пению / А. Г. Менабени.- М.: Просвещение,2008. 

5. Назаренко, И. К. Искусство пения / И. К. Назаренко.- М.: Музыка, 1968. 
6. Орлова, Н., Алиев, Ю. Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе/ Н. Орлова., Ю. Алиев.- М.: Музыка, 1971. 

7. Ражников, В. Г. Динамика художественного сознания в музыкальном обучении: дис. в форме научного доклада ... доктора пед. наук / В. Г.  Ражников.- М., 1993. 

8. Стулова, Г. П. Дидактические основы обучения пению: учебное  пособие/Г.П. Стулова.- М.: Просвещение, 1988. 

Тема №3. Разучивание упражнений для развития слуховых и вокальных навыков.

Методические рекомендации по теме:

Певческие упражнения очень полезны, для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.

Распевание является начальным этапом пения. Его следует начинать с наиболее ярких звучащих тонов, то есть примарных тонов. У альтов это миb - фа1, сопрано соль1 - ля 1. Но поскольку у всех детей разная природа голоса, то бывают отклонения от нормы, и это можно рассматривать как вариант нормы, но не исключение.

Принципы подбора вокальных упражнений.

При использовании распевания в начале занятия выделяются  2 функции:

1)        Разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе.

2)        Развитие вокально-хоровых навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях.

На распевание отводится в начале 10 -15 минут, причём лучше петь стоя. Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и использоваться систематически. При распевании преподаватель должен давать различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке. Распевание необходимо тесно связывать с изучением нотной грамоты и с прорабатываемым песенным материалом.

Иногда упражнения могут носить эпизодический характер, представляя собой попевки изучаемого материала (обычно берутся, трудные места). Все педагоги утверждают, что упражнения не должны быть самоцелью в работе: это лишь средство овладения навыком.

В распеваниях не всегда следует доходить до кратких звуков диапазона.

Упражнение поётся ровно без толчков, на равномерном непрерывном дыхании, мягкие губы не совсем плотно сомкнутые. Начало звука и его окончание должны быть определёнными. В дальнейшем упражнение можно петь с ослаблением и усилением звучности - крещендо и диминуэндо.

Упражнения приучит округлять и собирать звук, сохранить правильную форму рта при пении гласной «А», а так же следить за активным произношением букв «М, Д» упругими губами. Очень удобно на слоги «лю», «ле», потому как это сочетание очень естественно и легко воспроизводится. Здесь нужно следить за произношением согласной «Л», её не будет при слабой работе языка. А гласные «ю», «е» поются очень близко, упругими губами.

Упражнения пропевают в восходящем и нисходящем направлении на один и тот же слог. Но при пение сверху вниз педагог должен следить за формированием верхнего звука, и при переходе на полутоны петь их «узко», иначе остальные звуки потеряют высокую певческую позицию, и интонацию.

Кантилена - основа пения. Одна из основных задач педагога - научить петь legato. За штрихом legato следует разучивать и другие штрихи non legato, marcato. Освоение навыка пения на legato способствует закреплению навыка дыхания, развития широкого и цепного дыхания. Плавность в пении и необходимость следить за скоростью и одномоментностью переходов - необходимость для кантилены в пении. Это упражнение ещё служит для чистоты интонирования интервалов, от секунды до октавы.

Следующие упражнение на освоение staccato, когда достаточно прочно усвоено legato, non legato, marcato.

Упражнение на совмещение legato и staccato является обязательным.

Распевания существуют и для развития динамического диапазона. Так называемые в работе - нюансы (крещендо, диминуэндо) вводится постепенно.

Упражнение так же развивают подвижность голоса. Начинают исполнять в умеренном темпе и постепенно переходят к более быстрому. Часто присутствует на начальном этапе тенденция «смазывания» более сложным упражнения на вокализацию, т.е. распевание 1-й гласной буквы.

При работе над тембром главная цель - сглаживание регистровых переходов, то есть одинаковое выровненное звучание голоса во всём диапазоне.

Навыки, формирующиеся во время распеваний, впоследствии становятся рефлекторными и, по сути, использование одного упражнения помогает в формировании целого комплекса навыков. Эти упражнения обязательно должны быть выбраны в определённой последовательности.

Ещё один аспект: в работе над упражнениями - не пытаться добиться всего и сразу на одном занятие, иначе подобное действо в любом случае будет обречено на провал, поскольку перед певцами будут ставиться непосильные задачи.

Критерий достижения хорошей дикции  - это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией. Формирование хорошей дикции основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных. Хорошее певческое произношение отличается особым режимом дыхания.

Работа над гласными.

Основной момент в работе над гласными - воспроизведение их в чистом виде, то есть без искажений. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и малейшая неточность становится заметна и отрицательно влияет на чёткость дикции.

Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания вокального ансамбля и достижение унисона в вокальных партиях. Выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую с условием плавности перестройки артикуляционных укладов гласных.

Округление гласных осуществляется за счёт прикрытия звука. Не следует путать это понятие с сонбированием, то есть затемнением.

Работа над согласными.

Формирование согласных в отличие от гласных, связано в возникновение преграды на пути тока воздуха в речевом такте. Согласные делятся на звонкие, сонорные и глухие, в зависимости от степени участия голоса в их образовании.

Следуя из функции голосового аппарата на 2-е место после гласных, следует поставить сонорные звуки: «М, Л, Н, Р». Этими звуками добиваются высокой певческой позиции, и разнообразия тембровой краски.

Далее звонкие согласные «Б, Г, В, Ж, З, Д» - образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов. Звонкими согласными, как и сонорными, добиваются высокой певческой позиции и разнообразия тембровой краски. На слоги «Зи» достигают близости, лёгкости, прозрачности звучания.

Глухие «П, К, Ф, С, Т» образуются без участия голоса и состоят из одних шумов. Это не звучащие звуки, а направляющие. Им свойственен взрывной характер, но на глухих согласных гортань не функционирует, легко избежать форсированного звучания при вокализации гласных с предшествующими глухими согласными.

Шипящие «Х, Ц, Ч, Ш, Щ» - состоят из одних шумов.

Глухую «Ф» хорошо использовать в упражнениях на дыхание без звука.

Основное правило дикции в пении - быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных: активная работа мускулатуры артикуляционного аппарата, щёчных и губных мышц, кончика языка. Для достижения чёткости дикции особое внимание следует обратить работе над развитием кончика языка, после чего язык полностью становится гибким. Необходимо работать над эластичностью и подвижностью нижней челюсти, а с ней и подъязычной кости гортани.

Педагоги-вокалисты сформулировали следующие рекомендации для преодоления недостатков певческого голосообразования.

  • При гнусавости применять гласные «А, Э» и в сочетании с губными согласными.
  • При глубоком звучании голоса используют «И, Е», приближающие вокальную позицию в сочетании с переднеязычными или зубными согласными.
  • Открытый, «белый звук», устраняется при пение гласных «У, О», в сочетание с сонорными «М, Л».
  • Горловой призвук убирать при помощи гласных «О, У» в сочетание с глухими согласными.
  • Согласные окончания присоединяются при пении к последующему слогу, это будет как распевание гласных. Если 2-е гласные стоят рядом, в пении их нельзя   сливать, а вторую гласную спеть на новой атаке.

Работа над ритмической чёткостью.

Развитие ритмического чувства начинается с первого же момента работы. Уже во время пения певцы должны относиться к ритму вполне сознательно. Длительности должны активно отсчитываться.

Способы счёта:

  • вслух хором называть ноты с соблюдением ритмического рисунка;
  • простучать (прохлопать) ритм и вместе с тем читать ритм песни.

После этой настройки сольфеджировать, а уж потом петь со словами.

Важную роль играет одновременное вступление поющего после взятия дыхания, атаки и снятия звука.

Приёмы развития вокального слуха и голоса.

Вокальный слух - способность различать в голосах различные оттенки, нюансы, краски и возможность определять каким движением мышечных групп вызывается то или иное изменение в звуковой окраске.

Вокальный слух имеет прямое отношение к восприятию певческого голоса и к воспроизведению звуков. В целом все задачи обучения пению направлены на развитие вокального слуха. В методической литературе мы выделили более 30 приёмов развития вокального слуха, направленных на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:

  • слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;
  • сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
  • введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта обучающихся;
  • повторения отдельных звуков за инструментом с целью научится выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;
  • подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу учителя или группы детей с наиболее развитым слухом;
  • пение «по цепочке»;
  • моделирование высоты звука движениями руки;
  • отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;
  •  настройка на тональность перед началом пения;
  • устные диктанты;
  • задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона;
  • выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;
  • письменные и устные задания на анализ вокального исполнения;
  •  выделение звуков из гармонических интервалов и аккордов и воспроизведение их хором в мелодическом и гармоническом вариантах и т.п.
  • основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:
  • представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведён вслух;
  • вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;
  • вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;
  • выработка активного piano как основы воспитания детского голоса;
  •  при пение восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих – напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;
  • целенаправленное управление дыхательными движениями;
  • произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;
  • беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;
  • проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосом по отношению к диапазону речевого голоса; внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию положения гортани с целью постановки речевого голоса;
  • речевая декламация, допускающая модуляции голоса по высоте, однако при условии стабильного положения гортани; эта декламация рассматривается как переходная ступень между артикуляционными напряжениями в речи и специфически вокальными; выразительное чтение текста является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, т.е. приемом развития образного мышления, которое лежит в основе выразительности исполнения;
  • нахождение главного по смыслу слова в фразе; придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающего основной смысл содержания;
  • вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п.
  • сопоставление песен, различных по характеру, что определяет их последовательность как на одном уроке, так и при формирование концертных программ.

Задание для самостоятельной работы:

Опираясь на методические рекомендации  подобрать и разучивать упражнений для развития слуховых и вокальных навыков (для самоподготовки и детей младшего, среднего и старшего школьного возраста).

1. Упражнения для развития певческого дыхания.

2. На развитие вокального слуха.

3. На развитие певческой артикуляции и дикции.

4. Упражнения на развитие кантилленного пения.

5. Формирование и совершенствование певческой артикуляции и дикции.

Форма отчёта о проделанной работе: демонстрация упражнений для выработки правильных вокальных и слуховых навыков, с их закреплением  на учебном репертуаре соответствующего курсовым требованиям.

Критерии оценки выполненного задания.

«Отлично» - студент:

  • разучивает упражнения для развития слуховых и вокальных навыков, соблюдая установки и рекомендации педагога, и формирует навык контроля и анализа  собственного исполнения;
  • умеет анализировать собственное пение, делает выводы и подбирает упражнения   для устранения недостатков певческого голосообразования;
  • осмысленно работает над разучиванием упражнений  для развития слуховых и вокальных навыков, соответствующим курсовым требованиям, опираясь на рекомендации педагога.

«Хорошо» - студент:

  • студент в основном справляется с разучиванием упражнений для развития слуховых и вокальных навыков, соблюдая установки и рекомендации педагога, и формирует навык контроля и анализа  собственного исполнения;
  • пытается анализировать собственное пение, делает выводы и подбирает упражнения   для устранения недостатков певческого голосообразования;
  • в основном осмысленно работает над разучиванием упражнений  для развития слуховых и вокальных навыков, соответствующим курсовым требованиям, опираясь на рекомендации педагога.

«Удовлетворительно» - студент:

  • студент пытается, разучивать  упражнения для развития слуховых и вокальных навыков, соблюдая установки и рекомендации педагога, и формирует навык контроля и анализа  собственного исполнения;
  • анализирует с помощью педагога  собственное пение, делает выводы и подбирает упражнения   для устранения недостатков певческого голосообразования;
  • в основном справляется, с разучиванием упражнений  для развития слуховых и вокальных навыков, соответствующим курсовым требованиям, опираясь на рекомендации педагога.

«Неудовлетворительно» - студент:

  • студент не разучивает  упражнения для развития слуховых и вокальных навыков, соблюдая установки и рекомендации педагога, и формирует навык контроля и анализа  собственного исполнения;  
  • не анализирует с помощью педагога  собственное пение, делает выводы и подбирает упражнения   для устранения недостатков певческого голосообразования;
  • не справляется, с разучиванием упражнений  для развития слуховых и вокальных навыков, соответствующим курсовым требованиям, опираясь на рекомендации педагога.

Учебная и специальная литература


1.​ Агарков, О.М. Интонирование и слуховой контроль в сольном пении // Вопросы физиологии пения и вокальной методики/ О.М. Агарков.– М.: ГМИ им. Гнесиных, 1975.

2.​ Алиев, И.Ю. Методологическое содержание деятельности педагога-вокалиста / И.Ю. Алиев.– М., 1996.

3.​ Аникеев, Ф.М. Как развить певческий голос / Ф.М.​ Аникеев. - Кишинев, 2001.

4 Венгрус, Л. Пение и «фундамент музыкальности» / Л. Венгрус. - Великий Новгород, 2000.

7.​ Голубев, П. Советы молодым педагогам-вокалистам. 2-е изд., перераб. и доп./ П. Голубев.– М.: Музгиз, 1963. - 87.

8.​ Гродзенская, Н.Л. Воспитательная работа на уроках пения / Н.Л.  Гродзенская.- М.: АПН РСФСР, 1953.

9.Детский голос: Экспериментальные исследования/ под ред. В.Н. Шацкой.- М.: Педагогика, 1970. - 231.

10. Дмитриев, Л.Б. Голосообразование у певцов/ Л.Б. Дмитриев.– М.: Музыка, 2007. -680. 

Тема №4. Составление плана работы над детской песней.

Методические рекомендации по теме:

Работа над школьной песней - процесс многоплановый. Главное требование к певческому репертуару - его высокая художественность, доступность для исполнения учащихся. Освоение певческого репертуара в классе должно быть тщательно продумано учителем. Намечая песню для разучивания преподаватель должен провести большую и трудоёмкую предварительную работу:

  • выявить эмоционально-смысловое содержание песни, поставить учебно-воспитательные задачи;
  • определить трудности, которые могут возникнуть при разучивании песни;
  • наметить методы и приёмы в работе;
  • составить исполнительский план песни;
  • подобрать распевания  на материале песни.

Анализируя песню, учитель должен учитывать певческие возможности учеников, их интересы, выявляет трудности и определяет пути их преодоления. Всё это - подготовительная работа учителя музыки.

Учитель в школе ставит не только учебные задачи - научить петь, брать дыхание, формировать звук, петь интонационно верно в небольшом диапазоне, преимущественно с поступенным движением, связно, тянуть звук, но и педагогические - научить детей петь выразительно, развивать у них музыкальный слух и память, прививать любовь к музыке и пению.

Вокальные навыки формируются комплексно. Выделив педагогические задачи, учитель на основании анализа музыкальных и певческих возможностей школьников формирует последовательно учебные задачи. Ориентиром правильности поставленных задач является отношение к певческой деятельности.

Способы разучивания школьной песни различны, можно установить лишь последовательность главнейших моментов этого процесса:

  • краткое вступительное слово педагога;
  • исполнение (показ) песни учителем;
  • беседа с детьми о песне, анализ текста и музыки;
  • разучивание мелодии;
  • исполнительский план песни в создание музыкального образа;
  • концертное исполнение песни.

Разучиванию песни предшествует вступительное слово учителя или беседа с учащимися с целью создать соответствующий эмоциональный настрой, активизировать воображение школьников. В кратком вступительном слове учителю следует сообщить название песни, рассказать о том, кто её сочинил. В зависимости от характера песни необходимо сказать несколько слов о её содержании. Пояснения должны быть очень краткими и образными, тогда они достигнут своей цели.

Далее следует показ произведения, он непременно должен быть выразительным.

Показ песни может быть:

  • исполнение самим учителем;
  • подготовленными одним или несколькими хорошо поющими учениками;  
  • прослушивание грамзаписи, которую можно дать после исполнения учителя.

Если показывают два варианта исполнения, дети могут их сравнить. Во время прослушивания песни должна быть тишина и не должно быть посторонних впечатлений. Песня должна быть исполнена учителем полностью, наизусть.

Важным моментом в работе над песней является беседа о ней. Она должна строиться с учётом возрастных особенностей учащихся и предполагает знакомство с другими сочинениями авторов музыки и поэтического текста песни, разбор эмоционально-смыслового содержания песни, использование наглядности, обращение к воображению детей. В ходе беседы определяется характер песни, наиболее яркие выразительные средства, которые использовал композитор для создания музыкального образа. Поэтому беседа о песне имеет большое воспитательное и образовательное значение. Всё это подготавливает учащихся к разучиванию песни и выявляет, насколько глубоко они поняли произведение.

Разучивание песни на уроке обычно начинается её повторным исполнением учителем. Главное требование к разучиванию - соблюдение принципа единства художественного и технического. Главной задачей является раскрытие образа песни и подчинения ему вокально-технических приёмов исполнения. Главная цель - это эстетическое воспитание детей средствами музыкального искусства. 

Обычно песня разучивается по частям - отдельными фразами, фрагментами, имеющими относительную законченность. При этом желательно использовать нотную запись, которая, как известно, помогает более быстрому усвоению мелодии.

Общими приёмами разучивания песни являются:

  • показ учителем отдельных фраз и пояснения к их исполнению (обращает внимание на характер звуковедения, объясняет непонятные слова);
  • выстраивание первого звука, с которого начинается фраза;
  • разучивание мелодии в рабочем темпе, активным звуком с плавным звуковедением.

В процессе разучивания песни осуществляется работа над чистотой интонирования мелодии, правильным воспроизведением её ритмического рисунка.

Перед каждым повторением фразы необходимо давать ученикам конкретное задание и активизировать слух детей на его результат, что способствует развитию слухового самоконтроля.

Затем куплет исполняется полностью. Важно уделять внимание и осмыслению текста как важного средства создания музыкального образа. Поэтому выявляются логические вершины в тексте, проводится работа над его ясным и чётким произношением.

Задание для самостоятельной работы:

Опираясь на методические рекомендации  составить план работы над песней для детей дошкольного возраста, детей школьного возраста (с учётом возрастных особенностей певцов).

  1. План работы над песней для детей дошкольного возраста (с учётом возрастных особенностей певцов).
  2. План работы над песней для  детей младшего школьного возраста (с учётом возрастных особенностей певцов).
  3. План работы над песней для  детей среднего школьного возраста (с учётом возрастных особенностей певцов).
  4. План работы над песней для  детей старшего школьного возраста (с учётом возрастных особенностей певцов).

Форма отчёта о проделанной работе: демонстрация процесса  разучивания детской песни с различными возрастными группами детей дошкольного и школьного возраста  на учебном репертуаре соответствующего курсовым требованиям.

Критерии оценки выполненного задания.

«Отлично» - студент:

  • разучивает детские песни в соответствии с требованиями программы по составленному  плану работы,  с учётом возрастных особенностей певцов;
  • умеет анализировать пение детей, делает выводы и подбирает упражнения   для устранения недостатков певческого голосообразования;
  • осмысленно работает над разучиванием песен  репертуара соответствующего программным требованиям, опираясь на рекомендации педагога.

«Хорошо» - студент:

  • студент в основном справляется с разучиванием детских песен в соответствии с требованиями программы по составленному  плану работы,  с учётом возрастных особенностей певцов;
  • пытается анализировать пение детей, делает выводы и подбирает упражнения   для устранения недостатков певческого голосообразования;
  • в основном осмысленно работает над разучиванием песен  репертуара соответствующего программным требованиям, опираясь на рекомендации педагога.

«Удовлетворительно» - студент:

  • студент пытается разучивать детские песни в соответствии с требованиями программы по составленному  плану работы,  с учётом возрастных особенностей певцов;
  • анализирует с помощью педагога пение детей, делает выводы и подбирает упражнения   для устранения недостатков певческого голосообразования;
  • в основном справляется с работой над разучиванием песен  репертуара соответствующего программным требованиям, опираясь на рекомендации педагога.

«Неудовлетворительно» - студент:

  • студент не разучивает детские песни в соответствии с требованиями программы по составленному  плану работы,  с учётом возрастных особенностей певцов;  
  • не анализирует с помощью педагога пение детей, не делает выводов,  не подбирает упражнения   для устранения недостатков певческого голосообразования;
  • не справляется с работой над разучиванием песен  репертуара соответствующего программным требованиям, опираясь на рекомендации педагога.

Учебная и специальная литература


1.​ Агарков, О.М. Интонирование и слуховой контроль в сольном пении // Вопросы физиологии пения и вокальной методики/ О.М. Агарков.– М.: ГМИ им. Гнесиных, 1975.

2.​ Алиев, И.Ю. Методологическое содержание деятельности педагога-вокалиста / И.Ю. Алиев.– М., 1996.

3.​ Аникеев, Ф.М. Как развить певческий голос / Ф.М.​ Аникеев. - Кишинев, 2001.

4 Венгрус, Л. Пение и «фундамент музыкальности» / Л. Венгрус. - Великий Новгород, 2000.

7.​ Голубев, П. Советы молодым педагогам-вокалистам. 2-е изд., перераб. и доп./ П. Голубев.– М.: Музгиз, 1963. - 87.

8.​ Гродзенская, Н.Л. Воспитательная работа на уроках пения / Н.Л.  Гродзенская.- М.: АПН РСФСР, 1953.

9.Детский голос: Экспериментальные исследования/ под ред. В.Н. Шацкой.- М.: Педагогика, 1970. - 231.

10. Дмитриев, Л.Б. Голосообразование у певцов/ Л.Б. Дмитриев.– М.: Музыка, 2007. -680. 

11.Менабени, А.Г. Методика вокальной работы в школе. //Музыкальное воспитание в школе № 7/ А.Г.  Менабени. - М., 1976.

12.Тевлина, В.К. Методика работы над песней (начальные классы)// Музыкальное воспитание в школе №17/ В.К. Тевлина.- М., 1986.

Тема №5. Разработка рекомендаций по охране детского певческого голоса.

Методические рекомендации по теме:

Гигиена голоса это группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. 

Сюда входит соблюдение основных правил:

  • Правильное выстраивание занятия по вокалу, чередование периодов нагрузки и   отдыха. 
  • Избегание форсированного звука, твердой атаки звука, резкого крика. 
  • Точное определение типа голоса, пение произведений характерных для данного    типа. 
  • Запрещение выступлений вокалистов на открытом воздухе при температуре ниже  + 15 град. С.
  • Избегать резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании. 
  • Общеукрепляющие, закаливающие процедуры.
  • Своевременное лечение у врача – специалиста. 

При коллективном и индивидуальном обучении пению в различные периоды жизни ребёнка нужно исходить из того, что развитие певческого голоса у детей представляет собой очень сложный социально-биолого-физиологический процесс, успешное познание которого может быть достигнуто только при комплексном изучении его рядом специалистов- физиологов, фониатров, психоневрологов и педагогов-вокалистов. При таких условиях обучение детей пению не только допустимо, но и целесообразно.

В развитии детского голоса можно выделить четыре периода:

  • дошкольный, до 7 лет;
  • домутационный, 7-13 лет;
  • мутационный, 13-15 лет;
  • послемутационный, 15-17 лет.

В дошкольном периоде пение осуществляется только за счёт краевого натяжения голосовых складок в связи со слабостью гортанных мышц.

В до мутационном периоде, параллельно с анатомическим ростом органов и систем,  участвующих в голосообразовании происходит так же изменение голоса, который каждые два-три года меняет свои качества. Из лёгкого, чистого, лишённого какой-либо насыщенности с не большим диапазоном звучания в пять-шесть нот (в возрасте шесть- восемь лет) детский голос, постепенно развиваясь, меняет свои тембровые качества, обретая полноту звучания, насыщенность, металлический оттенок и другие вокальные качества.

Мутация, как известно, явление физиологическое, обусловленное изменением функции гортани и всего организма в период полового созревания. Следовательно, мутация носит явно эндокринный характер и наблюдается в возрасте двенадцать-пятнадцать лет. Мутационный  период характеризуется быстрым и неравномерным ростом голосового аппарата у мальчиков. У девочек в этот период гортань развивается более медленно. Однако и у девочек возможно выраженное изменение голоса. При этом усиливается рост гортани, голос становится низким, как у большинства мальчиков,       иногда  сиплым,  бесцветным. Изменения в голосовом аппарате у мальчиков в период мутации сопровождаются понижением диапазона голоса почти на октаву с изменением тембра. Характерно то, что у многих мальчиков дискант переходит в бас, а альт - в баритон или тенор. Функциональные изменения могут сопровождаться воспалительным процессом.                                                                   

Переход голоса у мальчиков из детского во взрослый мужской может длиться от нескольких недель до 5- 6 месяцев, а иногда, при затянувшейся мутации, и несколько лет. Некоторые авторы предполагают, что пение в мутационный период способствует более гармоничному развитию голосового аппарата и более быстрому  и равномерному течению мутации и даже укреплению всего организма. Однако наблюдения не дают оснований для подобного оптимизма специалисты рекомендуют индивидуальный подход к певцу в мутационном      периоде.                                                                                                           

Наряду с большими голосовыми нагрузками следует избегать насильственного расширения диапазона голоса, особенно с малой тесситурой, что так же приводит к нарушению деятельности голосового аппарата, выражающемуся в отсутствии координации отдельных его элементов и чрезмерном напряжении мышц.

Педагог, занимающийся воспитанием детского голоса, должен все внимание обращать не на развитие его силы, а на выработку чистого и приятного тона, что сохранит голос для будущего. При обучении очень важно следить, чтобы дети не обедняли своего тембра, выкрикивая высокие ноты. Более всего подходит детям средний диапазон голоса.                               

         Нужно выбирать репертуар в полной мере доступный детской психике, тесситуре и техническим возможностям ребёнка. Помимо определённого репертуара необходимы в той или иной степени специальные упражнения для голоса, направленные на то, чтобы помочь обучающимся выработать певческие навыки.

При выборе  распевании педагог не должен быть слишком настойчивым, требовательным к качеству звучания. Лишь по мере «разогревания» голоса перед учащимися ставятся вполне определенные задания, всегда продуманные и достижимые на данном этапе обучения. При этом следует терпеливо добиваться поставленной цели. Правильный подбор упражнений, осознанность цели способствуют успешному развитию голосапевца.                                                                                                                                                При формировании певческих навыков нужно исходить, в первую очередь, из развития наилучших тембральных свойств голоса. Критерием звукоформирования является ощущение «удобности» пения, свободы голосообразующего аппарата, способность тянуть звук, однотембральность звучания по всему диапазону. Петь упражнение нужно сосредоточенно, внимательно вслушиваясь в звучание своего голоса, анализируя его качество, запоминая, сопутствующие наилучшему звуку, ощущения.   

Практические замечания и советы, касающиеся певческого дыхания, могут быть сведены к следующему. Ещё до начала пения весь корпус учащегося должен быть расправлен, живот поднят, грудь приподнята, спина и плечи ровные. Общее настроение певца предполагает творческую активность при полной мышечной свободе всего организма. Вдох должен быть лёгким, бесшумным (через нос и слегка открытый рот). Дыхание на долю секунды как бы задерживается и вот на таком «затаённом» дыхании и надо начинать петь.

В заключении хочется привести ряд общих гигиенических правил, соблюдение которых в значительной мере поможет лицам голосоречевых профессий предупредить возникновение большинства простудных и профессиональных заболеваний голоса.

  • Следует избегать переохлаждения тела. Не надо разговаривать в холодные дни на улице после работы голосом. Не желательны так же выступления на открытом воздухе в холодные, ненастные дни. Очень сухой воздух, свойственный помещения с центральным отоплением, вызывает сухость слизистой оболочки верхних дыхательных путей, поэтому жилое помещение нужно увлажнять.
  • Употребление острых приправ к пище (перец, хрен, горчица и т.д.) должно быть очень умеренным, так как они раздражают слизистую оболочку глотки и гортани. Следует вообще быть умеренным в пище. Однако голодание, так же как и избыточное употребление пищи, приводит к неполноценности голоса. Нельзя начинать петь сразу после приёма пищи, так как это может привести к нарушению работы органов дыхания и голосового аппарата.
  • Очень полезны физические упражнения, укрепляющие органы дыхания и голосовой аппарат и способствующие его развитию. При систематических занятиях спортом организм певца крепнет, приобретает устойчивость к любым внешним раздражителям. В результате он становится невосприимчивым к переохлаждению, менее подверженным простудным заболеваниям голосового аппарата.

                  Человеческий голос – чрезвычайно нежный и тонкий инструмент, а детский голос особенно хрупок. Детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, и голосовые связки тоже соответственно развиваются. Вот почему детский голос нуждается в особом, бережном отношении.

Задание для самостоятельной работы:

Опираясь на методические рекомендации  составить план работы над голосом для детей дошкольного возраста, детей школьного возраста (с учётом возрастных особенностей певцов).

  1. План работы над певческим голосом для детей дошкольного возраста (с учётом возрастных особенностей певцов).
  2. План работы над певческим голосом для  детей младшего школьного возраста (с учётом возрастных особенностей певцов).
  3. План работы над певческим голосом для  детей среднего школьного возраста (с учётом возрастных особенностей певцов).
  4. План работы над певческим голосом для  детей старшего школьного возраста (с учётом возрастных особенностей певцов).

Форма отчёта о проделанной работе: демонстрация процесса разучивания детской песни с различными возрастными группами детей дошкольного и школьного возраста  на учебном репертуаре соответствующего курсовым требованиям с учётом возрастных особенностей развития голосового аппарата.

Критерии оценки выполненного задания.

«Отлично» - студент:

  • разучивает детские песни в соответствии с требованиями программы по составленному  плану работы,  с учётом возрастных особенностей развития голосового аппарата;
  • умеет анализировать пение детей, делает выводы и подбирает упражнения   для устранения недостатков певческого голосообразования с учётом возрастных особенностей развития голосового аппарата;
  • осмысленно работает над разучиванием песен  репертуара соответствующего программным требованиям, опираясь на рекомендации педагога.

«Хорошо» - студент:

  • студент в основном справляется с разучиванием детских песен в соответствии с требованиями программы по составленному  плану работы, с учётом возрастных особенностей развития голосового аппарата;
  • пытается анализировать пение детей, делает выводы и подбирает упражнения   для устранения недостатков певческого голосообразования с учётом возрастных особенностей развития голосового аппарата;
  • в основном осмысленно работает над разучиванием песен  репертуара соответствующего программным требованиям, опираясь на рекомендации педагога.

«Удовлетворительно» - студент:

  • студент пытается разучивать детские песни в соответствии с требованиями программы по составленному  плану работы, с учётом возрастных особенностей развития голосового аппарата;
  • анализирует с помощью педагога пение детей, делает выводы и подбирает упражнения   для устранения недостатков певческого голосообразования с учётом возрастных особенностей развития голосового аппарата;
  • в основном справляется с работой над разучиванием песен  репертуара соответствующего программным требованиям, опираясь на рекомендации педагога.

«Неудовлетворительно» - студент:

  • студент не разучивает детские песни в соответствии с требованиями программы по составленному  плану работы, с учётом возрастных особенностей развития голосового аппарата;  
  • не анализирует с помощью педагога пение детей, не делает выводов,  не подбирает упражнения   для устранения недостатков певческого голосообразования с учётом возрастных особенностей развития голосового аппарата;
  • не справляется с работой над разучиванием песен  репертуара соответствующего программным требованиям, опираясь на рекомендации педагога.

Учебная и специальная литература

  1. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики/ Л.Б.  Дмитриев. - М.: Музыка, 2007. - 368. 
  2. Добровольская, Н., Орлова. Н. Что надо знать учителю о детском голосе/ Н. Добровольская., Н. Орлова. - М.: Музыка, 1972.
  3. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов. – СПб.: Лань, 2007.
  4. Малинина, Е. М. Вокальное  воспитание детей/ Е. М. Малинина.  - Л.: Издательство Музыка, 1967.
  5. Тронина, П. Из опыта педагога вокалиста/ П. Тронина. - М.: Музыка, 1976.

                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии «повар, кондитер» ОП.03. Техническое оснащение и организация рабочего места

Задания составлены на основе рабочей программы Федерального государственного образовательного стандарта  по  профессии начального  профессионального образования 260807.01  «Повар, ...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над фортепианными произведениями различных с

     Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) соотве...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над основными техническими формулами, упраж

Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) в соответствии с требованиями к М...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по специальности 38.02.07 «Банковское дело» (по программе базовой подготовки) по ПМ.02 «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ»

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы разработаны с целью оказания помощи обучающимся при освоении МДК.02.01 «Организация кредитной работы»  и МДК 02.02 Учет...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Методические рекомендации предназначены для обучающихся  Университетского колледжа ОГУ и составлены с учетом федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по литературе

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по ОУП.02 Литература для обучающихся 1 и 2 курсов...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся для преподавателей областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения (техникум) «Уч...