Различие представлений о будущей профессии выпускников 9-х классов и их родителей
статья на тему

Верясова Ольга Александровна

Выбор профессии датьми и отношение родителей к их выбору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnoe_soderzhanie.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

О выборе профессии известно многое. Этим вопросом занимались такие ученые, как Е. А Климов, Ю. З. Гильбух, А. А. Вайсбург, О. М. Врублевская и многие другие. Однако проблема выбора остается актуальной и сейчас.

На выбор профессии влияет множество факторов: это и престиж профессии, ее популярность, позиция товарищей, подруг,  личные профессиональные планы, склонности, способности, информированность, самооценка и уровень притязаний, прочее.

Однако основное влияние оказывает, как мы считаем, семья, и мнение родителей для большинства выпускников является решающим. Это связано с авторитетом родителей, семейными традициями, ожиданиями родителей. Но вместе с тем, мы можем говорить о том, что родители и дети имеют разные представления и ожидания по отношению к будущей профессии ребенка. Из-за этого возникают конфликты, недопонимание между детьми и родителями. Так и передо мной сейчас стоит вопрос выбора, и нередко в моей семье и в семьях и моих одноклассников возникают подобные проблемы. Именно поэтому наша работа является для меня особенно актуальной и может иметь большое практическое значение.

Целью нашего исследования стало сравнение ожиданий и мотивов выбора профессии ребенком и родителями.

Задачи: 1. Теоретический анализ литературы по проблеме выбора профессии и о влиянии родителей на выбор оптанта.

2. Выбор методов исследования, разработка анкет и проведение исследования сходства и различия в ожиданиях родителей и детей.

3. Анализ полученных результатов, разработка рекомендаций

Объектом нашего исследования является представления о будущей профессии.

Предметом -  представления, ожидания родителей по отношению к будущей профессии ребенка.

Гипотеза нашего исследования: у детей и родителей разные ожидания и критерии выбора  будущей профессии ребенка.

Для нашего исследования, мы выбрали следующие методики: 1. Методика: "мотивы выбора профессии" для детей (Приложение №1), так как данная методика позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии.  Так же,  нами были разработаны анкеты для обучающихся (Приложение №3) и их родителей (Приложение №2), которые позволили определить, совпадают ли ожидания детей и родителей от выбора будущей профессии, чем руководствовались испытуемые, делая свой выбор.

Данное исследование может иметь практическую значимость в профориентационной работе с родителями, в области статистических исследований, на основе нее можно строить психологическую работу с детско-родительскими отношениями. Так же данное исследование имеет теоретическую значимость, т. к. дополняет и расширяет данные о мнениях родителей современных выпускников, а так же о последствиях выбора, сделанного этими родителями в прошлом.

Глава 1. Теоретический обзор литературы

по проблеме профессионального самоопределения

1. 1.  Профессиональное самоопределение человека

Одним из важнейших этапов становления личности является профессиональное самоопределение. Основой профессионального самоопределения является поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже реализуемой трудовой деятельности.

Профессиональное самоопределение  – это процесс выбора профессии, отражающийся в  профессиональных планах человека, его намерениях и завершающийся их реализацией.

Выбор профессии – это решение, имеющее важнейшее значение для судьбы любого человека, от которого зависит его счастье, удовлетворенность жизнью.

По мнению Е. А. Климова, выбор профессии – задача сложная и достаточно парадоксальная. Парадокс состоит в следующем. С одной стороны, профессия – это целый сложный мир, на ознакомление с которым нужны годы и учения, и адаптации человека к профессиональной общности, при этом, с другой стороны, прежде чем выбрать какую либо профессию, нужно заранее знать из чего выбираешь [1].

Решение о выборе профессии – это  заключительный этап в процессе профессионального самоопределения личности.

Начальным же этапом профессионального самоопределения является профессиональная ориентация - это составная часть жизненного плана человека. Затем эта ориентация конкретизируется в профессиональном намерении как предварительном выборе будущей профессии. И потом совершается сам профессиональный выбор.

Профессиональное самоопределение должно это составной компонент процесса общего жизненного самоопределения личности: становления и формирования ее нравственных убеждений, ценностных ориентаций, общей жизненной направленности.

1. 2. Основные этапы развития человека, как субъекта профессионального самоопределения

Е. А. Климов выделяет следующие этапы развития человека как субъекта труда [1]:

1) стадия предигры (от рождения до 3 лет), здесь происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду;

2) стадия игры (от 3 до 6—8 лет), овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, знакомство с конкретными профессиями, что является важнейшим условием будущей социализации;

3) стадия овладения учебной деятельностью (от 6—8 до 11—12 лет), интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способность планировать свою деятельность.

4) стадия «оптации» (от 11—12 до 14—18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути.

5) стадия адепта — профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ;

6) стадия адаптанта — вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, может продолжаться от нескольких месяцев до 2—3 лет;

7) стадия интернала — это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, который стабильно работает на нормальном уроне.

8) стадия мастера, когда о работнике говорят: «лучший» среди «нормальных», среди «хороших», здесь работник заметно выделяется на общем фоне;

9) стадия авторитета - работник стал «лучшим среди мастеров». Конечно, не каждый работник может дойти до данной стадии.

10) стадия наставника — это наивысший уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что работник это не просто великолепный специалиста в своей отрасли, но он становится наставником, способным передать свой опыт ученикам.

1. 3. Выбор профессионального пути

и факторы, которые его определяют

Выбор профессионального пути – это обдуманный, учитывающий реальные жизненные обстоятельства выбор. Однако не всегда этот выбор оказывается достаточно правильным, точным, обуславливающим успешную профессиональную карьеру. Таковым следует считать жизненный путь, который, во-первых, реализует общую жизненную направленность оптанта (человека, который выбирает профессию), во-вторых, соответствует его профессиональным склонностям и способностям, и, в-третьих, благодаря осуществлению первых двух условий, приносит ему глубокое внутреннее удовлетворение [3].

Рассмотрим основные факторы профессионального самоопределения, которые выделяет Е. А. Климов, данные факторы не только характеризуют ситуацию профессионального самоопределения, но и определяют само качество профессиональных планов подростка:

1. учет своих склонностей (по сравнению с интересами склонности более устойчивы);

2. учет способностей, внешних и внутренних возможностей;

3. учет престижности выбираемой профессии;

4. учет информированности о ней;

5. учет позиции родителей;

6. учет позиции одноклассников, друзей и сверстников;

7. учет потребностей рынка труда;

8. наличие определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей — с личной профессиональной перспективой.

При этом, по нашему мнению, именно школа и семья формируют подростка как будущего активного члена общества.

Решение актуальных задач подготовки подрастающего поколения к трудовой деятельности во многом зависит от семейного воспитания [5].  

Личность человека формируется под влиянием общественных отношений, в которых протекают его жизнь.

На трудовую подготовку детей значительное влияние оказывают условия семейного воспитания. Вопросам трудового воспитания детей в семье большое внимание уделял советский педагог А. С. Макаренко. В своей статье «Воспитание в труде» он рассматривает смысл и значение трудового воспитания в семье. По его мнению, труд не может быть принудительным, он должен быть творческим и именно к такому труду дети должны готовиться в семье. Творческий труд возможен тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он видит в ней радость, понимает пользу и необходимость своего труда, когда труд становится для него основой проявления личности и таланта [3].

1. 4. Мотивы выбора профессии

Согласно многим исследователям, на выбор профессии оказывает влияние множество факторов. Это и рекомендации родителей, и советы других взрослых, и пример сверстников, и впечатления, после просмотра фильмов, чтения  литературы. Сюда же можно отнести влияние профориентационной работы, проводимой в образовательном учреждении.

Выделяют внутренние и внешние мотивы выбора профессии.

Внутренние мотивы связаны с удовольствием, удовлетворением, не имеют внешнего проявления и  нередко ассоциируются непосредственно с процессом выполнения задачи.

Внешние же мотивы имеют такие внешние проявления, как заработная плата, призы, прочее. Р. В. Овчарова дает следующее определение: «Внутренние мотивы выбора той или иной профессии - ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д.

Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.

Внешняя мотивация - это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т. е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера» [4].

1. 5. Влияние родителей на выбор профессии

Исследования показали, что выбор подростком будущей профессии в значительной степени зависит от мнения родителей. Их авторитет, опыт, уровень материального обеспечения семьи сильно влияют на профессиональное самоопределение школьников. В большинстве случаев родители оказывают положительное влияние на своих детей, желая им трудовых успехов.

Хорошее отношение к своей работе со стороны родителей, их удовлетворенность своей профессией часто являются достаточным моральным стимулом для того, чтобы ребенок заинтересовался содержанием их труда и в дальнейшем выбрал одну из «семейных» профессий [6]. То есть, для формирования устойчивого выбора профессии важно, продолжение семейных традиций детьми, но так же необходимо помнить, что влияние будет положительным только тогда, когда родители будут прививать своим детям любовь к той или иной профессии, когда их выбор будет обдуманным, и добровольным. При этом родители не всегда поощряют интересы и склонности своих детей к определенным видам трудовой деятельности, не всегда знают и правильно оценивают их способности, не всегда стремления детей совпадают с намерениями родителей.

Разные авторы придают различное значение влиянию родителей на профессиональное самоопределение детей. Например, Атулов П. Р. и Климов Е. А. приводят следующие данные: 29 % выпускников средней школы в вопросе о выборе профессии следуют совету родителей [5].

1. 6. Выводы по первой главе

Итак, решение, которое имеет важнейшее значение для человека, от которого зависит его счастье, удовлетворенность жизнью - это выбор профессии. Который формируется на основе профессионального самоопределения личности – это очень длительный процесс. Выбор профессионального пути должен быть обдуманным, учитывающим реальные обстоятельства. Однако не всегда этот выбор оказывается правильным, точным, обуславливающим успешную профессиональную карьеру. Большое значение для формирования подростка, как будущего активного члена общества имеет семья и семейное воспитание. Зачастую рекомендации родителей, оказывают решающее значение на выбор будущей профессии.

Часто родители оказывают положительное влияние на своих детей, желая им трудовых успехов. Однако они не всегда учитывают их интересы и склонности, не всегда знают и правильно оценивают их способности, не всегда совпадают мотивы выбора профессии. Именно поэтому нам представляется важным и интересным изучить представления и ожидания родителей по отношению к будущей профессии своего ребенка, проанализировать и сравнить мотивы  их выборов.

Глава 2. Результаты исследования представления и мотивов выбора профессии учащихся 9-х классов и их родителей

2. 1. Методы и организация исследования

Исследование представлений и мотивов выбора профессии учащимися 9х классов и их родителями было проведено на выборке численностью 120 человек: 60 учащихся, 60 родителей. Средний возраст обучающихся 15-16 лет, средний возраст родителей 35-45 лет. Большинство родителей (86%) имеют среднее специальное образование.

Исследование проводилось на базе МБУ школы №87, в ноябре-декабре 2014 года.

В нашем исследовании, мы использовали методику «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой, так как данная методика позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии.  

Так же,  нами были разработаны анкеты для обучающихся и их родителей. Которые позволили определить, совпадают ли ожидания детей и родителей от выбора будущей профессии, чем руководствовались испытуемые, делая свой выбор, каковы особенности профессиональной судьбы родителей и повлияли ли они на их ожидания.

Методика «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой состоит из двадцати утверждений, характерных для любой профессии. Испытуемым необходимо определить, в какой мере каждое из них повлияло на  их выбор. С помощью данной методики можно выявить преобладающий вид мотивации: внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы.

Нами были разработаны анкета для учащихся и анкета для их родителей. Анкета для учащихся позволяет узнать определились ли учащиеся с выбором профессии, кто повлиял на их выбор и совпадает ли он с выбором их родителей. Анкета состоит из 8 открытых вопросов. Анкета для родителей состоит из 15 вопросов, 1 из вопросов – закрытый, 1 – предлагает оценку по 5-и бальной шкале. Анкета позволяет выявить представления,  ожидания родителей по отношению к будущей профессии их ребенка, их собственный опыт выбора профессии, удовлетворенность работой и мотивы их выбора профессии для ребенка.

2. 2. Представление результатов исследования

Результаты исследования мотивов выбора профессии, по мнению детей и их родителей представлены в следующих диаграммах.

Диаграмма №1. Мотивы выбора профессии детьми

 Как видно из диаграммы №1, для большинства учащихся имеют первостепенное значение внутренние мотивы (64%), то есть личная значимость профессии; для них большое значение имеет удовлетворение, которое приносит работа; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Известно, что внутренняя мотивация основывается на потребностях самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием.

Внешние мотивы имеют большее значение для 36% учащихся. К внешней мотивации можно отнести: заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и прочее. Внешние мотивы делятся на положительные и отрицательные.

Теперь проанализируем непосредственно элемены внешней мотивации. Данные представлены в диаграмме №2.

Диаграмма №2. Соотношение внешних положительных и отрицательных мотивов

Как видно из диаграммы №2, для 86% характерна внешняя положительная мотивация, это: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. Для 14% характерны внешние отрицательные мотивы, к таким мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

Теперь рассмотрим, какими мотивами выбора профессии для своих детей руководствуются родители. Данные представлены в диаграмме №3

Диаграмма №3 Мотивы выбора профессии родителями для своих детей

Как видно из диаграммы №3, для большинства родителей – 58% - руководствуются личной значимостью профессии; для них большое значение имеет удовлетворение, приносимое работой; возможность общения, руководства другими людьми и проч.

Далее рассмотрим, насколько учащиеся определились с выбором профессии, данные в диаграмме №4.

Диаграмма №4 Выбор профессии

Из диаграммы видно, что с профессией определились 77% учащихся, не определились 23%.

Рассмотрим источники влияния на выбор профессии в диаграмме №5

Диаграмма №5. Влияние на выбор профессии

На выбор влияли родственники в большинстве (54%) случаев, самостоятельное решение приняли 41% и на 5% учащихся оказали влияние друзья.

Совпадение мнений относительно будущей профессии детей с точки зрения детей и родителей, представлены в следующих диаграммах.

Диаграмма №6. Совпадение мнений родителей и детей, по мнению учащихся

 

Как видно из диаграммы №6, большинство учащихся -  69% - считают, что мнение родителей совпадает с их собственным, у 22% учащихся мнение не совпадает с взглядами родителей, 9% учащихся вообще не знают об отношении родителей к своим выборам.

Диаграмма №7 Совпадение мнений родителей

и детей, по мнению родителей

Как видно из диаграммы № 7, при опросе родителей выявилось, что 71% случаев выбор родителей и ребенка по отношению к будущей профессии совпадает, в 18% - не совпадает и 11% родителей вообще не знают о том, какую профессию выбрал их ребенок.

Рассмотрим результаты анализа анкет для родителей в отношении собственного профессионального самоопределения. Данные представлены в диаграмме №8.

Диаграмма №8. Источники влияния на профессиональное самоопределение родителей учащихся

 

Из диаграммы №8 видно, что в период собственного профессионального самоопределения, родители опирались преимущественно на свое мнение – 86% опрошенных. На мнение родителей опирались 4%, и 10% руководствовались мнением друзей.

Далее мы проанализировали отношение родителей к влиянию на их выбор извне. Данные в диаграмме №9.

Диаграмма №9. Отношение родителей к влиянию на их профессиональную судьбу

Как видно из диаграммы, большинство опрошенных (57%) не считают, что чьё либо влияние оказало воздействие на их судьбу в дальнейшем, положительное влияние отмечают 29% и отрицательное 14%.

Рассмотрим, какое количество родителей работают по профессии избранной в период ранней юности. Данные представлены в диаграмме №10.

Диаграмма №10. Соотношение родителей работающих по профессии, выбранной в период ранней юности, и избравших другие виды деятельности

Интересен стал тот факт, что работают по профессии, выбранной в период ранней юности только 14% респондентов, а 86% избрали другую профессию.

Далее рассмотрим удовлетворенность родителей от собственной трудовой деятельности. Данные представлены в диаграмме №11.

Диаграмма №11. Удовлетворенность работой

Как видно из диаграммы №11, Эмоциональное удовлетворение получают 86% опрошенных, 71% считает, что полностью реализует свой потенциал в работе, отношениями в коллективе удовлетворены в средней степени 70%, остальные 30% полностью довольны отношениями с коллегами; условия работы характеризуют, как средние 71%, как отличные 29%.

Рассмотрим теперь желание родителей сменить профессию, данные в диаграмме №12.

Диаграмма №12. Желание сменить профессию

Интересным представляется тот факт, что, несмотря на результаты диаграммы №11, 43% родителей учащихся хотели бы сменить профессию. Далее рассмотрим, чем руководствуются родители при выборе профессии для своего ребенка. Данные представлены в диаграмме №13.

Диаграмма №13. Факторы выбора профессии

родителями для своих детей

Как видно из диаграммы №13, мнением ребенка в выборе профессии руководствуются 57% родителей, востребованностью на рынке труда (элемент внешней мотивации) 29%. Выявились и  родители, которые не руководствуются ничем, таких 15%.

2. 3. Выводы по второй главе

Проанализировав полученные данные, мы видим, что для большинства учащихся (64%) первостепенное значение имеет личная значимость профессии, для них важно получать удовлетворение от выполнения работы, возможность взаимодействия с другими людьми, то есть личная значимость профессии; для них большое значение имеет удовлетворение, которое приносит работа. При этом 57% родителей так же выделяют внутренние мотивы выбора профессии (призвание ребенка, желание общаться с людьми), только 28% придают значение внешним мотивам.  

Оценивая выборы родителей и детей по отношению к будущей профессии, видно, что в большинстве случаев выборы совпадают: в 68%, по мнению детей и в 71%, по мнению родителей. Мнение ребенка в выборе профессии важно для 57% родителей. В период же собственного профессионального самоопределения, в большинстве случаев (86%) родители опирались на свое мнение.

Интересным представляется тот факт, что работают по профессии, выбранной в период ранней юности только 14% респондентов, а 86% избрали другую профессию. Можно говорить о получении эмоционального удовлетворения родителями от работы в 86%. 43% опрошенных родителей готовы сменить работу на данном этапе своей жизни.

Заключение

В процессе работы была достигнута поставленная нами цель, мы сравнили ожидания и мотивы выбора профессии ребенком и родителями. Проведенное исследование показало, что наша гипотеза, которая звучит так: «у детей и родителей разные ожидания и критерии выбора  будущей профессии ребенка» не подтвердилась, потому что в большинстве случаев мнения и мотивы детей и родителей совпадают. Тот факт, что абсолютное большинство родителей не работают по специальности, выбранной в период ранней юности, почти половина хотели бы сменить профессию на данном этапе жизни, говорит о том, что когда мы выбираем профессию, некоторые выборы представляют собой только первый шаг на пути к самоопределению и далеко не всегда являются определяющими судьбу.

И что профессиональное самоопределение продолжается всю жизнь, и нельзя ограничивать этот процесс только периодом ранней юности.

Так же мы видим, что не все соглашаются с выбором своего ребенка, а некоторые родители вообще не разговаривают об этом.  Поэтому и выбор ребенка может стать опрометчивым. В связи с этим, хотелось бы, чтобы педагоги проводили больше профориентационной работы с родителями, так же с родителями и детьми необходимо вести психологическую работу по разрешению конфликтов. В школе те учащиеся, которые уже определились с профессией, могли бы устраивать ярмарки профессий, где они бы рассказывали остальным учащимся и родителям  о мире профессий.  

В тех случаях, когда родители не согласны с выбором ребенка, детям можно рекомендовать более подробно и обоснованно рассказывать родителям о выбранной профессии, показывать свою компетентность, доказывать, что их выбор осознан. Данное исследование может иметь практическую значимость в профориентационной работе с родителями, в области статистических исследований, на основе нее можно строить психологическую работу с детско-родительскими отношениями. На основе полученных данных, нами были разработаны рекомендации для родителей и подростков, стоящих перед выбором будущей профессии (Приложение №4).

Библиография

  1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения/ Е. А. Климов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений – М. : издательский центр «Академия», 2004 – 304 с.
  2. Елагина О.Б. Психологический практикум. 4 часть./ О. Б. Елагина – Челябинск, 2001.
  3. Врублевская М. М. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации/ М. М. Врублевская, О. В. Зыкова - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 80 с. (с. 7 - 9)
  4. Атутов П.Р. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии //  П. Р. Атулов, Е. А. Климов. Вопросы психологии. – 1984. – Т.1.
  5. Вайсбург А. А. Организация профориентационной работы школы, ПТУ, предприятия. / А. А. Вайсбург– М., 1986.
  6.  Гильбух Ю. З., Психология трудового воспитания школьников. / Ю. З. Гильбух, Е. П. Верещак– Киев, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеучебного мероприятия, направленного на освоение профессии: 100701.01 «Продавец, контролер-кассир» по теме: «Моя будущая профессия – продавец»

Разработка внеучебного мероприятия, направленного на освоение профессии: 100701.01 «Продавец, контролер-кассир» по теме:  «Моя будущая профессия – продавец»...

Всероссийский конкурс с международным участием «Моя будущая профессия» Тема: "Моя будущая профессия - юрист"

Всероссийский конкурс с международным участием «Моя будущая профессия» Тема: "Моя будущая профессия - юрист"Автор: Догузова Лана, студентка гр.21 Ю, специальность 40.02.01 Право и организация социаль...

Всероссийский конкурс с международным участием «Моя будущая профессия», Тема:Моя будущая профессия – юрист. Мое представление о ней…

Всероссийский конкурс с международным участием  «Моя будущая профессия»Тема:Моя будущая профессия –  юрист. Мое представление о ней…Автор: Гагиева Фатима, студентка гр.21 Ю, специальность 40...

Материалы для аттестации. Раздел 2. Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии

В данном разделе мои представления о педагогичесой профессии и профессиональной миссии...

Материалы для аттестации. Раздел 2. Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии

Аттестационные материалы для раздела 2. Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии...

Представление системы работы по теме: «В мой класс пришел особый ребенок: что нужно делать?» Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Плотниковская ООШ» Потрошилиной Светланы

В мой класс пришел особый ребенок: что нужно делать ?В  2020 году 1 сентября в мой класс пришла слабовидящая девочка(ВариантА( 4.1),которой по заключению ПМПК,нужны особые условия.С чего начинать...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: "Моя будущая профессия" по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: "Моя будущая профессия"  с обучающимися по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) Разраб...