Проект по декоративно-прикладному искусству "Чудесный мир городецких и хохломских мастеров" (подготовительная к школе группа).
проект на тему

марковская алла валерьевна

Проект по декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе. Перспективный план.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Чудесный мир городецких и хохломских мастеров».

(Подготовительная к школе группа)

Вид проекта: творчески – информационный средней продолжительности.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы.

Педагоги: Марковская Алла Валерьевна.

Срок реализации: Март.

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.

Цели:

• Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.

• Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить детей с народными промыслами.

• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством: Городецкой и хохломской росписью.

 Вызвать интерес у детей к народному творчеству.

• Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни.

• Учить понимать образный смысл загадок.

• Учить видеть красоту и своеобразие хохломской, городецкой росписи.

• Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.

• Учить использовать растительные элементы.

• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

• Учить наблюдать за живой природой.

Воспитательные:

• Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.

• Воспитывать любовь к народному творчеству.

• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

• Воспитывать эстетические и этические чувства.

• Воспитывать любознательность.

Развивающие:

• Развитие познавательной активности детей.

• Развивать чувство цвета, композиционные умения.

• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

• Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», купавка, розан.

Планируемые результаты проекта:

• Знание детьми видов декоративно-прикладного искусства: хохломской, городецкой,  росписи.

• Умение детей ориентироваться в этих видах росписи.

• Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

Виды деятельности. Пути реализации.

Игровая деятельность

• Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».

Ознакомление с окружающим

• Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи),

• Беседы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы»,

Развитие речи

• Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», купавка, розан.

Художественная литература 

• Заучивание стихов.

• Загадывание загадок.

• Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).

ФЭМП

• Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация).

• Ориентировка в пространстве.

• Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое».

Изобразительная деятельность

• Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «

• Раскрашивание карандашами, восковыми мелками

• Лепка:

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный.

Деятельность педагога

1. Ввести в игровую ситуацию.

2. Сформулировать проблему.

3. Определить задачи.

4. Определяет продукт проекта:

Деятельность детей

1. Вживаются в игровую ситуацию.

2. Осознают проблему.

3. Принимают задачи проекта.

2 этап. Организация работы над проектом.

Деятельность педагога

1. Помогает в решение задач.

2. Помогает спланировать деятельность.

3. Организует деятельность.

4. Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье».

Деятельность детей

1. Объединение в рабочие группы (городец, хохлома).

2. Распределение ролей.

3 этап. Практическая деятельность.

Деятельность педагога

1. Практическая помощь.

2. Направляет и контролирует осуществление проекта.

Деятельность детей

1. Используют иллюстрации.

2. Работа над поделками.

3. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.

4 этап. Презентация.

Деятельность педагога

1. Подготовка к презентации проекта

2. Выставка детских работ по теме «Декоративно – прикладное искусство».

Роль родителей в реализации проекта:

• Чтение и заучивание стихов.

• Загадывание загадок о народных промыслах, росписях.

• Рассматривание иллюстраций.

• Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству.

• Изготовление поделок, картин.

Продукт проектной деятельности:

• Альбом «Декоративно – прикладное искусство».

• Выставка детских рисунков по декоративно – прикладному искусству.



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по декоративно-прикладному искусству

(6-7 лет)

Тема

Программное содержание

1

«Цветок счастья»

Познавательное

+

Лепка

1.Продолжать знакомить детей с декоративным народным творчеством.

2.Учить выделять характерные особенности городецкой росписи.

3.Учить детей рисовать розан пластилином, передавая внешний вид.

4.Воспитывать самостоятельность, развивать творчество.

2

«Городецкая роспись(посуда)»

Декоративное рисование

Закреплять знания детей о городецкой росписи: элементы, колорит, композиция. Развивать у детей творчество, фантазию, умение создавать свою композицию. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

3

«Роспись тарелки по мотивам городецкой росписи»

Закреплять умения создавать образ городецкой росписи на тарелке. Продолжать знакомить детей с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Развивать чувство композиции, творческие способности и интерес к народным традициям и обычаям, эстетическое восприятие. Воспитывать интерес и уважение к труду мастеров создающих красивые вещи, патриотизм.

4

Декоративное рисование

+

Конструирование из бумаги

Продолжать знакомить с изделиями городецкого промысла.

Развивать умения применять полученные знания в собственном изобразительном творчестве.

Воспитывать национальную гордость, умение доводить начатое до конца.

5

«Знакомство с хохломским промыслом»

Познавательное

Расширять знания детей о народном искусстве. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного искусства.

6

«Рисование элементов хохломской росписи»

Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «усики», «завитки», «капельки», «кустики». Обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающего мира. Формировать умение работать концом кисти.

7

«Матрешка-Матрена».

Ручной труд

  1. Познакомить детей с историей русской деревянной матрешки, как символом русской народной культуры.
  2. Развивать способность украшать силуэт матрешки разными узорами.
  3. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

8

«Золотая хохлома»

Аппликация

1.Продолжать знакомить детей с хохломской росписью и ее историей.

2.Учить выделять элементы узора.

3.Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.

4.Учить приему вырезывания декоративных элементов растительного узора хохломской росписи.

5. Развивать речевую активность, пополнять словарный запас словами: экологически чистый, алые гроздья рябины…

9

«Путешествие в страну ложки»

Декоративная лепка

1.Систематизировть и обобщить знания детей о ложке, ее назначении, о материале из которого она сделана; формировать понятия: чайная, десертная, столовая.

2.Продолжать развивать навыки декоративной лепки, используя способ налепа.

Совершенствовать навыки игры на русском народном инструменте: деревянные ложки, продолжать развивать музыкальный слух.

Формировать потребность в ежедневной двигательной активности.

3.Формировать навык сотрудничества, взаимодействие в игре, в трудовой и образовательной деятельности.

10

«Путешествие к народным мастерам».

Викторина

познавательное

Закрепить и обобщить представления детей о русских народных промыслах:, Городец, Хохлома.

Уметь различать виды, эмоционально откликаться на красоту, воплощенную в предметы быта, выражать свое отношение к ним .

Уметь сравнивать предметы по назначению, узору, колориту, композиции.

Воспитывать интерес и уважение к народному искусству.

Заключение

Там, где есть традиции, где они живы и прочны, там имеется благодатная почва для расцвета профессионального декоративно-прикладного искусства. Веками народ в своем искусстве - в песнях, сказках, былинах, народных празднествах, танцах и предметах быта - стремился в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира. В этом и раскрывается самобытность его культуры. Народное декоративно – прикладное искусство является частью многогранной духовной жизни народа, оно также прочно лежит в фундаменте, на котором основана вся русская национальная культура.

Характерной чертой российской национальной культуры являются процессы взаимовлияния и взаимообогащения искусства различных наций и народностей. И в народном искусстве других наций, и в образах творчества собственного народа в овеществленной форме до нас доходит живой голос истории, голос культуры предшествующих поколений. Через эти вещи мы постигаем истоки, богатую историю нашей национальной культуры, видим душу народа. С этой точки зрения забота о развитии народного искусства есть забота о прогрессе национального самосознания, исторического самоутверждения и забота о дальнейшем развитии современной национальной культуры.

Работа по декоративному рисованию достигнет нужной цели только при условии связи с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цвета, как в предметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать внимание детей к таким предметам, как расписная посуда, ткани, ковры, народные игрушки и пр.

Используя данную программу можно в доступной форме, ненавязчиво, даря детям радость открытий, знакомить и прививать им любовь к своему прошлому, к родному, яркому, образному языку, к обычаям дедов и прадедов.

Выполняя различные практические творческие задания, дети успешно систематизируют приобретенные знания и отражают полученные впечатления через художественное творчество. Изучение народного декоративно-прикладного искусства прошлого побуждает детей к развитию фантазии, художественного воображения.

 «К народным традициям должно быть
величайшее внимание, их надо изучать

и воспринимать всей душой

их надо осваивать”

А.Б. Салтыков

Список литературы.

  • Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.
  • Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
  • Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
  • Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
  • Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
  • Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
  • Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
  • Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.
  • Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.
  • Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976
  • Разина Т.М. Русское народное творчество. Москва. 1993.
  • Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
  • Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
  • Дорожин Ю. Г. Городецкая роспись: Рабочая тетрадь по основа народного искусства. – М.: Мозаика–Синтез, 2001. – 24с.
  • Орлова Л. В. Хохломская роспись: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998. – 16 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое объединение педагогов декоративно-прикладного творчества

Заседание МО по теме: "Мастер-класс: формы и методы"...

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине СД 01. Композиция и МДК 01.01 Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства для специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные

Настоящие Методические рекомендации устанавливают общие правила подготовки, оформления и защиты курсовых работ в соответствии с «Рекомендациями по организации выполнения и защиты курсовой работы (прое...

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине СД 01. Композиция и МДК 01.01 Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства для специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные

Настоящие Методические рекомендации устанавливают общие правила подготовки, оформления и защиты курсовых работ в соответствии с «Рекомендациями по организации выполнения и защиты курсовой работы (прое...

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ Тема: Работа кружка декоративно-прикладного творчества «Декоративная композиция»

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к п...

Рабочая прОграмма учебной дисциплины ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК по специальности 29.02.09 декоративно прикладное искусство. Декоративная вышивка.

Рабочая прОграмма учебной дисциплины ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК по специальности 29.02.09 декоративно прикладное искусство. Декоративная вышивка. ...

Методические указания по выполнению работ на практических занятиях по МДК 01. 01. Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства Раздел Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве

Пособие для обучающихся по выполнению работ на практических занятиях  МДК 01. 01. Раздел Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве разработано в соответствии с Ф...