Особенность антитезы по рассказу В. М. Шукшина «Далекие зимние вечера»
творческая работа учащихся на тему
Особенность антитезы по рассказу В. М. Шукшина «Далекие зимние вечера»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки республики Бурятия
МОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К. М.»
Особенность антитезы по рассказу В. М. Шукшина «Далекие зимние вечера»
Выполнила: Михалева Настя,
ученица 7 «Б» класса
Руководитель: Питецкая Е.С,
учитель русского языка и литературы
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
2009-2010 учебный год
Содержание:
1Введение 3 с.
2. Особенность антитезы по рассказу Шукшина «Далекие зимние вечера» 4-6
3 Заключение 7 с.
4 Список использованной литературы 8 с.
Введение
Актуальность: Рассказ Василия Макаровича Шукшина «Далекие зимние вечера» носит автобиографический характер. Детство Василия Макаровича пришлось на годы Великой Отечественной Войны. И сегодня, в преддверии 65-ой годовщины со дня победы над фашистской Германией, нам было очень интересно рассмотреть этот рассказ, который повествует о военном детстве писателя. Как сказал сам Шукшин: «Кто-то из детства, я из войны». Шукшина и его маленькую сестренку Наташу воспитывала одна мама, Мария Сергеевна, отца арестовали, а отчим в 1942 году погиб на фронте. Нежнейшую любовь к матери писатель пронес через всю свою жизнь. Сестра вспоминала: «Жизнь нашей семьи в военные годы была очень тяжелой, впроголодь. Мама распродала все, что от отчима осталось, с себя все продала, вплоть до единственного платья».
Цель исследования: выявить на приеме антитезы идейное содержание рассказа.
Предмет исследования: авторская особенность изображения антитезы по рассказу Шукшина «Далекие зимние вечера»
Объект исследования: антитеза как средство постижения смысла
Задачи:
1. Рассмотреть два слоя в рассказе Шукшина: реальный и сказочный;
2. Отследить для чего автор избирает такую манеру повествования.
Методы: общенаучные (синтез, анализ), частные (сравнительно-сопоставительный)
Новизна исследования: рассмотреть рассказ с точки зрения такой стилистической фигуры как антитеза.
Практическая ценность исследования: знакомство с произведением на внеклассном чтении для развития патриотических чувств, любви к родному краю и семье.
Особенность антитезы по рассказу В. М. Шукшина «Далекие зимние вечера»
При интерпретации рассказа я обнаружила в тексте два мира: реальный и сказочный. Предложения, раскрывающие эти два слоя, соседствуют друг с другом. Как часто бывает, сказочный мир вторгается в реальный, но здесь все наоборот, реальный вторгается в сказочный светлый мир людей. В литературоведении существует такие понятия: «роман в романе», «роман в стихах», а здесь «сказка в рассказе». Для каждого из миров Шукшин избирает свою лексику, свою манеру изложения, свой эмоциональный настрой. И все это построено на таком художественном приеме, как антитеза.
Антитеза - стилистическая фигура, основанная на сопоставлении или противопоставлении контрастных понятий, образов, (словарь литературоведческих терминов), например, война-мир, холод-тепло, голод-сытость.
Начинается рассказ с грустных нот: « Под Москвой идут тяжелые бои…». И тут же интонация меняется и переходит на другую манеру изложения, полной лиризма и юмора: « А на окраине далекой сибирской деревеньки крикливая ребятня с раннего утра режется в бабки».
Слово «далекой» - это уже сказочный элемент, который напоминает нам зачин сказки «далеко-далеко», а деревенька нам дана без названия - это тоже является сказочным мотивом, как «В некотором царстве- в некотором государстве». Значит, события такие могут происходить в любой деревне России.
Реальный же мир проходит под знаком бесчеловечья: «В избе было холодно», «Ванька заглянул в миску на шестке, в печку, везде было пусто, кушать нечего», «Нудно течет пустое тоскливое время», слово «пустое» не раз будет повторяться в рассказе.
Но тут же следует новый абзац: «Мать со стуком свалила в сенях белье, вошла в избу. Она, наверное, очень устала и намерзлась за день. Но она улыбается. Родной, веселый голос ее сразу наполнил всю избу, пустоты и холода в избе как не бывало». В семье «маленький праздник»- будут стряпать пельмени. Пельмени в годы войны - это действительно настоящий праздник, не зря автор, заканчивая свой рассказ, пишет: «После ужина.. Ванька лезет на полати, едва коснувшись подушки, засыпает. Наташка тоже спит. В одной руке у нее зажат пельмень. Эта реальность прямо пронзает сказку своей горечью и болью. Мы видим, как дети не доедали в годы войны. И эта фраза «в руке зажат пельмень» трогает за самое сердце, это и есть настоящая шукшинская манера «в малом сказать о многом», это и есть предназначение любого рассказа. В годы войны все пострадали: и мужчины, и матери , и дети, и старики, никого война не обошла мимо.
Но что же все-таки спасает детей, что не дает им ожесточиться? Конечно же, сказка.
Когда вся семья занята изготовлением пельменей, мама рассказывает про наглую лису, героиню многих сказок:
-Едем сейчас с сеном, глядь: а на дороге лежит лиса. Лежит себе калачиком и хоть бы хны - не шевелится, окаянная. Чуток конь не наступил. Уж до того они теперь осмелели, эти лисы.
Наташка приоткрыла рот - слушает. А Ванька спокойно говорит:
- Это потому, что война идет. Они в войну всегда смелые. Некому их стрелять – вот они и валяются на дорогах.
Когда мама с сыном направляются в лес за дровами, то автор лес называет «сонным царством», «стройные березки обступили пришельцев и ждут». Вся природа очеловечивается. Березка – это уже не дерево, а настоящее живое существо со «звонким крепким телом», которое очень трудно срубить.
И вот, наконец-то, в доме огонь. Он тоже предстает, как живое существо: «огонь весело гудит в печке: пятна света, точно маленькие желтые котята, играют на полу.… По избе голубыми волнами разливается ласковое тепло.… А в чугунке еще только-только начинает «ходить» вода.
Можно сказать, все, что предназначено для жизни, раскрывается в сказке: земля-лес, огонь, вода.
Автор своим произведением хочет нам сказать, что существуют только эти истины, а другим не должно быть. Мама говорит: « Отцу нашему тоже трудно там. Небось в снегу сидят сердешные.… Хоть бы уж зимой не воевали.
- Теперь уж не остановются,- поясняет Ванька.- Раз начали - не остановются, пока фрицев не разобьют.»
Шукшин называет своего маленького героя Ваней, это тоже любимое сказочное имя, а за Ваней - Иваном всегда в сказке встает правда, всегда стоят благородные качества человека, который борется со злом. Ваня в рассказе думает, «где можно достать три полена дров», тяжело ему, когда они несут с матерью срубленную березку домой, но «Ваня молчит. И молчит Ванина гордость».
Вот они настоящие герои, герои войны.
Заключение
Мы увидели, что прием антитезы помогает ярче раскрыть тяжелое, нелегкое время, казалось бы, беззаботной поры детства, и антитеза становится особенностью стиля Шукшина в написании рассказа.
Антитеза усиливает эмоциональную выразительность повествования. Для реального и сказочного мира Шукшин избирает свою манеру изложения, свой эмоциональный настрой. В антитезе написано все произведение «Далекие зимние вечера». В этом реальном мире матери хочется отогреть души своих детей, хочет обрадовать очередной сказкой. Среди холодной, военной зимы герои продолжают жить, храня не только тепло домашнего очага, но и тепло души, заботясь друг о друге, помня тех, кто ушел на фронт.
Шукшин избирает форму сказочного повествования, так как детство соседствует со сказкой, и сказка помогает детям выстоять и выжить в это, говоря словами автора, « пустое» время.
Список использованной литературы:
- Елисеев И. А., Полякова Л. Г. Словарь литературоведческих терминов. Ростов на Дону: Феникс, 2002.- 320 с.
- Шукшин В. М. Рассказы.
- Чернова Л. Н. Кто-то родом из детства… я – из войны. Рассказ В. М. Шукшина «Далекие зимние вечера»// Литература в школе.- 2009.- №4.- с. 32-34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественный мир стихотворения А. Пушкин «Зимняя дорога». Особенности рифмовки.
Методическая разработка урока литературного чтения4Д класс...
методическая разработка открытого классного часа на тему:«Далекому прошлому верность храня»
Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей и призвана помочь им в подготовке и проведении воспитательного классного часа в учебной группе среднего специального...
Духовная и нравственная ценность рассказов «НАМ БЫ ПРО ДУШУ НЕ ЗАБЫТЬ…» В. М. Шукшина
Духовная и нравственная ценность рассказов "нАМ БЫ ПРО ДУШУ НЕ ЗАБЫТЬ" В. М. ШукшинаМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ...

Тема урока «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»
Тема урока «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»...
«Эхо далеких гроз» (подвиги Героев Советского Союза - уроженцев Рязанской области). Патриотический классный час, посвященный 9 мая.
Классный час для студентов колледжа по воспитанию сознательной любви к Родине, уважению к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных героями в годы Великой Отечественн...

Изображение жизни русской деревни в рассказах В.М Шукшина
Термин «деревенская проза» и «писатели -деревенщики» - названия условные, однако они сформировали устойчивый круг тем, который освещался такими талантливыми писателями как Викт...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Особенности зимней уборки улиц города Балаково при снегопадах»
Цель: исследовать статистику по осадкам в зимний период по городу Балаково и подобрать технологию и оборудование для утилизации снегоуборки.Согласно цели исследования были сформулированы следующ...