«Нам бы про душу не забыть» (по рассказам В.М. Шукшина)
план-конспект занятия

Анна Васильевна Логвиненко

Данное учебное занятие по литературе  предполагает обобщающий разговор по  прочитанным рпссказам В.М. Шукшина. Студенты представляют свои прроектный работы по одному из рассказов, акцентируя внимание на  особенностях характера главного героя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_rasskazam_shukshina.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Нам бы про душу не забыть» (по рассказам В.М. Шукшина)

Цели  занятия:

  • приобщение студентов  к творчеству Шукшина;
  • формирование представлений об особенностях героев Шукшина;
  • развитие  навыков анализа художественного текста,
  • совершенствование умения аргументировать собственную точку зрения;
  • воспитание гуманного отношения к людям.

                                           

                                          Ход  занятия

 Нам бы про душу не забыть...

Нам бы немножко подобрее быть...

Мы один раз, так уж случилось,

живём на земле... Но так и будьте

повнимательнее друг к другу,

подобрее...

                                               В. Шукшин.

1. Слово учителя.

Наше занятие  хотелось бы начать со стихотворения Евгения Евтушенко:

В искусстве уютно быть сдобною булкой французской,

но так не накормишь ни вдов, ни калек, ни сирот.

Шукшин был горбушкой с калиною красной вприкуску,

черняшкою той, без которой немыслим народ.

- Какую авторскую оценку вы услышали в стихотворении Е.Евтушенко «Памяти Шукшина» ?

- Цель нашего занятия -  познакомиться с Шукшиным-писателем, рассмотреть разнообразие человеческих характеров в его рассказах. Василий Макарович говорил: «Хочется ведь что? Человека показать. Огромного, русского, настоящую силу, цельность, честность. Вот – такой вот он, человек настоящий! У него и судьба такая тяжелая, потому что он честен, открыт и говорит то, что есть».

Василий Макарович Шукшин - это человек с образом которого и его творчеством в душе каждого русского человека звучат простые светлые слова Природа. Земля, Совесть, Душа, Россия, Правда. А еще – Любовь и Вера.

2. Обобщение по прочитанным рассказам.

 - Вы дома читали  рассказы Василия Макаровича. Какие это рассказы?

/Примерные ответы, обобщенно/

Рассказы  Шукшина раскрывают все стороны повседневной жизни простого человека. Писатель рисует картины жизни отдельных людей, их отношения, характеры, привязанности, стремления. Все рассказы написаны «простым» народным языком, поэтому они легко читаются.

Несмотря на простоту, краткость Шукшин затрагивает в своих рассказах проблемы общественной морали, нравственные проблемы поведения человека. Герои рассказов все разные по возрасту, по характеру, по образованию, по социальному положению, но каждый из них – личность

3.Работа с эпиграфом урока:

Обратимся к эпиграфу урока

- О чем   хотел сказать читателям  Шукшин?

- Какую главную мысль  хотел донести он  людям?

- Вам было дано опережающее задание – подготовить мини – проекты, анализируя рассказы В.М.Шукшина. Рассказы разные, но цель исследования у всех была одна: рассмотреть особенность характеров героев рассказа.

 В итоге у нас должно сложиться целостное представление о шукшинском характере

- Какие рассказы вы выбрали?

4. Защита проекта:

1) Тема: Исследование характера героя рассказа В.М.Шукшина «Чудик».

Цель исследования: выяснить, что в герое необычно, странно, чудаковато?

Гипотеза: «Герой нашего времени – это всегда «дурачок», в котором наиболее выразительным образом живет его время, правда этого времени».

Вопрос к докладчику:

-Есть ли место Чудикам в современной жизни?

 

2)  Цель исследования: рассмотреть характер Глеба Капустина, героя рассказа «Срезал».

Гипотеза: Глеб Капустин не принадлежит к числу любимых писателем персонажей.

Вопрос к докладчику:

- Встречались ли вам люди, похожие на Глеба?

3)  Цель исследования: определить, какую правду пытается отстоять Иван, герой рассказа «Волки»?

Гипотеза: Называя рассказ «Волки», Шукшин имеет в виду людей.

 Вопрос к докладчику.

-Перечислите черты характера, свойственные Ивану Дегтяреву.

5. Беседа

-Какое у вас сложилось мнение о героях рассказов? (они неравнодушные, не хотят мириться с несправедливостью, беспокойные, добрые и т. д)

-Что бы вы хотели изменить в главных героях?

-Что бы вы хотели им посоветовать?

- Чему пытался нас научить В.М.Шукшин своими рассказами?

- Некоторые критики считают, что писателю свойственна некоторая социальная ограниченность. Он постоянно писал о деревне и деревенских жителях, а к городу и горожанам относился отрицательно. Вы согласны с этим мнением?

6. Решение проблемного вопроса  « Когда человек счастлив?»

- Очень точно о сути  творчества Шукшина сказал  М.Шолохов: «Не пропустил он момент, когда народу захотелось чего-то сокровенного. И он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно. Правда – непреложный закон Шукшина. Он считает, что человеку надо говорить не подслащенные комплименты, а полную правду, какой бы горькой она ни была. Это необходимо, хотя бы из уважения к тому самому человеку, о котором мы пишем».

 - Каждый из героев рассказа счастлив, когда у него в душе покой. А почему покойно на душе? Он живет человек по совести .

- Автор и его герои, не пассивные созерцатели, а борцы за правду, за духовные ценности.

-  Чтобы наше общество стало нравственным, культурным, нужно каждому человеку заняться "воспитанием своей души".

Шукшин утверждает идеал высоконравственного человека. Идеал этот реален и достижим. Это любовь к Родине, верность народу, труд, украшающий жизнь

 В.М. Шукшин писал: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту…Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами…

Уверуй, что все было не зря наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюху табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком». 

 7. Заключительное слово учителя.

Нет ничего лучше и прекраснее в мире, как простое человеческое тепло и доброта.

Мне очень хочется верить, что вы смотрите на мир неравнодушными глазами и видите то, о чем должна болеть душа у любого нормального человека. «Нам бы про душу не забыть ..Нам бы немножко подобрее быть… Мы один раз, так уж случилось, живем на земле… Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее…»

 8. Домашнее задание.

 Написать эссе на тему: «Шукшин – будущим поколениям»

9. Рефлексия.

- Какой тезис из проектов вам ближе и понятнее? Поставьте плюс,  уходя из

 класса. ( Тезисы записаны на доске)

  1. Русский человек в изображении Шукшина – человек ищущий, задающий жизни неожиданные, странные вопросы, любящий удивляться и удивлять.
  1. Ему свойственно упрямство, своеволие, нелюбовь к пресному существованию
  1. Главное – воплощение народной жажды справедливости, заботу о человеческом достоинстве
  1. «Простой» человек в изображении Шукшина оказывается совсем «непростым»
  1. Все героев рассказов Шукшина объединяет доброта

        

                                                         Приложение

 Анализ рассказов по плану.

1. Главный герой рассказа.

2. Особенности портретной зарисовки.

3. Характер героя.

4. Особенности речи.

5. Отношение к людям, к жизни.

6. Внутренний мир героя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий коллективного творческого дела "Посиделки хороши, от души и для души"

Сценарий КТД можно использовать  при проведении классных, общешкольных воспитательных дел....

Технологическая карта открытого урока по литературе: Тема гибели души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Данная разработка урока литературы посвящена проблеме композиционного анализа прозаического текста. Целью  урока станетРазвитие читательской культуры и понимания авторской позиции....

Духовная и нравственная ценность рассказов «НАМ БЫ ПРО ДУШУ НЕ ЗАБЫТЬ…» В. М. Шукшина

Духовная и нравственная ценность рассказов       "нАМ БЫ ПРО ДУШУ НЕ ЗАБЫТЬ"      В. М. ШукшинаМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ...

Тема урока «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»

Тема урока  «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»...

Особенность антитезы по рассказу В. М. Шукшина «Далекие зимние вечера»

Особенность антитезы по рассказу В. М. Шукшина «Далекие зимние вечера»...

Изображение жизни русской деревни в рассказах В.М Шукшина

Термин «деревенская проза» и «писатели -деревенщики» - названия условные, однако они сформировали устойчивый круг тем, который освещался такими талантливыми писателями как Викт...