Тема урока «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»
план-конспект урока на тему

Мурзиненко Елена Сергеевна

Тема урока  «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема урока  «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»

Питецкая Елена Сергеевна, МБОУ «Усть - Баргузинская СОШ им. Шелковникова К. М.», учитель русского языка и литературы, Бурятия, Баргузинский район.

Предмет: литература

Возраст детей: 5-7 классы

Место проведения: класс

Цели урока:

образовательные:

1) познакомить с началом литературного пути К. А. Соболева, развить интерес к личности писателя и его творчеству;

2) познакомить с историей создания рассказа «Как я подстригал бабушке ногти».

развивающие:

1) формировать умение анализировать текст художественного произведения;

2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступки героев — обобщать, делать выводы;

3) учить сжато излагать повествовательный текст;

4) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

5) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся;

воспитательные:

1) воспитание общечеловеческих ценностей;

2) умение работать в группе : уважать мнение высказывающего, взаимопомощи, поддержки.

Оборудование:

1)карточки  с рассказом

2) портрет писателя

Методы обучения:

1) эвристический;

2) проблемный.

Тип урока:

Урок - исследование

Ход урока:

Оргмомент.

Мой отчий край соседствует с Байкалом,

И Баргузин всю жизнь спешит туда,

Где медленно вздымает вал за валом

Бездонная былинная вода...

-Как вы думаете, ребята,  кто мог написать такие строчки?

(Скорее всего, поэт, который живет в Бурятии)

- Конечно, сегодня мы познакомимся с творчеством нашего земляка, поэтом и прозаиком, Константином Альбертовичем Соболевым.

Основная часть:

Соболев Константин Альбертович — член Союза писателей России, Народный поэт Бурятии, лауреат Государственной премии Республики Бурятия в области литературы и искусства. Автор пятнадцати книг. Печатался в журналах «Байкал», «Сибирь», «Октябрь», «Сибирские огни».

Вот что писатель пишет о себе в своей автобиографии:

Я, Соболев Константин Альбертович, родился 7 ноября 1957 года в посёлке Усть-Баргузин Баргузинского района в семье учителей. Литературу преподавали мой дед, отец. Мама тоже учительница, только истории. Это, видимо, и предопределило выбор профессии: я проработал в школах республики двадцать лет учителем литературы и русского языка.

В 1974 году  окончил среднюю школу и поступил в Бурятский государственный институт имени Доржи Банзарова  на филологический факультет. После окончания в 1978-м восемь лет проработал на БАМе. Награжден памятной медалью «30 лет Байкало-Амурской магистрали».

20 лет отданы школе. «Отличник народного просвещения Российской Федерации», заслуженный учитель Бурятии, призёр республиканского конкурса «Учитель года – 95», победитель общероссийского конкурса «Тайна успеха».

В 1996-м стал депутатом Баргузинского районного Совета, председателем комиссии по местному самоуправлению, законности и правопорядку.

В 1998 году был избран депутатом Народного Хурала Республики Бурятия, заместителем председателя Комитета по социальной политике на освобождённой основе.  В 2002-м избиратели Баргузинского округа № 1 вновь доверили мне защищать их интересы в парламенте республики.  Награждён  двумя Почётными грамотами Народного Хурала.

Член Союза писателей России, Народный поэт Бурятии,  лауреат Государственной премии Республики Бурятия в области литературы и искусства, автор десяти книг, три из которых награждались дипломами конкурса «Книга года» Бурятии. За цикл очерков об участниках Великой Отечественной войны награждён дипломом по итогам конкурса 2000 года «Салют, Победа!»

В настоящее время работаю консультантом отдела по работе со средствами массовой информации Народного Хурала Республики Бурятия.

          В течение десяти лет профессионально занимался гиревым спортом: неоднократный призёр республиканских сельских игр, чемпион Бурятии в тяжёлом весе.

Женат, у меня трое детей: два парня и девчонка.

03.12.2014

- Как вы думаете, ребята, с каким писателем, человеком мы сегодня познакомимся? Что интересного вы услышали в его автобиографии?

(Он не только писатель, но и является Заслуженным учителем, и настоящим гражданином своей страны, и даже спортсменом)

-Как вы считаете, интересно сейчас будет прочитать его рассказ?

(Конечно)

- Что вы хотите услышать из рассказа «Как я подстригал бабушке ногти»? Интересное название?

(Да,  необычное)

-Действительно, рассказ входит в сборник юмористических рассказов «Лохматая жуть», который был опубликован в 2014 году, состоит из 97 рассказов. Сегодня я хочу посвятить этот урок именно нашему писателю - земляку, ведь 2015 год Владимир Владимирович Путин объявил «Годом литературы», и мы, конечно, не можем пройти мимо наших бурятских писателей.

Чтение рассказа

Сухая, высокая… В молодости – на стене висит большая фотография – красавица с толстой косой. И теплая-теплая! Я, хоть не девчонка, но сплю с ней. Правда, это держится в большущем секрете не только от Вовки с Петькой, моих друзей, но даже от тети Клавы и дяди Гриши. Им говорят: сплю с дедом.

Спать с бабушкой хорошо. Ночью в доме темным-темно и холодно, хотя печку топим дважды. В зале, в углах, даже лед. Бабушка ставит в углы заливное из большущих икряных окуней.

В черной темноте всю ночь что-то поскрипывает, вздыхает, это мохнатый домовой одиноко бродит по дому и стучит палочкой по стенам, проверяет, не гниют ли бревна.

Бабушка говорит, он скучает по старому месту. Дом сначала стоял на той стороне реки, но из-за ожидаемого затопления, когда строилась ГЭС, поселок перенесли на эту сторону. Дом разобрали, пометив каждое бревно римскими цифрами, и переплавили сюда. Зря разбирали, надо бы столкнуть в воду – он бы, как пароход, и поплыл. А домовой был бы капитаном. Не дали порулить – вот он и сердится, стучит ночами.

Тяжелое одеяло холодное, но бабушка теплая. Я жмусь к ней, прислушиваясь одним ухом, куда пошел домовой. А-а, на кухню – там заскрипело в шкафчике, где стоит пирог. Домовой, а сладкоежка! Вот кто недавно отгрыз край у шаньги, а совсем не мыши, и зря дедушка мышеловку поставил. Спрашивал у него, а вдруг домовой попадет? Дед говорит, не попадет, он глазастый! А здорово бы его поймать! Разглядеть хорошенько. Отпустить, конечно, потом.

Бабушка пахнет тестом и коровой… доила вечером. В зимовье, в уголке, привязан теленок с гладкой и мягкой шерстью на шее и большими, как блюдца, глазами. Нос у него широкий и часто в молоке. Совсем еще маленький, глупый – не просится в туалет, стоит и прудит на пол. Бабушка пулей за горшком. Янтарная струя звенит. Теленку любопытно, он поворачивает голову на звон, отходит, и струя мягко шумит в сене. Бабушка вновь пулей к горшку – подставляет.

 Отец рассказывал: жил когда-то давным-давно грек, чуть постарше меня, и вот захотелось ему победить на Олимпийских играх. Начал он тренироваться – носить на плечах такого же, как наш Борька, теленка. Рос теленок – рос грек. Вырос, стал большим, сильным, как дядя Гриша. Вырос и бык, огромный-огромный, лежит на плечах у грека и как глянет на народ черными глазищами –  народ врассыпную. Вдруг слезет с плеч – забодает.

Я деду сказал: буду Борьку носить. Но дед не дал. Да что его слушать, боится, что заборю.

Раз, когда бабушки с дедом в зимовье не было, залез под Борьку, хотел поднять, поднатужился. Тяжел. Надо бы раньше, пока не подрос. Вдруг чую – тепло на спине стало. Ах, ты, леший! Опрудил! Бабушке ничего не сказал, переодел рубашку, а опруженную - в баню на стирку.

Темнота мохнатая, дышит холодом. Бабушка спит. И дед спит, что-то бормочет во сне. Хорошо ему – никого не боится. Рассказывал: раз рыбачил на карге, поставил сети, костер разжег, чай сварил. Звезда синяя над Байкалом пылает. Стал только чай пить, глядь, а перед ним старичок, маленький, седенький. Дед и говорит: садись, мил человек, со мной чай пить. А старик захохотал, и вмиг вместо него ягненок, такой, как старик, беленький. А потом и ягненок пропал. Но дед не испугался, не уплыл к бабушке, а стал чай пить. Утром смотрит: на песке следы от копыт, а человечьих-то нет!

А еще рассказывал: так же вот сидел у костра, слышит, со стороны болот бабы поют. Голубицу, что ли, собирают? Да какая же ночью голубица! Поют, а слов не разобрать. И всё ближе, ближе, сейчас выйдут к костру. Дед даже встал. Не видно. Лишь черемуха, сосенки, кедринки, как темные тучки, да летучие мыши порхают. А поют, поют, совсем рядом.

 Потом пение стало отдаляться. Вот диво! – подумал дед и хотел было спать, даже доху расстелил. А пение вновь ближе, ближе, даже что-то забелело на песке. Дед пошел – и не боится же! – навстречу, а пение вновь отдаляется, отдаляется, будто зовет за собой. Так всю ночь и не спал, нет, не боялся, пение слушал. Хорошо пели, только вот слов не разобрал. Бабушка, говорит, русалки это были, деда заманивали, он тогда еще молодой был, вот они и позарились на его красоту и силу.

 Раз в неделю, по субботам, когда моемся в бане, я подстригаю бабушке ногти, сама она нагнуться не может. Бабушка ставит ноги в таз с горячей водой и зачем-то бросает туда листья от березового веника. На больших пальцах ногти у нее толстые, похожие на маленьких черепашек. Я беру острые наточенные дедом ножницы и стригу. От березового пара с меня каплет пот. Стригу и думаю: сейчас бабушка накроет стол, достанет из кладовки хворост, вафли, сладкий пирог, нальет деду бражки, и я тоже немного отопью из пол-литровой банки. Бражка пенная, сладкая, но много мне еще нельзя, опьянею.

Раз отлил из большой бутыли в банку, отнес Вовке с Петькой, они выпили и проспали на сеновале до вечера. Встали чумные, все в сене.

А Богу, его зовут не по-нашему Христос, родные, говорит бабушка, тоже ноги мыли. А я думаю, и ногти ему подстригали.

Учитель:

- Задача сегодняшнего урока состоит в том, чтобы постичь , что хотел сказать нам наш современник? Только ли рассказ Константина Соболева  юмористический? Назовите мне те отрывки, где присутствует юмор?

(Байки деда, описание теленка, стремление мальчика стать сильным как грек)

-А что в нем не юмористического?

(Конец рассказа: нет чего-то не эстетического в том, что герой подстригает ногти бабушке, если даже сравнивает эту ситуацию с омовением  ног у Бога)

-Да, действительно так, здесь мы выходим совершенно на новый уровень авторского замысла, он хочет нам сказать нечто большее, чем только нас рассмешить, что же?

-Попробуйте обсудить это в группах и составить письменный ответ в пяти-шести предложениях.

(Ученики  работают в группах.  Примерные ответы:  это рассказ о теплоте душевных взаимоотношений, о взаимопонимании между младшим поколением и старшим, о доверительных вечерних беседах, о том, как маленький мальчик научится у своих бабушки и дедушки многому, о тоске по старому месту, где жили старики)

-Что вы увидели необычного в описании героев, в их портретах?

( У бабушки портрет необычный: «Сухая, высокая… В молодости - на стене висит большая фотография - красавица с толстой косой. И теплая- теплая!»

-Что значит такой портрет?

(Главное не внешняя красота, а внутренняя)

-Чего больше в рассказе Соболева: повествования, описания, диалога? Что двигает сюжет?

(маленькие отрывки из жизни)

-Да, именно они наполняют рассказ душевностью, доверительной интонацией, теплотой, сердечностью. И такие понятия делают  рассказ больше чем юмористический, это уже рассказ- новелла. Что же это за такой жанр как новелла. Давайте обратимся к словарю.

Новелла - малый прозаический жанр, сопоставимый с рассказом, назидательного  характера.

-Тогда получается, что этим произведением автор не только хочет нам рассказать о детстве мальчика, но и чему-то нас научить. Давайте попробуем выразить наши мысли в синквейне. Название дайте свое, а я вам напомню структуру синквейна:

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

(Дети составляют синквейны) Например:

Детство

Душистое, мохнатое

Согревает, защищает, поучает

Стричь ногти - стричь красиво душу

Теплота.

- Какими вы увидели героев рассказа?

(Ответы учеников)

- Какую роль играют эти детали? О чём они говорят?

- Очень часто писатели  заменяют подробное описание в рассказах « говорящей деталью». Какая деталь помогает понять суть рассказа? Прочтите отрывки, подтверждающие вашу мысль.

( «А Богу, его зовут не по-нашему  Христос, родные, говорит бабушка, тоже ноги мыли.  А я думаю, и ногти ему подстригали»)

Антон Павлович Чехов, великий мастер рассказов, не любил использовать эпитетов, а почему Константин Соболев  использует их  очень часто?

 ( Чехов рассказывает о некрасивых явлениях жизни.  А Соболев о душевной красоте нам повествует, и мальчик даже сравнивает бабушкины ногти с «маленькими черепашками»)

Итоги урока:

- М.Горький так писал о манере письма Чехова: « Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям - просторно». Можно ли эту цитату применить к стилю Константина Соболева? Действительно ли в коротких рассказах сказано очень многое? Вернёмся к рассказу, какое человеческое качество возвышает писатель? Почему тема нашего урока звучит так «Юмор и не только…»

( Взаимопонимание, доброту и т. д.)

Сам автор сказал так: « в книге есть рассказы, в которых я попытался совместить несовместимое: влить в стакан юмора неюмористическую «жидкость», наши проблемы, боли, несовершенство. Ведь в жизни всё перемешано, многоцветно, многоголосо».

В одном из интервью Константина Соболева спросили, что он ждет от Года литературы? На что он ответил:

- Надеюсь и верю, что для нас это будет год особый, переломный в отношении общества к писателям. Владимир Путин дал нам шанс проявить себя, выйти из «подполья», привлечь к себе внимание общества.

Сегодня литература нужна как никогда. Она выхватывает человека из круговерти суеты, заставляя задуматься о себе, о Родине, о народе. По большому счету, настоящая литература – это всегда яркое свидетельство наличия Бога. Именно она - культура останавливает одичание и деградацию. Литература незримо объединяет людей. Читающие люди говорят на одном языке. В противном случае они рассыпаются классово, статусно, религиозно, имущественно и при любом социальном потрясении впадают в зверство. Ведь где нет культуры, нет и взаимного уважения.

Было бы здорово, чтобы Год литературы стал, по словам В. Путина, «ярким, объединяющим общество проектом».

-Мы сегодня с вами прочитали только один  из рассказов сборника, я думаю, каждый из вас хочет еще и еще прочитать рассказы, стихи Константина Альбертовича Соболева.

Домашнее задание: написать отзыв о рассказе, тема «Юмор и не только…»

Литература:

1 Лохматая жуть: юмористические рассказы/ Константин Соболев: Улан- Удэ, НоваПринт, 272с.

2 Константин Соболев: «Цель литературы - утешить человека»// Буряад Унэн, 03.12.2014., Светлана Намсараева

3 Словарь литературоведческих терминов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе по рассказу А.Платонова «Юшка». 7-й класс ТЕМА: «Жить по законам человечности»

Данный урок разработан для выявления нравственной стороны жизни человека. Учитель вместе с учениками составляют характеристику главному герою, выявляют, почему окружающие жестоки....

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ОСНОВЕ КЕЙС-МЕТОДА ПО ТЕМЕ: «НОВЫЙ ГЕРОЙ НОВОЙ ЭПОХИ» (по рассказу М. Зощенко «Аристократка»)

Аннотация к уроку по теме: «Новый герой новой эпохи».(По рассказу М. Зощенко «Аристократка»)Уроки построены в рамках авторской технологии «Перспектива» Т. А. Прищепа. Технология создана на основ...

Вечная тема любви в творчестве И. Бунина (по рассказу «Легкое дыхание»).

Урок построен в рамках кейс-метода с использованием авторской технологии Т. А. Прищепа "Перспектива". Такой подход к изучению произведения И. Бунина позволяет показать обучающимся, как раскрывае...

Технологическая карта открытого урока по литературе: Тема гибели души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Данная разработка урока литературы посвящена проблеме композиционного анализа прозаического текста. Целью  урока станетРазвитие читательской культуры и понимания авторской позиции....

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему "Составление рассказа по картине "Лошадь с жеребенком".

Программное содержание: учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета и величины; закреплять умение строить предложение из заданных слов, ме...

Урок-анализ в 9-м классе на тему: «Глупая голова» или злоумышленник. ( по рассказу А.П.Чехова «Злоумышленник»).

Тема урока: «Глупая голова» или злоумышленник. ( по рассказу А.П.Чехова «Злоумышленник»).Цели урока:Образовательная цель: Выяснить, что  автор поднимает в рассказе тему  образованных людей и...

Комплексный анализ текста рассказа Ю.Бондарева «Оружие» из сборника «Мгновения»

Через «погружение» в текст, осмысление авторской позиции совершенствовать нравственные качества личности учащихся, формировать гуманистические взгляды на жизнь. Учащиеся должны прийти к вы...