Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов. Русский язык, 8 класс
олимпиадные задания на тему

Мурзиненко Елена Сергеевна

Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов.

Русский язык, 8 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_etap_russkiy_yazyk_8_klass_1_1.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов.

Русский язык, 8 класс

1. Выпишите слова с мягкими согласными звуками на конце.

Кирпич, упряжь, дрожь, груш, линюч, колюч, с крыш, неуклюж, мелочь, хорош.

2. Расставьте ударения в словах.

Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, договоры, досуг, дочиста, намерение, обеспечение.

3. Выделите морфемы в словах.

Эпиграф, энциклопедия, энциклопедический, электрический, электричество, эгоизм, эгоистический, внимательный, внимание, эстетический.

4. Какие слова русского языка объединены корнем?

-мк- // -мок- // -моч- // -мык- // -мыч- .

5. Определите способ образования слов.

Пригород, снегопад, городишко, верблюжонок, пол-яблока, полуостров.

6. Как, не изменяя, можно перевести глаголы изъявительного наклонения в повелительное? Приведите примеры.

7. Измените предложения так, чтобы выделенные слова стали предлогами. Слова какой части речи выделены?

1) Впереди были спортсмены-лыжники.

2) Штормовое море бушевало вокруг.

3) Посредине стоит памятник поэту.

4) Проснувшись, я вспомнил, что произошло накануне.

8. Подберите синонимы к слову легкий, учитывая лексическое значение прилагательного.

9. Замените данные ниже словосочетания фразеологизмами.

Очень быстро (бежать), очень тесно, очень темно, очень мало.

10. Запишите известные вам пословицы о труде.

11. Исправьте ошибку в следующем примере. Укажите причину неправильного построения предложения.

Задача была решена неверно благодаря арифметической ошибке.

12. Прочитайте предложения. Объясните постановку тире.

1) Скупость не глупость.

2) Первая пороша – не санный путь.

3) Чай пить – не дрова рубить.

Ключи

1. Кирпич, линюч, колюч, мелочь.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

2. Сре́дства, углуби́ть, ша́рфы, щеко́тно, много директоро́в, догово́ры, досу́г, до́чиста, наме́рение, обеспе́чение.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

3. Эпиграф (все слово является корнем), энциклопед-и-я энциклопед-ическ-ий, электр-ич-еск-ий, электр-ич-еств-о, эго-изм, эго-ист-ическ-ий, вним-а-тельн-ый, вним-а-ни-е, эстет-ич-еск-ий.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

4. Учитывая исторический морфемный состав слова, данным корнем можно объединить следующие слова: замкнуть, замкнутый, отомкнуть, замок, замочек, замыкание, замыкать, отмычка.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово.

5. Пригород ← город (приставочный способ),

снегопад ← снег, падает (сложение с соединительной гласной),

городишко ← город (суффиксальный способ),

верблюжонок ← верблюд (суффиксальный способ),

пол-яблока ← половина яблока (сложение),

полуостров (сложение).

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово.

6. Глаголы II спряжения изъявительного и повелительного наклонения во множественном числе пишутся одинаково: хвалите,носите, купите, возите и др. Отличаются они морфемным соста-

вом и ударением. Если переставить ударение, можно перевести глагол из изъявительного наклонения в повелительное. Например: хва́лите, но́сите, во́зите, про́сите, ку́пите, но: хвали́те, носи́те, вози́те, проси́те, купи́те.

Оценка: 0,5 балла.

7. 1) Впереди были спортсмены-лыжники (нареч.). – Вперединас были спортсмены-лыжники (производный предлог).

2) Штормовое море бушевало вокруг (нареч.). – Вокруг острова бушевало штормовое море (производный предлог).

3) Посредине стоит памятник поэту (нареч.). – Посредине площади стоит памятник поэту (производный предлог).

4) Проснувшись, я вспомнил, что произошло накануне (нареч.). – Проснувшись, я вспомнил, что произошло наканунепраздника (производный предлог).

Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение. Максимальнаяоценка 2 балла.

8. Легкий ветер – слабый, небольшой, незначительный.

Легкая задача – нетрудная, несложная, простая, доступная.

Легкий характер – хороший, покладистый, уживчивый, сговорчивый, податливый, мягкий, уступчивый.

Оценка: по 0,2 балла за каждый синоним.

9. Очень быстро (бежать) – сломя голову, очень тесно – как сельди в бочке, очень темно – хоть глаз выколи, очень мало – кот наплакал.

Оценка: по 0,5 балла за каждый фразеологизм.

10. Без труда не вынешь и рыбки из пруда. Не трудиться – так и хлеба не добиться. Где труд, там и счастье. Воля и труд все перетрут. Слаще всех плодов – плод труда. Кто не работает, тот не ест.

Без волненья, без заботы не жди радости от работы. Не спеши языком, торопись делом. Не за свое дело не берись, а за своим не ленись. От безделья дурь наживается, а в труде воля закаляется.

Оценка: по 0,5 балла за каждую пословицу.

11. Задача была решена неверно из-за арифметической ошибки.

Неверное употребление производного предлога послужило причиной неудачного построения предложения.

Оценка: 0,5 балла.

12. Скупостьне глупость. В предложении частица не стоит перед именной частью сказуемого, выраженного существительным в именительном падеже, поэтому между главными членами

тире не ставится.

Первая пороша – не санный путь. Правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым на это предложение не распространяется. Частица не не относится к сказуемому, выраженному

существительным.

Чай пить – не дрова рубить. На это предложение правило тоже не распространяется, так как частица не относится к сказуемому, выраженному инфинитивом.

Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение.

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ 24,1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация 11 класс Русский язык "Анализ текста как одна из форм работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку "

Презентация содержит пошаговую информацию к написанию сочинени-рассуждения на экзамен по русскому языку 11 класс....

Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов. Русский язык, 6 класс.

Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов. Русский язык, 6 класс....

Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов. Русский язык, 7 класс

Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов.Русский язык, 7 класс...

Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...

Имя числительное как часть речи 6 класс русский язык

презентация 6 класс имя чилительное как часть речи...

Функциональная грамотность: Компетентностно-ориентированные задание по биологии по теме "Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов"

Компетентностно-ориентированные задание по биологии по теме "Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов" по формированию функциональной гг...