Методика изучения долей в начальных классах
план-конспект урока на тему

Ишкова Ольга Ивановна

Методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_uroka_ishkova.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Методика изучения долей в начальных и коррекционных классах.

Цели урока: 1) образовательные: раскрыть содержание и особенности работы методики по изучению долей; рассмотреть значение изучения долей для расширения практической деятельности обучающихся с ЗПР; анализировать особенности системы изучения долей в начальных и коррекционных классах:

2) развивающие: способствовать развитию навыков педагогического общения, логического мышления, памяти, внимания; умения логически излагать свои мысли: делать выводы, отстаивать свою точку зрения:

3) воспитательные: воспитывать любовь к профессии, убедить в значимости изучаемой темы;

4) здоровьесберегающие: сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Формируемые ОК и ПК:

ПК 1.1 Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего.

ОК 1.        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.        Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4.        Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Тип урока: комбинированный.

Методы: проблемного изложения, исследовательский, частично- поисковый, практический, проектный. 

Оборудование: презентация « Методика изучения долей в начальных и коррекционных классах».

Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: Нач. кн./ сост. JI.A. Вохмянина. М.: Дрофа, 2014.

Школа России. Концепция и программы для нач. кл. в 2 ч., ч.1/ М.А. Бантова. Г.В. Бельтюкова. М.: Просвещение. 2012.


Математика. 3 клас. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч.. ч.1 М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. М.: Просвещение. 2012.

набор геометрического материала, дидактические игры Б.П. Никитина.

Литература: 1. Фаустова Н.П.. Меркулова Т.В. Методика обучения математике младших школьников (вопросы частной методики): уч.п.- Елец: ЕГУ им. Бунина. 2014.

2. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-4 классе. Пособие для учителя. Изд. перер. и допол. М.: Просвещение 2012.

МПС: математика, коррекционная педагогика, методика преподавания игры, специальная психология, психология. 

Структура урока:

Организация обучающихся на урок. (1 мин)

Проверка домашнего задания (7 -10 мин)

а)        программированный контроль;

б)        фронтальный опрос;

в)        проверка практико-ориентированного задания

3. Знакомство с новым материалом (20 мин)

а)        формулировка темы и целей урока обучающимися;

б)        актуализация знаний обучающихся по теме: «Доли и дроби»;        

в)        анализ программ и учебников по математике для начальных и коррекционных классов;

г)        защита результатов проектного исследования

д)        ознакомление обучающихся с методикой изучения долей в начальной и коррекционной школе;

е)        практическое ознакомление обучающихся с образованием, сравнением долей.

4. Закрепление изученного материала (10 мин)

а)        знакомство с методической литературой, ТСО, компьютерными и дидактическими играми по теме «Доли».

б)        выполнение дидактической игры «Доли» Б.П. Никитина по образованию, сравнению дробей.

5. Подведение итогов урока (3 мин)

6. Домашнее задание (1-2 мин)


Ход урока

Этапы работы

Содержание этапа

I

(1-2 мин.)

Организационный момент

  • Здравствуйте, садитесь.
  • Дежурный, кто отсутствует?

Я вижу, что вы готовы к уроку.

II

(7-10 мин)

Проверка домашнего задания

а)        программированный контроль;

б)        фронтальный опрос;

  • Начнем наш урок с проверки домашнего задания по теме; «Методика ознакомления обучающихся с величиной время».
  • Выполняем работу с перфокартами.
  • Проведем взаимопроверку.
  • Сдайте работы.

  • Письменные задания отразили методику ознакомления с ед. времени в нач. кл. Проведем устный опрос с включением вопросом методики работы с детьми с ЗПР.

1. Назовите дидактические требования, предъявляемые к развитию временных представлений у обучающихся с ЗПР?

(1.Формировать временные представления на безе детских наблюдений, связывать каждое событие со временем, в которое оно протекает.

2. Знакомить с ед. времени в до изучения этой темы с помощью бесед, игр с отношениями мер времени: сутки больше  чем день или ночь, год больше месяца.

3. Практически показывать продолжительность единиц времени: час- это урок и перемена.

4. Проводить работу по формированию вр. пред. и на других уроках.)

2. С чем связаны трудности у детей с ЗПР при изучении действий над числами, выраженными единицами времени?

(1. С недостаточно твердым знанием соотношения единиц времени.

2. С буквальным переносом действий с числами, выраженными ед. времени на действия с числами, полученными от измерения других величин.)


в) проверка практикоориентированного задания

3. Что необходимо для предупреждения такого рода ошибок?

(1. Систематическое повторение соотношения единиц времени

2. Сопоставление действий с числами данных единиц с действиями , полученными от измерения других величин

Анализировать числа, над которыми происходят действия)

- Дома вы составляли задания, направленные на развитие психических процессов и речи, обучающихся в классах КРО при развитии временных представлений? Сдайте их. Я проверю позже, и вы сможете их добавить в свою методическую копилку.

- Результаты самостоятельной работы и творческих заданий будут объявлены на следующем уроке.

III

(20 мин)

Знакомство с новым материалом

а)        формулировка темы и целей урока обучающимися;

б)        актуализация знаний обучающихся по теме: «Доли»;

- Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Апельсин». Определите, о каком математическом понятии идет речь?

(о долях)

- Попытайтесь сформулировать тему урока. (Методика изучения долей в начальных и коррекционных классах).

- Какие, на ваш взгляд, будут цели урока по изучению данного вопроса?

( Раскрыть содержание и особенности работы методики по изучению долей; рассмотреть значение изучения долей для расширения понятия о числе, для практической деятельности обучающихся; анализировать особенности системы изучения долей в начальных и коррекционных классах).

- Откройте тетради и запишите тему урока.

- Вспомните из области математики, что называется долей?

- Как называется число, состоящее из одной или нескольких частей (долей) единицы?


в)        анализ программ и учебников по математике для начальных и коррекционных классов;

  • Что означает черта дроби? (знак деления)
  • Вначале в записи долей не использовалась дробная черта. Черта дроби появилась лишь только в 1202 году у итальянского математика Леонардо Пизанского. Он ввел слово дробь.
  • Как называются компоненты дроби? (числитель и знаменатель).
  • Названия числитель и знаменатель ввел в 13 веке Максим Плануд - греческий монах, ученый, математик.
  • Записывать дроби как сейчас стали арабы.

  • Доли имеют широкое применение в повседневной практике. Это обстоятельство вызывает потребность в преподавании сведений о долях уже в начальных классах.
  • Работаем в малых группах. Откройте программу по математике для начальных общеобр. классов - 1 группа, для классов КРО - 2 группа. Определите место темы «Доли» в системе ее изучения.
  • Проанализируем порядок изучения темы в 1-4 кл. общеобр. нач. шк.
  • Проанализируем порядок изучения темы в кл. КРО.
  • Нач. кл. - Изучается в 3 классе, в разделе числа от 1 до 100. Включены следующие вопросы: нахождение доли числа и числа по его доле, сравнение долей.
  • Кл.КРО.- Изучается в 3 классе, в разделе «Сотня». Включены следующие вопросы: практические действия с предметами и геометрическими фигурами по образованию долей; выполнение рисунков и чертежей, изготовление моделей фигур. Обозначение и сравнение долей. Нахождение доли числа и числа по его доле.
  • Обратите внимание на таблицу «Дифференцированная характеристика содержания программ при изучении долей в массовых и коррекционных начальных классах».
  • Запишите таблицу в тетрадь.
  • Назовите темы, которые изучаются как в массовых классах, так и коррек. нач. кл.


г) динамическая пауза

г)        защита результатов проектного исследования

  • Какие особенности построения материала  вы видите?
  • нач.шк. - сразу учатся находить число по его доле.
  • КРО - прежде чем перейти к нахождению числа по доле проводится большая пропедевтическая работа.
  • Проанализируем содержание материала в учебниках. Работаем в группах.
  • Что вы можете сказать, о распределении материла в учебниках для начальных классов?
  • В классах КРО к упр. в учебниках следует подготавливать и дополнительные задания по теме.
  • Запишите особенности ознакомления обучающихся с ЗПР.
  1. Давать материал в малых дозах.
  2. В изложении материала должна быть последовательность и систематичность.
  3. Осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
  4. Периодически осуществлять повторение материала.
  5. Использовать в работе практическую направленность.
  6. Четкий отбор наглядного материала.

- Отдохнем. Перед вами геометрические фигуры. Рисуем глазами, круг, треугольник, квадрат. Посмотрите глазами на окно, дверь, зажмурились.

Открыли глаза.

Подняли плечи вверх, опустили вниз. Наклоны головы. Потянулись.

- Продолжим работу над темой урока.

- В условиях работы педагогической студии «Математика в начальной школе» мы с вами проводим опытно-эксперементальную работу. С результатами одной из тем подобного рода проектного исследования мы сейчас познакомимся.

Выступление обучающейся.


д) практическое ознакомление студентов с образованием, сравнением долей;

  • У вас на столах лежат различные геометрические фигуры. Работая в группах, подготовьте практическую работу по ознакомлению учащихся с образованием долей.
  • Выполнение практической работы студентами в группах, слушание вариантов беседы.
  • Запишем беседу по практическому образованию долей в тетрадях.
  • Возьмите два одинаковых круга. Один из них разделите на две равные части (Учитель показывает, как надо перегнуть и как разрезать круг). Это целый круг, а это половина круга, иначе говоря, одна вторая доля круга.
  • Сколько вторых долей в целом круге? (2). Покажите их.        
  • Опираясь на анализ программ и учебников назовите, этапы работы по теме «Доли».
  • Что значит ознакомить детей с долями? ( Сформировать у них конкретные представления о долях, т.е. научить детей образовывать доли практически).
  • Очень важно, чтобы пособия были не только у учителя, но и у каждого из обучающихся. Правильные представления о долях будут сформированы тогда, когда обучающиеся будут своими руками получать, например, половину круга, квадрата, и т.п.
  • Какими способами можно разделить фигуру на части? (Деление фигур на равные части учащиеся могут сделать разными способами, например: сложить квадрат по диагонали и получить два равных треугольника или же разрезать по средней линии, тогда получится два прямоугольника. Некоторые учащиеся могут предложить и другие способы деления квадрата на две равные части).
  • Мы проанализировали этапы изучения долей в массовой и нач.(коррек.) школе, актуализировали ваши знания по теме. Проведем практическую работу.
  • У вас на столах лежат различные геометрические фигуры. Работая в группах, подготовьте практическую работу по ознакомлению обучающихся с образованием долей.

Выполнение практической работы студентами в группах, слушание вариантов беседы у доски.

- Сделаем записи в тетрадях.

1. Образование и обозначение долей.

- Возьмите два одинаковых круга. Один из них разделите на две равные части (Учитель показывает, как надо перегнуть и как разрезать круг). Это целый круг, а это половина круга, иначе говоря, одна вторая доля круга.

- Сколько вторых долей в целом круге? (2) . Покажите их.

Накладываем половины круга на целый круг. Далее записываем при помощи двух чисел 1/2 доли.

- Число 2 показывает, что предмет разделили на 2 равные части, а число 1 , что взяли одну такую часть.


- На следующем этапе рассматриваем сравнение долей с опорой на наглядность и практическую деятельность.

- У вас на столах лежат две одинаковые полоски бумаги. Работая в группах, подготовьте практическую работу с учащимися по сравнению долей: 1/2 и 1/4.

 Выполнение практической работы студентами в группах, слушание вариантов беседы у доски.

- Запишем.        

2. Сравнению долей.

  • Возьмем две одинаковые полоски бумаги и разделим одну из них перегибанием на 4 равные части, а другую - на 2.
  • Сколько четырех долей в целой полоске?
  • Сколько вторых долей в целой полоске?
  • Сколько четвертых долей во второй полоске?
  • Сравним доли 1/2 и 1/4. Запишем и прочитаем неравенства.
  • На следующем уроке мы продолжим изучение данной темы.
  • Запишите 3 этап работы - Нахождение доли числа и числа по его доле.
  • Я вам раздаю карточки с задачами на нахождение доли числа и числа по его доле. Дома определите вид задач, подготовьте поиск путей их решения.

IV

(10 мин)

Закрепление изученного материала

а) выполнение дидактической игры «Доли» Б.П. Никитина по образованию, сравнению дробей.

- В качестве наглядного пособия по изучению темы «Доли» можно использовать дидактические развивающие игры Б.П.Никитина. Вы на методике преподавания игры знакомились с педагогической деятельностью Никитина и разработанными ими дидактическими играми. Вспомним игру «Доли».

- Содержание и ход игры вам знакомо, цель игры: сложить фигуру из частей одного цвета.

Выполнение игры студентами дидактической игры «Доли» Б.П. Никитина.

- Какие вопросы к этой игре вы можете предложить обучающимся нач. (кор.) кл.

- Дома составьте 2 упражнения для обч-ся нач.(коррек.) шк. по образованию и

б) знакомство с методической литературой, ТСО, компьютерными и дидактическими играми по теме «Доли».

сравнению долей. Эти упр. вы можете использовать при прохождении педагогической практики.

- Существует большое количество методической литературы, в которой представлено достаточное количество упражнений и заданий по теме: «Доли». Есть книги, предназначенные для самостоятельного изучения темы, и адресованы школьникам, а также их родителям, желающим помочь своим детям успешно усвоить данную тему. К программному обеспечению по теме: «Образование, сравнение долей» можно отнести ряд компьютерных игр.

Обзор выставки компьютерных игр и методической литературы.

V

(3 мин)

Подведение итогов урока

  • Поведем итог урока.
  • Назовите особенности построения программы при изучении темы «Доли» в начальных и коррекционных классах?
  • О чем следует помнить при обучении детей с ЗПР с данной темой?

( При изложении материала необходима систематичность и последовательность, осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении, обучение было связано с реальной жизнью, отбор наглядного материала)

  • Чем важны для вашей профессиональной деятельности полученные сегодня знания?
  • По итогам урока получены следующие отметки        

VI (1- 2 мин)

Домашнее задание

Изучить конспект данного занятия и материал по учебнику Моро М.И. «Методика обучения математике в 1-4 классе» с.250-251.

Выполнить самостоятельно задание по практическому ознакомлению с задачами.

Составить 2 упражнения для обучающихся начальной (коррекционной) школы по образованию и сравнению долей.

Разработать дидактическую игру по теме: «Образование, сравнение долей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по ТОНКМ с методикой преподавания математики в начальных классах

Данный тест составлен по теме «Итоговое повторение» и предназначен для студентов педагогических колледжей. Он может быть использован на уроках обобщающего повторения и  при подготовке к итоговой ...

Организация самостоятельной работы студентов в процессе методико- математической подготовки будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности

В презентации представлены формы и виды самостоятельной работы со студентами СПО по методике преподавания начального курса математики с КРТ, условия проведения...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания. по специальности: 44.02.02 Преподавание в начальных классах. ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Учебно-методический комплекс по дисциплине Естествознание с методикой преподавания создан обучающимся в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итогов...

Пакет контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения по специальности 44.02.02«Преподавание в начальных классах» МДК 01.08 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения МДК 01.08 по специальности  44.02.02«Преподавание в начальных классах» «Теория и методика музы...

ВЛИЯНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК НА РАБОТУ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязан­ные элементы: цели, содержание, методы и формы работы, наконец, ученик и уч...

Методическая разработка для студентов "Изучение орфографии в начальных классах"

В методической разработке даны определения орфографии, принципам орфографии. Предложен план изучения темы и список литературы....