"Поговорим о зависти"
классный час на тему

Ядыменко Надежда Константиновна

Методическая разработка классного часа  предназначена для мастеров производственного обученияпо сплочению коллектива, формированию основ нравственного самосознания личности.Ребята, поступающие в техникум попадают в ситуацию новой социальной позиции студентов, что в свою очередь становится областью психологических трудностей.

В пору юности всё определённей и отчётлевей складывается индивидуальный облик молодого человека, всё яснее выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.

Обучающиеся существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, по разной степени самосознания.

Многие учащиеся просто не научены мирно решать конфликты. При­чиной конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение,  зависть.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_pogovorim_o_zavisti.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Амурский политехнический техникум»

 

 «Поговорим о зависти»

Классный час

Группа 213 - ПК

г. Амурск, 2014г.

Методическая разработка классного часа

Разработала:  Ядыменко Н.К., мастера производственного обучения

Методическая разработка классного часа  предназначена для мастеров производственного обучения по сплочению коллектива, формированию основ нравственного самосознания личности. Ребята, поступающие в техникум попадают в ситуацию новой социальной позиции студентов, что в свою очередь становится областью психологических трудностей.

В пору юности всё определённей и отчётлевей складывается индивидуальный облик молодого человека, всё яснее выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.

Обучающиеся существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, по разной степени самосознания.

Многие учащиеся просто не научены мирно решать конфликты. Причиной конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение,  зависть.

Цели классного часа:

  1. Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.
  2. Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.
  3. Привить основы нравственного поведения.
  4. способствовать созданию благоприятной атмосферы в группе, сплочению коллектива.

Форма проведения: нравственная беседа.

Оформление кабинета: мультимедийная установка,  на доске цитаты философов.

  1.  Подведение учащихся к теме классного часа.

(мультфильм о двух мальчиках и шарике)

Вопрос учащимся: Как вы думаете, о чём этот сюжет?

(обучаюшиеся обсуждают увиденное)

Мастер п/о поддерживает дискуссию и задаёт наводящие вопросы. С раннего детства вы помните строчки из сказки А.С. Пушкина:

 «Царь недолго собирался:

 В тот же вечер обвенчался.

 Царь Салтан  за пир честной

 Сел с царицей молодой;

 В кухне злится повариха,

 Плачет у станка ткачиха…

 И завидуют оне государевой жене»

 Что такое зависть?

В «Словаре русского языка» С. И.Ожегова записано: «Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. Другими словами, когда кому-то хорошо, а у нас от этого портится настроение, значит, мы завидуем.

Мастер п/о: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем вести разговор?

Обучающиеся отвечают и формулируют тему классного часа.

 Мастер п/о: Верно! О зависти.

(На доске вывешивается плакат «Зависть» и цитаты известных людей, которые комментирует мастер, заостряя внимание на теме и цели классного часа):

- От зависти люди стареют, от обиды болеют, а от любви молодеют!

 - Моя судьба завистников коробит… Что мне сказать их ревностной тоске?

 - Чужое счастье- как чужая обувь: красиво, но- увы, не по ноге!

 - Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и если ты сердцем чист увидишь удача за тобой по пятам будет ходить…
 - «Зависть терзает и сама терзается.» Овидий

 - Зависть — враг счастливых.

 - Зависть — один из наиболее действенных элементов ненависти. Бальзак

 - Царят на свете три особы. Зовут их: Зависть, Ревность, Злоба.     Брант С.

- Причинять муки своим завистникам — это быть в хорошем настроении.          

                                                                                                                   Диоген  

Мастер п/о: Зависть – одна из самых сильных человеческих эмоций, это чувство досады, вызванное успехом, достижениями, благополучием других людей. («Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)

II. Мастер п/о : Дайте своё определение зависти? (учащиеся пытаются сформулировать своё определение «Зависти»)

А теперь послушаем мнение известного музыканта барда А. Розембаума (врача по профессии)

(Видеоролик. Песня «Зависть»)

Мастер п/о: - Как А. Розембаум называет зависть?

Обучающиеся: Раковая опухоль.

Мастер п/о: - Завистливый человек не может бороться с этой съедающей его эмоцией, он мучается и страдает, впадает в стрессовое состояние, может совершить плохие поступки.

Вопрос обучающимся: Какие плохие поступки может совершить человек?

1)    Злословие – оболгать человека. («Самая опасная ложь – это истина, слегка извращённая»)

2)    Подлость.  Свою вину переложить на чужие плечи.

3)    Воровство (у меня нет, но я украду и будет!)

4)    Убийство (самое страшное, что может произойти)

Откуда возникает чувство зависти?

Ведущий 1. Версий возникновения зависти существует несколько. По одной из них, зависть - это врожденное чувство, заложенное в нас на генетическом уровне (как и лень),  доставшееся нам в процессе эволюции от предков. Приверженцы данной теории полагают, что зависть людей в первобытном обществе толкала их на самосовершенствование. К примеру, менее успешный охотник, испытывая чувство зависти к другому добытчику, успешному, старался смастерить себе более совершенное оружие (лук, стрелы, копье), придумать более хитрый план как заманить мамонта в капкан, и в конце концов ему это удавалось и он приходил с охоты победителем. Ну, или например древняя женщина (не в смысле старая), завидуя своей сопернице и ее успеху у мужчин, старалась быть с противоположным полом ласковее и учтивее, стала украшать себя, причесываться и в итоге заполучила того кто ей нравился. Женская зависть здесь стала толчком к действию.

Ведущий2.Передача «гена зависти» своим потомкам — в общем логичная и интересная теория, но на мой взгляд она описывает лишь конструктивную, «белую зависть» и забывает о «черной зависти», которая как червяк живущая внутри человека пожирает его изнутри, заставляет его желать «счастливчику» несчастий и бедствий, и уж ни как не способствует самосовершенствованию и доброму духу соперничества. В связи с тем, что эта гипотеза возникновения у человека чувства зависти не выдерживает критики, более распространенной является теория, по которой проявление зависти у человека возникает в процессе социальной жизни.

Ведущий 1.Зависть – это чувство раздражения и досады, неприязни и враждебности, вызванное благополучием, успехом и превосходством другого человека. Завистник видит объект своей зависти победителем, а себя проигравшим, и в этот момент никакие разумные доводы на него не действуют, его охватывают негативные эмоции.

Ведущий 2. Зависть плохое чувство, она способна превратить чужой успех в чувство собственной неполноценности, чужую радость в  собственное недовольство и досаду. Зависть заставляет человека испытывать целый букет негативных эмоций – обиду, недоброжелательность, злобу, агрессию. Правда бывает и «белая» зависть, когда все-таки преобладает чувство радости за чужие успехи, хотя некоторые считают что это и не зависть вовсе, а искреннее восхищение.

Мастер п/о. Если не вникать во все научные и около научные предположения о причинах завести, то можно с легкостью сказать, что они достаточно просты и лежат на поверхности. Причина зависти – это неудовлетворенность и потребность в чем-либо. Кому-то не хватает денег, и он черной завистью завидует более богатому, кого-то не устраивает собственный внешний вид и он готов проклинать более в его понимании красивого (стройного, высокого и т.п.), тот, кто нуждается в популярности и видит ее у своего коллеги, готов от чувства зависти и от досады сделать ему какую ни - будь пакость. Все просто если человек испытывает в чем то нужду, смотря на более успешного, он начинает испытывать зависть. Ведь не станет человек с отменным здоровьем завидовать физическому состоянию больного, ну или человек ценящий свободу положению заключенного.

Ведущий 1. Зависть – это всегда сопоставление — других с собой, себя с другими. Завидовать – это значит постоянно жить в сложной системе отождествления и сравнения. «Лучше — хуже» — главный критерий сравнения. Завистник, сравнивая себя с кем-то, приходит к мнению, что он хуже другого. На самом деле эти два понятия не существуют сами по себе, они живут в наших головах.

Ведущий 2. Причина зависти еще и в том, что себя мы видим круглосуточно, а тех, кому завидуем — лишь мгновение. Вот и сталкиваются в противоречии: яркие вспышки чужой жизни и линия собственной жизни, видимой нами полностью; сантиметры чужих событий, подготовленных для обозрения и многокилометровые ленты нашей собственной судьбы. А дай нам возможность примерить на себя их шкуру, кто знает, чего в своей жизни нам придется потерять, какие ее значимые плюсы…

Мастер п/о: - А имеем ли мы на это право?

(Обучающиеся пытаются ответить на вопрос)

Обратимся к Библии. Христианская заповедь гласит: «Бог создал, человека, Бог его и заберёт!» А человек не имеет на это никакого права. Нет! Нет! Нет!

Работа с пословицами.

Русский народ не обошел своим вниманием это человеческое чувство, создал много пословиц и поговорок. Давайте разберем их.

Задание.

Соедини части так, чтобы получились пословицы:

На чужое добро                                                 там и зависть.

У зависти глаза                                                глаза разгораются.

Где счастье,                                                         а добрый от жалости.

Злой плачет от зависти,                                        злые.

- Какова причина  зависти?

Эгоизм, равнодушие, бедность (обратить внимание на это, сказав, что сейчас наша страна переживает такой период, когда у многих людей разная зарплата. Означает ли это, что все люди – завистники?)

- Какие вы знаете способы достижения желаемого? О чем вы мечтаете?

(Возможные ответы учащихся: заработать, накопить, занять, украсть  и т.д.  Мастер п/о фиксирует ответы детей на доске).

- Давайте отметим законные способы знаком «+», а незаконные знаком  «-».

- Может ли зависть привести человека на скамью подсудимых?

- Приятно ли общаться с завистником?

- Какие качества нужны человеку, чтобы законным способом достичь цели? (Воля, трудолюбие, целеустремленность, терпение).

Итак, от зависти приходят к человеку:

смерть                ложь

болезнь                горе

Вывод: Не желай того, что принадлежит твоему ближнему.

  1.   Притча о зависти.

Мастер п/о: Один старый мастер боевых искусств решил больше никогда не биться. Но однажды его всё – таки вызвал на бой один нахальный юный воин, который считал, что он куда искуснее и сильнее.

Однако, старый мастер просто сидел, и никак не реагировал на нахала. Тогда воин принялся оскорблять его, и его предков, чтобы спровоцировать мастера, но и это ему не помогло. В конце концов, юный воин отчаялся и ушёл. Ученики мастера были удивлены действиями своего учителя, многие начали его осуждать:

- неужели вам не дорога ваша честь и честь ваших предков?

Тогда старый мастер сказал: ………..

Классный руководитель: - Продолжите фразу.

- Что ответил мастер ученикам?

- Как вы думаете?

- Когда вам дарят подарок, а вы его не принимаете, то кому тогда принадлежит  этот подарок?

- Конечно тому, кто его дарит!

- Так же дела обстоят с завистью, злостью и ненавистью.

Если мы их не принимаем, они остаются у дающего.

VI.   Заключение. Итоги классного часа.

(Видеоролик «Окно») Ребята обсуждают увиденное.

Последние слова – пожелания учителя.

Стихи Омара Хайяма.

Не завидуй тому, кто силён и богат.

За рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся, как с данной тебе на прокат.

Правила

• Развивай в себе хорошие качества: доброту, терпение, уважение к другим людям.

• Радуйся успехам одногрупников  и друзей, а они порадуются за тебя.

• Чаще занимайся своим любимым делом, научи этому своих друзей.

• Помни, что в каждом человеке больше достоинств, чем недостатков. Будь достойным человеком!

- Пригодятся ли вам эти правила?

 В Древней Лидии существовал замечательный обычай. Если дети хотели избавиться от какого-то нехорошего качества, мешавшего им учиться (лени, злобы...), они собирались вместе на опушке леса, садились в круг, закрывали глаза и представляли себе это качество. Потом рисовали его и... уничтожали, чтобы ни зависть, ни ложь, ни злоба никогда не поселились в их детских душах.

Используемые источники:

1. Селевко Г.К. Управляй собой. – Изд. 2-е. – М.: Народное образование,  

2005. – Серия «Самосовершенствование личности».

     2. Ожегов С.И. Словарь русского языка.
    3. Пушкин А.С. Сказки

     4. Интернет- ресурсы

http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-dlja-starsheklasnikov-i-studentov-koledzha/klasnyi-chas-na-temu-zavist-v-10-11-klasah.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Поговорим об интервалах" (Песенки-правила).

Песенки- правила являются музыкальным обучающим дидактическим материалом, отвечают идее сольфеджио, возрастным особенностям учащихся младшего школьного возраста, способствуют оптимизации обучения. Дет...

Поговорим о сквернословии

Целью внеклассного мероприятия по русскому языку «Поговорим о сквернословии» является формирование негативного отношения к ненормативной лексике, развитие  языкового  вкуса,   восп...

Материалы для оформления "Поговорим о сквернословии"

Предлагаю Вашему вниманию материалы для оформления стенда "Поговорим о сквернословии".Эти материалы могут быть использованы в деятельности социально-психологической службы образовательного учреджения....

Презентация на тему "Зависть"

Учебный материал по психологии "Зависть"...

Притчи народов мира о зависти, терпении и труде

притчи для обсуждения и размышления...

«Освобождение от зависти» Методическая разработка классного часа

Тема мероприятия: «Освобождение от зависти».Цели:Воспитательная: способствовать воспитанию положительной мотивации к эмоциям и чувствам, связанных с заданной проблемой; уважительного отнош...

Все цвета зависти

А вы знали, что зависть бывает не только белая и черная? Есть еще и другие цвета завистиюДелюсь информацией)))...