ОЦЕНОЧНАЯ КАРТА СРЕДЫ (lдля ДОУ)
учебно-методическое пособие по теме

Петрова Ольга Анатольевна

ОЦЕНОЧНАЯ  КАРТА (примерная)

ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК  ОДНО ИЗ ТРЕБОВАНИЙ  К  УСЛОВИМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП   (ФГОС ДО)

 

ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ

2 -  полностью соответствует, 1 – частично соответствует,  0 – не соответствует

Показатель (краткое описание оценки)

Результат оценки

Комментарии и рекомендации эксперта

1.

Безопасность

 

 

 

 

 

2.

Содержательно-насыщенная

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Доступность и зонирование, полифункциональность

 

 

 

 

4.

Адаптированность  (укомплектованность)

 

 

 

 

 

5.

Инициативность, самостоятельность

 

 

 

 

 

 

 

6.

Индивидуализация (субъектность)

 

 

 

 

 

 

7.

Возможность вариативности

 

 

 

 

 

 

7.

Трансформируемость пространства

 

 

 

 

 

Ваши предложения, рекомендации

 

Спасибо за сотрудничество!

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Требования к предметно- пространственной развивающей среде дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования   задает основные принципы дошкольного образования:

• Ориентация на индивидуальные особенности детей

• Развитие совокупности личностных качеств ребенка во всех образовательных областях

• Формирование познавательных интересов и действий ребенка

  •  Обогащение детского развития
  • Развитие ребенка только в игре
  • Отсутствие жесткой регламентации детской деятельности

ФГОС ДО – является основой для:

  • Разработки образовательных программ дошкольного образования
  •  Нормативов финансового обеспечения
  •  Программ подготовки и аттестации педагогических работников
  •  Помощи родителям в воспитании детей, коррекции нарушений их  развития.     Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО) по ФГОС ДО:

часть образовательной среды, представленная специально  организованным пространством, материалами, оборудованием и  инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии  с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их  здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков их развития.  п. п.1.1, 1.4, 1.6, 3.3, 3.6 ФГОС ДО                                                                                  Цели организации (РППС ДОО):

  • обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства;
  • обеспечение полноценного общения и совместной деятельности детей и взрослых;
  • обеспечение реализации различных общеобразовательных программ.                                      Среда должна 1. выполнять развивающую,  образовательную, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.     Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства.      Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 

Давайте рассмотрим требования, которые выдвигает стандарт к среде в ДОО:

Содержательная насыщенность - Это обеспечение различных видов активности всех категорий детей, их  эмоционального благополучия и возможности самовыражения.  Что составляет содержательную насыщенность? Средства обучения (в том числе, технические), материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, все эти материалы позволяют вашим воспитанникам организовывать и проявлять:

  • Игровую,  познавательную,  исследовательскую  и  творческую активность
  • Экспериментировать с материалами
  •  Двигательную активность
  • Обеспечить Эмоциональное благополучие детей,  предоставить возможность самовыражение детей

Трансформируемость среды - Возможность изменения РППС ДОО в зависимости от интересов и  возможностей детей.

Полифункциональность - Возможность разнообразного использования различных составляющих  РППС ДОО для использования в  разных видах детской активности (детской мебели, ширм, переносных столиков,   природных материалов , компонентов и пр.)

Вариативность - Наличие разнообразных игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих  свободный выбор детей и их сменяемость. Она предусматривает адаптацию развивающей предметно-пространственной среды   для:

  • разных типов образовательных организаций,
  • содержания образовательных программ,
  • региональных культурных традиций,
  • специфики воспитательно-образовательных задач ДОО…

Доступность - Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам и  пособиям.

Безопасность   предусматривает, что все элементы РППС соответствуют необходимым требованиям по  обеспечению надёжности и безопасность их использования и соответствуют требованиям по:

  • санитарно-эпидемиологическим  правилам  и нормативам;
  • нормам этической и экологической безопасности,
  •  правилам  пожарной безопасности

Предметно-  пространственная развивающая среда определяется:  видовым разнообразием ДОУ;   направлениями работы и спецификой ДОУ; задачами, стоящими перед  ДОУ разных видов; функциями сотрудников;  общеобразовательными программами.

                Предметный мир в среде должен обеспечивать реализацию потребности  ребенка в активной  и  разноплановой деятельности,  предметно-пространственная среда должна обеспечивать «зону ближайшего развития» ребенка, стать составным компонентом обучения, способствовать развитию задатков у детей, среда должна предлагать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления личного опыта,  предметно-пространственная среда условием расширения возможностей ребенка, выработки у  него способности творчески осваивать новые способы деятельности;  развивающая среда должна способствовать формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.

                 В требованиях к организации предметно-развивающей среды отмечается, что необходимо систематически проводить анализ её состояния с целью приведения в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т. п.)                                                                                                                                                            Отметим, что нужно учитывать при создании предметно-пространственной развивающей среды  в группах и расширенном пространстве детского сада:

а) закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и  коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы. 
б) Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 
в)  При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Для чего необходимо изменять среду?   Необходимость изменения среды должна возникать у педагога всегда,  ведь она должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

            Важно, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Вопрос организации предметно-развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стоит особенно актуально. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.  Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению предметной среды. Как же подбирать игровой материал, на что ориентироваться при формировании предметно-пространственной среды.   В этой части своего проекта мы обозначили не только приобретение игрового материала, но и работу с педагогами и родителями, позволяющую разобраться в его многообразии и целесообразности выбора. Прежде всего – это педагогическая целесообразность: учёт возрастных особенностей, определение игрового результата (то есть игрушки должны иметь воспитательное, обучающее и развивающее значение); затем – это художественная приемлемость и, наконец, безопасность и гигиеничность.

     Мы считаем, что организацию развивающей среды нужно строить таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы.  Нами разработаны проекты по организации среды в каждой возрастной группе и на территории детского сада. Так, в рамках проекта, созданы центры : двигательно-оздоровительный, театральный, познавательно-речевой и мн.др. В детском саду действует мультипроект "Педагогик территории", которая включает в себя "Лестничную педагогику", Музейную педагогику" экоцентр "Росток", комнату игровой поддержки и психологической разгрузки, изостудию "Радуга, детскую библиотеку  и мн.др Мы создали  вариативное, содержательно-насыщенное, трансформируемое и полифункциональное пространство в детском саду: которое включает: интересно оформленные коридоры и помещения ДОУ: комнату игровой поддержки и психологической разгрузки, в том числе и для занимательных дел с детьми ГКП "Умка", группы раннего развития "Вундер-киндер", изостудия "Радуга", детская библиотека, мини-музей "Далекая седая старина", мини-музей "кукол, тренажерный уголок, экоцентр "Росток", Тропа здоровья                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование биоритмов человека в среде табличного процессора

Развитие представлений об электронных таблицах как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности, создание информационной модели «Биоритмы человека»...

Здоровьесберегающая образовательная среда в условиях СПО.

Одним  из важнейших направлений развития современного образования, является процесс гумманизации. Он подразумевает ориентацию образовательного процесса на сотрудничество учащихся и педагого...

Методические указания к лабораторным работам по дисциплине "Программирование в среде Delphi"

Методическая разработка содержит 15 лабораторных работ на темы:-работа с формами- разработка приложения с компонентами ввода и отображения информации- использование компонентов для работы со списками-...

Лекции_Топология компьютерных сетей_Технологии локальных сетей_Методы доступа к среде передачи данных _Физическая среда передачи данных

Лекции_ Топология компьютерных сетей_Технологии локальных сетей_Методы доступа к среде передачи данных _Физическая среда передачи данныхМатериал изучить, в колледже на паре будет опрос)...

Конспект урока по экологии "Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организмы. Популяция. Экосистема. Биосфера".

Подробная разработка урока экологии, где учащиеся закрепляют понятия об  экологических факторах и их классификацию. Изучается  влияние этих факторов на живые организмы; дается понятие ...

Задания в тестовой форме по теме:"Охрана труда, безопасность жизнедеятельности, безопасность окружающей среды (охрана окружающей среды, «зеленые технологии»)"

Задания в тестовой форме по теме:  Охрана труда, безопасность жизнедеятельности, безопасность окружающей среды (охрана окружающей среды, «зеленые технологии») созданы для проведе...

Рабочая программа по физике углубленная lдля профессий СПО

РП содержит развернутый ктп и уточненные личностные и метапредметные результаты по физике на 2022 год...