Лекция для родителей: "О вреде курения среди молодежи"
методическая разработка на тему

Антонова Ольга Петровна

Данный материал может быть использован классными руководителями при проведении родительских собраний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonova_lektsiya_dlya_roditeley_kurenie.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция для родителей на тему: «Профилактика табакокурения  подростков»

Цель лекции: профилактика табакокурения подростков, информирование родителей о способах профилактики в семье;

Так как мы все хотим нашим детям долгой и счастливой жизни, мы должны понимать, что сигареты могут значительно изменить долгое и счастливое существование. В первую очередь это проблема рака и не только рака легких, но и других вариантов онкологических заболеваний. Однако, проблема не настолько серьезна, чтобы считать, что жизнь ребенка загублена раз и навсегда и уже ничего не исправишь.

99

Вот несколько фактов, которых нужно знать родителям о подростковом курении:

1. 9 из 10 курильщиков начали курить в возрасте до 18 лет.

2. В среднем курить начинают в 13 лет

3. 2/3 подростков признались, что хотели бы бросить курение, но не могут ( в основном по психологическим причинам касающихся того, что бросить курить- пойти на поводу у родителей, проявить слабость, испугаться и т.п.)

4. Каждый день более 3 000 детей становятся зависимыми от продуктов табачной промышленности.

5. Почти 1000 из них умрут в последствии от заболеваний связанных с курением

Что надо знать родителям еще

1. Профилактика всегда лучше. Начинать ее надо в раннем возрасте. Она в основном включает рассказы о том, к чему может привести курение, а так же разъяснение как через средства массовой информации компании производители сигарет стараются заработать деньги ( вообще, про подоплеку рекламы детям очень полезно рассказывать. О том, что реклама это двигатель торговли и люди делают ее красивой и привлекательной только для того, чтобы их продукт больше покупали, при этом не заботятся о потребителях ). В этом возрасте дети более восприимчивы к разговорам и могут включать в свой опыт некоторые понятия, как аксиомы. Не стоит скрывать, если кто-то в семье заболел или умер в результате курения.

2. В семье не должны курить. Дети, в чьих семьях были курильщики курят в несколько раз чаще. Это не совсем хороший момент, если выговорите, что курить вредно, а сами курите. Даже если вы будете рассказывать о том, как вы от табака зависимы, и как вам плохо, все равно вы показываете, что курить допустимо и от этого на месте замертво не падают. А через много лет…. Ну в конце-то концов, если родители не боятся умереть от рака, почему должен бояться он.

3. Стоит давать себе отчет, что начало курения для подростка было определенным решением. Это не просто так, типа летела сигарета мимо, он взял ее и поймал. Это решение незрелое, неправильно, но все таки это решение на которое подросток потратил некую мозговую энергию. Возраст такой, что человек учится принимать решения. Поэтому просто запретить курить не совсем правильная стратегия. Запретом вы бросаете вызов своему отпрыску и, он его принимает. Есть, конечно, такие дети, на кого авторитет родителей и страх перед ними влияют, но в большинстве случаев начавший курить будет бороться за право решать за себя. Это не обязательно будет бунт, но тем не менее. Поэтому оптимальная стратегия, дать возможность ребенку самому принять решение бросить это дело. Важно, чтобы ребенок знал, что ошибаться не страшно, что свои решения можно менять в силу вновь открывшихся фактов, что его мнение для родителей уважаемо. Важно узнать у ребенка, что он чувствует когда курит и насколько важно именно курить, чтобы чувствовать тоже самое. Например, для того, чтобы чувствовать себя уважаемым в группе сверстников не обязательно курить. Наверняка в школе есть дети, которых уважают за другие заслуги, кроме раннего курения. В целом, надо задавать такие вопросы, которые заставят чадо задуматься о смысле данного действия и о его действительной ценности в жизни. Родителям желательно воздержаться от поучений, типа « вот видишь!» Пусть тинейджер сделает сам умственную работу по сравнениям и выводам.

4. Подросток прекрасно осведомлен, что курение вредно, что от этого бывает рак и тому подобные неприятности. Он понимает весь расклад про риски, но не относит это к себе. Подростки в силу особенностей мышления верят, что жизнь у них сложится самым благоприятным образом. На все ваши примеры гибели от рака ваш ребенок может привести свои. Например: про какого-нибудь курильщика долгожителя. Ваши же сентенции по поводу, что не всем так везет, будут восприниматься, как агрессия с вашей стороны и намеки на то, что он неудачник.

5. С подростком надо проигрывать ситуации, как можно сказать нет приятелям, предлагающим закурить. Фактически уметь отстоять свое мнение по поводу курения, как не бояться насмешек, что, мол, слабак и трусишка. Это полезно и для тех, кто уже курит и для тех, кто не курит. Курящие часто бояться бросить именно потому, что будут осмеяны друзьями. Эти навыки пригодятся не только в отношении курения, но и в других ситуациях, где ваше чадо должно отстоять свое мнение и не поддаться на провокации окружения. Табачные компании продвигают идею, что начать курить и продолжать это делать демонстрация того, что человек принял решение. Типа « я выбираю Мальборо», как настоящий ковбой, но стоит задуматься действительно ли каждая выкуренная сигарета плод свободного выбора или демонстрация зависимости от табака.

6. Необходимо так же проводить беседы и показывать, что сигарета это вредная привычка, а не показатель статуса и психологических характеристик. Курящий далеко не обязательно крут, успешен, знаменит и богат. Полезны будут примеры известных людей, которые бросили курить, проходили лечение от табачной зависимости, но без сигареты не потеряли своих выдающихся качеств. Более того развитая здоровая самооценка помогает решить вопрос с курением. Надо давать понять, что людей уважают вовсе не за способность курить, а по другим причинам - умениям, навыкам общения, способностям и достижениям.

7. Если подросток принял решение бросить курить, всячески его в этом поддерживайте. Найдите совместные занятия, возможно, что съездите куда-то на время, чтобы избежать знакомых паттернов – ситуации в которых он прибегал к сигарете, людей, с кем курил, мест, где он это делал. Хорошо если в это время вы присоединитесь к какой-то компании, где будут старшие некурящие дети или взрослые которых ребенок уважает. Это поможет ему укрепиться в своем решении.

8. Когда подросток  принял решение бросить курить, не только он сам, но и все окружающие должны отдавать себе отчет в том, что это не просто и возможны срывы. В этот момент ни в коем случае не стоит обзывать подростка слабаком, давить на него и всячески унижать, что он не смог сделать такой простой шаг – не курить. Надо поговорить, что конкретно вызвало его желание закурить вновь и как этого избежать в дальнейшем, помочь ему создать стратегии избегания ситуаций провоцирующих срыв. Например, если он вновь закурил, когда расстроился, надо поговорить, как еще ребенок может выразить свои чувства, когда ему грустно, насколько сигарета более эффективна для поднятия настроения, чем, к примеру поход в кино или игры в футбол.

В целом это некоторые общие направления бесед и общения с детьми в отношении курения. Естественно, все подростки различны и с каждым надо разговаривать о том, что будет ему или ей ближе. Самая плохая стратегия в этом случае это давление угрозы и шантаж со стороны родителей, самая лучшая стратегия поддержка - и формирование правильного отношения к вопросу курения, ну и естественно создание крепкой и позитивной самооценки. Последним лучше заниматься с самого раннего возраста.

Литература:

1. Аносова Ю. В. Особенности мотивационного спектра при никотиновой зависимости у подростков // Материалы Всерос. научно-практ. конференции с международным участием «Актуальные проблемы клинической, социальной и военной психиатрии». СПб. 16— 17 июня 2013 г.

2. Скворцова Е. С., Миронова И. А. Распространенность курения среди городских подростков-школьников России в 2009—2014 гг. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Вред курения"

Материал предназначен для классного часа на тему "Все о вреде табакокурения"...

О вреде курения математическим языком. Проценты. Решение адач на нахождение одного или нескольких процентов от числа

Конспект урока по математике по теме "О вреде курения математическим языком. Проценты. Решение адач на нахождение одного или нескольких процентов от числа" в 9 классе....

классный час на тему о вреде курения

·  Курение - сколько Вы тратитеРоссийский курильщик, который выкуривает в день одну пачку сигарет высшего класса тратит на сигареты около 10.000 рублей в год! Это означает, что за 10 лет Вы может...

Классный час "О вреде курения"

Классный час "О вреде курения"...

Классный час "О вреде курения"

Своей работой мы хотим, еще раз, привлечь внимание взрослых к проблемам табакокурения подростков, а к своим уже курящим сверстникам обратиться со словами: «Знать о своем враге почти все – уже часть по...

разработка классного часа о вреде курения

в работе рассмотрены вопросы о истории возникновения табака, о влиянии курения на здоровье человека, овреде курения для молодого организма....

Лекция "О вреде курения"

Цель лекции: -   показать негативное влияние курения  на человека;-  подчеркнуть социальную и личную значимость здорового образа жизниЗадачи:-   раскрыть причины, ведущие к болезне...