Методическая разработка игро-тренингового занятия "Безопасное общение"
классный час на тему

Антонова Ольга Петровна

Создание школьниками проекта «Безопасная школа».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное

                                учреждение города  Москвы

 «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

Методическая разработка игрового тренинга:

«Безопасная школа»

Автор-составитель: Антонова Ольга Петровна,

руководитель структурного подразделения

 по воспитательной работе, педагог-психолог

Москва, 2015 г.

Безопасность жизнедеятельности обучающихся в современных условиях - один из самых актуальных тем в современном обществе. Подготовить ребят к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у них систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. Каждый человек - и взрослый, и ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения в школе, на улице, в транспорте, дома. Самыми беззащитными в таких ситуациях оказываются дети. Создание безопасной территории для школьников - одно из важных направлений работы образовательных учреждений.

 

Цель: создание школьниками проекта «Безопасная школа».

Задачи:

-познакомить детей с правилами личной безопасности в школе;

-выявить опасности, которые окружают школьников и какими способами можно себя обезопасить в этих условиях;

-закрепить знания школьников об основных правилах безопасности и службах спасения;

-воспитывать чувство самосохранения;

-научить находить выход из конфликтных ситуаций без ущерба для себя, находить компромиссные решения;

-создать условия для совместной творческой деятельности школьников.

Ход проведения:

  1. Беседа ведущего со школьниками на тему: «Зоны опасности и зоны безопасности в школе».

Цель беседы - выявление опасных зон в школе и как обезопасить себя в данных условиях;

Вопросы ведущего:

-Как вы считаете, с какими опасностями сталкивается школьник, когда находится в школе?

-Бывали ли у вас конфликтные ситуации со сверстниками в школе или с ребятами постарше? Какой выход из таких ситуаций вы находили?

-Сталкивались ли вы со случаями, когда вам предлагали выкурить сигарету или употребить спиртные напитки? Трудно ли вам было отказать тому, кто предлагал или вы согласились?

- С какими опасностями может столкнуться школьник, возвращаясь из школы домой? Как обезопасить себя?

  1. Игра «Свод правил по безопасности».

Цель игры - создание командами из школьников правил безопасности в школе. Школьники делятся на команды по 5 человек и размещаются своей командой за стол. Для каждой команды подготовлены лист бумаги и маркеры. Команда разрабатывает свои правила по безопасности в школе. После завершения работы каждая команда представляет свои правила и вместе с другими командами разрабатывают общие правила безопасности в школе.

  1. Упражнение «Два круга».

Цель занятия - умение адекватно воспринимать негативное и позитивное мнение о себе, развитие умения оказывать положительные знаки внимания, диагностика групповой сплоченности, преодоление тревожности индивидуальной и групповой напряженности.
Участники образовывают два круга: внешний и внутренний. 
а) каждый участник внешнего круга высказывает негативное мнение, суждение
участникам внутреннего круга, при чем внешний круг передвигается по часовой стрелке. Заняв исходную позицию, участники внешнего круга высказывают позитивное мнение, отмечая положительные качества, личностные особенности участников внутреннего круга. 
б) внешний круг меняется на внутренний и процедура возобновляется.

  1. Игра «Слепой и поводырь»

Цель игры - коррекция агрессивного поведения у детей, развитие конструктивных навыков общения.

Данная игра даст школьнику опыт доверия окружающим, а именно этого обычно сильно не хватает агрессивным детям. Для того чтобы начать игру, нужны два человека. Один из них будет слепым – ему завязывают глаза. Второй – его поводырем, старающимся аккуратно и бережно перевести слепого человека через дорогу с оживленным движением. Это «движение» вы заранее создадите, расставив в комнате стулья и какие-то другие вещи таким образом, чтобы они мешали свободно перейти с одной стороны помещения на другую. Если есть еще желающие принять участие в игре, то они могут создавать «баррикады» из своих тел, расставив руки и ноги и замерев в любом месте комнаты. Задача проводника - аккуратно перевести слепого на другую «сторону шоссе» (где это место, договоритесь заранее), оберегая его от столкновений с различными препятствиями. После того как задача будет выполнена, обсудите с ребенком, легко ли ему было в роли слепого, доверял ли он проводнику, его заботе и умению, какие чувства испытывал. В следующий раз пусть он попробует себя в роли проводника – это научит его заботе и вниманию к другому человеку.

Трудным может быть для детей объяснение со «слепым» человеком, так как фразы типа: «А теперь ставь ногу вот сюда» – ему ни о чем не говорят. Обычно ребенок осознает это через какое-то время и его общение со «слепым» в следующий раз уже будет более эффективным, так что полезно проводить такие игры не по одному разу.

Примечание. В этой игре «проводник» может контактировать со «слепым» разными способами: говорить о том, что нужно делать, или просто вести его за собой, поднимая ногу «слепого» на нужную высоту, чтобы перешагнуть преграду. Можете чередовать эти варианты, введя запрет на один из них, тренируя таким образом владение то вербальными (речевыми), то невербальными средствами общения. Если ваш «слепой» норовит самостоятельно пройти весь путь, игнорируя помощь проводника, то в следующий тур постарайтесь ухудшить его ориентацию в пространстве, расставив по-другому препятствия и раскрутив на месте ребенка после того, как ему завязали глаза.

  1. Создание коллажа «Безопасная школа»

Цель - пополнить, обогатить и закрепить представления детей о безопасности, развитие творческих способностей обучающихся.

Инструкция:

Коллаж – collage (фр.) приклеивание, наклейка-техника и вид изобразительного искусства, заключающейся в наклеивании на какую – либо основу материалов, отличных от нее по цвету и фактуре. В отличие от аппликации, коллаж допускает приклеивание цитат и рисунков, фото объемных деталей, причем как целых объектов, так и их фрагментов. Именно это преимущество позволило коллажу занять достойное место в детском творчестве.

Школьники делятся на команды по 5 человек и с помощью подручных материалов (лист бумаги формат А3, журналы, газеты, клей, карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы) создают коллаж на тему: «Безопасная школа».

После выполнения работы проводится обсуждение каждого коллажа.

  1. Упражнение «Достойный ответ».

Цель: навыки избегания конфликтных ситуаций

Инструкция: каждый из участников получает карточку с фразой («Ты плохо выглядишь», «Ты не умеешь шутить к месту», «У тебя скрипучий, раздражающий голос» - (Приложение 1.). Участник зачитывает свою карточку соседу справа: 1) в первом кругу, участник должен искренно ответить, все, что думает по поводу сказанного; 2) во втором кругу, сосед должен ответить достойно, не поддаваясь на конфликтную ситуацию.  

Далее идет обсуждение.

  1. Какие чувства вы испытывали, когда слышали неприятное в свой адрес?
  2. Что происходило, когда вы давали волю эмоциям?
  3. Насколько сложно было ответить достойно? Быстро ли приходил ответ в голову? Что вы чувствовали, после того как не поддавались на провокацию?
  1. Упражнение "Безопасное место".

Цель упражнения - развитие чувственного восприятия и навыков управления своими эмоциями.
Ведущий  говорит: "Сядьте поудобней, расслабьтесь, сделайте два - три глубоких вдоха и закройте глаза. Почувствуйте, как приятное тепло обволакивает ваше тело. Теперь вспомните ваше любимое место. Это самое безопасное место, где вы себя чувствуете уединенно и спокойно. Вспомните и постарайтесь увидеть его. Вспомните звуки, цвета, запахи, окружающие предметы. Несколько минут понаблюдайте за этим местом. Теперь мысленно перенеситесь туда и побудьте некоторое время в этом месте. Обратите внимание на свои мысли и чувства. (Ведущий дает возможность побыть в этом состоянии участникам 5-10 минут).  Теперь сделайте 2-3 глубоких вдоха и откройте глаза.

Домашнее задание: нарисуйте картину своего безопасного места и составьте небольшой рассказ о своем рисунке.

  1. Рефлексия

Вопросы ведущего:

-Считаете ли вы наше занятие полезным?

     -Что нового вы для себя узнали?

     -Чем мы с вами занимались?

     -Что вам больше всего понравилось?

Приложение 1: к упражнению  «Достойный ответ»:

- Ты слишком высокого мнения о себе.

- Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.

- Ты никогда никому не помогаешь

- Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.

- Ты совсем не умеешь красиво одеваться.

- Почему ты на всех смотришь волком?

- С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.

- Ты как не от мира сего

- У тебя такой страшный взгляд.

- С тобой бесполезно договариваться о чем -либо. Ты все равно все забудешь.

- У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.

- Посмотри, на кого ты похожа!

- Ты слишком много болтаешь ерунды.

- Что ты вечно на всех кричишь?

- У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

- Ты слишком плохо воспитана.

    Литература:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность».- СПб.: « Детство-Пресс», 2012.

2. Белая К. Ю. и др. «Твоя безопасность». – М.: Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему "Невербальное общение"

Методическая разработка урока по предмету "Деловая культура" для обучающихся по профессии "Агент рекламный", раздел  "Общение". Включает в себя конспект урока, презентацию - сопровождение урока и...

методическая разработка лекции по дисциплине "Социальная психология". Тема "Общение как перцептивный процесс"

Здесь представлена разработка лекции по дисциплине "Социальная психология" для студентов СПО....

Методическая разработка игро-тренингового занятия "Стресс и как с ним справиться"

Данный материал предназначен для проведения занятия по снятию стрессового напряжения у обучающихся...

Методическая разработка урока "Невербальные средства общения"

Методическая разработка урока по теме: "Социальная психология общения: невербальные средства общения" по дисциплине "Социальная психология" для студентов 4-го курса по специальности "Информационные си...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для студентов по теме: Понятие об общении. Коммуникативная сторона общения.

Общение - один из основных видов деятельности человека. Каждый день мы вступаем в контакты как по работе , так и в личной жизни.Выражаем свои мысли,идеи, желания с помощью слов. жестов и мимики.На лек...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ «Психология общения с клиентом в салоне красоты. Психологические типы клиентов»

Методическая разработка теоретического занятия является актуальной для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения  занятия для систематизации и закрепления изученног...

Методическая разработка по дисциплине «Психология общения» на тему: «Вербальное и невербальное общение внутри коллектива»

Во все времена, общение играло и играет самую важную роль во взаимоотношении людей. Но не все ребята знают о многогранности общения. Данное занятие поможет разобраться в видах общения, изучить словесн...