Курсовая работа по теме «Использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности педагога дополнительного образования.»
методическая разработка на тему

Курсовая работа по теме «Использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности педагога дополнительного образования.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_ispravlennaya.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

Кафедра технологического образования и искусства

Курсовой работа

«Использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности педагога дополнительного образования.» 

Чебоксары-2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

Глава I. Теоретические основы использования ИКТ в деятельности педагога дополнительного образования

1.1. Развитие ИКТ в конце XX-начале XXI века        5

1.2. Психолого –педагогический  аспект        7

Глава II. Методические основы использования ИКТ деятельности педагога дополнительного образования.

2.1 Использование ИКТ в деятельности педагога дополнительного образования……        14

2.2 Методические рекомендации использования ИКТ на уроках технологии занятиях в учреждениях дополнительного образования.        …… ……..17

Заключение        22

Список использованной литературы        25

Введение

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования — инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Главная цель внедрения ИКТ — появление новых видов учебной деятельности. Новые информационные технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Применение ИКТ на занятиях позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.

Цель нашего исследования: выработать методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности и во внеурочной работе педагога дополнительного образования.

Объект исследования - процесс формирования ИКТ компетенции у педагога дополнительного образования.

Предмет исследования - использование информационно-коммуникционных технологий в деятельности педагога дополнительного образования.

Исходя из цели нашего исследования были поставлены следующие задачи:

  • Изучить способы применения информационно-коммуникационных технологий на занятиях в учреждениях дополнительного образования;
  • Изучить методическую литературу по использованию информационно-коммуникационных технологий на занятиях;
  • Изучить способы применения информационно-коммуникационных технологий в работе педагога дополнительного образования;
  • Выработать методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий.

Глава I. Теоретические основы использования ИКТ в деятельности педагога дополнительного образования

  1. Развитие ИКТ в конце XX-начале XXI века

Первые ЭВМ были доступны исключительно программистам. Поэтому исторически первым типом ПО стали системы программирования.

На машинах первого поколения языков программирования (в современном понимании) не существовало. Программисты работали на языке машинных кодов, что было весьма сложно. ЭВМ первого и второго поколений были приспособлены, прежде всего, для выполнения математических расчетов. А в таких расчетах часто приходится вычислять математические функции: квадратные корни, синусы, логарифмы и пр. Для вычисления этих функций программисты создавали стандартные программы, к которым производили обращения из своих расчетных программ. Стандартные программы хранились все вместе на внешнем носителе (тогда это преимущественно были магнитные ленты). Такое хранилище называлось библиотекой стандартных программ. Библиотеки стандартных программ (БСП) — первый вид программного обеспечения ЭВМ.

Затем в БСП стали включать стандартные программы решения типовых математических задач: вычисления корней уравнений, решения систем линейных уравнений и пр. Поскольку все эти программы носили математический характер, то в тот период чаще употреблялся термин «математическое обеспечение ЭВМ». Библиотеки стандартных программ используются и в современных системах программирования (см. рис. 7.1).

В эпоху второго поколения ЭВМ распространяются языки программирования высокого уровня (ЯПВУ). Об этом уже говорилось в предыдущем параграфе. ЯПВУ сделали программирование доступным не только для профессиональных программистов. Программировать стали многие научные работники, инженеры, студенты различных специальностей и даже школьники, проходящие специальную подготовку по программированию.

В программное обеспечение ЭВМ включаются трансляторы с ЯПВУ. Подробнее о языках программирования и трансляторах читайте в разделе 6.3 второй части учебника. Понятие системы программирования в современном виде возникло в период третьего поколения ЭВМ, когда программисты для разработки программ стали пользоваться терминальным вводом (клавиатурой и дисплеем). В состав систем программирования были включены текстовые редакторы для ввода и редактирования программы и отладчики, позволяющие программисту исправлять ошибки в программе в интерактивном режиме.

Операционные системы (ОС). Первые версии ОС появились еще на ЭВМ второго поколения, но массовое распространение операционные системы получают, начиная с машин третьего поколения.

Основная проблема, которую решали разработчики ОС — повышение эффективности работы компьютера. На первых ЭВМ процессор — основное вычислительное устройство — нередко больше простаивал, чем работал во время выполнения программы. Такое происходило, если выполняемая программа часто обращалась к внешним устройствам: ввода, вывода, внешней памяти. Дело в том, что эти устройства работают в тысячи раз медленнее процессора.

Операционная система позволяет реализовать многопрограммный режим работы компьютера, при котором в состоянии выполнения находятся одновременно несколько программ. Когда одна программа обращается к внешнему устройству, процессор прерывает работу с ней (внешнее устройство продолжает работу без участия процессора) и переходит к обработке другой программы. Затем процессор может прервать работу со второй программой и продолжить выполнение первой. Таким образом, несколько программ «выстраивается в очередь» к процессору, а ОС управляет обслуживанием этой очереди. Точно так же ОС управляет обслуживанием очереди к внешним устройствам, например к принтеру. Управляют ОС и очередью к средствам ПО: трансляторам, библиотекам, прокладным программам и пр. Управление ресурсами ЭВМ — это первая функция операционных систем.

1.2. Психолого –педагогический  аспект

Восприятие – процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на его органы 
чувств. Для того чтобы воспринимать предметы, воздействующие, например, на глаз человека, воспринимающий уже должен обладать каким – то соответствующим опытом. В восприятии человеком чего– либо огромную роль играет речь – то слово, которым назван предмет. Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать что-либо, даже те простые предметы, которые находятся перед ним. На ранних этапах развития восприятие ребенка не совершенно: образы воспринимаемых объектов отличаются смутностью и не четкостью.

Несмотря на то, что ребенок уже с первых дней своей жизни может смотреть на предметы, рано обнаруживает чувствительность к звукам, в том числе и к голосам людей, его надо систематически учить смотреть, рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия уже готов, но пользоваться им ребенок еще не умеет.
Пути формирования умения воспринимать и наблюдать могут быть различны. 

Несмотря на разные методические рекомендации, все исследователи согласны в главном – ребенка следует специально учить восприятию, без чего на долго сохраняете особенности восприятия, которые типичны для самых маленьких детей / слитность, нечеткость /. Поэтому, учитывая особенности младшего школьника, психологи настоятельно рекомендуют, при обучении использовать различные виды дидактического материала и наглядных пособий. [5 ]

Опираясь на большую доступность маленьким детям чувственного познания, возникает острая необходимость использовать в обучении разные виды наглядных пособий. Рассказывая о диких и о домашних животных, знакомя детей с цифрами, множествами, операциями над ними, буквами, создавая представления об осени и весне, о пустыне и тайге учитель обязан использовать большое количество разнообразной наглядности. Это могут быть натуральные объекты: колосья злаковых культур, листья деревьев, овощи и фрукты, либо изображения предметов: фото, открытки, картинки, либо схемы, таблицы, диаграммы. Использование наглядности позволяет сформировать у ребенка правильное представление о предмете, явлении, законе который он изучает. Как показывают исследования, при использовании наглядных пособий для большего эффекта демонстрируемый предмет или его изображение необходимо комментировать, т.к. всякая наглядность демонстрирует какой-то единичный предмет, но единичное всегда имеет и общие для всех однородных предметов
признаки, свои особенные, частные признаки, присущи е только данному экземпляру.

Именно комментирование демонстрируемых объектов позволяет детям увидеть в каждом объекте именно то, что является главным и общим для всех данных предметов и, пропуская при этом мелкие частные подробности, и только вопросами и указаниями можно вести глаз ребенка по воспринимаемому объекту. Без речи же наглядность нема. Кроме того, в речи можно фиксировать не только признаки или части предмета, но и характеризовать особенности каждого единичного предмета. Т.о. сочетание чувственного и словесного необходимо, для того чтобы дети научились в единичном видеть общее, а через части – целое. Однако, в целом ряде исследований подчеркивается, что долго задерживаться на использовании наглядности в обучении уже знакомого материала не следует, так как это задерживает переход ребенка к самостоятельному созданию образа предмета, к обобщению и оперированию отвлеченным содержанием, а следовательно, задерживает развитие у ребенка абстрактного мышления. [5, с.30]

В основе использования технических и аудиовизуальных 
средств обучения в качестве источника знаний лежат вполне определенные психические процессы. Учитель вводит в класс такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств обучающегося, основательно перестраивая все его психические функции. Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полных и точных представлений об изучаемых вопросах. Для успешного обучения важно, чтобы в процессе восприятия участвовало как можно больше видов восприятия. На первом месте по значимости и эффективности в условиях применения технических средств обучения находятся комбинированные зрительно-слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные и, наконец, слуховые. Таким образом, одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы (или как бы их синтетическое воздействие) обладает особой силой, особой эмоциональностью. Поэтому организм обучаемого, воспринимающего информацию с помощью технических средств обучения, находится под воздействием мощного потока качественно необычной информации, создающей эмоциональную основу, на базе которой от чувственного образа легче переходить к логическому мышлению, к абстрагированию.  Вместе с тем психологи указывают, что хотя весь анатомо- физиологический аппарат, необходимый для осуществления процесса восприятия готов к работе уже на первом году жизни ребенка, однако нужна длительная и систематическая работа по обучению детей правильным и рациональным способам чувственного познания окружающей действительности. 

Готовность зрительного, слухового и двигательного механизма является лишь возможностью развития осмысленного, целенаправленного и правильного восприятия и наблюдения ребенком как отдельных явлений и предметов, так и целых их компонентов. Таким образом, в процессе обучения следует использовать практические действия самого ребенка, его чувственное познание и речь. При этом необходимо руководить восприятием, упражнять ребенка в анализе предмета с целью его более полного, осмысленного и целостного восприятия.

Известный ученый – психолог Л. С. Выготский различал два уровня развития возможностей ребенка: уровень актуального развития ( достигнутый уже уровень развития)и зону ближайшего развития ( то, что находится в процессе становления, “завтрашний день” развития). Опираясь на данное положение, можно сказать, что уровнем актуального развития ребенка I класса является наглядно-действенная умственная деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с предметами, а нагляднообразная, затем словесно-логическая умственная деятельность являются зоной ближайшего развития. Вот почему при обучении детей начальных классов, а особенно I класса необходима четкая последовательность в использовании средств обучения: от действий с конкретными объемными предметами к постепенному переходу к действиям с плоскостным дидактическим материалом (предметным картинкам)
и, наконец, к более абстрактным предметам ( геометрическим фи гурам, знаковым моделям и т.д.). 

Принимая во внимание результаты исследований психологов о том, что у учащихся начальной школы преобладает непроизвольное внимание, что однообразная работа очень быстро утомляет ребенка, а необходимость смены видов деятельности, и эта деятельность часто может и должна быть игровой. Следовательно, обучение ученика первого класса должно быть интересным, радостным, но в то же время обеспечивающим глубокое усвоение программного материала. Одним из главных средств, для достижения этой цели служит широкое и продуманное применение наглядности. Первоначально младшие школьники лучше запоминают наглядный материал: предметы, которые ребенка окружают и с которыми он взаимодействует, изображения предметов, людей. Продуктивность запоминания такого материала выше, чем запоминания словесного материала. Конкретно-образный характер восприятия и памяти младших школьников проявляется в том, что дети справляются с такими трудными приемами запоминания, как соотнесение, деление на части текста, если при этом есть опора на наглядность, например на соответствующие иллюстрации. Это особенно надо знать и учитывать педагогу при организации учебного процесса.

При этом необходимо иметь в виду последние исследования психологов, которые отмечают, что наглядные средства обучения должны точно отражать характерные признаки и свойства объектов, изучаемых в данный момент, т.к. остальное, несущественное отвлекают внимание детей. Поэтому наглядный материал не должен быть чрезмерно броским, пестрым и ярким, при этом пособие должно появляться только в период работы с ним, после чего его следует убирать. В итоге ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир в многообразии составляющих его предметов и явлений, использовать это богатство чувственного опыта в своей разнообразной практической и умственной деятельности.

Принцип наглядности это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древних времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям. У большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, которые «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы. [21, с. 448]

Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было эмпирическое применение наглядности – без ее теоретического обоснования. Впервые оно было дано Ян Амос Коменским (1592 - 1670). Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт, теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено “ золотое правило ” дидактики: “ Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие – либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”.

Наглядность особенно важна в обучении математике ввиду того, что здесь требуется достижение более высокой ступени абстракции, чем 
в обучении другим предметам, а она содействует развитию абстрактного мышления (при правильном ее применении). [28, с.70]

Я. А. Коменский гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имеющийся уже к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками.[6]

Вслед за Коменским большое внимание принципу наглядности уделял и Жан-Жак Руссо (1712 - 1778),Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827).
великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870), исходя, из психологических особенностей детского возраста так же большое значение придавал принципу наглядности. Н аглядное обучение, по словам К.Д. Ушинского, такое обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. [28 , с . 70 ]

Воспитательно-образовательная работа в начальных классах должна учитывать закономерности развития детей, исходить из требований школьной педагогики и дидактики. В соответствии с этими требованиями обучение детей опирается на непосредственное восприятие действительности, что особенно важно в дошкольном и младшем школьном возрасте. 

Познание окружающего мира дошкольниками и младшими школьниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных.

Первостепенное значение в обучении младших школьников математике имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.

В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал, используемый на занятиях по математике. Очень важно, чтобы деятельность по восприятию наглядного материала и действия с дидактическим материалом совпадали, сочетались с деятельностью познания. В противном случае дидактический материал будет бесполезен, а иногда может и отвлекать детей.

Обосновывая принцип наглядности обучения, Ушинский указывал, что единственным источником наших знаний может быть “опыт, сообщаемый нам через посредство наших чувств”.

Принцип наглядности остается одним из главных и ведущих принципов дидактики и сегодня.  Наиболее актуальными в принципе наглядности сейчас являются технические средства обучения.

Глава II. Методические основы использования ИКТ деятельности педагога дополнительного образования.

2.1.Использование ИКТ в деятельности педагога дополнительного образования.

В современном обществе каждый учитель должен обладать развитой ИКТ-компетентностью, т. е. согласно квалификационным требованиям использовать средства ИКТ в своей профессиональной деятельности. Применяя ИКТ, классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, родительского собрания.

Области применения и возможности ИКТ в работе педагога дополнительного образования:

1. Электронная документация педагога дополнительного образования.
В компьютере создается банк данных необходимой информации, которую можно каждый год лишь обновлять, а не создавать заново. Например, 

  • План воспитательной работы;
  • Анкеты;
  • Психолого-педагогические характеристики учащихся класса; 
  • База данных учащихся и их родителей.

В ежедневной работе педагога дополнительного образования часто приходится обращаться к многочисленным и, как правило, неупорядоченным данным об учениках группы, родителях, занятости учащихся во внеурочное время и т.д.

Для сбора и упорядочения данных воедино, необходимо использование СУБД Microsoft Access. Использование такой программы позволяет педагога дополнительного образования за короткое время создавать списки обучающихся группы с различной информацией по требованию администрации.


2. Мониторинг

Упорядочение данных о участии детей в конкурсах различного уровня и выставках, мониторинг успеваемости по полугодиям и за год могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel.
3. Диагностирование, анкетирование 

Каждый педагог дополнительного образования в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Данные отчеты могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel. Электронные таблицы позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм. 

Определение уровня воспитанности каждого ученика, целой группы. В чем преимущества компьютерного варианта по сравнению только с текстовым представлением информации о воспитанности? Во-первых, это наглядность представления информации, во-вторых, при смене педагога дополнительного образования нужно оперативно получить достоверную информацию о каждом ученике. При составлении плана воспитательной работы в группе на будущий учебный год приходится учитывать особенности каждого кружковца. Представим, что у большинства обучающихся группы такой показатель как доброта, отзывчивость, милосердие низкий. Педагог дополнительного образования в этом случае должен акцентировать свое внимание на беседы о нравственности, обсуждению прочитанных книг, просмотренных фильмов, конкретных жизненных ситуаций и т.д. Очень удобная в использовании программа Microsoft Excel, которая позволяет по введенным формулам прямо на глазах подсчитывать средний показатель ученика по разным критериям, средний показатель группу по данному критерию, найти эти значения в процентах и построить диаграммы. Таким образом, мы получаем возможность оперативно получить информацию о воспитанниках, прослеживать динамику их развития.

4. Внеклассные мероприятия 

Подготовка и использование презентаций при организации внеклассных мероприятий (соревнования, классные часы, диспуты и т.п.) способствуют повышению заинтересованности обучающихся к предложенной теме. К тому же чтобы это было ярко, красиво нужна помощь родителей, художников, звукооператоров. Для изготовления наглядного материала нужны ватман, краски, т.е. определенные материальные затраты. Компьютерные варианты наглядных пособий легче сохранить в хорошем состоянии до следующего использования. Ежегодно пополняю электронный банк методических разработок с целью дальнейшего их использования на уроках и во внеурочное время. 

Так же педагоги дополнительного образования используют готовые образовательные ресурсы, мультимедийные энциклопедии и т. д. (например, по Великой Отечественной войне «От Кремля до Рейхстага»– документальные кадры, по наркомании – видеофрагменты и т. д.) 

5. Ресурсы сети Интернет

В организации воспитательной работы  используют ресурсы Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация и фотоматериал для разработки и проведения внеклассных мероприятий на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий. Учителя используют Интернет для самообразования, расширения кругозора. Владение электронной почтой помогает поддерживать общение с нужными пользователями и учреждениями.

Интернет дает большие возможности для общения с учениками и их родителями: электронная почта, гостевая книга на сайте школы. Родители могут пройти тестирование на сайте школы «Удовлетворенность родителей работой ОУ» и т.п.

Педагоги дополнительного обазования стараются привлечь учащихся к поиску информации для проведения различных мероприятий, политинформаций. Появилась возможность для классного руководителя как участие в Интернет – конкурсах, фестивалях (например, http://www.ppoisk.nm.ru, http://1september.ru), где педагог дополнительного образования может также поделиться своим опытом работы.

6. Творческая работа с учениками 

  • Создание сайта кружка.
  • Творческие отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках, экскурсиях. 
  • Создание фотоальбома из жизни кружка, ежегодное его пополнение. В настоящее время существует множество программ, позволяющих не просто сохранять фото и видеокадры на компьютере, но и красиво оформить в виде фотоальбома.
  • Создание портфолио каждого обучающегося группы, портфолио группы. 
    7. Методическая работа 
  • сопровождение выступления на педсовете, МО;
  • для проведения семинара или творческого совещания;
  • для обобщения собственного опыта. 

В настоящее время, несмотря на повышение компьютеризации общества, в сфере образования до сих пор нет средств, позволяющих в достаточной мере автоматизировать процесс ведения документации и отчетности. В ближайшее будущее хотелось бы разработать и реализовать автоматизированное рабочего места для классного руководителя, обеспечивающее хранение, накопление и предоставление всей необходимой информации о классе в целом.

2. 2. Методические рекомендации использования ИКТ на уроках технологии и занятиях в учреждениях дополнительного образования.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения современных технологий. Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая уровнем развития образования. ИКТ сегодня выступают как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей, представляют собой мощный инструмент мотивации, развития личности ученика.

Предмет « Технология» - это один из тех предметов, которые позволяют соединять современную технику и процесс обучения. Применение ИКТ на уроках обслуживающего труда даёт возможность учителю:

  • Организовать активное информационное взаимодействие между участниками учебного процесса.
  • Обеспечить широкую вариативность обучения.
  • Визуализировать учебный материал и т.д.

Использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании предмета. Уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения. Для меня, как и для многих учителей, актуален  вопрос: как эффективно учить школьников и рационально использовать время урока? Какие технологии  использовать в обучении?

Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Народная мудрость гласит « Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками - писал А.Н. Леонтьев. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. Поэтому задача учителя – не давать обучающимся знания в готовом виде, а научить самостоятельно добывать их, анализировать, систематизировать информацию, обобщать, перерабатывать, фиксировать в виде, конспектов, схем, выделять главное, решать проблемные задачи. Главная задача на уроке - вызвать у ученика интерес к предмету и пробудить желание заниматься.

На своих уроках я активно использую различные мультимедийные презентации, которые помогают решить проблему аудиовизуального обеспечения урока и являются эффективными средствами обучения. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. При этом компьютер не заменяет меня как учителя, а только дополняет. В своей практике я использую уроки-лекции, стараюсь строить презентацию таким образом, чтобы оптимально решать поставленные на уроке задачи. Я не просто читаю лекцию, а веду беседу с учащимися, задавая вопросы по теме, заставляя детей актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать  информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, активизируя  познавательную деятельность.

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ, и в этом огромную помощь при проведении уроков и подготовки к ним, дают различные энциклопедии. Для учащихся хорошо использовать кулинарные энциклопедии, где процесс приготовления становится интересным, легким и доступным. При изучении темы «Прически, уход за волосами» - можно совершить путешествие в музей причесок различных эпох, при изучении темы «Мода, стиль, силуэты» - учащиеся получают дополнительную занимательную информацию о развитии моды, о различных силуэтах, которые были модными в разные эпохи. Есть возможность познакомить учащихся с деятельностью великих кутюрье, побывать на показе мод известных Домов Моды, визуально наблюдать за последовательностью действий стилистов и визажистов при создании прически, стрижки или выполнении макияжа. Занимательность присутствует и в таких темах как «Вязание», «Вышивка», где учащиеся знакомятся с историей развития рукоделия, с основными видами декоративно-прикладного творчества с помощью виртуальной экскурсии по залам Музеев, проходящей в режиме on-line или выполненной преподавателем или ученицей, как творческий проект презентацией. На уроках, посвященных изучению такой интереснейшей для девочек темы «Гигиена девушки. Косметика», эффективно использование программы  «Виртуальный стилист», «Мода и стиль». Проверить свои знания можно на различных тренажерах, где представлены вопросы в виде тестов по темам. Видео уроки помогают ознакомиться с шедеврами кулинарного искусства и декоративно-прикладного творчества. При помощи редактора Paint можно редактировать изображение, иллюстрировать дидактические материалы, составлять схему вышивки, вязания, бисероплетения, создавать эскиз орнамента для ткани, ковров, обоев; разработать и начертить план насаждений на пришкольном участке; выбрать цветовое решение помещений, вариант расстановки мебели, создавать фрагменты лоскутных изделий и т.д. На рынке современных программных средств имеются различные компьютерные справочники моделей одежды, энциклопедии моды и каталоги рисунков для вышивки, они содержат большой объем информации и помогают при поиске разных объектов (чертежей, рисунков, моделей одежды). Это расширяет возможности использования компьютерной техники на уроках в школе или дома. Умея выполнять компьютерные презентации с помощью программы Роwеr Рaint, можно сделать учебные наглядные пособия по любому разделу программы.

Опыт применения электронных презентаций показывает, что повышается качество урока и более рационально используется время. Компьютерные презентации – это самые современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания  урока, от цели, которая ставится на уроке, и могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов, создавая проблемную ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения учителя.

4. Для контроля учащихся.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.  

Заключение

Современный этап развития общества характеризуется глобальной информатизацией всех сфер социальной жизни, включая систему образования. Анализ сложившейся в настоящее время ситуации показывает, что в российских школах имеют место устойчивые тенденции углубления процессов информатизации: оснащение школ персональными компьютерами, подключение их к Интернету, развитие системы федеральных образовательных порталов, разработка электронных образовательных продуктов. Такие процессы не только оказывают влияние на содержание обучения, но и предъявляют новые требования к уровню работы педагогов. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих средствами и методами комплексного использования информационно-коммуникационных технологий, постоянно увеличивается и превращается в ведущий фактор в области профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей.

В данной работе предлагается авторское видение решения проблемы развития информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей.

Анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы убеждает, что понятие «информационно-коммуникационная компетентность классных руководителей» является достаточно редким и неоднозначным. Наш опыт работы позволил предложить следующее определение: информационно-коммуникационная компетентность (ИКК) классного руководителя - это интегративная профессионально-личностная характеристика, включающая:

  • познавательную и социальную мотивацию;
  • систему знаний;
  • совокупность умений и навыков;
  • способы деятельности и субъективный опыт;
  • индивидуально-личностные характеристики педагога.

В структуру ИКК включены: мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный, практический и личностный компоненты.

Мы выделили пять уровней сформированности информационно-коммуникационной компетентности педагогов дополнительного образования: низкий, недостаточный, средний, достаточный, высокий. Оценка уровней проводилась по степени выраженности мотивационно-ценностного, когнитивного, операционально-деятельностного и практического компонентов.

Для диагностики уровня ИКК использовался следующий инструментарий: анкеты, тесты, анализ продуктов деятельности педагогов, включенное наблюдение.

На наш взгляд, на формирование ИКК педагогов дополнительного образования в равной степени влияют внешние и внутренние факторы. Первая группа факторов связанна с особенностями педагогического коллектива, характером требований администрации, с атмосферой в образовательном учреждении. Ко второй группе относятся внутренняя установка самого учителя в сочетании с его ценностными ориентациями и профессиональными и личностными мотивами, целеустремленность, отношение к инновационным технологиям.

Таким образом, реализация созданной нами программы убеждает в позитивной динамике развития таких компетенций как:

  1. размещение необходимой информации на страницах Web-сайта с целью информирования родителей по вопросам реализации учебно-воспитательного процесса;
  2. создание презентационных материалов в среде Microsoft PowerPoint с целью демонстрации индивидуальных особенностей воспитанников, их увлечений, интересов, достижений;
  3. формирование электронных личных дел учащихся (персонифицированная информация, информация о внеучебной занятости, информация о движении учащегося) с целью быстрого доступа к данной информации и формирования автоматически внутришкольной отчетности по персоналиям учащихся и классу в целом;
  4. работа с электронным классным журналом с целью контроля за успеваемостью и посещаемостью учебных занятий каждым учащимся и классом в целом, рассылки на Интернет-адреса электронной почты родителей данных сведений, экономя тем самым время на работе с дневниками учащихся;
  5. использование программы Microsoft Excel и Microsoft Word c целью создания и многократного применения шаблонов заявлений, планов и отчетов, а также обработки данных в виде таблиц и диаграмм, отражающих динамику развития индивидуальных особенностей учащихся;
  6. поиск информации в сети Интернет по инновационным проблемам воспитательной деятельности классных руководителей (современные способы, формы, технологии воспитания в детском сообществе).

Результаты, полученные при реализации данной программы, выявили позитивную динамику всех компонентов ИКК.

Список использованной литературы

  1. Конституция РФ.
  2. Адольф В.А., Степанов И.Ю. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога // Информатика и образование – 2006. - №4. – С.2-7.
  3. Аллаяров З.А. Педагогические условия личностно-профессионального развития учителя в муниципальной системе образования: дис. канд. пед. наук. – Уфа, 2002. -172с.
  4. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии – 2001 – №3 – С.154-169.
  5. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: 2002. – 114 с.
  6. Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде «за» и  «против». М.: Аркти, 2006.- 96с.
  7. Булин-Соколова Е. И. Использование ИКТ в образовании // Информационное общество – 2004. – № 3/4. – С. 110–119.
  8. Вихман В.В. Оценка и анализ эффективности применения информационных технологий в образовании: дис….канд.пед.наук. – Новосибирск, 2004. – 132с.
  9. Волков П.Д. Применение мировых информационных ресурсов в образовании // Информатика и образование - 2007. - №7. – С. 37-42.
  10. Головко С.И. Специалист: образование, компетентность, новаторство: научно-практическое пособие. – М.: Либерия-Бибинформ, 2005. – 96с.
  11. Голубин Д.В. Формирование информационной компетентности педагога в системе повышения квалификации: дис.… канд. пед.наук. - Калининград, 2005. – 191с.
  12. Горуцкий А.И. Внеклассная работа в школе.// Информатика. Приложение к газете 1 сентября. - №10, 2006
  13. Гусева С.Г. Формирование информационной культуры будущих педагогов на основе комплексного использования информационных и образовательных технологий в условиях языкового факультета: дис…канд. пед. наук.– Петрозаводск, 2006 – 258с.
  14. Есипов Б.П. Основы дидактики. М., 2007.
  15. Ильина Т.А. Педагогика, М, 2006. 96с.
  16. Каримов М. Ф. Информационные технологии в системе среднего общего и профессионального образования // МИФИ : сб. трудов X Междунар. конф.-выставки «Информационные технологии в образовании». – М. : МИФИ, 2000. – Ч. II. – С. 250–251.
  17. Кисель Н.В. Информационная компетентность учителя как условие эффективного управления образовательным процессом: дис.… канд.пед. наук. – Калуга, 2002. – 178с.
  18. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. Учеб. пособие для студ. высш. ᴨед. учеб. заведений- М.: Академия, 2002.- 256с.Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. – М.: Пед. общество России, Издательский дом «Ноосфера», 1999. – 300с.
  19. Норенков И. П. Информационные технологии в образовании. – М.: МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2004. – 351 с.
  20. Федосов А.Ю. Информационно-коммуникационные средства поддержки воспитательного процесса // Информатика и образование – 2008. - №4 – С.103-104..

Электронные ресурсы

Лукасевич Н. В. Педагогический проект: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках как одно из условий повышения качества и эффективности образовательного процесса» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://nsportal.ru

Нехайчик О. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе классного руководителя [Электронный ресурс].-Режим доступа:  http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Использование интерактивных методов в работе педагога дополнительного образования.

В настоящее время  понятие «интерактивный»  широко вошло в нашу жизнь. Нам предлагают стать не просто слушателями или созерцателями, а самыми активными участниками происходящего.  Этот ...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Обучающиеся должны уметь самостоятельно находить информац...

Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях

Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях...

Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях

Основная цель вида профессиональной деятельности педагога дополнительного образования – организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагоги...

Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования.

Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования....

Программа по художественно-эстетической деятельности педагога дополнительного образования "Игровая ритмика"

Методическая разработка.Программа по художественно-эстетической деятельности педагога дополнительного образования "Игровая ритмика" для детей младшего возраста....