-Использование информационных коммуникативных технологий в коррекционно- развивающей работе учителя с детьми с расстройствами аутистического спектра
материал

Создание благоприятных условий и учебного процесса для социальной реабилитации несовершеннолетних, детей РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_samoobrazovanie_2024g.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ учителя начальных классов Целютиной О.В.

По теме самообразования

«Использование информационных коммуникативных технологий в коррекционно- развивающей работе учителя с детьми с расстройствами аутистического спектра»

(2023-2024уч.год. 1 год реализации)

  1. Разработка перспективных и тематических планов.

Цель: Создание благоприятных условий и учебного процесса для социальной реабилитации несовершеннолетних, детей РАС.

Задачи: Проведение первичной, текущей и итоговой диагностики, анализ изменения показателей, определить уровень соц. развития несовершеннолетних.

Содействовать социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних по направлениям:

Развивать культурно-гигиенические и социально- бытовых навыки.

Развивать навыки трудовые и самообслуживания.

Развивать способности: интеллектуальные, личностные, эстетические, творческие.

Развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми на основе культурно – нравственных норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Воспитывать социально-правые нормы поведения в обществе.

Воспитывать стремление к здоровому образу жизни безопасного поведения в быту, транспорте, общественных местах.

Воспитывать нравственно-патриотические качества личности.

Организовывать свободное время воспитанников через участие их в досуговых мероприятиях.

Способствовать формированию самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Проведение консультативной работы с детьми и их законными представителями.

Повышение уровня профессиональной компетенции: разработка методических материалов, повышение методического уровня, путём изучения новых технологий, методов и форм социально-реабилитационной деятельности.

  1. Подбор диагностического инструментария.

Например:

Составление целого из частей

Оборудование: две картинки с изображением знакомых предметов, разрезанных по диагонали на 4 части; картинка с изображением квадрата, треугольника, круга и частей, из которых они могут быть составлены. Цели исследования: выявить степень овладения зрительным синтезом; сформированность наглядно-образных представлений; целенаправленность проб и способность к воссозданию целого.

Последовательные картинки

Оборудование: рисунок из 4-х последовательных изображений; серия с явным сюжетом, серия со скрытым сюжетом и серия с незавершенным действием. Цели исследования: выявить способность устанавливать причинно-следственные связи в наглядной ситуации; уровень логического мышления;

умение делать обобщения; составлять рассказ по серии последовательных

картинок.

Исключение неподходящей картинки

Оборудование: 3 рисунка разной сложности, в каждом по 4 фигуры, одна из

которых не подходит по одному признаку. Цели исследования: выявить аналитико-синтетическую деятельность в зрительно воспринимаемых объектах на основе мысленного представления; умение делать обобщение; логическую обоснованность и целенаправленность; четкость представлений; использование помощи.

Включение данных диагностических методик в арсенал обследования на

ПМПК позволяет успешно индивидуализировать основные стратегии формирования и развития речевой и познавательной деятельности, выработать адресный алгоритм направлений работы специалистов психолого-педагогического сопровождения. В образовательных организациях при определении и уточнении вариантов АООП.

  1. Создание презентаций, интерактивных игр.

    Дети с РАС, как правило, особенно на начальных этапах работы, не идут на прямой контакт с педагогом, часто отказываются от выполнения заданий, предъявленных вербально. Посредником, на наш взгляд, между ребенком с РАС и педагогом в данном случае может стать компьютер.

Изображение на экране, как и все современные дети, дети с РАС воспринимают с интересом.

Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение и помощь детям-аутистам: движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

   На начальных этапах работы нам важно «растормозить» внешнюю речь, восстановить и развить речевую инициативу, сформировать навыки подражания, активизировать доступные средства общения.

    Использование мультимедийных презентаций позволяет обеспечить пусть опосредованное, но все-таки общение с ребенком; зрительные образы, особенно анимированные, позволяют спровоцировать непроизвольное подражание действию, мимике, интонации персонажа.

    На первых этапах мы используем презентацию на подражание общим движениям «Делай, как я», где персонажи презентации хлопают, топают, чихают и т. д., а также презентацию под музыкальные файлы Екатерины Железновой, например, «Танцуем с мамой», где каждая строчка незатейливой ритмичной песенки сопровождается показом необходимого движения персонажами.

   Дети с РАС после нескольких просмотров презентации – сначала с помощью педагога, а потом и самостоятельно – с удовольствием начинают повторять действия персонажей. Такое непроизвольное подражание общим движениям впоследствии становится предпосылкой для подражания произвольного – звукового, а затем и словесного.

    Непосредственно формирование навыков экспрессивной речи начинается с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям. Как уже отмечалось, традиционная работа перед зеркалом способна вызвать у ребенка с РАС негативную реакцию и нежелательное поведение. А вот забавной обезьянке на экране ребенок подражает охотнее, чем логопеду.

    Серия следующих презентаций преследует цель провоцирования ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции – для активизации экспрессивной речи.

При использовании данных презентаций мы опираемся, как правило, на сохранную и хорошо развитую у большинства детей с РАС механическую память.

    Традиционные альбомы с фотографиями близких родственников ребенка, воспитателей и детей группы, которую посещает воспитанник для развития умения запоминать и называть имена близких, мы также используем, но с альбомом работают родители дома, а мы переводим его в формат интерактивных презентаций. Например, презентация «Мы едем, едем, едем в далекие края», где в окошках вагончиков появляются разные фото, и ребенок с удовольствием называет того, кто выглянул в окошко, здоровается с ним и прощается доступными ему средствами как вербальными, так и жестовыми. Аналогично используется игра «Кто в домике живет»: ребенок «стучится» в домик, окошко открывается, и появляется фотография того, чье имя мы учим.

      На этапе, когда мы уже добились от ребенка умения повторять за взрослым слова и фразы, переходим к отработке вербальных штампов. Например, для обращения с просьбой составляется презентация «У кого какая игрушка» с использованием фотографий детей, находящихся совместно в группе. На слайде размещается фотография одного из детей и игрушка. Сначала ребенок прослушивает предложение «У Маши кукла» и повторяет его. Затем логопед предлагает попросить «Маша, дай куклу». И так в ряде слайдов при использовании фотографий разных детей с игрушками многократно отрабатываем умение просить.

    Мы представили презентации, используемые на начальном этапе работы; на последующих этапах они также активно применяются и помогают в достижении положительного результата в развитии речи детей с РАС.

   При разработке презентаций для дошкольников с РАС учитывается следующее:

- поскольку дети с РАС избегают зрительного контакта, стараемся использовать в анимации персонажей без направленного взгляда или со схематичным изображением лица;

- стараемся опираться на стереотипность, на склонность ребенка однотипно реагировать в повторяющейся ситуации, поэтому одну и ту же презентацию просматриваем и проигрываем в течение достаточно длительного времени, причем период, необходимый для закрепления детьми, увиденного и услышанного, индивидуален;

- меняем персонажей в презентациях не часто, чтобы не перегружать новизной, что важно для ребенка с РАС;

- используем презентации в течение одного занятия ограниченно по времени, чтобы не допускать пресыщения информацией, чередую их с другими видами работы.

При соблюдении этих условий компьютерные презентации позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать благоприятный климат при организации коррекционной работы с дошкольниками с РАС.

  1. Создание методической «копилки», медиатеки коррекционных развивающих презентаций, интерактивных игр.

Использование методической копилки имеет ряд важных преимуществ:

  • Экономия времени. Не нужно тратить кучу времени на подготовку к каждому уроку. Достаточно заглянуть в копилку и взять уже готовые материалы.
  • Возможность совершенствоваться. Изучая чужие наработки и опыт, учитель растет профессионально.
  • Доступ к новинкам. В копилке собираются статьи, научные работы по методике – это позволяет быть в курсе всех инноваций.
  • Удобство систематизации. Вся информация хранится в одном месте, легко найти нужный материал.
  • Возможность делиться опытом. Из копилки легко взять свои лучшие наработки для выступлений и публикаций.

Что касается особенностей, то копилку можно вести как в бумажном виде (папки, файлы), так и в электронном (на компьютере, в облачных хранилищах). Главное – систематизировать всю информацию по темам, разделам, классам. Это позволит быстро находить нужные материалы. Таким образом, методическая копилка – это инновационный инструмент в работе учителя, использование которого дает массу преимуществ.

Используй методическую копилку максимально эффективно: советы практиков

Чтобы методическая копилка действительно приносила пользу, важно правильно ее использовать:

  • Систематизируй материалы по темам и классам. Это упростит поиск нужного для конкретного урока.
  • Помечай материалы метками в зависимости от цели: развитие навыков, изучение новой темы, закрепление и т.д.
  • Используй готовые материалы, но обязательно адаптируй под особенности своего класса.
  • Добавляй в копилку собственные разработки, чтобы со временем они тоже пригодились.
  • Изучай наработки коллег, чтобы перенять все самое эффективное и полезное.
  • Дополняй копилку научными статьями, чтоб быть в курсе новых методик.
  • Используй материалы копилки не только для уроков, но и для внеклассных мероприятий.
  • Делись содержимым копилки с коллегами. Взаимный обмен опытом – залог успеха.
  • Периодически анализируй содержимое копилки и обновляй устаревшие материалы.

Следуя этим советам, ты сможешь эффективно использовать методическую копилку, высвобождая массу времени и расти профессионально ускоренными темпами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по теме «Использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности педагога дополнительного образования.»

Курсовая работа по теме «Использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности педагога дополнительного образования.»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по работе с детьми с расстройством аутистического спектра на основе поведенческого подхода

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо работе с детьми с расстройством аутистического спектра на основе поведенческого подхода...

Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Индивидуально-дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда: «Коррекция лексико-грамматического строя речи» 5 класс

Пояснительная запискаРабочая программа «Коррекция лексико-грамматичекого строя речи»  составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:Федеральным Законом &laq...

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»

Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....