МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по работе с детьми с расстройством аутистического спектра на основе поведенческого подхода
учебно-методический материал на тему

Манаенкова Марина Анатольевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по работе с детьми с расстройством аутистического спектра на основе поведенческого подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по работе с детьми с расстройством аутистического спектра на основе поведенческого подхода

АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ГИПЕРСЕНЗИТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

Главная задача поведенческой коррекции аутизма детей - это счастье ребенка, которому, несмотря на определенные нарушения в развитии, необходимо участвовать в жизни общества и желательно наиболее полноценно. На сегодняшний день поведенческая терапия для аутистов или метод АВА, то есть прикладного анализа поведения (Applied behavior analysis), является одним из наиболее эффективных методов коррекции детского аутизма. Элементы этого метода используются в работе педагога-психолога Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в г. Димитровграде». Поведенческая терапия для аутистов по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет. Поведенческая терапия для аутистов, или АВА терапия является основой абсолютного большинства программ, цель которых лечить аутизм у детей. Проводившиеся более 30 лет подряд исследования, подтвердили ценность прикладных методов поведенческой терапии. В частности АВА терапия позволяет улучшить навыки коммуникации, адаптационного поведения, способности к обучению, и достичь соответствующего поведения, обусловленного социально. Проявления поведенческих отклонений при этом значительно уменьшаются. Кроме того, получены неопровержимые доказательства в пользу утверждения, что чем ранее начинается терапевтический курс (дошкольный возраст, предпочтительнее), тем более значимыми являются его результаты. АВА терапия сочетает целый ряд методов коррекции поведенческих отклонений, разработанных учеными. В основе этих методов, прежде всего, принципы прикладного поведенческого анализа. При данном подходе все сложные для аутистов навыки, включая речь, контактность, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза, и прочее, разбиваются на отдельные мелкие блоки – действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, а впоследствии действия соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие. В процессе разучивания действий ребенку с расстройствами аутичного спектра специалист центра лечения аутизма дает задание, если справиться с ним один он не может, тогда дает подсказку, а потом вознаграждает ребенка за правильные ответы.

1. ГИПЕРСЕНЗИТИВНОСТЬ = ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

2. ВОСПРИЯТИЕ

3.ФРОНТАЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

4.ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ

5.МЕХАНИЗМ ЦЕНТРАЛЬНОГО СВЯЗЫВАНИЯ

6.ИГНОРИРОВАНИЕ

7.ФИКСАЦИЯ

8.ЗАЩИТА

9.АУТОСТИМУЛЯЦИЯ

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

- АВА – ТЕРАПИЯ - ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ

- МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

- МЕТОД TEACCH

- МЕТОДЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ (PECS)

- СОМАТОСЕНСОРНАЯ КОРРЕКЦИЯ

- БКБГ-ДИЕТА (БЕЗ КАЗЕИНА И ГЛЮТЕНА)

СФЕРЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ

У ДЕТЕЙ С РАС

1. Начальные коммуникативные навыки (просьбы)

Замещение проблемного поведения и его профилактика.

2. Сотрудничество

Понимание речи, умение сотрудничать с педагогом, выполнять инструкции.

3. Визуальное восприятие и сопоставление предметов

Умение соотносить предмет с предметом, предмет с картинкой, картинку с картинкой, не похожие предметы или картинки, но связанные ассоциативно, работа с формами и т.д.

Сопоставлять:

- одинаковые предметы или картинки;

- предметы, объединённые каким-то общим признаком;

- неодинаковые предметы по ассоциативной связи и т.д.

4. Моторная имитация

Умение повторять движения большой и мелкой моторики за педагогом.

5. Наименование предметов

Существительные, глаголы, прилагательные, предлоги и т.д.

6. Навыки самостоятельной игры

7. Различение по функциям, характеристикам, категориям

Основное отличие данной сферы от «наименования предметов» в том, что ребёнка обучают распознавать стимулы не по наименованию, а по описанию, что и встречается в речи. Например, машина перевозит людей (функция), машина красная (характеристика), машина грузовая или легковая (категории).

8. Развитие навыков диалоговой речи (интравербальные навыки)

Умение вести «разговор о…» предметах, действиях, отсутствующих в данный момент в поле зрения. Включает так же умение отвечать на вопросы.

9. Социальные навыки

Социальное поведение в игровой и учебной группе, сотрудничество с другими детьми и т.д.

10. Начальные навыки письма, чтения, математики

11. Обобщение

Способность использовать новые модели поведения, в т.ч. умения в различных ситуациях, обстановке и с разными людьми.

Примечание: 

Дополнительно:

- реализуются  программы по коррекции проблемного поведения.

БАЗИСНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

ПОВЕДЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

    Профессиональная этика

  • Профессиональные отношения с семьёй ребёнка
  • Конфиденциальность
  • Гибкое изменение собственного поведения вследствие обратной связи при взаимодействии с ребёнком.

Командная работа

  • Совместная работа с другими членами коллектива.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РЕБЁНКОМ

   Обращение к ребёнку

  • Правильная разговорная речь
  • Подходящий тон разговора
  • Подходящая дозировка ласковых обращений.

    Жесты и выражение лица

  • Улыбка
  • Дозированное прикосновение
  • Прикосновение, соответствующее возрасту ребёнка
  • Ведение ребёнка за руку, а не за кисть
  • Обращение к ребёнку в сопровождении глазного контакта.

Проведение занятий

  • Определение мотивации ребёнка
  • Правильное использование инструкций
  • Своевременное предоставление поощрений
  • Использование правильного вида подсказки
  • Использование подсказки перед реакцией
  • Разнообразие заданий
  • Последовательность в предоставлении заданий.

    Нежелательное поведение

  • Спокойный тон голоса
  • Избегание зрительного контакта
  • Быстрые реакции
  • Облегчение уровня сложности заданий.

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ

1.УЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ

2.МОТИВАЦИЯ РЕБЁНКА

3.КОНТРОЛЬ СТИМУЛОВ

(вещей, игрушек и любых предметов)

4.ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ РЕБЁНКОМ ОБУЧАЮЩЕГО ЕГО С ПОДКРЕПЛЕНИЕМ

5.«СНАЧАЛА – ПОТОМ»

      («правило бабушки»)

6.ПОДКРЕПЛЕНИЕ

     (похвала, от простого к сложному и пр.)

 7.МЕТОДИКИ

8.ОБУЧЕНИЕ  ОТДЕЛЬНЫМИ БЛОКАМИ

  • быстрый темп работы
  • варьирование заданий
  • использование подсказок перед реакцией
  • (вербальные, жест и др.)
  • перерывы на игровое время

9.ВИЗУАЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ

10.ЖЕТОННАЯ СИСТЕМА УСИЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

ФУНКЦИИ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ (НП) И СПОСОБЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ

1. Доступ к желаемому предмету или действию;

(усиливается посредством других людей – внимание, действия, еда, предметы)

2. Прекращение / избегание неприятных стимулов или действий;

(избегание заданий, требований, людей, а также избавление от физической боли)

3. Привлечение внимания;

(привлечение внимания взрослых или сверстников)

4. Получение сенсорной стимуляции.

(визуальной, аудиальной, тактильной, проприоцептивной и комбинированного типа)

СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ

1. Проактивные;  

Производятся ДО возникновения НП путём:

- добавления в окружающую среду стимулов, которые  вызывают интерес у ребёнка.  

- облегчения уровня сложности заданий («простое-сложное-простое»).

- быстрого темпа работы, разнообразия заданий.

- предоставления поощрения вне зависимости от поведения (через определённые промежутки времени).

- предоставления усилителя (предмета, занятия и др.), если в определённый промежуток времени не произошло НП.

- формирования альтернативного поведения, в противовес НП.

- усиления формы поведения, которое не может происходить одновременно с НП.

2. Реактивные;

Производятся ПОСЛЕ НП путём:

- гашения и  ослабления поведения (сверх-коррекция, неприятный стимул, «тайм-аут», «штраф»).

ЛИТЕРАТУРА

1. Мелекевич, О. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития: учеб. пособие / О. Мелешкевич, Ю. Эрц.— Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2014.— 208 с.

2. Шрамм, Р. Детский аутизм и АВА (Applied Behavior Analisis) : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения : учеб. пособие / Р. Шрамм. - 2-е изд. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. - 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Адаптация и внедрение модели инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра в Городском округе Подольск Московской области на базе МОУ «Гимназия № 7»

Основная идея проекта:Создание условий для интеграции детей с РАС в МОУ «Гимназия №7» Городского округа Подольска Московской области через создание модели ресурсной комнаты – отдельн...

Презентация на тему: "Особенности психического развития детей с расстройствами аутистического спектра"

Презентация на тему: "Особенности психического развития детей с расстройствами аутистического спектра"...

"Как помочь родителям подготовить ребёнка с расстройством аутистического спектра к 1 классу"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28863724","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Подготовка ребенка с расстройством аутистического спектра к 1 классу может потребоват...

Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра

Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра...

Особенности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью посредством изучения сказок.

Данный доклад посвящен изучению проблемы нравственной воспитанности детей с расстройствами аутистического спектра  и умственной отсталостью в младшем школьном возрасте. В работе проводится сравне...

-Использование информационных коммуникативных технологий в коррекционно- развивающей работе учителя с детьми с расстройствами аутистического спектра

Создание благоприятных условий и учебного процесса для социальной реабилитации несовершеннолетних, детей РАС....