Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционной школе.
материал

Шакая Ольга Яковлевна

Выступление на конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_27.04.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционной школе.

      В нашей школе в этом учебном году обучается 155 детей, по образовательным программам для учащихся с ЗПР и умственной отсталостью различной степени тяжести. Среди них есть ребята с РАС и 4 ребёнка в школе имеют диагноз РДА. Именно об этих учащихся, об организации их учебного процесса, коррекционнной и воспитательной работе мы сегодня поговорим более подробно.

      Дети учатся по программам 7.2, 8.4 и двое по 8.3(1-й, 1-й, 2-й и 3-й год обучения). Все эти ученики имеют в сопровождении тьюторов, учатся они все в разных классах, по одному ребёнку с РДА в классе, т.е. инклюзия в образовательном процессе данных учащихся является ключевой позицией их обучения и воспитания. Всем нам известно, что дети с РДА редко и неохотно идут на контакт, тяжело реагируют на новое, закрыты в себе, что делает крайне тяжёлым введение их в обучающую ситуацию, когда они только приходят в первый класс. Как показывает практика обучения данной категории учащихся в нашей школе, в условиях инклюзивного обучения ребятам с РДА легче пережить и принять все новшества своей школьной жизни, влиться, если это можно так назвать, в коллектив класса и после второй четверти мы уже начинаем уверенно заниматься именно обучением. В классах у ребят, есть свои парты, как у всех учащихся, но они нередко выбирают более удалённое от детей место для занятий, в игровой зоне. Мы конечно не препятствуем такому выбору ребёнка, если им там комфортно, там мы и занимаемся и соответственно результат получаем выше, чем насильно усаживая детей за парту. В первые полгода, как правило, происходит процесс привыкания и адаптации, ребята, помимо того, что проводят с учителем, тьютором и одноклассниками весь школьный день, каждый день занимаются со специалистами службы сопровождения, это: дефектолог, логопед, психолог, и инструктор ЛФК.

       Главная задача специалистов, работающих с учащимися с РДА, это вовлечение ребёнка в индивидуальную и совместную деятельность, для этого необходимо установление эмоционального контакта, наблюдения, изучение привычек, манеры общения родителей со своими детьми, режимные моменты – все эти факторы способствуют сбору информации, необходимой для продуктивных взаимоотношений и обучения.

      Специалисты службы сопровождения вместе с родителями данных учащихся, тьютерами и классными руководителями определяют предметы и деятельность, вызывающие у данных детей интерес, а далее используют эти сведения на своих занятиях, как стимул для совместной работы. В связи с некоторыми особенностями детей с РАС, например, такие как эхолалии (повторение слов, фраз) и эхопраксии (повторение действий), то интегрированные (совместные) занятия специалистов и тьютора, позволяют улучшить процесс диагностики и коррекции.

        На логопедических занятиях специалисты воздействуют как на фронтальные, так и на переферические зоны восприятия. Один специалист находится перед ребёнком (во фронтальной зоне) и ведёт занятие, а второй специалист – в переферической зоне и оказывает все виды помощи. Сначала говорит за ребёнка, затем – помощь осуществляется частично (начало фразы, начало действия). Постепенно помощь взрослого сокращается по времени, что даёт возможность ученику в дальнейшем выполнять эти действия самостоятельно. В ходе систематической работы удалось определить, что фронтальная зона восприятия у учащихся с РДА становится более активной. При двигательных аутостимуляциях (повторяющиеся движения) у данной категории учащихся, мы подстраиваемся под ребёнка, используя элементы логоритмики на логопедических занятиях и групповые занятия по логоритмике, тем самым замещая стереотипные движения целенаправленными.

       Также одной из важных задач специалистов, работающих с РДА – это восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой. Развитие этих сфер является результатом регулярных занятий логопедической ритмикой. Наши логопеды, в течение учебного года, проводили работу по программе «Речь, ритм движение» по направлениям:

- танцевально-ритмическое

- речедвигательное

-коммуникативно-познавательное.

       Систематическая работа в данных направлениях, явилась эффективным средством восстановления баланса между моторной, сенсорной и речевой сферой.

       Педагоги-психологи нашей школы в работе с учащимися с РДА используют такие подходы к коррекции аутизма, как:

       Оперантное обучение (поведенческая терапия): создание внешних условий, формирующих желаемое поведение в различных аспектах: социально-бытовом, речевом, овладении учебными предметами и производственными навыками.

      ТЕАССН-программа (создание соответствующих особенностям аутиста условий существования, но только в особых, ограниченных или искусственно созданных условиях). Развитие невербальных форм коммуникации, формирование простых бытовых навыков. Основа методик-четкое структурирование пространства и времени (через различные формы расписаний), опора на визуализацию.

        На занятиях осуществляется индивидуальный подход с учетом-ранимости, повышенной пресыщаемости и утомляемости, неравномерности развития интеллектуальных, речевых и моторных навыков, замедленность реакции, отсроченность результатов обучения, трудность восприятия фронтальных занятий, трудности при ответе.       

       В индивидуальном обследовании используются методы и пробы нейропсихологической диагностики (изучение двигательных функций, соматогностических функций, пространственных представлений, памяти, речевых функций, письма, счёта, интеллектуальных функций и др.). При проведении обследования учитываются: эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования, понимание инструкции и цели задания, характер деятельности; реакция на результат работы.

      Тьюторы, работающие с учениками с РДА в нашей школе осуществляют:

- конкретную помощь по организации доступа в школу, класс, столовую;

- организацию рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребёнок;

- включение ребёнка в среду сверстников;

- помощь в усвоении образовательных программ, преодоление затруднений в обучении, с опорой на зоны ближайшего развития и ресурсы, учитывая индивидуальные особенности ребёнка.

       Как показывает практика работы нашей школы с детьми с РДА, как правило, за первый год обучения все дети начинают самостоятельно одеваться, убирать за собой посуду в столовой, посещать туалет и мыть руки. Дети включаются в общение с одноклассниками, к концу первого года обучения все дети реагируют на инструкции педагога, обращённые не только к ним, но и ко всему классу, в разной степени.

 ФИЛЬМ

        Пожалуйста задавайте, если есть вопросы, я с удовольствием на них отвечу.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по работе с детьми с расстройством аутистического спектра на основе поведенческого подхода

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо работе с детьми с расстройством аутистического спектра на основе поведенческого подхода...

Инновационный проект "Адаптация и внедрение модели инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра в Городском округе Подольск Московской области на базе МОУ «Гимназия № 7»

Основная идея проекта:Создание условий для интеграции детей с РАС в МОУ «Гимназия №7» Городского округа Подольска Московской области через создание модели ресурсной комнаты – отдельн...

Презентация на тему: "Особенности психического развития детей с расстройствами аутистического спектра"

Презентация на тему: "Особенности психического развития детей с расстройствами аутистического спектра"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМСОТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ МДК 0301 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Методические рекомендации разработаны в помощь студентам в освоении основного вида профессиональной деятельности (ВПД): организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образ...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной работе раскрыты проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и изучена роль английского языка при адаптации детей с ОВЗ в обществе.Ключевые слова. Инклюзивное образование...

Благоприятный психологический климат в обучении - главное, условие в развитии обучающегося специальной (коррекционной) школы.

Благоприятный психологический климат в обучении - главное, условие в развитии обучающегося специальной (коррекционной) школы....

"Как помочь родителям подготовить ребёнка с расстройством аутистического спектра к 1 классу"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28863724","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Подготовка ребенка с расстройством аутистического спектра к 1 классу может потребоват...