Особенности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью посредством изучения сказок.
статья

Данный доклад посвящен изучению проблемы нравственной воспитанности детей с расстройствами аутистического спектра  и умственной отсталостью в младшем школьном возрасте. В работе проводится сравнение показателей нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью, до и после проведения формирующего эксперимента. Приводится пример занятия для повышения показателей нравственной воспитанности младших школьников с расстройствами аутистического спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_nravstvennogo_vospitaniya.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью посредством изучения сказок.

Малеева Е.А., педагог-психолог, ГБОУ школа №439 Петродворцового района г. Санкт - Петербурга

e-mail: katmaleewa@yandex.ru, +7 (981) 770-41-30

Аннотация. Данный доклад посвящен изучению проблемы нравственной воспитанности детей с расстройствами аутистического спектра  и умственной отсталостью в младшем школьном возрасте. В работе проводится сравнение показателей нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью, до и после проведения формирующего эксперимента. Приводится пример занятия для повышения показателей нравственной воспитанности младших школьников с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: нравственное воспитание, младший школьник, расстройство аутистического спектра, умственная отсталость, сказка.

На сегодняшний день, одной из главных проблем нашего общества стало нравственное и духовное воспитание подрастающего поколения. С каждым годом усложняется процесс формирования нравственных ценностей среди детей. И он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии.

Нравственное воспитание – это основной стержень общей системы всестороннего развития личности; целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

 Трофимова Нелли Михайловна подчеркивает, что именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для усвоения нравственных норм поведения. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют содержание взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.[6]

Так, наиболее существенными нравственными качествами и характеристиками, которые следует формировать в младшем школьном возрасте, являются дружелюбность, честность, уважительность, доброжелательность, вежливость, заботливость, дисциплинированность и трудолюбие.

При норме развития ребёнок овладевает нормами и правилами поведения ещё в раннем возрасте, так как он беспрепятственно общается с окружающими взрослыми и сверстниками, способен к подражанию, прислушивается к оценке своего поведения и эта оценка для него является значимой.

Совсем другую картину мы наблюдаем у детей с расстройствами аутистического спектра. Детям с разнообразными синдромами аутистического спектра тяжело дается овладение социально - бытовыми навыками. Ещё в большей степени дети с аутизмом испытывают затруднения в овладении нормами и правилами нравственного поведения в обществе, так как минимизирован круг общения и контакты со сверстниками носят формальный характер, а значит, не возникает ситуаций, в которых накапливается практический опыт овладения нормами нравственного поведения.[5]

Диагностика развития нравственной сферы ребенка включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития.

 Для исследовании уровня сформированности нравственных качеств мы выделили методики: «Закончи историю» по Богуславской Н. Е. [1], для исследования когнитивно-познавательного компонента, «Сюжетные картинки» по Калининой Р. Р. [4], для исследования эмоционально-мотивационного компонента, «Лотерея» по Винниковой Е. А., Слепович Е. С. [2] для исследования поведенческого компонента.

В нравственном развитии человека существенное значение имеет овладение простыми нормами нравственности, которые выработаны в процессе совместной жизни людей, развиваются и дополняются. Поэтому, я провела исследование, чтобы выяснить, насколько дети с расстройствами аутистического спектра нравственно воспитаны, знают ли они нравственные нормы. Исследование проводилось  на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения школы № 439 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга. В проведении данного эксперимента приняли участие  младшие школьники с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра возрастом от 12 до 14 лет, и ученики с нормой развития 4 классов общей образовательной школы.

По результатам констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что дети с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью обладают низким уровнем осознания норм и представлений об этических качествах, нравственных чувств и побуждений. Средний балл по исследованию познавательно-когнитивного компонента составил 2,3 балла, дети с нормой развития 3,5 балла. Показали низкий уровень  знания моральных норм,  средний балл по исследованию эмоционально-мотивационного компонента составил 2,1 балла, дети с нормой развития 3,6 балла. А так же показывают нежелательное поведение в ситуациях морального выбора, нравственно-этической направленности личности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, средний балл при исследовании действенно-волевого компонента составил 1,6 балла, когда у норматипичной группы детей, средний балл составил 2,7 балла. Для школьников с РАС характерным является медленный темп работы, трудности в понимании инструкции, низкий уровень коммуникации.

Приведенное выше исследование показало, что дети с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью, обладают низким уровнем осознания норм и представлений об этических качествах, нравственных чувств и побуждений. Существует необходимость разработки и проведения комплекса мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников.

Работа по ознакомлению детей с правилами поведения, с нормами нравственности велась через ознакомление с художественной литературой для детей, посвященной нравственным понятиям. Были разработаны занятия по изучению сказки «В мире Сказок».

Нравственное развитие младших школьников в рамках нашего эксперимента – это процесс  взаимодействия педагога и ученика, при котором следует приобщать ребенка к общепринятым моральным ценностям человечества, развивать способность выражать свои чувства и умение оценивать чужие, развивать способность к сочувствию и сопереживанию.

         Когда поприветствовали детей, любое занятие по изучению новой сказки мы начинаем с подготовительного этапа -  разминки, для сплочения нашего небольшого коллектива, что бы детям было легче окунуться в мир сказки. Например, к занятию по сказке «Заюшкина избушка» мы подготовили небольшую разминку «Зайки и морковка»: дети становятся в круг и внимательно слушают инструкцию педагога и выполняют команды. Педагог участвует вместе с детьми, что бы те, кто не понял, что нужно делать, смогли выполнять по подражанию. Во всех случаях дети выполняют этот этап работы с большим удовольствием.

В ходе реализации наших занятий были разработаны нравственные беседы. После ознакомления со сказкой, мы обязательно обсуждали всех героев, выделяли добрые и злые поступки и оценивали их.

Во время беседы дети вместе называли всех персонажей сказки. Некоторые из ребят затруднялись в формулировках. Но при малейшей подсказке ученики вспоминали и поддерживали беседу.  Все внимание и эмоции адресовались героям сказки. В итоге беседы стоит отметить, положительный эмоциональный фон, и активность детей. Половина группы работали активно, некоторые наблюдали и слушали, но с заинтересованностью.

Большую роль в ходе наших занятий играют игры. Таким образом, мы развиваем коммуникативные способности ребенка. Игры дают возможность, организовать процесс обучения  интересным и веселым. Дети в процессе игры обретают хороший настрой, взаимопонимание со сверстниками, игра дает возможность проявлять яркие эмоциональные реакции.

В ролевой игре мы используем простые словосочетания и предложения. Если ребенку, совсем трудно, педагог ему помогает, что бы ученику,  в процессе игры, было легче коммуницировать. Тем самым развивая способность к коммуникации и в обычной жизни.

Поначалу дети стеснялись, и не совсем могли справляться со своими ролями, но после нескольких подсказок дети стали более активны, но справлялись по-разному. Детям с расстройствами аутистического спектра, тяжело показывать свои эмоции и свободно коммуницировать, поэтому, мы будем работать в этом направлении, и развивать у ребят больше доверия к своим товарищам.

Так же можем использовать иллюстрацию. Дети рисуют в разных техниках, работают с аппликацией из различных материалов.

В заключении обсуждаем прошедшие игры: что было интересным, какие ситуации были сложными, какие решения принимали. Ответы на вопросы: обсуждение нравственных уроков, которые можно извлечь из сказки.

Заключительная игровая активность: «Дружеский круг». Дети объединяются в круг и передают друг другу воображаемый "шар дружбы", делятся тем, что они ценят в друг друге.

В результате проведенной работы по формированию у младших школьников с умственной отсталостью и РАС нравственной воспитанности посредством сказки, включающей чтение сказок, ролевые игры, иллюстрирование сказок, беседы-обсуждения, мы увидели некие изменения:

- к концу формирующего эксперимента, дети более активно стали участвовать в беседах;

- могут адекватно оценивать нравственные качества  героев;

- эмоциональные реакции стали более выраженными и яркими;

- некоторые учащиеся научились объяснять нравственные поступки героев.

Мы сравнили результаты детей до и после проведения формирующего эксперимента и выявили, что показатели по всем критериям повысились. По когнитивно-познавательному компоненту на 0,22 балла, по эмоционально-мотивационному компоненту на 0,3 балла, по поведенческому компоненту так же на 0,3 балла.

Во время проведения формирующего эксперимента дети учились слушать и слышать других людей, проявлять эмпатию. Учились различать что «хорошо», что «плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Проведенная работа позволила сделать вывод, что сказка оказывает большое влияние на развитие личности. У детей повысились показатели нравственных представлений. Обучающиеся в коллективе стали более общительны, доброжелательны. Осваивают такие качества, как честность и ответственность.

Младшим школьникам с умственной отсталостью и РАС необходима специальная целенаправленная работа по нравственному воспитанию. Реализация занятий формирующего эксперимента «В мире сказок» показала положительные результаты. Изучая с детьми сказки, разбирая ситуации из сказок, инсценируя их - ребенок усваивает нравственные ценности и тренируется в проявлении нравственных качеств.

Результаты практической работы убеждают в значимости сказки, как эффективного средства нравственного воспитания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет — Екатеринбург: Литур, 2002.
  2. Веретенникова, С. В. Теория и практика духовно-нравственного воспитания молодежи во внеурочной деятельности: учебное пособие / С. В. Веретенникова, Т. Н. Позднякова; под редакцией Т. И. Петраковой, В. И. Попова. — Воронеж: ВГПУ, 2022 
  3. Винникова Е. А., Слепович Е. С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития // ст. Дефектология // науч. методич. журн. — М.: Школьная пресса, 1999. № 1.
  4. Дерманова И. Б. Методика «Сюжетные картинки»: диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб.: OZON, 2002
  5. Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.- М.: Теревинф, 1997
  6. Трофимова Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика. 1997. № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении

В данном материале изложены принцы, система и цель коррекционных занятий с детьми, имеющими трудности в обучении....

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам правильно выстроить нашу учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особ...

Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.

     Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.  Внима...

Л Е К Ц И О Н Н Ы Й М А Т Е Р И А Л по МДК 06.02 «Теория и методика музыкального воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом» для специальности 44.02.02

Л Е К Ц И О Н Н Ы Й     М А Т Е Р И А Лпо МДК 06.02  «Теория  и методика музыкального воспитания  детей младшего школьного возраста с практикумом»для специально...

Психофизические особенности развития детей младшего школьного возраста в хореографической работе

Психофизические особенности развития детей младшего школьного возраста в хореографической работе. Методические рекомендации по проведению уроков...

Статья: "Особенности обучения детей младшего школьного возраста навыкам английского языка"

Статья: "Особенности обучения детей младшего школьного возраста навыкам английского языка"...

Возрастные особенности развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

Воображение играет важную роль в психическом развитии младшего школьника. Оно дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями ребенка, преобразует прошлое и настоящее за сче...