«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»
статья

Авдеева Светлана Александровна

Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Не секрет, что современное общество переживает не самый лучший этап своего развития. Занятость родителей, перекладывание их ответственности на образовательные учреждения, эмоциональное выгорание педагогов, наплыв мощной, агрессивной информации приводят к нарушению эмоционально-личностной сферы детей и являются причинами их психоэмоционального напряжения.

 К сожалению, сейчас обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому моей приоритетной задачей, как педагога-психолога является сохранение психологического здоровья ребенка, профилактика его переутомления и психоэмоционального напряжения, то есть создание атмосферы благоприятного психологического комфорта для детей в ходе образовательного процесса. Одним из путей решения возникших нарушений в развитии обучающихся является комплексный подход к формированию его психологического здоровья через использование здоровьесберегающих технологий.

 Здоровьесберегающие технологии -  это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья школьников,поэтому моя профилактическая и коррекционно-развивающая деятельность включает следующие здоровьесберегающие технологии и методы:

Технологии сохранения и      стимулирования здоровья

  1. Динамические паузы.

Динамическая пауза- это короткая разминка, проходящая в виде физкультурных минуток, подвижных, хороводных, и пальчиковых игр, массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом), пальцев, ритмические упражнения и т.д.  Проведение динамических пауз должно строиться на таких принципах, как: реализация потребности детей с ОВЗ в двигательной активности, учет специфики двигательных занятий, комплексный подход к укреплению и сохранению здоровья школьников при постепенном усилении физической и мышечной нагрузки, преемственность урочных и внеурочных форм работы с учениками.

 Значение, проводимых мною динамических пауз в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить ему активный отдых и повысить работоспособность и настроение. Даже небольшие двигательные нагрузки в виде динамических пауз снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка.  После проведения динамических пауз стало заметно, что учащиеся с ОВЗ ведут себя на уроках и переменах более спокойно, снизилась утомляемость, вялость во время уроков.

 2. Гимнастика дыхательная и артикуляционная.

К здоровьесберегающим технологиям  стоит отнести и артикуляционную гимнастику — это упражнения, направленные на укрепление мышц, задействованных в процессе устной речи. Артикуляционная гимнастика включает в себя упражнения как для развития общей подвижности и переключаемости органов, так и для отработки так называемых «укладов» - определённых положений губ и языка для правильного произношения конкретных звуков.

Дыхательная гимнастика способствует развитию речевого дыхания, формированию силы, длительности и плавности направленного выдоха. Ритмичные и шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, нормализуют психоэмоциональное состояние, выводят из стресса.

3. Пальчиковая гимнастика включает в себя активные упражнения и игры для пальцев и направлена на развитие мелкой моторики. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве). Один из способов развития мелкой моторики - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки т.д. В своей коррекционно-развивающей работе я использую: различные игры и пособия для развития мелкой моторики у детей, су-джок, разные шнуровки, мозаики, пазлы, конструкторы, волчок, различные головоломки, разрезные картинки, «Дополни предмет» (игры с прищепками), «Волшебные камешки», «Найди такой же на ощупь», «Гладкий-шершавый»и т.д. Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить его. Овладев, упражнениями он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

4. Зрительная гимнастика.

 На каждом занятии по 3-5 мин.; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал. Способствует снятию напряжения, нагрузки.

 Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек. Для зрительной гимнастики я использую мелкие индивидуальные предметы, зеркало и провожу ее по словесным указаниям: посмотри вверх, вниз и т.п.

 Для того, чтобы гимнастика для глаз была интересной и эффективной, я часто провожу ее в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

Но некоторым нашим детям сложно выполнять некоторые виды зрительной гимнастики, такие как «вращение глаз», «повороты глаз», не имея перед глазами зрительной опоры. Тогда для облегчения выполнения упражнений зрительной гимнастики, я использую «волшебную палочку», указку для зрительной гимнастики, на конце которой прикрепляется картинка. Для упражнений, где необходимо следить за пальцем руки, можно использовать пальчиковый кукольный театр, или, изображения героев сказок которые можно надеть на руку.

Коррекционные технологии

1.Технология с элементами музыкального воздействия

 Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении. Это лекарство, которое слушают. 

 Занятия с элементами музыкотерапии может помочь выйти на контакт с ребёнком, выявить его страхи и проблемы, справиться с ними. Даже уже само общение с музыкой изменяет ребёнка изнутри, делает его мир богаче, разнообразнее. Использование элементов музыкальной терапии для восстановления, укрепления и сохранения здоровья детей с ОВЗ даёт возможность для реабилитации каждого ребёнка создаёт условия  для самореализации и самоутверждения детей, имеющих проблемы в развитии. Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться так же, как и взрослых, так как дети бывают очень напряжены как физически, так и эмоционально, что приводит к раздражению и иррациональному поведению и в этом мне помогает на занятиях музыка и релаксация.

2.Занятия с элементами сказкотерапии

 Использование элементов сказкотерапии – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т. д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения, мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.

3.Занятия с элементами арт-терапии.

Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье.

 Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является арт-терапия. Арт-терапия или, буквально, «терапия искусством».

 Арт-терапия — безопасная среда, способствующая самовыражению и спонтанной активности. Поэтому мной приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка, любые усилия его в ходе работы должны быть интересны и приятны. Основные цели работы с элементами  арт-терапевтического занятия — психотерапевтическая и коррекционная, а не обучающая. Поэтому ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат. Искусство — лишь средство, которое помогает лучше понять ребенка и его внутренний мир.

 В последнее время появилось множество приемов по арт-терапии:

-кляксография,

-пластилинография,

-рисование солью по мокрому,

-рисование пальчиками, ладошками,

-рисование» крупой,

-песочная терапия,

-игротерапия и др.

 Использование на занятиях элементы арт–терапии имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога-психолога и ученика с ОВЗ. Использование элементов арт-терапии в своей работе  даёт возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности.

Технологии обучения ЗОЖ

1.Самомассаж, точечный самомассаж

 Эффективным и универсальным средством здоровьесберегающих технологий является игровой самомассаж.  Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями, в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствуют снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему. (Самомассаж Су-Джок шарами. Самомассаж ушных раковин для детей.  Комплекс состоит из 4 простых упражнений:

1. «Загибаем ушки»: Загнуть вперед ушные раковины, прижать их к голове. Отпустить, ощущая хлопок (4-6 раз).

2. «Потянем ушки»: Потянуть мочки ушей вниз (4-6 раз).

3. «Подавим ушки»: Массаж козелка: подавить козелок, отпустить (до 10 раз)

4. «По дорожке»: Поставить пальчик на «дорожку» по краю ушек, водить вверх – вниз (4-6 раз). Сначала дети выполняют его с помощью взрослых, а потом - самостоятельно. Улучшение гибкости ушных раковин способствует общему укреплению здоровья, потягивание ушной мочки полезно при закаливании горла и полости рта (на ней расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта).

 Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж  кистей рук, шеи и лица. Точечный массаж детям очень полезен для поднятия иммунитета. (Массаж «Пять маленьких лекарей».

Это самомассаж пальчиков. На зонах пальцев есть представительство всего организма: массаж большого пальца способом растирания повышает деятельность головного мозга, указательного – деятельность желудка, среднего – положительно влияет на работу кишечника, безымянного – нормализует функцию печени, мизинца – стимулирует работу сердца.)

  1. Игровые технологии

 Игровая технология - это совокупность методов и приемов организации психолого-педагогического процесса в форме различных игр, при этом феномен и значение игровой технологии состоит в том, что она является одновременно развлечением и обучением, т.е. развлекаясь ребенок обучается.

1. Коммуникативные игры. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

 2. Проблемно-игровые(игротренинги) могут быть организованы незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

 3. Сюжетно-ролевые и дидактические игры.

Важное значение при работе с детьми с ОВЗ имеет сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра – это ведущий вид деятельности. Дети должны учиться взаимодействовать с социумом, игра как раз в этом помогает. Играя, ребёнок узнаёт много нового об окружающем мире. Через игру ребенок учится понимать интонацию, мимику, обогащается его словарный запас. Для того, чтобы научить ребенка пользоваться предметами и закрепить его знания о них, очень хорошо использовать сюжетно-ролевые игры, в процессе которых у ребенка формируется практический опыт. (Игра «Магазин» Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги. Ход игры: педагог-психолог предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Они приходят в супермаркет за покупками, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу-психологу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.)

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным. (Дидактическая игра «Хлопни в ладоши» Цель: обучение способности к переключению внимания. Описание задания. Психолог говорит ребенку: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное — хлопни в ладоши». Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка).

Подводя итоги, я хотела бы ещё раз подчеркнуть, что здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Эффективность работы учащихся  на любом  этапе урока во многом зависит от умения учителя  разнообразить урок использованием интересного наглядного и дидактического материала, прим...

Методический комплекс "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях с хором"

В этом сборнике собран материал по теме, которая сейчас является наиболее актуальной. Здоровьесбережение учеников и учителей одна из главных задач в современной школе.Практическая цель сборника ...

Методический материал из опыта работы (Использование здоровьесберегающих технологий на уроке математики)

Раскрыта актуальность использования здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности. Приведены конкретные примеры задач, условие которых направлены на здоровьесберегающее воздействие на у...

«Применение артпедагогических технологий в коррекционно- развивающей работе с учащимися с нарушением интеллекта»

Искусство во все времена было важнейшим средством приобщения к общечеловеческим ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональные пережи...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога...

Использование технологии «Метод проектов» в работе с детьми дошкольного возраста

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ем...

-Использование информационных коммуникативных технологий в коррекционно- развивающей работе учителя с детьми с расстройствами аутистического спектра

Создание благоприятных условий и учебного процесса для социальной реабилитации несовершеннолетних, детей РАС....