Выступление на педагогическом совете
презентация к уроку на тему

Состояние речи учащихся с нарушением интеллекта и основные пути её зазвития в условиях специальной коррекционной школы  VIII вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Состояние речи учащихся с нарушением интеллекта

и основные пути ее развития

в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.

У детей с нарушением интеллекта могут наблюдаться все формы нарушения речи. Особенность речевых расстройств состоит в том, что преобладающим в их структуре является семантический дефект.

Расстройства речи проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При интеллектуальной недостаточности нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У детей отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. В большинстве случаев наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.

У учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.

Нарушения речи у детей имеют сложную структуру. Они характеризуются стойкостью, с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов.

Особое внимание хотелось бы уделить работе по формированию связного речевого высказывания, поскольку овладение связной речью является одним из важнейших аспектов социальной адаптации.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развернутого изложения.

Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно.

В связи с тем, что связная речь является сложной формой речи, ребенок овладевает ею постепенно. Связная речь формируется на основе диалогической речи в ходе ситуативного общения.

Формирование связной речи проходит в несколько этапов:

  1. Вопросно-ответный;
  2. Речь с опорой на наглядность и ситуацию;
  3. Пересказ;
  4. Самостоятельный рассказ.

Работа по формированию связной речи ведется, в первую очередь, на уроках чтения, русского языка, развития речи. Очень важно вести работу по формированию самостоятельного речевого высказывания на всех уроках. На уроках истории, географии, естествознания развитие речи ведется, в основном, с опорой на наглядность. Уроки ручного труда, изобразительного искусства, технологии и СБО позволяют развивать ситуативную речь, т.е. речь с опорой на конкретную ситуацию. Развитие связной речи на этих уроках следует вести по следующему плану:

  1. Словарная работа.
  2. Работа с инструкционной картой. (при наличии)
  3. Проговаривание плана действий.
  4. Оречевление действий.
  5. Подведение итога работы учащимися.

Например, на уроке ручного труда в 1 классе при работе над темой «Наматывание ниток в клубок» на этапе словарной работы следует разобрать слова: «нитки», «клубок», «наматывать». На этапе работы с инструкционной картой (т.к. дети читать не умеют, карта должна быть графической) учителем проговариваются все этапы работы. На этапе планирования действий дети по карте вслух проговаривают что они будут делать. Если требуется, учитель помогает наводящими вопросами. На этапе оречевления действий детям предлагается вслух проговаривать то, что они делают. На этапе подведения итогов дети составляют рассказ самостоятельно или с помощью вопросов учителя о том, что они делали на уроке.

Активное развитие ситуативной речи, которое, по мнению Лалаевой, является наиболее легкой для усвоения, способствует развитию мышления учащихся и речи в целом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Состояние речи учащихся с нарушением интеллекта и основные пути ее развития в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

Слайд 2

Компоненты речи Фонетико-фонематическая сторона Лексика Грамматический строй

Слайд 3

Этапы формирования связной речи Вопросно – ответный Речь с опорой на наглядность и ситуацию Пересказ Самостоятельный рассказ

Слайд 4

План работы по развитию связной речи Словарная работа Работа с инструкционной картой Проговаривание плана действий Оречевление действий Подведение итога работы учащимися


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся 4 классов"

В данном материале представлено выступление на педагогическом совете о формировании навыков самоконтроля и самооценки учащихся в условиях перехода на ФГОС в 5 классе. Материал сопровождается презентац...

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся"

Самостоятельная работа– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, творческая деятельность обучающихся, которая протекает без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляет...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советов, выступления на педагогических советах

В данном разделе показаны методические разработки докладов, сообщений, методических публикаций, отражающие элементы методической системы преподавателя....

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации. Результатом данной работы являются выступления с докладами, сообщениями, презентациями н...

Выступление на педагогическом совете ОГБПОУ "Рязанский педагогический колледж"

Выступление может быть интересно преподавателям, методистам образовательных организаций...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советов, выступления на педагогических советах

В данном разделе показаны методические разработки докладов, сообщений, методических публикаций, отражающие элементы методической системы преподавателя, на педагогических советах....