Активные методы обучения-стратегия успешного воспитания личности
статья по теме

С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Значит, выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы студенту самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_obucheniya.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Применение активных методов обучения -
средство повышения эффективности учебного процесса

                                        Карпов С.К., преподаватель сварочного дела

ГБПОУ «Аграрный техникум»

С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Значит, выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы студенту самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса.

Из этого можно сказать, что нужны новые методы и подходы в обучении, которые могли научить студентов учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. Ведь, то, что усвоено самостоятельно, методом проб и ошибок усваивается лучше.

Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована  многими  педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения в условиях аграрного техникума, что предопределило актуальность данной темы. активный метод обучение специалист

Целью исследования является определение влияния активных методов обучения на качество подготовки специалистов.

Гипотеза исследования: я  предполагаю, развитие студентов будет осуществляться более эффективно с использованием активных методов обучения, если:

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности;

- активность воспроизведения будет характеризоваться стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;

- творческая активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем;

- педагог будет понимать значимость использования активных методов обучения в целях развития и воспитания студентов, владеть технологией включения активных методов обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими.

Задачи:

-    на основе изучения научной литературы дать классификацию методов активного обучения;

- рассмотреть формы организации обучения с использованием активных методов в профессиональном лицее;

- провести анализ применения активных методов обучения в аграрном техникуме (с. Дябыла Чурапчинского района);

- разработать планы занятий с использованием активных методов обучения.

Методологические основы исследования включают в себя:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы;

2. Наблюдение;

3. Эксперимент.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости использования активных методов для повышения  эффективности процесса обучения с целью подготовки специалистов.

Практическая значимость работы состоит в определении активных методов обучения, стимулирующих познавательную активность студентов в обучении на практических занятиях по сварочному делу.

Изучение научной  и методической литературы по проблеме позволило мне сделать вывод о том, что методы активного обучения организовывают учебный процесс так, что невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество  выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

Активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний,  умений и навыков у студентов. Они оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Вооружают студентов основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки, т.к. для практики необходима теория, а для теории практика.

Наша опытно-экспериментальная работа посвящена:

- актуальной проблеме использования активных методов обучения, способствующих развитию познавательной активности студентов;

- проблеме повышения эффективности и качества обучения студентов через использование активных методов как средства стимулирования познавательной активности учащихся.

Нами проведён анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме использования активных методов обучения. Изучение научной  и методической литературы по проблеме позволило мне сделать вывод о том, что методы активного обучения организовывают учебный процесс так, что невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество  выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Изучение научной  и методической литературы по проблеме позволило мне сделать вывод о том, что методы активного обучения организовывают учебный процесс так, что невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество  выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

Для определения исходного уровня пространственного воображения (ПВ) и пространственного обобщения (ПО) студентов применили тестовую методику структуры интеллекта Р.Амтхауэра. По результатам тестирования было выявлено, что у 5 человек хорошо развито ПВ, а у 17 человек – ПО. Исходя из результатов тестирования, в своей работе стал применять активные методы обучения, которые направлены на активизацию мыслительной и практической деятельности студентов в процессе овладения учебным материалом.

Активные методы способствовали лучшему усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, развитию представлений студентов, также обучаемые развивали внимание, умение быстро сообразить, выполнить, точно ответить, проявить сообразительность.

Проведённая опытно-экспериментальная работа показала, что процесс обучения будет более успешным при использовании активных методов обучения, выступающих в качестве средства стимулирования познавательной активности студентов. Следовательно, подтвердила, что в педагогическом процессе следует максимально использовать активные, развивающие методы.

Нам бы хотелось порекомендовать преподавателям:

-использовать активные методы обучения и воспитания в педагогическом процессе;

-включать в учебные занятия проблемность;

-управлять формированием и развитием  индивидуально-психологических особенностей обучаемых;

-вовлекать студентов в постоянную деятельность: отвечают, анализируют, рассуждают, оценивают, выделяют главное;

-организовывать сотрудничество;

-организовывать коллективное взаимодействие;

-соблюдать единство и согласованность требований к поведению учащихся в организации их учебной деятельности.

Использованная литература

  1. Балаев А.А. Активные методы обучения. – Москва, 2006.
  2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов-на-Дону, 2000.
  3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: «Высшая школа», 2001.
  4. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М.: «Народное образование», 2001.
  5. Казаков Ю.В. Сварка и резка материалов. – М.: Академия, 2007г.
  6. Маслов В.И. Сварочные работы. – М.: Академия, 2005 г;
  7. Сатыбалдина К., Тарасенко Р. Проблемное обучение как основа формирования творческого мышления студентов. А.-А., 1991.
  8. Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М., 1991.
  9. Соколов И.И. Руководство для сварщиков. – М.: Высшая школа, 2006 г;
  10. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт НПО, от  2002г. ОСТ 9 ПО 02.2.4 - 2003, по профессии: «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».
  11. Чернышев Г.Г. Сварочное дело. – М.: Академия 2006 г;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Психолого – педагогические и медицинские аспекты полового воспитания личности» (Половое воспитание как система в работе классного руководителя)

В рамках проектной деятельности педагога предлагается комплекс мероприятий, в том числе несколько классных часов.      Усилия воспитателей направлены на выработку у подрастаю...

Правовое воспитание как составная часть гражданского воспитания личности

Статья посвящена проблеме правового воспитания студентов. В статье даны определение понятия, цели, задачи правового воспитания, предложены формы, методы и средства правового воспитания подростков....

Правовое воспитание как составная часть гражданского воспитания личности

Статья посвящена проблеме правового воспитания студентов. В статье даны определение понятия, цели, задачи правового воспитания, предложены формы, методы и средства правового воспитания подростков....

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Социальное становление личности - это процесс, в течение которого человек осознаетсебя в обществе как личность. Основным механизмом интеграции индивида в социум является социализация, успешная реализа...

Профессиональная активность педагога как условие реализации творческой деятельности на примере применения активных методов обучения

Любой преподаватель стремиться, чтобы студентам на его уроках было интересно. Это вовсе не значит, что нужно превращать каждый урок в игру, хотя иногда это делать просто необходимо, наша основная зада...

Развитие коммуникативных навыков у обучающихся на уроках истории и обществознания как средство успешной социализации личности

Среднее специальное образование в  Российской Федерации нацелено на создание компетентных профессиональных специалистов. Одним из условий является уметь владеть коммуникативными навыками. В...

Доклад "Активные методы обучения, их классификация. Особенности применения активных методов обучения"

Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они ...