Развитие коммуникативных навыков у обучающихся на уроках истории и обществознания как средство успешной социализации личности
методическая разработка

Лахтионова Зинаида Петровна

 Среднее специальное образование в  Российской Федерации нацелено на создание компетентных профессиональных специалистов. Одним из условий является уметь владеть коммуникативными навыками. В методической разработке будут представлены формы и методы работы на уроках истории и обществознания, которые позволяют данные навыки выработать в студентам техникума на первом курсе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx75.59 КБ
Файл los.docx65.51 КБ

Предварительный просмотр:

Коми Республикаса велöдан, наука да том йöз политика министерство

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский целлюлозно – бумажный техникум»

Сыктывкарский целлюлозно-бумажный техникум

        Развитие коммуникативных навыков у обучающихся

 на уроках истории и обществознания

как средства успешной социализации личности

Подготовила: З.П. Лахтионова,

преподаватель истории и обществознания.

Сыктывкар, 2018

Развитие коммуникативных навыков у обучающихся

 на уроках истории и обществознания

как средства успешной социализации личности

Среднее профессиональное образование в Российской Федерации нацелено на создание компетентных профессиональных специалистов. Компетентность – это способность человека действовать в условиях современного общества.

Коммуникативная компетентность – это способность человека вступать в общение с целью быть понятым.

Проблема формирования и развития коммуникативной культуры обучающихся СПО – одна из ключевых проблем анализа результативности работы преподавателя в техникуме.

Для изучения данной темы мной было проведено исследования в форме анкетирования.

1.        анализ исследования показывает, что обучающиеся первого курса испытывают серьезные затруднения в вопросах коммуникативной культуры.

Считают, что трудно:

    - свободно говорить перед группой – 48% учащихся;

    - делать сообщение по ключевым словам и опорному  конспекту -23%

    - увлечь одногруппников своим ответом – 57%    

     - внимательно слушать своих сокурсников– 66%

     - ждать возможности высказать свое мнение – 71%

Эти факты в полной мере свидетельствуют о том, что студенты испытывают определенный дискомфорт в учебных занятиях, который напрямую связан с их интерактивной компетенцией.

2.        Мной было отмечено, что при активных методах и формах проведения учебного занятия студент больше запоминает информации.

3. При условии, что большое внимание  в ГПОУ «СЦБТ уделяется умению студентов правильно и грамотно выражать свои мысли, достойно отстаивать свои проекты и как результат защитить дипломную работу.

Прежде всего, коммуникативная направленность характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации.

Коммуникативная культура, я считаю, что это сложное многоплановое и многогранное образование, характеризующее общение, главными компонентами которого являются: культура слушания, культура говорения и эмоциональная культура.

Хочу отметить, что на одном из первых занятии провожу письменный опрос, чтобы выявить умеют ли обучающие выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Из опыта скажу, что очень низкий уровень коммуникации. Некоторые студенты могут лишь составить пару предложений на поставленный вопрос.

Поэтому, для реализации поставленной цели, мной были разработаны следующие методы и формы ведения урока для развития коммуникативных качеств у студентов:

  1. Письменный опрос.

Многие студенты бояться выступать перед публикой, группой. Материал знают, но начинают теряться, путаются в словах. Поэтому в первые два месяца обучения по предмету, стараюсь спрашивать в письменной форме. Таким образом, проверяю их индивидуальность и умение правильно строить предложение.

Например, по предмету «История» в определенных тестовых заданиях необходимо дать развернутый ответ: «Напишите, последствия крестовых походов», «Какую роль сыграла Опричнина в период правления Ивана Грозного для страны» и т.д. Во втором семестре студенты должны описать схему боевых действия и рассказать ее. После написание задания прошу пару студентов зарисовать и рассказать ход боевых действий у доски перед группой.

  1. Устный опрос, блиц-опрос и т.д.

Для построения монолога: устного ответа, блиц-опроса и т.д. мной была разработана памятка

                 Ответ

  - полный: понятия         факты

                   даты               карта

  - логический

  - последовательный

  - вывод

   речь

        Требования к монологу

- Вступление: важность и значимость

  темы.

 - Основная часть: последовательное

  раскрытие вопроса.

 - Заключение: обобщение с       сказанного, вывод.

А) При проведении опроса на уроке использую следующие приемы:

- монологический рассказ у доски (в это время группа слушает и оценивает ответ товарища или выполняет другое задание);

- монолог в паре;

- рассказ по цепочке; по ключевым словам;

- тихий опрос (беседа с одним или несколькими студентами полушепотом, в то время как группа занята другим делом).

В конце опроса спрашиваю: «На все ли ответил студент согласно памяткам?».

Б) Для определенных тем прошу сделать пересказ того или иного события через историческую картинку, составляя предварительную схему ответа на пересказ, историческую карту, видеосюжет и т.д.

3. Иногда при изучении нового материала составляю «Задание по изучение новой темы». На основании учебника или опорного материала:

- составить опорный конспект, схему, план, тезисы;

- придумать вопросы (разноуровневые или наибольшее количество);

- выписать новые понятия;

- заполнить таблицу;

- продолжить… или дополнить…;

- выявить проблемы, которые возникли в связи с изучением данной темы;

- обобщить (сделать вывод).

Примеры: по ходу изучения нового материала по теме «Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева 1773-1775 гг.»

        Даты

      Поход

    Итоги

По теме «Индустриализация» составляют схему:

     Цели                            Индустриализация            1-ый пятилетний план

           

          Итоги                Помощь иностранных       Источники

                                           государств  

По теме «Социальные нормы» были составлены следующие вопросы:

- Что представляет собой социальный контроль?

- Классифицируйте социальные нормы.

- Каковы причины подростковой преступности и как с ней бороться?

- В чем наблюдается различие между нормой и ценностью?

- Докажите, что социальный контроль – фундамент стабильности                                в обществе.

4. Формирование диалога (группа, студент-студент, студент-учитель).

А) Взаимоопрос. Студенты проверяют друг у друга на знание исторического события. Схема пишется на доске

-Когда произошло событие?

-Главные деятели события?

- В чем суть события?

- Как оно повлияло в дальнейшем на историю?

Затем выполняют тест. Перед тем как провести взаимоопрос, прошу кого-нибудь из студентов устно перед группой выступить, показав пример. Студенты имеют право дополнить отвечающего.

Б) 5-минутное эссе: студенту дается задание изложить свои мысли по проблеме, по тексту, по уроку…Важно нацелить, что нужно успеть изложить главное за 5 минут. Подобные задания дают возможность преподавателю получить «обратную связь» от каждого обучающегося. Обычно провожу в конце урока.

В) «Двойная проверка»: лист делится на две колонки. Группу делю по парам.

Первый студент из пары пишет дату, лист передает другому, тот пишет ему ответ: что эта дата означает. Далее меняются. Так не менее 5 дат должно быть указано. Листочки сдают на проверку потом.

По обществознанию прошу написать определение понятий или событий.

5) Игра «За или против» - докажи!

При такой форме урока студенты овладевают умением прислушиваться друг к другу, слышать другого человека и принимать его доводы, возражать и доказывать по существу.

Работа проходит в парах, по колонкам или индивидуально.

Пример. При изучении темы «СССР в 1945-1953 гг.»  предлагается вопрос «Черное и белое в политике Н.С.Хрущева».

Прошу привести веские доказательства, что Л. Гумилев не прав: Л.Гумилев высказал мысль, что монголо – татарского ига на Руси не существовало.

На занятии происходит свободный обмен мнениями, студенты должны доказать верность своей точки зрения.

6) Деловая игра.

А) Особенно такая форма урока подходит для предмета «Обществознание»

Развивает у студентов способности к осмыслению событий и явлений, обучает сотрудничеству.

Пример: Игра «Роль науки в современном мире»

Обучающиеся распределяются по группам: «ученые», «политики», «обыватели», «реалисты». Каждой группе предлагается сформулировать свою позицию по вопросам:

1.Можно ли рассматривать науку как важнейшую область жизни                      

   общества?

2.Оправдан ли постоянный рост расходов государства на поддержание

   науки?

3.Кто и как должен распоряжаться плодами научной деятельности?

4.Должны ли ученые: а) стоять вне политики, б) не связывать себя  

   нормами морали?  

Б) Интересно студентам, когда пара проходит в виде деловой игры. Особенно при разборе темы «Уголовное право». Группу делю на подсудимого, потерпевшего, адвокатов, присаженных, судьи. Зачитываю дело, пять-10 минут на обдумывание. Затем начинается суд. Я выступаю в качестве ведущего. Каждому даю право ответить, затем заслуживаем присаженных, в конце решение выносит суд. Во время суда аргументы должны основываться на статьях «Уголовного кодекса».

Б)  «Своя игра», «Исторический квадрат».

Устраиваю почти после каждого блока изучения темы. Не более 20-25 минут занимает игра. Команды разбиваю по колонкам.

 7)   «Исторические пятиминутки»

Во втором семестре провожу «Исторические пятиминутки» - пять - семь минут об интересном событии с наглядным материалом по истории. Желающие получить дополнительную оценку могут подготовить материал.

8) ЛОС

Стараюсь проводить занятие через такую форму урока как ЛОС - логически обоснованная схема. Схемы разрабатываю сама. Студент, основываясь на схеме, должен в письменной или устной форме изложить материал, основываясь на ключевые слова и понятия.

9) Проблемный вопрос

На уроках по «Обществознанию»  стараюсь ввести такую практику как частично-поисковый, исследовательский, проблемный, реже объяснительно-иллюстративный метод. После разбора материала по теме, обязательно прошу ответить на проблемный вопрос. В начале мы его обсуждаем с группой, а потом каждый из студентов отвечает письменно на вопрос, выбирая для себя свой вариант решения на поставленную задачу.

                         

10) Урок – конференция: «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны».

          Вывод: Таким образом, при проведении учебных занятий использую следующие формы организации познавательной деятельности: фронтальную, индивидуальную, парную, групповую, коллективную, при этом предпочтение отдаю активным формам работы (практикум, игра, дискуссия, урок-конференция и др.).

         Данные формы работы позволяют  лучше и качественнее усвоить материал. Учебное занятие проходит намного быстрее, плодотворнее. На уроке происходит не только обмен информацией, но установление взаимопонимания,    взаимодействия между всеми субъектами процесса обучения, обмен знаниями, мнениями, действиями, оценками деятельности, духовно-нравственными ценностями, межличностное общение, что является важнейшим условием развития личности  студента, его познавательных и творческих способностей. Студенты учатся умению слушать, говорить, анализировать, синтезировать, мыслить раскованно, ярко, нестандартно, творчески, что пригодится им во взрослой жизни.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1. ЛОС

Смутное время

(конец XVI – начало XVII в.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания

Работа по использованию информационно-коммуникативных технологий на занятиях в колледже...

Духовно нравственное воспитание учащихся, проживающих в общежитии как средство успешной социализации.

Статья. Общежитие – это новый дом для учащихся, которые приехали учиться в профессиональные образовательные учреждения из отдалённых районов. Здесь же проживают и дети из категории сирот и дети ...

Презентация "Духовно - нравственное воспитание обучающихся, как средство успешной социализации"

Материалы данной презентации отражают работу педагогического коллектива общежития КГБ ПОУ № 11....

Карта профессионального развития "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста"

центр для несовершеннолетних»(Стационарное отделение с. Красный Яр)  Карта профессионального развития Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возра...

Доклад на МО «Создание условий по формированию профессионального самоопределения у воспитанников среднего звена с ОВЗ, как средство успешной социализации»

Актуальность и важность профессионального самоопределения детейс ОВЗ.Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности.Правильно выбранная профессия способствует дос...

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Социальное становление личности - это процесс, в течение которого человек осознаетсебя в обществе как личность. Основным механизмом интеграции индивида в социум является социализация, успешная реализа...

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация...