Духовно нравственное воспитание учащихся, проживающих в общежитии как средство успешной социализации.
статья на тему

Устюжанина Лилия Юрьевна

 Статья. Общежитие – это новый дом для учащихся, которые приехали учиться в профессиональные образовательные учреждения из отдалённых районов. Здесь же проживают и дети из категории сирот и дети оставшиеся без попечсения родителей.  Всем вместе им необходимо адаптироваться как к новым условиям проживания. Так и друг к другу, что бывает крайне сложно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно нравственное воспитание  учащихся, проживающих в общежитии как средство успешной социализации.

Общежитие – это новый дом для учащихся, которые приехали учиться в профессиональные образовательные учреждения из отдалённых районов. Здесь же проживают и дети из категории сирот и дети оставшиеся без попечсения родителей.  Всем вместе им необходимо адаптироваться как к новым условиям проживания. Так и друг к другу, что бывает крайне сложно.

     Сельская школа – это, к5ак правило, маленькая школа, как маленькая семья, со своими семейными традициями. Там знают и любят каждого ученика. Попадая в городские условия , на начальном этапе, такие ученики теряются в огромной массе детей.

Главная задача воспитателей общежития социализировать и адаптировать первокурсников к новым для них условиям.

Одним из важных направлений процесса социализации является духовно-нравственное воспитание.

     Целью данной деятельности является формирование личности учащегося, которому присущи гуманистическая ориентированность и высокая гражданственность, направленность на профессиональный успех и творческая устремлённость, интеллигентность, социальная активность и коммуникабельность, приверженность духовно – нравственным и патриотическим традициям.

     Другими словами, работая с молодёжью проживающей в общежитии необходимо создание условий для активной жизнедеятельности, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей учащихся в интеллектуальном, духовном, культурном и нравственном развитии.

     Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому обучающемуся проживающему в общежитии. Нравственный  воспитатель, через уклад жизни в общежитии вводит подростка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность молодому человеку или девушке предлагается  самому, через собственную деятельность.

     В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное _ совесть, нравственное осознание.

     Явление нравственного составляет главную задачу воспитания в общежитии. Основополагающим любого воспитательного мероприятия в общежитии КГБ ПОУ № 11  является упор на нравственное начало.

Воспитатели общежития в системе наблюдают за ростом учеников. Ведь очень важно именно на ранних этапах выявить отклонения от нравственных норм.

          Развивающемуся обществу необходимы образованные, нравственно – устойчивые люди, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности.

     Обеспечение прав детей и молодежи на  полноценное личностное развитие является одной из главных задач работы воспитателей с детьми.

Решая эту задачу, педагогический коллектив общежития создает условия  для формирования социально зрелой личности готовой к жизненному самоопределению и ориентированной на высокие нравственные ценности

     Важным условием формирования социальной зрелости личности. Является продуманная и согласованная система воспитательной работы которую планирует и организует воспитатель общежития.

     Связывая свою судьбу с профессиональным образованиям, попадая из в городские условия из сельских школ, где существовал свой маленький мир, юноши и девушки часто попадают под чужое негативное влияние

     Слепое доверие и юношеский максимализм привлекают такую молодежь в асоциальные группы. И очень не многие могут противостоять этому. Влиянию. Необходимы такие  методы и формы воспитательной работы, которые помогли бы нашим учащимся реализовать свои способности на благо себе и другим.

     Период взросления у некоторых подростков проявляется в измемнениях поведенческого типа; грубость со взрослыми, падение авторитета мнений родителей и учителей, недостатки в поведении, конфликтность в среде общения, недоверчивость и даже враждебность к окружающим.

     Именно в этот период проявляется склонность к самоутверждению через совершение негативных поступков.

     Проблема совершения правонарушений подростками одна из самых наболевших, значительных проблем, с которыми сталкиваются воспитатели общежития тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с дивиантным поведением, проявляющемся в асоциальных действиях

          На первом этапе работы с подростками по профилактике правонарушений, основываясь на опыте А.В. Ясмана применяю психологическую диагностику, способствующую выявлению причин  асоциального поведения учащихся, воситательные возможности педагогов общежития, семьи, типичное и своеобразное  в духовном мире подростка, положительные качества, на которые следует опираться в работе с подростком.

     Первый этап диагностики проводится в  форме наблюдения, анкетирования и сбора информации об учащихся. Собранная информация анализируется и фиксируется в социальном паспорте общежития (ПРИЛОЖЕНИЕ) и в бланки по разным направлениям, специально разработанные мною на основе опыта Н.И. Дереклеевой. Для работы с учащимися, проживающими в общежитии.

     Информация разделена на 4 раздела:

1Деятельность воспитателя по организации учебного процесса

2 Работа с коллективом учащихся.

3 Управление воспитательным процессом

4 Работа с родителями.

     Первый блок включает в себя:

  • Педагогическое наблюдения за процессом обучения учащихся, проживающих в общежитии;
  • Анализ информации, полученной в ходе педагогических наблюдений
  • Осмысление и внесение корректив;
  • Циклограмма работы воспитателя на учебный год;
  • Мониторинг учебного процесса наглядно для проживающих
  • Мониторинг  деятельности учащихся на благо себе и окружающим.

Работая над вторами разделом заполняю социальный паспорт, анализируя данные которого могу сказать в какой семье проживает подросток по типу воспитания и какой статус занимает данная семья

     После сбора и анализа данных необходимо  необходимо изучение причин асоциального поведения. здесь провожу диагностическое исследование по следующей схеме:

  • Что  искажено в духовном мире подростка и под влиянием каких причин;
  • Какие неблагоприятные условия существуют на данный момент;
  • С какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам подросток, а какие следует устранить с помощью семьи, воспитательной системы.
  • Были ли допущены педагогические  ошибки и как их исправить

На данном этапе психологом проводится подробное исследование каждого учащегося, затем выдаются подробные характеристики на каждого с личными рекомендациями по коррекции поведения.

     Далее проводится исследование уровня воспитанности учащихся. Данное исследование проводятся 2 раза в год- в начале года для выявления проблем и в конце года для отслеживание динамики  уровня воспитанности.

Профилактические занятия  по снижению уровня агрессии

     

Еще одним важным составляющем в профилактике правонарушений является самоуправление в общежитии.

     Самоуправление в общежитии – это уникальная возможность юношей и девушек учиться самостоятельно управлять процессом жизнедеятельности, своими эмоциями. Как показывают диагностические исследования и личные наблюдения учащиеся, совершающие преступления это в основном лидеры, которые не знают как правильно реализовать свои способности. Не умение педагога направить данные качества в нужном направлении, не умение прислушаться к проблеме ребят, приводит к пагубным последствиям.

Считаю правильным включать таких учащихся в процесс самоуправления, для правильной реализации своих лидерских качеств

     На сегодняшний день  ученическое самоуправление в общежитии сконцентрировано на решение трех задач:

  • Стать условием реализации творческой активности и самодеятельности, в познавательном, культурном отношении
  • Стать реальной формой ученической демократии, с соответствующими правами, возможностями и ответственностью
  • Стать средством социально- правовой защиты.
  • Самоуправление в общежитии имеет свою структуру, принципы.

Важным критерием является самооценка собственных успехов

Устойчивой жизненной позиции, степень развития социальных контактов учащихся друг с другом

     Одним из главных критериев выбора в органы самоуправления является добровольность. По результатам наблюдения за проживающими в общежитии в период с2004 по 2011 год выявлено, что  учащиеся не желают быть зрителями воспитательного процесса, навязываемого педагогами, а активно учувствуют в постановке  и решении проблем самостоятельно. Поэтому я расширила сферу деятельности самоуправления, чтобы каждый желающий мог реализовать свои возможности.

     Для более эффективной работы в данном направлении и необходимо использовать мониторинг роста лидерского потенциала членов ученического самоуправления

МОНИТОРИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ЧЛЕНОВ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Список членов самоуправления

Организатор

Инициатор

Исполнитель

Творец

Пассивный

Иванов

Петров

Ежедневно работая с учащимися сфере самоуправления отслеживаю рост лидерского потенциала и затем правильно регулирую распределение «портфелей». Причем роли могут меняться в зависимости от того какую позицию в таблице на данный момент занимает член самоуправления. Таким образом каждый учащийся может попробовать себя за учебный год в разных качествах, что дает им возможность самоопределиться в жизни.

    Для того, чтобы процесс жизнедеятельности в общежитии был разнообразным и интересным, чтобы учащиеся могли оказывать помощь в организации и проведении интересных дел использую в своей работе методику «13 шагов», разработанную ДОЦ «Орленок»  

     Данная методика позволяет получить, во первых, несколько  практически готовых коллективных дел, для дальнейшей реализации их в общежитии. Данные мероприятия разработаны самими учащимися,, а значит интересны им  и пройдут более эффективно.

Во-вторых, подростки учатся словестно выражать свои эмоции, отстаивать свою точку зрения, учатся не только говорить, но и что не маловажно слушать оппонента.

     Возвращаясь к основной цели воспитательной работы по профилактике правонарушений можно заметить, что молодежь отдаляется от нас потому, что мы не умеем слушать и слушать их проблемы, а в тех асоциальных группах, куда они идут их, как им кажется, слышат. Поэтому данная методика обучения это один из шагов успеха.

     Таким образом можно с уверенностью сказать, что самоуправление в общежитии – это самостоятельный субъект в управлении собственными делами. В современном понимании – это менеджмент. Это не вседозволенность, а управление своими делами, которые входят в компетенцию учащихся

          Юношеский возраст – это сам по себе возраст риска, эмоциональной неустойчивости А если это состояние вызвано такими психотравмирующими фактами как утрата родителей, хронические семейные конфликты, совершение отцом или матерью  преступления, повлекшие лишение свободы? Обстановка детства и наличие психотравмирующих эпизодов обуславливает  значительно более высокую степень невротизации, агрессии. Данная категория учащихся наиболее часто проявляют вербальную и невербальную агрессию. В силу несформированности ценности жизни , агрессия и правонарушения кажутся им наиболее простым способом самоутвердиться

     Задача воспитателя показать наиболее  безопасные и полезные способы самореализации, такие как вовлечение в органы самоуправления, вовлечение в различные виды деятельности.

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ – Подготовка и участие  в интеллектуальных виккторинах по предметам и историческим датам, правовых викторинах и диспутах.
  • ТРУДОВАЯ– Участие в рудовых делах, санитарных днях,
  • Худжествнно – эстетчкая – все учащиеся из категории сиро являются активными участниками студии «Технодизайн»
  • Спортивно – оздоровительная – педагогами общежития разработан план по ЗОЖ, где учащиеся активные участники и организаторы. план создан совместно учащиеся и педагогами.

          Таким образом, используя разнообразные приемы и подходы в работе с учащимися, проживающими в общежитии профессионального училища, по профилактике преступлений и правонарушений педагогический коллектив общежития добивается ежегодного снижения уровня преступлений и правонарушений среди учащихся, проживающих в общежитии. Успех так же зависит и от личности самого педагога и его профессионализма.