Формирование ценностного отношения детей и молодежи к ценностям и нормам христианской культуры
статья на тему
В данной статье рассматривается проблема духовно-нравственное развитие подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
О. В. Макаренко
Формирование ценностного отношения детей и молодежи к ценностям и нормам христианской культуры
«Каждый человек обязан знать,
среди какой красоты и каких
ценностей он живет»
(Д.С.Лихачев)
В наше время необходимо уделять больше внимание проблеме нравственного воспитания личности, как на уровне отдельного образовательного учреждения, так и на уровне государства. Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения является одним из главных направлений государственной молодежной политики и развития образования.
Этот вопрос на протяжении долгого времени остается актуальным. Подмена духовных ценностей материальными привела к духовно-нравственному кризису, утрате ориентиров, деградации социального общества его базовых свойств: мышления, воли, совести, веры.
Для поддержания чистоты и крепости души обучающихся, необходимо направить понимание ими жизни в рамки духовных законов, положенных Богом в основу мироздания. Игнорирование основ духовного бытия приводит к болезненному состоянию души человека, в котором он утрачивает смысл жизни, радость бытия, сострадание к ближнему, жертвенной любви, созидательного труда. Как писал известный русский философ С.Л.Франка: «Религия не только не противоречит науке, не только несовместима с последней, но и родственна ей и проистекает из одного общего духа с ней; и этот дух в свою очередь не только не противоречит так называемому "здравому смыслу", т.е. здоровому и практически плодотворному отношению к жизни, но при внимательном отношении к делу обнаруживается как единственное условие подлинно здорового отношения к жизни, спасающее человека от всякой ограниченности и слабости, от обывательского скудоумия»[1:37-38].
Формирование духовно-нравственной личности в педагогической деятельности происходит через обретение духовного опыта, основанного на традициях и принципах Православия:
- Любви к ближнему через милосердие, щедрость души, чуткость, доброту, искреннюю заинтересованность в успешной судьбе обучающегося.
- Признания равенства педагога и обучающегося в правах как основы эмоционально-психологического контакта партнеров учебно-воспитательного процесса и их сотрудничества.
- Признания права обучающегося на индивидуальность и индивидуальную работу.
- Личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании обучающихся.
- Развитие творческой разносторонней личности обучающегося.
Целью формирования духовной культуры выступает воспитание у детей и молодежи высоких интеллектуально-нравственных интересов и запросов, ценностных взглядов и убеждений. Данная цель конкретизируется через систему задач:
1. Установление личных связей обучающегося с православной культурой. Важно, чтобы христианские ценности стали личными ценностями обучаемого, только при таком внутреннем перестроении взглядов можно добиться хороших результатов.
2. Раскрытие духовных основ отечественной культуры на примере жизни и творчества русских классиков, которые были людьми глубоко верующими. Раскрытие этих основ поможет учащимся с большей легкостью интегрироваться в православную среду.
3. Воспитание патриотических чувств. Православие теснейшим образом связано с патриотизмом, т.к. выполнение долга перед Богом, Родиной и родителями является основополагающим для христианина. Поэтому православное и патриотическое воспитание неотделимо друг от друга.
4. Увлечение детей творческой деятельностью. Через творчество и творение дети учатся познавать Бога, главного Творца этого мира. [2: 23-24]
В течение тысячелетий из поколения в поколение передается понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести исходящее из православной веры. Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения. Ознакомление подрастающего поколения с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия.
Основными методами при знакомстве обучающихся с основами православия являются:
- наглядно-слуховой (использование наглядного материала и слушание музыки);
-словесный (рассказ педагога, диалог, беседа, и т.д.);
- практический (использование на уроках декоративно-прикладного творчества);
Очень часто для обучения и воспитания обучающихся я провожу внеклассные занятия, но также эффективны экскурсии, паломнические поездки, конкурсы, концерты.
В своей работе я использую в большом количестве информационные технологии: презентации, мультипликационные, художественные и документальные фильмы с нравственным или христианским содержанием. Более широкие познания о культуре, нормах православия дают проведение различных мероприятий, направленных на духовно-нравственные ценности: «Рождество Христово», «Святая Пасха». Так, например, проведенный мною классный час «Пасха святая» обучающиеся знакомились с культурой и традициями православия. Обучающиеся с интересом слушали, задавали вопросы, смотрели отрывки из фильмов: «Закон Божий», «Распятие Иисуса Христа», «Остров». Чувствовалось, что обучающиеся прониклись и сочувствовали страданиям главных героев, выявляли положительные и отрицательные стороны души человека. Также рассуждали о традициях и обычаях, которые традиционно передаются из поколения в поколение (пост, крашение яиц, выпечка куличей и т.д.); какие праздники отмечаются перед праздником Пасхи: Вербное воскресение, Страстная Седмица, Чистый четверг и какие обычаи характерны для этих праздников. Обучающиеся сами подготовили и рассказы об этих традициях.
Не менее интересно был проведен классный час, посвященный 700 лет со дня рождения Сергия Радонежского: «Великий просветитель, духовный наставник земли русской - Сергий Радонежский». Обучающиеся много узнали о жизни, перенесенных им трудностей, его силе духа и чудотворном даре – исцеление. На классный час был приглашен батюшка - отец Сергий из Обоянского храма Александра Невского. Обучающиеся задавали много вопросов касающихся поведения, норм и ценностей современной молодежи. Отец Сергий охотно отвечал на заданные вопросы ребят, и приятно было слышать, что наши дети не равнодушны к своему духовному образованию, к своим сверстникам, к будущей жизни.
Воспитанию гражданственности, патриотизма, любви к Родине были проведены праздники посвященные дню Победы: о герое белгородской земли генерале Н.Ф. Ватутине, устный литературный журнал «Бессмертен твой подвиг, солдат». Дети с большой ответственностью подошли к подготовке: заучивали стихи, рассказывали о воинах-героях, пели песни военных лет. Ребята на таких беседах узнают о героизме русского народа, об их любви и беззаветной преданности Родине, о готовности отдать свою жизнь за свободу и независимость своей страны. Завершилось мероприятие возложением цветов к памятнику героев войны.
Мною проводились и другие мероприятия патриотического характера: «Я гражданин России», «Мой дом – моя семья», «Служу Отечеству», «Духовное наследие России». Так на классном часе «Служу Отечеству» обучающиеся сами подготовили сообщения о героях ВОВ, подобрали необходимый материал для презентации, подготовили музыкальное оформление, исполняли песни о войне.
Благодаря таким внеклассным мероприятиям обучающиеся учатся понимать окружающий мир, анализировать свои поступки, быть добрее, помогать ближним, трудится на благо отечества, постоянно стремиться к самосовершенствованию. На своих мероприятиях, использую компьютерные технологии, что бы ознакомить обучающихся с обычаями и традициями нашего города Обоянь и Курской области.
Формирование ценностных ориентаций обучающихся на уроках и во внеурочное время связано не только с обеспечением обучающимся определёнными знаниями (о добре и зле, истине, вере, красоте, благе, совести и т.д.), но и с созданием определённых нравственных ситуаций, в которых эти знания проявляются. В результате обучающиеся получают более углубленные и расширенные познания об истине, совести, доброте, любви, патриотизме, мужестве, долге, чести, семье, и т.п.
Нравственность формируется в соответствии с традициями, социальной средой, где родился человек и выражается в обычаях, в суждениях, в поведении. Мы должны воспитывать современного человека, как гражданина и патриота, носителя и продолжателя национальных традиций, человека высокой нравственности и духовной культуры. Наша задача ввести обучающегося в круг традиционных основных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, искусством и творчеством. В рамках кружковой работы обучающиеся участвуют в танцевальном кружке, кружке актерского мастерства, посещают занятия духового оркестра, увлекаются спортом.
Не менее эффективны проведения различных экскурсий: на малую родину известных людей (Дворцово-парковый ансамбль «Марьино» Усадьба князей Борятинских, Усадьба Надежды Плевицкой с. Винниково, Усадьба И.С. Тургенева Спасское–Лутовиново, Усадьба А. А. Фета, Усадьба графа Нелидова, Коренная Пустынь, Холки - Свято-троицский Холковский подземный монастырь); в храмы и церкви, краеведческий музей. Обучающиеся с большим увлечением изучают свою местность, интересуются ее жителями, культурой и традициями своего города.
Таким образом, можно сказать, что духовно-нравственное воспитание является органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития личности и становится приоритетной областью в образовании. Преподаватель должен воспитывать обучающегося как гражданина и патриота, прививать любовь и уважение к Родине, её народу и святыням; готовить к жизни. Для этого преподавателю необходимо опираться на христианские ценности, которые определяют цель и смысл жизни. В качестве ценностей христианской этики могут быть: принцип любви и солидарности между людьми, принцип ненасилия, принцип ответственности обучающих и обучаемых, принцип коррекции, исправления и смягчения негативных обстоятельств, воздействующих на процесс социализации личности. Эти принципы должны быть положены в основу гуманизации образования молодежи России.
Список литературы
- Елишев С. О. Теоретико-методологические подходы к изучению понятий «ценность», «ценностные ориентации» // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2010. № 3. – 0,9 п. л.
- Протоиерий Евгений Шестун «Православная педагогика». – М., 2001.
- Федеральная программа развития образования от 15.05.2000 г. №1418, // Вестник образования. 2000.- №12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/10/picture-364957-1386686324.jpg)
Работа педагогического коллектива по формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью
презентация на тему - Работа педагогического коллектива по формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью, 9 слайдов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/25/picture-596744-1424858494.jpg)
Формирование ценностного отношения к своему здоровью
Презентация предназначена для педагогов. Дает представление о сохранении здоровья обучающихся в учебном образовательном учреждении....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/16/picture-744018-1539686638.jpg)
Обобщение педагогического опыта работы «Формирование ценностного отношения студентов к здоровью через применение технологии «Уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов"на уроках физической культуры.
Стандарты ФГОС предполагают, что выпускники должны быть самостоятельными, уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/22/picture-748812-1542886189.jpg)
Профилактика социально обусловленных заболеваний и формирование ценностного отношения к своему здоровью, адаптация программы для обучающихся ГАОУ СПО МО "ПК" Московия" «Твое здоровье»
Адаптациая программы "Твое здоровье" ДМН Потемкина Г.А. для обучающихся ГАОУ СПО МО "ПК" Московия" Ленинское ОСП...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/20/picture-837883-1632145579.jpg)
СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ
Курсовая работа "Совместная трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство формирования ценностного отношения к труду" Специальность: 44.02.01. Дошкольное образование...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/24/picture-1107376-1548344666.jpg)
Формирование у подростков ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Проблема здорового образа жизни (ЗОЖ) в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания, если касаться детей и подростков. Культура здоров...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/16/picture-569465-1510852482.jpg)
Роль медицинских работников среднего звена в формировании у населения ценностного отношения к здоровью.
Пропаганда здорового образа жизни является одной из основных задач медицинских работников в деле укрепления здоровья населения. В настоящее время в этом направлении акцент делаетс...