информационные технологии
статья на тему

Бабурина Светлана Николаевна

      Цель разработки электронных обучающих средств – сохранить не только все достоинства печатного учебного материала, но и используя возможности компьютера включить в него соответствующий арсенал наглядных средств для иллюстрирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_eos.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Бабурина Светлана Николаевна,

мастер производственного обучения

ГБПОУ «Лысьвенский политехнический колледж»

г. Лысьва

 « ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СРЕДСТВА»

Материал хорош тогда и только тогда,

когда после работы с ним ученик приобретает именно то,

что нужно приобрести (необходимые знания, умения, навыки),

и не приобретет ничего лишнего, а особенно – нежелательного.

       Развитие информатики и информационных технологий поставило перед образованием задачи расширения практики опережающего обучения, совершенствование образовательных методик, проблему перевода педагогических технологий на информационный уровень.                                                                                  Развитие информационных технологий обусловило появление новой формы образования – электронное образование, то есть обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий.                                       Основой электронного образования являются электронные образовательные ресурсы. Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его разработки и использования в процессе обучения.

Структура, предметное содержание, методы и средства разработки и применения электронного образовательного ресурса определяются его функциональным назначением и спецификой применения в конкретных информационно-образовательных системах.                                               Электронные  образовательные  ресурсы  могут  быть представлены  в виде

   – учебника – издания, содержащего систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела,  соответствующих учебной программе, и официально утвержденного для использования в образовательном процессе соответствующего уровня образования;

учебного пособия – издания, дополняющего или заменяющего частично или полностью учебник и официально утвержденного для использования в образовательном процессе соответствующего уровня образования;

учебно-методического пособия – издания, содержащего материалы по методике преподавания и изучения учебной дисциплины, ее раздела или части;

учебного наглядного пособия – издания, содержащего, как правило, изобразительные материалы в помощь изучению и преподаванию;

самоучителя – издания для самостоятельного изучения учебного материала без помощи руководителя;

 практикума – издания, содержащего практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

                                                                                                                                                Кроме того, к электронному образовательному ресурсу следует отнести компьютерные обучающие программы и автоматизированные учебные курсы.  Компьютерная обучающая программа обычно представляет собой систематизированное изложение определенного учебного материала для изучения одного вопроса учебной программы, включающего текстовый, иллюстративный.                                                                                                                    В общем случае простейшее электронное издание – учебник, учебное пособие, самоучитель – может быть создано с помощью обычных офисных программ: текстовых и графических редакторов, программ создания презентаций, специальных издательских систем и др. При этом могут быть реализованы гиперссылки, инсталляции мультимедийных фрагментов, созданных в других редакторах или заимствованных из каких-то источников. Воспроизведение подобного издания возможно стандартными офисными программами и предназначено прежде всего для индивидуального самостоятельного использования.

      Цель разработки электронных обучающих средств – сохранить не только все достоинства печатного учебного материала, но и используя возможности компьютера включить в него соответствующий арсенал наглядных средств для иллюстрирования. По содержанию и структуре они должны соответствовать программе по данному предмету, быть понятными, доступными; обобщать учебный материал, но вместе с тем быть конкретным, включать достаточный фактический материал. Большое значение имеет увлекательность, способность заинтересовать и заставить думать. При этом важную роль играют искусство слова, использование иллюстраций, фотографий, схем, таблиц, и т.д.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения. Реализовать  идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы.                                                 Я считаю, что использование информационных технологий в педагогической деятельности просто необходимо. Стремительный процесс информатизации на основе современных компьютеров, открывает путь электронным учебникам.                                                                                                             Учебник, в классическом понимании – это книга для студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний. Существует мнение о том, что некоторым учителям не нравится термин «электронный» учебник, так как имеется и печатный учебник. Многие предлагают термин «электронное издание». Но слово «издание» предполагает печатную продукцию.  

Необходимо четко определить отличительные признаки электронного учебника от печатного.

  1. Каждый печатный учебник (на бумажном носителе) рассчитан  на определенный исходный уровень подготовки студентов и предполагает конечный уровень обучения. По многим общеобразовательным предметам имеются учебники обычные (базовые), повышенной сложности, факультативные и др.

Электронный учебник по конкретному учебному предмету сможет содержать материал нескольких уровней сложности.  При этом все они будут размещены на одном диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариативные  задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня.

  1. Наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном. Так в учебнике по географии на бумажном носителе представлено около 50 иллюстраций, в мультимедийном учебнике по этому же курсу имеется 800 слайдов. Наглядность обеспечивается также использованием при создании электронных учебников мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п.
  2. Электронный учебник обеспечивает многовариативность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов. Электронный учебник позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. При неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями.
  3. Электронный учебник является мобильный: при его создании и распространении выпадают стадии типографской работы. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации.
  4. Доступность электронного учебника выше, чем у печатных. При спросе, легко можно увеличить его тираж, можно переслать по сети.

Каждый учебник, с одной стороны, должен быть в значительной степени автономным, а с другой – должен отвечать некоторым стандартам по своей внутренней структуре и форматам содержащихся в нем информационных данных,  что обеспечит возможность легко и быстро связать необходимый комплект учебников в единую обучающую систему. Таким образом, реализация информационно-образовательной среды в учебном заведении во многом определяется электронными образовательными ресурсами, их качественными характеристиками, обеспеченностью учебного процесса данным типом средств обучения. В электронных образовательных ресурсах применяется множество различных материалов, которые делают обучение более эффективным и занимательным, а также способствует развитию интерактивности.  Существующая система преподавания основана на изучении широкого комплекса предметов и дисциплин, имеющих свои специфические особенности. Вместе с тем, содержание учебных дисциплин имеет свою собственную, характерную для конкретного учебного заведения специфику, определенную академическими традициями и методиками преподавания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по дисциплине: "Информационные технологии в профессиональной деятельности" по теме: "Информационная культура"

Презентация к уроку по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" по теме "Интернет и информационная культура"...

Формирование информационной компетентности учащегося при обучении информатике и информационным технологиям на основе деятельностного подход

Целью реализации модели является подготовка специалиста, обладающего информационной компетентностью В разработке представлен краткий материал по предмету «Информатика и информационные технологии» напр...

ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по междисциплинарному курсу «Информационные технологии и платформы разработки информационных систем»

Под фондом оценочных средств (ФОС) понимается комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для...

Тема выступления: "Информационные технологии в обучении. Применение информационных технологий на уроках биологии."

Содержание 1. Педагогические цели использования ИТ 2. Методические возможности средств ИТ 3. Классификация педагогических программных средств 4. Использование информационных технологий на урока...

Презентация по теме "ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"

Презентация по теме  "ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельнос...