Тема выступления: "Информационные технологии в обучении. Применение информационных технологий на уроках биологии."
методическая разработка

Савина Светлана Александровна
Содержание 1. Педагогические цели использования ИТ 2. Методические возможности средств ИТ 3. Классификация педагогических программных средств 4. Использование информационных технологий на уроках биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Савина Светлана Александровнапреподаватель географии и биологии СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж», 2017г.

Тема выступления: "Информационные технологии в обучении. Применение информационных технологий на уроках биологии."

Содержание

 

1. Педагогические цели использования ИТ

Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. В системе образования в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов.

Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.

Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютерная техника и программные средства.

В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, участвующие в передаче учебной информации: технические средства, к ним относится компьютерная техника и средства связи, и программные средства (ПС), которые могут быть различного назначения. Для разработки уроков с компьютерной поддержкой учителю важно знать функциональные возможности и условия применения каждого из вышеназванных компонентов. Как технические, так и программные средства вносят свою специфику и оказывают определенное влияние на учебный процесс.

Ответим вначале на вопрос, для чего же используется компьютерная техника на уроках и какие методические задачи можно решить с использованием средств ИТ?

 

Педагогические цели использования ИТ заключаются в следующем.

1. Развитие личности

 

·        мышление

·        эстетическое воспитание

·        развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности

·        формирование информационной культуры

2. Выполнение социального заказа

·        общая информационная подготовка пользователя (так называемая «компьютерная грамотность»)

·        подготовка специалиста в определенной области

3. Интенсификация учебно-воспитательного процесса

·        повышение эффективности и качества обучения

·        обеспечение мотивов познавательной деятельности

·        углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки

 

 

2. Методические возможности средств ИТ

·        Визуализация знаний

·        Индивидуализация, дифференциация обучения

·        Возможность проследить процесс развития объекта, построение чертежа, последовательность выполнения операций (компьютерные демонстрации)

·        Моделирование объектов, процессов и явлений

·        Создание и использование информационных баз данных

·        Доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа

·        Формирование умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными каталогами и справочниками

·        Осуществление самоконтроля

·        Осуществление тренировки и самоподготовки

·        Усиление мотивации обучения (игры, средства мультимедиа)

·        Формирование умений принимать оптимальное решение в сложной ситуации

·        Развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного)

·        Формирование культуры учебной деятельности

·        Формирование информационной культуры

·        Высвобождение учебного времени

3. Классификация педагогических программных средств

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным средством учебного назначения понимается ПС, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие ПС, функционально поддерживающее различные виды учебного процесса, называются педагогическими программными средствами (ППС).

В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий ППС

По методическому назначению ППС могут быть:

·        компьютерные учебники (уроки);

·        программы-тренажеры (репетиторы);

·        контролирующие (тестовые оболочки);

·        информационно-справочные (энциклопедии);

·        имитационные;

·        моделирующие;

·        демонстрационные (слайд-или видео-фильмы);

·        учебно-игровые;

·        досуговые (компьютерные игры: аркадные, квесты, стратегии, ролевые, логические, спортивные

4. Использование информационных технологий на уроках биологии

Введение информационных технологий при изучении биологии позволит:

  1. интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса;
  2. рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
  3. построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
  4. использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  5. изучать явления и процессы в макро- и микромире, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования;
  6. представлять в удобном для изучения масштабе времени различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью;
  7. конкретным образом изменить организацию процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления.

Использование интерактивных возможностей информационного пространства заключается в следующем:

- разработка проектов учащимися по различным темам биологии;

- использование в своей работе при проведении уроков материалов цифровых образовательных ресурсов;

- при проверке знаний и умений учащихся (тесты с самопроверкой);

- ресурсы Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мобильного обучения как информационной технологии при обучении иностранному языку в учреждениях СПО

Статья посвящена технологии мобильного обучения ( m Learning) в учреждениях СПО. Цель статьи - познакомить читателя с особенностями данной технологии, а также её возможностями....

Применение информационных технологий и электронного обучения педагогом ХХI века.

Электронное обучение и применение информационных технологий в образовании в рамках ФГОС в начальных классах сельской школы....

« Применение Информационных технологий обучения, в преподавании спец. дисциплин».

Данный материал был написан в 2010 году для выступления на конкурсе "Учитель года"...

Конспект занятия по морскому делу на тему: «Применение информационных технологий в объединении «Юнги»»

Конспект занятия по морскому делу на тему: «Применение информационных технологий в объединении «Юнги»»...

Применение информационных технологий на уроках математики

Применение информационных технологий в преподавании математики помогает в значительной степени продвинуться в достижении указанной цели. Информационные технологии могут использоваться на всех этапа...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматриваетя роль информационных технологий в образовательном процессе, в частности в преподавании английского языка. Приведены ссылки таких информационных технологий, как подкасты, ин...

Статья по теме: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья посвящена применениию информационных технологий (на примере облачных технологий) в условиях современной образовательной системы на различных этапах обучения....