полезные рекомендации родителям
методическая разработка по теме

Харькова Анастасия Александровна

 

Целью работы является построение системы рекомендаций родителям юных скрипачей, способствующей эффективному овладению приемами игры на скрипке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические рекомендации родителям детей, обучающихся в музыкальной школе по классу скрипки.

 

          Ребенок учится музыке в музыкальной школе. Первые, да и все остальные шаги в искусстве всегда трудны, а для юного скрипача особенно. Скрипка – инструмент, с которым справиться нелегко. И на родителей юного музыканта ложится нелегкое бремя: необходимо организовать домашние занятия, проследить за их ходом, поддержать вовремя интерес и найти стимул к учебе. Как говорил выдающийся педагог-пианист профессор Л.В. Николаев «прежде чем учиться, надо еще выучиться учиться». 

         Занятия на скрипке имеют свои трудности, преодолению которых может существенно помочь сотрудничество педагога и родителей, в основе которого должны лежать искренность и доверие друг к другу.

        Целью работы является построение системы рекомендаций родителям юных скрипачей, способствующей эффективному овладению приемами игры на скрипке.

        В ходе обучения в музыкальной школе родители, их ребенок совместно с преподавателем должны определиться с целью обучения, которую они ставят перед обучающимся: общее гармоничное развитие их сына или дочери в процессе обучения в школе искусств, обучение как начало профессионального пути в искусстве, обучение как занятость ребенка в его свободное время. 

      Часто родители хотят выяснить насколько способен к обучению игре на скрипке их ребенок. В принципе специальные музыкальные способности проверяются у каждого поступающего в музыкальную школу на вступительных экзаменах. В ходе обучения даже дети со слабыми музыкальными данными достигают неплохих результатов, если прикладывают максимум сил и терпения. И напротив, дети с прекрасными музыкальными данными, но ленивые и пассивные, оканчивают школу с «троечным» результатом. Даже недостаточно развитые музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память компенсируются трудолюбием ученика, его настойчивостью в достижении цели, силой воли, внимательностью и усидчивостью. Известно высочайшее трудолюбие, которым отличались такие великие музыканты как И.-С. Бах, Л. Ван Бетховен, Н. Паганини, С.В. Рахманинов. Знаменитый скрипач Пабло Сарасате однажды воскликнул: «Гений! Тридцать семь лет я занимаюсь по четырнадцать часов в день, а теперь они называют меня гением!». 

        Одним из обязательных условий успешного обучения является любовь и преданность музыке самого ребенка и его родителей. Более успешными в обучении обычно бывают те дети, которые постоянно находятся в среде наполненной музыкой: традиции семейного пения, посещение концертов, прослушивание и просмотр аудио и видеозаписей классической, народной и эстрадной музыки в семье. Важную роль в ориентировке ребенка в музыкальном мире должны также играть посещение концертов знаменитых музыкантов во время путешествий и поездок в столичные города и зарубежные страны. 

         Несомненно, что важным условием высоких музыкальных достижений юного скрипача является учитель. Учитель музыки — очень важная фигура в биографии музыканта. И чем дальше музыкант от гения, тем всеохватнее и существеннее роль педагога. Многие выдающиеся таланты примеряли на себя благородную роль учителя музыки. Как отмечает Д.К. Кирнарская, альфа и омега учительства — любовь к ученику и понимание трудностей, которые он переживает [2]. Именно учитель ведет к победе, не дает отчаиваться в трудные моменты обучения, поддерживает веру в конечный результат. Учителю приходится одухотворять все скучные и тягостные моменты обучения игре на скрипке. Здесь учитель работает почти как психотерапевт, потому что заучивание правильного положения руки на грифе и смычке, поиск оптимальных движений кисти и пальцев, приспособление приемов игры на инструменте к руке ученика требует аккуратности и терпения, которые есть не у всякого взрослого. 

          Правильная организация домашних занятий также служит успешному процессу обучения и общего развития юного скрипача. Главный вопрос – режим дня ученика: правильное сочетание отдыха, приготовления школьных уроков и занятий музыкой. Переключение внимания, смена видов деятельности  – лучший отдых. Очень важно каждому ребенку иметь четкий распорядок на каждый день недели, куда входит количество времени в день, необходимое для занятий на инструменте. Для начинающих музыкантов – сорок пять минут; для вторых-третьих классов – один-два часа; для старших классов – не менее двух часов. Каждый учащийся должен обязательно бывать на свежем воздухе и гулять не менее – одного-двух часов в день. 

            Для занятий музыкой в доме обучающемуся необходимо «рабочее место», отвечающее ряду требований [1]: 

1.  во время занятий окружающие предметы не должны стеснять движений рук ученика;

2.  во время занятий должно быть тихо в комнате;

3.  должно быть хорошее освещение, чтобы на ноты не падала тень;

4.  высота пюпитра должна соответствовать уровню глаз ученика.  

            Для контроля за выполнением домашнего задания, родителю полезно знать порядок его выполнения. Начинать заниматься нужно с работы над гаммами, переходя затем к этюдам, упражнениям и пьесам. Во время занятий ученик должен быть внутренне собран и заниматься не механически, а вдумчиво, с учетом всех советов педагога, записанных в дневнике. Через каждые 20-30 минут ребенку необходимо предоставлять время для отдыха (2-3 минуты). 

           Родители могут сыграть благотворную роль в успехах своих детей в том случае, если они установят постоянный, систематический контакт с педагогом и неусыпный контроль над домашними занятиями. Они должны по возможности и по согласованию с преподавателем присутствовать на уроке и очень внимательно следить за всеми указаниями, исходящими от педагога. Если у родителей возникает какой-то вопрос, то это можно выяснить после урока. Если же у них нет возможности присутствовать на каждом уроке, то необходимо читать записи в дневнике и спрашивать у самого ученика обо всем, что было на уроке. Необходимо постоянно быть в курсе дела, чтобы ребенок чувствовал заинтересованность родителей в его успехах и помощь в домашних занятиях. 

          Еще дальше в определении роли родителя на уроке пошел знаменитый японский педагог и скрипач Синити Судзуки: «Основное место обучения ребенка это семья. Поэтому для того, чтобы у ребенка была правильная осанка и постановка руки, необходимо сначала научить этому родителей. От этого зависит все дальнейшее обучение. Пока кто-то из родителей не освоит простейших вещей на скрипке, дети вообще не берут инструмент в руки. Это очень важный принцип, поскольку как бы родители ни хотели, чтобы их ребенок научился играть, дети такого желания не испытывают. Основной замысел заключается в том, чтобы ребенок сам сказал, глядя на родителей: «Я тоже хочу». Поэтому первая пьеса, которую ребенок сыграет, ежедневно проигрывается ему в записи, а в классе он только наблюдает, как играют на скрипке другие дети (и его мама). Тем самым для ребенка создается подходящая обстановка, а мама тем временем и в классе, и дома играет на предназначенной для него маленькой скрипке. Очень скоро это приводит к тому, что ребенок забирает скрипку у матери со словами: «Я тоже хочу поиграть». Звуки инструмента и мелодия ему уже знакомы. Поскольку он видит, как радуются другие дети, играя на скрипке, ему тоже хочется присоединиться к этому веселью. Таким образом нам удается пробудить в нем желание» [3]. 

          Родителям необходимо также знать о характерных психологических препятствиях, влияющих на эффективность выполнения ребенком задания педагога:

 

1.  Недостаточная способность обучающегося к обобщениям методического порядка, в частности, неумения делать выводы из отдельных указаний педагога. Такие учащиеся, как правило, плохо усваивают замечания педагога, не видят главной цели в работе и постоянно повторяют одни и те же ошибки в каждом новом изучаемом ими произведении. В этом случае особенно важно уметь сконцентрировать внимание ученика на главном, не отвлекаясь чрезмерной детализацией и нагромождением мелких и мельчайших частностей;

2.  Неумение довести работу до конца при легком и быстром усвоении материала. Эта черта встречается обычно у весьма способных учеников. В таких учащихся необходимо воспитывать целеустремленность и упорство в работе, волю и настойчивость в преодолении трудностей, связанных с достижением определенной художественной цели;

3.  Повышенная эмоциональность, которая иногда приводит к тому, что ученик не в состоянии владеть своими эмоциями даже во время занятий. Перевоспитание таких учащихся в сторону большей сознательности и сосредоточенности, освобождение от излишней возбужденности обычно требуют длительного времени и должно производиться с большой осторожностью и тактом, чтобы не заглушить творческую индивидуальность ученика;

4.  Проявление пассивности, флегматичности. В игре таких исполнителей пассивность преобладает над энергией и эмоциональным подъемом. Из методов педагогического воздействия здесь особое значение приобретает подбор соответствующего репертуара, на котором можно постепенно развить эмоциональную сторону исполнения;

5.  Проявление нервозности во время выступлений на сцене. Помимо общих мер по укреплению физического здоровья и нервной системы, наиболее проверенным и испытанным средством против «сценической болезни» являются более частые выступления, а также соответствующая тренировка на уроках и репетициях.

6.  Проявление упрямства и строптивости обычно встречается у способных учеников с ярко выраженной индивидуальностью, но чересчур самоуверенных, воспринимающих указания педагога с инстинктивным чувством сопротивления и протеста. В отношении таких учеников надо быть особенно гибким. Нужно стремиться понять его и выявить то ценное и положительное, что в нем есть. добиваясь, чтобы он считался с указаниями педагога;

7.  Отсутствие ясно выраженных вкусов, склонностей, устремлений, слабая творческая инициатива, несамостоятельность — наряду с наличием хороших профессиональных данных и умением в точности выполнять все указания педагога. В занятиях с такими учениками особенно нужно развивать качества, необходимые для самостоятельной работы: формировать художественный вкус, приучать к самостоятельному мышлению [4]. 

  «Для чего нужно обучать ребенка музыке?»

        Благотворное влияние музыки, прежде всего, отражается на интеллектуальном росте детей. Об этом свидетельствуют исследования, выполненные в разных странах. 

         Музыка стимулирует мозговую деятельность в целом, музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это сказывается на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы. Музыка помогает формированию аналитических мыслительных навыков. Школьники, которые занимаются музыкой, показывают себя более самостоятельными, не нуждающимися в посторонней помощи. Музыканты — более волевые и сосредоточенные ученики. Для детей-музыкантов характерно творческое мышление: они предлагают множество решений для каждой проблемы, их решения более оригинальны и они не щадят времени и сил на поиски наилучшего варианта. Такие дети лучше умеют выражать свои мысли, не боятся риска, лучше умеют обобщать разнообразную информацию и взаимодействовать с учителями и товарищами. В целом можно сказать, что музыка улучшает показатели ученика по всем предметам сразу, способствуя лучшей его самодисциплине [2]. 

           Кроме того, музыкальная деятельность может выполнить и функции психотренинга таких психических свойств, как эмоциональная устойчивость, организованность, управляемость, гибкость, отзывчивость. В основе педагогической работы могут лежать не столько музыкально – исполнительские задачи, сколько задачи эмоционально-нравственного  развития ребенка, чтобы у него «были чистые помыслы и благородное сердце» [3]. 

            Заканчивая, хочется отметить, что родители, понимающие роль музыки в детском развитии, будут иметь больше поводов гордиться своим ребенком, чем родители, считающие музыкальные занятия праздными и бесперспективными. 

 

Используемая литература: 

1.                 Баринская А.И. Начальное обучение скрипача (Библиотека музыканта-педагога). – М., Музыка, 2007. 103 с.

2.                 Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М., Таланты-XXI век, 2004. 496 с.

3.                 Судзуки С. Взращённые с любовью: Классический подход к воспитанию талантов – Минск, 2005. 192 с.

4.                 Ямпольский А.И. О методе работы с учениками // Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. Сост. М.М. Берлянчик. – М., Классика-XXI, 2006. С.54-70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Скоро в школу. Рекомендации родителям первоклассников".

Специалисты ГБУ СО СРЦ «Возвращение» социальный педагог Варшавская Людмила, педагог-психолог Дружинина Светлана. Детские психологи выделяют несколько критерий готовности ребенка к школе.Физическа...

Родительское собрание «Рекомендации родителям первоклассников»

Родительское собрание «Рекомендации родителям первоклассников»Цель: повышение родительской компетентностиЗадачи:  подготовить родителей к принятию новой социальной роли «родители ученика»;познако...

Буклет "Рекомендации родителям"

"Как научить ребенка не обижаться"...

Рекомендации родителям подростков, склонных к суициду

Аннотация   Самое важное в жизни каждого человека – жизнь его ребенка. Горе родителя, пережившего смерть сына или дочери, не сравнить ни с каким другим. Еще страшнее, когда подросток сам сде...

Полезные рекомендации и советы водителям

Полезные рекомендации и советы водителямhttp://quto.ru/journal/help/...

Полезные рекомендации ученикам по уходу за инструментом.

Полезные рекомендации ученикам по уходу за инструментом....

Консультация для родителей «Практические рекомендации родителям по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников»

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избег...