«Опыт деятельности ресурсного центра в режиме центра профессиональных (прикладных) квалификаций как инновационной образовательной среды для подготовки рабочих кадров судостроительной отрасли»
статья по теме

Боталова Яна Викторовна

На основании распоряжения Комитета по образованию №1493-р от 24.06.2013г. ГБОУ НПО Судостроительный лицей №25 Санкт-Петербурга (сейчас это колледж судостроения и прикладных технологий) переведен в ре-жим ресурсного центра, тема реализуемой инновационной образовательной программы: «Центр профессиональных (прикладных) квалификаций как инно-вационная образовательная среда для подготовки рабочих кадров судострои-тельной отрасли», сроком на 3года. На слайде представлены основные нормативные документы на которых осу-ществляет свою деятельность ресурсный центр. - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Россий-ской Федерации»; -Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 « Об утверждении поряд-ка организации и осуществления образовательной деятельности по образова-тельным программам среднего профессионального образования»; - Распоряжения Комитета по образованию от 04.08.2014 № 3364-р «Об утвер-ждении Положения о региональной инновационной площадке»; - Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Опыт деятельности ресурсного центра в режиме центра профессиональных (прикладных) квалификаций как инновационной образовательной среды для подготовки рабочих кадров судостроительной отрасли»

Боталова Я.В. - руководитель РЦ СПб ГБПОУ

«Колледж судостроения и прикладных технологий»

На основании распоряжения Комитета по образованию №1493-р от 24.06.2013г. ГБОУ НПО Судостроительный лицей №25 Санкт-Петербурга (сейчас это колледж судостроения и прикладных технологий) переведен в режим ресурсного центра, тема реализуемой инновационной образовательной программы: «Центр профессиональных (прикладных) квалификаций как инновационная образовательная среда для подготовки рабочих кадров судостроительной отрасли», сроком на 3года.

 На слайде представлены основные нормативные документы на которых осуществляет свою деятельность ресурсный центр.

 - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464  « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

- Распоряжения Комитета по образованию от 04.08.2014 № 3364-р «Об утверждении Положения о региональной инновационной площадке»;

- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Цели инновационной  деятельности образовательной программы:

  • организация эффективной деятельности Центра профессиональных (прикладных) квалификаций за счет концентрации материально-технических, кадровых, информационных, финансовых и других ресурсов  вследствие привлечения к образовательному процессу работодателей;
  • обеспечение согласованных действий Центра профессиональных (прикладных) квалификаций и объединений работодателей  по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга;
  • создание условий для эффективной реализации образовательных потребностей различных возрастных, социально-профессиональных групп граждан и работодателей.

  • Актуальность реализации данной инновационной программы на базе Ресурсного центра определяется следующими положениями:
  • потребностью судостроительных предприятий  и общества в подготовке высококвалифицированных специалистов по рабочим профессиям.
  •  потребностью в организации инновационной учебно-производственной среды в целях качественной подготовки высококвалифицированных рабочих.
  • потребностью самих обучающихся в получении востребованной  профессии в условиях реализации инновационной программы.

Для реализации инновационной   образовательной программы утвержден

Кадровый состав РЦ

  1. Директор СПб ГБПОУ «Колледж судостроения и прикладных технологий».
  2. Заведующий ресурсным центром.
  3. Методист ресурсного центра.
  4. Аналитик ресурсного центра.

И, конечно нельзя достичь поставленных целей без социальных партнеров, таких как Адмиралтейские верфи, Северная верфь, Балтийский завод –Судостроение.

Реализацию инновационной образовательной программы можно разбить на несколько этапов, каждый из которых предполагает реализацию ряда мероприятий.

Этапы реализации инновационной образовательной программы

Этап I  (2013-2014).  

  • Анализ рынка труда судостроительных предприятий. Разработка модели инновационной программы  
  • Разработка инструментария для создания  эффективной образовательной среды и критериев оценки реализации инновационной программы.
  • Разработка нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность центра.
  • Разработка пакета учебно-методического комплекса к инновационной программе   в соответствии с требованиями работодателей.

этап II (2014-2015).

  • Апробация  инновационной программы. Внедрение инновационных технологий в учебный процесс инновационной программы.
  • Распространение опыта через организационные формы (написание статей в научные журналы и сборники, через выступления на круглых столах, семинарах и т.д.).
  • Разработка методических рекомендаций по организации и апробации инновационной программы.

этап III (2015-2016)

  • Обобщение и систематизация опыта работы при реализации инновационной программы.  
  • Распространение опыта создания центров профессиональных (прикладных) квалификаций для ОУ через различные формы (написание статей в научные журналы и сборники, через выступления на круглых столах, семинарах и т.д.).

В процессе инновационной деятельности ресурсным центром получены следующие результаты:

Разработаны локальные акты, регламентирующие деятельность ОУ в ходе реализации инновационного проекта:

  • Положение о Ресурсном центре на базе  Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения  «Колледж судостроения и прикладных технологий»
  • Положение о платных образовательных услугах, оказываемых  СПБ ГБПОУ

 КС и ПТ.

  • Положение о проведении стажировок в ресурсном центре СПб ГБПОУ.
  •  Положение об организации и осуществлении образовательной  деятельности

по дополнительным профессиональным программам СПб ГБПОУ  КСиПТ.

Другие документы, регламентирующие деятельность ресурсного центра:

  • Должностные инструкции руководителя, методиста и аналитика  ресурсного центра и др.

Разработаны:

  • Модель инновационной образовательной программы  «Центр профессиональных (прикладных) квалификаций как инновационная образовательная среда для подготовки рабочих кадров судостроительной отрасли».
  • Программа для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям «Сборщик-достройщик судовой», «Слесарь-монтажник судовой», «Сборщик корпусов металлических судов» и «Оператор станков с программным управлением».
  • Комплекты  контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации при профессиональной подготовке, переподготовке и повышения квалификации по профессиям «Сборщик-достройщик судовой», «Слесарь-монтажник судовой», «Сборщик корпусов металлических судов» и «Оператор станков с программным управлением».
  • Методические рекомендации для проведения практических и лабораторных работ по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям при профессиональной подготовке, переподготовке и повышения квалификации по профессиям «Сборщик-достройщик судовой», «Слесарь-монтажник судовой», «Сборщик корпусов металлических судов» и «Оператор станков с программным управлением».
  • Методические рекомендации по организации инновационной образовательной среды для подготовки рабочих кадров судостроительной отрасли.
  • Методические рекомендации по проведению экзаменов квалификационных при подготовке взрослого населения по профессиям «Сборщик-достройщик судовой», «Слесарь-монтажник судовой», «Сборщик корпусов металлических судов» и «Оператор станков с программным управлением».

Для обмена опытом ресурсный центр организовал и провел с 2013 по 2016 год:

5 семинаров, в которых приняли участие 201 человек;

1)«Опыт реализации контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся ПОУ и взрослого населения (на примере технических профессий) -48чел.

2)«Опыт реализации сетевого взаимодействия РЦ и профессиональных образовательных учреждений с привлечением к образовательному процессу работодателе»-21 чел.

3) «Разработка  контрольно-оценочных средств по программам среднего профессионального образования для профессиональных образовательных учреждений Санкт-Петербурга»-66 чел.

4)«Технология творческих мастерских при обучении взрослого населения с использованием современной материально-технической базы РЦ» по профессиям «Токарь» и «Фрезеровщик»-30чел.

5) «Социальное партнерство – основа успешной деятельности центра профессиональных (прикладных) квалификаций (на примере судостроительной отрасли)»-36чел

3 круглых стола – 72 человека;

1)«Особенности применения инновационных методов обучения при подготовке различных групп обучающихся»-24чел.

        2) «Проблемы организации производственной практики обучающихся с использованием элементов дуального обучения в связи с изменениями в ФГОС СПО»-31 чел.

     3) «Особенности применения инновационных образовательных технологий при подготовке различных групп обучающихся»-17чел.

10 городских мастер-классов по внедрению элементов инновационных технологий при подготовке взрослого населения  - 137 человек.

 1)«Проблемное обучение в подготовке взрослого населения по профессии «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»-12 чел.

2)«Здоровьесберегающая среда при использовании современного оборудования слесарной мастерской в подготовке взрослого населения по профессии «Слесарь»-14 чел.

3) «Профориентационное направление работы педагогического коллектива как системное решение вопроса подготовки высококвалифицированных специалистов»-11чел.

4) «Коллективное решение проблемных ситуаций в учебной практике при подготовке взрослого населения» по профессии «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»-13 чел.

5) «Выполнение практических заданий, ориентированных на конкретное применение» по профессиям «Судостроитель-судоремонтник металлических судов» и «Слесарь-монтажник судовой»-15.

6) «Использование технологий уровневой дифференциации профессионального обучения в подготовке взрослого населения»-13.

7) «Использование современных информационных технологий в образовании взрослых»-18чел.

8) «Технология проблемного обучения при подготовке взрослого населения» по профессии «Токарь»-14 чел.

    9) «Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении взрослого населения»- по профессии «столяр судовой»-11чел.

10) «Технология творческих мастерских при обучении взрослого населения с использованием современной материально-технической базы РЦ» профессиям «Судостроитель-судоремонтник металлических судов» и  «Слесарь»-16чел.

1-открытый урок-7 чел.

«Отработка приемов производства комплексных работ ручным столярным инструментом, при изготовлении изделия «Киянка»- 7чел.

В соответствии с планом работы ресурсного центра были организованы и проведены Конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся профильных ПОУ, в которых приняли участие 100 студентов из 18 ПОУ,  по следующим профессия:

«Сварщик»-27участников.

«Токарь»- 27участников.

«Фрезеровщик»- 14 участников.

«Слесарь механосборочных работ»-9участников.

«Сборщик корпусов металлических судов»-11 участников.

«Станочники широкого профиля»-12 участников.

18 мая запланирован конкурс профессионального мастерства среди обучающихся по профессии «Станочник широкого профиля»

Осуществлено повышение квалификации преподавателей профцикла и мастеров п/о, подготовлены  обучающиеся  для   участия:

  • во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства г. Казань
  • во Втором  открытом  Чемпионате WorldSkills в Московской области и в Финале Национального чемпионата WorldSkills Russia г. Казань.

  Обучены 43 группы  623  человека взрослого населения по профессиям: сборщик корпусов металлических судов, сварщик, слесарь-монтажник судовой и сборщик-достройщик судовой, станочник широкого профиля, оператор станков с программным управлением и д.р. Направленных на обучение предприятиями города (394 человека),  и  по индивидуальным договорам  (229 обучающихся).

Таким образом, работа ресурсного центра в таких проектах позволяет решить главную проблему – нехватки рабочих кадров в судостроении.

Для осуществления сетевого взаимодействия ресурсного центра с профильными ПОУ были разработаны программы стажировок для мастеров производственного обучения и преподавателей спецтехнологии на современном оборудовании учебно-производственных мастерских колледжа и судостроительных предприятий. Для этого был заключен между ресурсным центром и учебным центром ОА «Адмиралтейские верфи». В рамках этого договора были проведены стажировки, которые прошли 25 мастеров п/о и спецтехнологов.

Публикации:

1.Морозова М.А., Пирязева Е.Б. «Обеспечение качественной подготовки рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга на основе интеграции образования и производства».

2. Морозова М.А., «Опыт организации сетевого взаимодействия ресурсного центра и образовательных учреждений СПО».

3. Боталова Я.В.,статья «Хотите стать победителем – приходите к нам!», газета «Северная верфь».

Сотрудники колледжа и социальные партеры принимают активное участие в работе семинаров, круглых столов, мастер-классах и в конкурсах профессионального мастерства проводимых ресурсным центром колледжа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы пресс-центра – составляющая инновационной образовательной среды

Школьная телестудия может стать той внутришкольной учебной площадкой, которая позволит:·         выявлять высокомотивированных детей с целью дальнейшего развити...

Методический семинар «Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Тюменской области»

В педагогике понятие «инновационная деятельность» трактуется как деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения новог...

Пояснительная записка к методическому семинару «Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Тюменской области»

В педагогике понятие «инновационная деятельность» трактуется как деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения новог...

Реализация модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга

Внедрение передовых подходов к подготовке рабочих и инженеров — один из ключевых вопросов для технологического и экономического прорыва страны, а также повышения качества жизни и реальных доходов граж...

Выпускная аттестационная работа на тему: «Особенности организации и осуществления образовательной деятельности с обучающимися в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» с использованием дистанционных образовательных технологий»

Методическая разработка на тему: «Особенности организации и осуществления образовательной деятельности с обучающимися в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» с...

Методические рекомендации Центр профессиональных (прикладных) квалификаций как инновационная образовательная среда для подготовки рабочих кадров судостроительной отрасли

Методические рекомендации Центр профессиональных (прикладных) квалификаций как инновационная образовательная среда для подготовки рабочих кадров судостроительной отрасли   Под науч...