статьи
материал на тему

Стрыгина Марина Николаенва

статьи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _vsh-2013_strygina_m.n._11_11_marta_2013_1.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

М.Н. Стрыгина (ЦО №491- МГПУ,

Москва, Россия)

 ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ПОДДЕРЖКЕ КАК ЭЛЕМЕНТА ПРОЕКТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ШКОЛЬНИКОВ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

 В связи с вводом ФГОС многолетняя  системная инновационная деятельность ЦО №491 «Марьино» в виде экспериментальных площадок по «Развитию творческой индивидуальности детей в условиях Центра образования, обеспечивающего преемственность всех звеньев учающихся  основного и дополнительного образования» позволяет создать еще более комфортную обстановку для личностно-ориентированного развития  учащихся.Подготовка будущих педагогов, психологов к поддержке проектной деятельности актуальна. После  открытия очередной экспериментальной площадки по использованию в учебном процессе технологии учебного проектирования, в средней школе тоже начались изменения. Вроде так же проводились тематические экскурсии, литературно-художественные композиции, театральные постановки, создание моделей, изготовление костюмов, оформление информационных и научных сообщений, внеурочная деятельность традиционной школы, но  появилось  более полное понимание проектной деятельности как образовательного процесса, направленного на самостоятельное целенаправленное  стремление ученика выполнить задуманную им работу. В былые времена, в начале эксперимента использования метода проектов в учебном процессе сопровождалась тем, что учителя сами разрабатывали сценарии «проектов» и раздавали ученикам тексты для заучивания наизусть при «презентации», зная, все что выходит за рамки учебного плана – проект. Но больше всего от этого страдали дети, приходилось  выучивать на память тексты, часто им малопонятные.  После открытия очередной городской экспериментальной площадки с элементами проектной деятельности, в учительской среде начальных классов стали возникать проблемы, связанные с практической реализацией этого метода. Да и задачи начальной школы лежат в области формирования компетентностей основного базиса тех начальных знаний и умений, которые  необходимы для дальнейшего развития в средней и старшей школе, в том числе  и с помощью проектно-исследовательской деятельности.  Поэтому  школьников надо  было обучать началам проектной деятельности в условиях классно-урочной системы, а методических пособий и дидактических материалов в этой области не было. Возникла проблемная ситуация;  например, что нового дает использование метода проектов для формирования познавательной активности школьника?  Какие новообразования образуются у детей в результате учебного проектирования? Какие новые  качества должны  быть сформированы у учителей и воспитателей? Как все это реализовать? Результаты мониторинга, проведенные психологами, показали реальную картину взаимоотношений учеников и учителей и общего отношения к проектной деятельности как дополнительной учебной нагрузке (при декларируемой сверху тенденции к уменьшению домашних заданий). Было подтверждено, что метод проектов позволяет решать задачи формирования проектно-исследовательской компетентности учащихся, и может быть использовано при решении учебно-воспитательных задач. Но где бы и какие бы проекты не затевались с учащимися, а особенно с  дошкольниками, младшими школьниками, это всегда связано с большими трудозатратами педагогов, затратами времени и сил с двух сторон, и часто эти усилия не давали ожидаемый эффект и результат. Особенно это выявилось при включении учебного проектирования в канву урока, когда в процесс, включаются все ученики класса, а не отдельные, хорошо успевающие учащиеся, при этом многие ученики не могут работать в тех временных рамках, которые задаются на этих уроках. Младший школьник, не успевая вникнуть в проблему, раздражается, это приводит к неудовольствию, частичному неприятию самого урока.  Общая неготовность учащихся к собственно проектированию являла все призхнаки. Самые важные этапы для успешной деятельности, такие как анализ проблемной ситуации,целеполагание, формулирование задач, планирование работы в рамках проекта,часто, опускаются или выполняются самим педагогом. При этом ученикам отводится роль пассивных наблюдателей, вследствие чего у них возникает состояние лености. Ну и как следствие этого – снижение мотивации, непонимание цели работы.Поэтому страдает эффективность работы учителя при всех его необыкновенных стараниях.Что важно помнить, если новыми являются  содержание и способы деятельности,  то образовательный процесс сильно тормозится, проявляясь в низком качестве усвоения. Вот почему, прежде  чем использовать учебные проекты для более эффективного их усвоения на предметных занятиях, важно, чтобы проектные умения (ЗУН) и проектная деятельность были хотя бы сформированы на уровне минимальной сложности, причем начинать подготовительную работу к проектной деятельности надо с детского сада. Речь идет о пошаговой  усложняемости проектным технологиям.Проектные умения частично совпадают с общеучебными, являясь специфически проектными, как целеполагание, планирование, самоанализ, самовыражение, что в принципе заложено во всех школьных  системах периода начального образования. Что же существует на практике? На практике общеучебные умения формируются, как правило, слабо, формирование этих умений носит случайный характер.  Все внимание педагога приковано к передаче знаний, а не к способам его добывания и получения, и не контролируется никем. На сегодняшний день нет средств измерения. Таким образом,  общеучебные и  проектные умения нам предстояло формировать в системе - целенаправленно. Надо выполнять целостные проекты, где отдельные умения применяются  в логической последовательности от этапа к этапу(пошагово), приводя к желаемому результату. Проектная деятельность формируется как способность к формулированию и разрешению проблем.  Вытекает вывод, что  нужны занятия, в основе которых лежит деятельность, позволяющая формировать проектные умения, а так же проектную деятельность как целостную и системную способность. Целесообразно начинать с младшего школьного возраста. Ведь согласно системному строению сложных психических процессов в осуществлении любой психической функции принимает участие весь мозг, а значит и правое,и левое полушарии. Предложенная система упражнений на  специальном тренажере, как фрагмент занятия, является эффективной при реализации комплексного подхода, включающего определенные  направления развития. Никакой специальной подготовки к занятиям не требуется.Поэтому все «искусства» трансформированы в систему упражнений. Все упражнения подчинены конкретной цели - развитию творческого воображения,целеполагания,эмоциональной стабильности, но выстраиваются по заданному психологом маршруту. В данном случае  - тренажер ( цветовое табло с шероховатой поверхностью), разделенное на 4 зоны. В  основе  лежит метод  замещающего онтогенеза (книга Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. - М. - Генезис.-2007). Использование цветоколористики, тактильных ощущений и перекрестных упражнений дает толчок к такому полушарному взаимодействию, при котором снимаются мышечные зажимы, расширяется сенсомоторная реакция учащегося.  Сочетаемость движения правой и левой половиной тела еще больше дополняют положительный результат. Мозг ученика с развитым творческим мышлением задействует те центры, которые у обычных людей спят. Подобный ученик способен находить нестандартные решения в сложных ситуациях,ищет свой авторский рецепт.Потому что одна из задач  найти и включить ресурсы учащегося, которыми он не пользуется. И может никогда не воспользоваться. Представьте себе замечательный рояль, на котором всю жизнь играют только одну мелодию. В связи с этим надо постоянно анализировать показатели уровней сформированности названных навыков и взаимодействий.   Упражнения выполняются по заданному психологом маршруту: перекрестные движения руками, прикасающимися к поверхности. При этом  в определенном темпе и громкости проговариваривается текст (например): «Я сейчас стою спокойно и веду себя достойно». Важным условием является одновременность выполнения тренинга-упражнения. Упражнения выполняются в присутствии психолога, педагога. Учащимся младшей школы очень нравятся эти занятия, они с удовольствием их выполняют. Результативность работы достигается при систематической работе.  Во время исследования возникших проблем проектного обучения в начальной школе пришло новое понимание методологии и технологии процесса  ученического проектирования, которые необходимо было реализовать в сложившейся реальной ситуации.  Путь к самоактуализации «маленькой» личности осуществляется через средства самосовершенствования (на начальном этапе): самосознания; самопознания; самоутверждения; самовыражения; самоуважения; самоценности. Профиль курса построен таким образом, что пошагово помогает развитию эмоциональной готовности младшего школьника постепенно, как  элемента в формировании проектной компетентности на первых стадиях развития.Молодому педагогу,психологу важно освоить концепцию поддержки  школьника как системный подход  технологий. Такие специалисты на практике более успешнее,  Они приобретают  значимость в учебном процессе  учреждения.   Причина: замотивирование на проектную деятельность,высокий эмоциональный тон.Вот тогда то дети с восторгом и воодушевлением встречают каждый урок проектной деятельности. В заключение надо отметить, что  выпускники должны освоить проектную деятельность школьников.

 Список литературы:

1.Кларина Л.М. Пропедевтика проектной деятельности учащихся: цели, содержание, организация.

2.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических ВУЗов – 2-е изд., испр.  и доп. – М., АРКТИ, 2005.                                            

 3.Пахомова Н.Ю. Подготовка учителя к проектному обучению//Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. Сб. ст. под ред. Н.Ю.Пахомовой – М., МИОО, 2005.

  4.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы).- М.: Дело.-1994.  5.Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя: Учебное пособие./ Л.М.Митиной.-М.:МГСИ,Воронеж.-2001.                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психо...

Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»

Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....

Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»

Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....