Урок занимательной математики
методическая разработка на тему

Математика -наука серьезная, поэтому найти время для развлечения необходимо

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zanimatelnoy_matematiki.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок занимательной математики

Внеклассное мероприятие для учащихся групп № 11 и №13

Разработала и провела: Ковалева Валентина Сергеевна

Урок – конкурс.

Цели: Через игру развивать логическое мышление обучающихся, интерес к изучению математики, дать возможность испытать радость победы, развивать интеллект. Показать живость математических понятий, их непосредственную связь с жизнью. Воспитывать коллективизм, уменье работать в команде.

Обеспечение игры:1) газеты по математике

                            2) карточки – сигналы 12 шт.

                            3) звездочки

                            4) магниты

                            5) проектор

                            6) задания:

                                     1.кроссворд

  2.анаграммы

  3. конкурс архитекторов

  4. конкурс художников

  5. конкурс архивариусов

  6. пантомима

  7. самый ловкий

  Соревнование двух команд.

 Каждая команда выбирает себе капитана.

 В каждой команде участвуют по 7 игроков.

Болельщики каждой команды могут принести своей команде

дополнительные очки для победы.

Каждый правильный ответ дает команде 1 балл

(команда получает жетон).

Дать задание:

1) предварительно каждой команде составить пантомиму по теме

2)придумать название и девиз своей команде

 Разминка (вопросы задаются обеим командам, отвечает та команда, игрок которой первой поднимет сигнальную карточку. За правильный ответ команда получает 1 балл )

-сколько яиц можно съесть натощак?  (одно)

-Из какой посуды не едят?  (из пустой)

-Что в горшок кидают перед тем, как в нем варят еду?  (взгляд)

- на какое число надо разделить 2,  чтобы получить 4? (на 0,5)

-если в 12 часов  ночи идет дождь, то можно ли ожидать через 72 часа солнечную погоду? (нет, будет опять ночь)

-Олег смотрел телевизор 1,75 час. Сколько это минут?

        ( 105 минут)

-сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению? (2+2=2×2)

-какое число является кратным всем числам?

-какое число является делителем всех чисел?

-сколько ударов делают часы с боем в сутки, если они ни отбивают полчаса?

        (156 = 12×13)

- может ли дробь, в которой числитель меньше знаменателя, быть равной дроби,

  в которой    числитель больше знаменателя?

        (Да.   = )

-сколько корней имеет уравнение

        3(х-2) + 2х – 11 =  5х + 3?

Капитаны, капитаны, постарайтесь

В форме быть от зари до зари.

Капитаны, капитаны, улыбайтесь,

Лишь веселым покоряется жюри

2. конкурс капитанов

 (детектор лжи)   (ответы «да» или «нет»)

Вопросы капитану 1 команды:

        а) - Графиком линейной функции является прямая линия.

б) - Если коэффициент а при  х2   у параболы у = ах2 – положительное         число,   то ветви параболы    направлены вниз

  Вопросы капитану 1 команды:

          б)  - Решая неравенство  -8х ≥ 4, получаем х ≥ -

          а) - Через две точки пространства проходит прямая и только одна

( ответивший правильно на оба вопроса, получает право первым принять участие в блиц-опросе)

(Блиц-опрос): (наибольшее число верных ответов за  2 минуты)

-Шла старушка в Москву, а на встречу ей  три старика.

 Сколько человек шло в Москву?  (1)

-Что легче пуд ваты или пуд железа? (одинаково)

-Из Москвы в Петербург вышел поезд со скоростью 60 км/ч,

а из Петербурга в Москву вышел второй поезд со скоростью 70 км/ч.

 Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент их встречи?

 (оба одинаково)

-В одной семье у каждого из трех братьев есть сестра.

Сколько детей в семье? (4)

-петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг.

 Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? (5кг)

-Шоколадка стоит 10 рублей и еще половина.

 Сколько стоит шоколадка? (20 р.)

-Считаем:

 32 =      (9);

52 =     (25);

72 =    (49);

 -угол в квадрате?  (90˚)

-Арбуз стоит 20 рублей и еще пол-арбуза. Сколько стоит арбуз?  (40 р.)

-Разделить число 181 пополам так, чтобы в результате получилась 1   ()

-При каком царе впервые русские меры ( верста, сажень, аршин, вершок. дюйм, пуд, фунт, золотник) были определены в соответствующую систему?

 (при Петре 1)

-какое число надо прибавить к натуральному числу, чтобы получилось последующее? (1)

-Найдите лишнее по смыслу слово.  Остальные замените общим наименованием: метр, дециметр, килограмм, сантиметр, миллиметр.  (кг.  Единицы длины)

-Для измерения больших расстояний на Руси использовали единицу «поприще», замененную позже верстой. От восточных купцов пошла единица аршин, персидский аршин и др. Поэтому и возникла поговорка…

 (Мерить на свой аршин)

-     +    ()

-    -     (-)

-    ∙      ()

-    :      ()

-Какая из дробей выражает «четверть»      ()

- У Андрея было целое яблоко, две половины и четыре четвертинки.

  Сколько было у него яблок? (три)

-Батон разделили на три части.

 Сколько сделали разрезов? (два)

-Один мальчик говорит другому:

 «Если ты дашь мне половину своих денег,

я смогу купить карандаш». Сколько денег было у второго мальчика?

 (установить невозможно)

-Может ли при сложении двух чисел получиться нуль,

если хотя бы одно из чисел не равно нулю. (нет, не может)

 - отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром.  (радиус)

-Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой

 противолежащей стороны (медиана)

- график квадратичной функции  (парабола)

-прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат)

Мера веса драгоценных камней (карат)

Отношение противолежащего катета к гипотенузе (синус)

-Угол, меньший прямого.  (острый)

-Отрезок, соединяющий две любые точки окружности (хорда)

- Устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания (стартер)

-сумма всех длин многоугольника (периметр)

- ромб, у которого все углы прямые  (квадрат)

- самая большая хорда окружности (диаметр)

- отношение прилежащего катета к гипотенузе (косинус)

-результат сложения (сумма)

- сколько цифр вы знаете? (десять)

- сотая часть числа (процент)

 - сколько лет в одном веке? (сто)

- Почему в поездах стоп-краны всегда красные, а в самолетах – голубые?

 ( в самолетах стоп-кранов нет)

-квадра и ромб имеют равные стороны.

 Площадь какой фигуры больше? (площадь квадрата)

-экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за 1ч 15 км.  

С какой скоростью ехала каждая лошадь? (15 км/ч)

Командам предлагается ряд заданий:

1.кроссворд (2 участника)

2.анаграммы (2 участника)

3. конкурс архитекторов ( 2 участника)

4. конкурс художников (2 участника)

5. конкурс архивариусов (2 участника)

6. пантомима (3 участникав)

7. самый ловкий

3.Разминка болельщиков (во время решения командой кроссворда)

-К однозначному числу приписали такую же цифру.

 Во сколько раз увеличилось число? (в 11)

-Напишите наименьшее целое число. (нет таких)

-Три курицы за три дня снесли три яйца.

 Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней? (48)

 - Из трехзначного числа вычли двузначное, получили однозначное.

Назовите эти числа. (100-99=1)

-куб размером 1м3 распилили на кубические сантиметры, и выложили в цепочку. Какой она длины? (10 км)

  1. кроссворд:

Найдите имена трех ученых-математиков (буквы имени записаны подряд)

                                             П  П

                                        А  Л  И  Д

                                   О  Т   К  Ф  А    Г

                                   Н  Е   В       Р   О

2.Анаграммы: 

Рифма – (фирма)

Стук -  (куст)

Колос – (сокол)

Кайма – (майка)

Вход – (вдох)

3. конкурс архитекторов: ( 5минут)

Это греческий храм. Требуется переложить 4 спички так, чтобы получилось 11 квадратов

4. конкурс художников (10 минут)

Нарисовать портрет любого учащегося или литературного героя, героя мультфильмов и т.д., используя как можно больше математических знаков, символов, геометрических фигур, цифр, и рассказать о своем герое.

5. конкурс архивариусов: (5 минут)

Много легенд таит в себе греческая история, но греческие мифы не только о подвигах героев и войнах! Борьба за науки – тоже подвиг и война,если хотите. Постараемся узнать об этом побольше. Итак, легенды говорят:

-Геометрию основал…(Фалес)

-Для записи чисел использовали…(буквы)

-Странствовал в Египте, изучал астрономию и пытался доказать 5-й постулат…(Птоломей)

-«Пусть не входит тот, кто не знает геометрии»,- написал на воротах своей академии…» (Платон).

-Придумал «Начала»… (Евклид)

-Тот, кто мог быть в двух местах, имел золотое бедро, тот, кого воды восхваляли, и т. д.  (Пифагор)

-А носил ли Пифагор сам штаны, которые на все стороны равны? (Нет, он носил плащ философов – трибол)

6. пантомима (5 минут)

Что может быть лучше аксиом – доказывать не надо! Только запоминай. Но вот с этим во все времена трудно, Может показать легче?

-Через точку, не лежащую на одной прямой. Можно провести не более одной прямой, параллельной данной.

-Какова бы ни была прямая, существуют точки, принадлежащие ей и не принадлежащие ей.

Или такие понятия:

-противоположные лучи

Правильная дробь.

-неправильная дробь.

Окружность.

7. самый ловкий: 

( одновременно левой и правой руками написать на доске цифры 6 и 9;   5 и 2.

Обо всем-

 -по одной из программ показали трех бегемотов.

               Они весят: 8,5 кг, 850 000 г, 0,85 т.        

 Какой из бегемотов самый тяжелый?

-Назовите число, у которого нет противоположного?

-Какой пес носил на лапе часы?

-Кого из литературных героев вы бы назвали родоначальниками дачного строительства? ( три поросенка)

-Найти сумму всех нечетных чисел от -11 до 9 включительно? (-11)

-За 10 секунд умножить число 36 на 1,5. (36+18=54)

-Как называется общежитие для собак? (псарня)

-Могли бы вы написать «почти» по-китайски «большой ветер»? (тайфун)

Найти 40% от 140. (56)

-На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

Итоговый конкурс

Ну что ж, на все вопросы вы ответили, все конкурсы прошли, что-то узнали, а, если забыли, для вас наш словарь, который составят наши команды. Кто быстрее заполнит наш словарь математическими терминами?

Пример:

А- абсцисса

Б- Биссектриса

В – высота и т. д.

( раздать командам заготовленные заранее листы с буквами алфавита. Если в какой-либо команде возникает заминка – капитан обращается к болельщикам за помощью, называя букву.)

Подведение итогов

Найдите имена трех ученых-математиков

(буквы имени записаны подряд)

                                                     П   П

                             Г А  Л   И  Д

                         О  Т   К  Ф  А    Г  

                       Н  Е    В        Р    О

2.Анаграммы:

Рифма –

Стук -

Колос –

Кайма –

Вход –

Это греческий храм.          Требуется переложить 4 спички так, чтобы получилось 11 квадратов

        

3(х-2)+ 2х– 11= 5х + 3?

                                        Словарь математических терминов

А-

Б-

В-

Г-

Д-

Е-

Ж-

З-

И-

К-

Л-

М-

Н-

О-

П-

Р-

С-

Т-

У-

Ф-

Х-

Ц-

Ч-

Ш-

Э-

Ю-

Я -

- кроссворд:

Найдите имена трех ученых-математиков

(буквы имени записаны подряд)

П  П

А  Л  И  Д

О  Т   К  Ф  А    Г

Н  Е   В       Р   О

2.Анаграммы:

Создать новые слова  из букв  каждого слова

Рифма –

Стук -  

Колос –

Кайма –

Вход –

  1. конкурс архитекторов: 

Это греческий храм.

Требуется переложить 4 спички так, чтобы получилось 11 квадратов

  1. конкурс художников

Нарисовать портрет любого учащегося или литературного героя,

 героя мультфильмов и

т.д., используя как можно больше математических знаков,

символов, геометрических

 фигур, цифр,

 и рассказать о своем герое.

конкурс архивариусов:

Много легенд таит в себе греческая история, но греческие мифы не только о подвигах героев и войнах! Борьба за науки – тоже подвиг и война,если хотите. Постараемся узнать об этом побольше.

 Итак, легенды говорят:

-Геометрию основал………………………….

-Для записи чисел использовали……………………………….

-Странствовал в Египте, изучал астрономию и пытался доказать 5-й

 постулат…………………………………………………………….

-«Пусть не входит тот, кто не знает геометрии»,- написал на воротах своей академии…»

………………………………………………………………………………

-Придумал «Начала»…………………………………………………………….

-Тот, кто мог быть в двух местах, имел золотое бедро, тот, кого воды восхваляли, и т. д.  (-А носил ли Пифагор сам штаны, которые на все стороны равны?)

……………………………………………………………………..

. пантомима

Что может быть лучше аксиом – доказывать не надо!

 Только запоминай.

Но вот с этим во все времена трудно, Может показать легче?

-Через точку, не лежащую на одной прямой. Можно провести не более одной прямой, параллельной данной.

-Какова бы ни была прямая, существуют точки, принадлежащие ей и не принадлежащие ей.

Или такие понятия:

-противоположные лучи

Правильная дробь.

-неправильная дробь.

Окружность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольная РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ. ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ

План:1. Развитие самостоятельной математической деятельности – условие    успешной подготовки детей  к школе2. Задачи создания уголка занимательной математики3. Требования к ...

контрольная РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ. ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ

План:1. Развитие самостоятельной математической деятельности – условие    успешной подготовки детей  к школе2. Задачи создания уголка занимательной математики3. Требования к ...

Математическая викторина "Занимательная математика"

 Эта викторина посвящается замечательной науке  –  математике. Математика, как вы знаете, серьёзная наука. Выдающийся математик 17 века Блёз Паскаль говорил, что «Предмет ма...

интегрированное занятие занимательной математики и истории Санкт -Петербурга

Путешествие по Санкт-Петербургу, решая задачи про исторические события города....

Внеурочная деятельность. Кружок "Занимательная математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"...

Конспект занятия по математике для детей старшей группы «Занимательная математика»

Конспект занятия по математикедля детей старшей группы«Занимательная математика»подготовила воспитательБайбара Е.Н. г. Троицк2017 г.Программное содержание:Продолжать учить понимать от...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике "Занимательная математика" для обучающихся первого курса колледжа

Данная методическая разработка составлена для проведения внеклассного мероприятия по математике на 1-2 курсе в среднем профессиональном учебном заведении. Мероприятие проводится в форме игры, состоит ...