Математическая викторина "Занимательная математика"
классный час по теме

Вакина Галина Викторовна

   Эта викторина посвящается замечательной науке  –  математике. 

Математика, как вы знаете, серьёзная наука. Выдающийся математик 17 века Блёз Паскаль говорил, что «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его занимательным»

И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьёзной, но и скучной наукой, в математике издавна существуют занимательные  задачи.

И сегодня мы будем решать такие задачи, требующие от вас смекалки, находчивости и сообразительности.

Я хотела бы предупредить, не огорчайтесь, если вы не знаете точный математический ответ. Найдите в этом случае выход - проявите смекалку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математическая викторина

Цели и задачи:

  1. Научить применять имеющиеся математические знания в нестандартных ситуациях.
  2. Развивать логическое мышление, внимание, смекалку.
  3. Способствовать развитию интереса обучающихся к математике.
  4. Формировать умение работать в коллективе, способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, созданию атмосферы взаимовыручки.

Ребята, сегодня мы с вами проведём  викторину. Эта викторина посвящается замечательной науке  –  математике.  

Математика, как вы знаете, серьёзная наука. Выдающийся математик 17 века Блёз Паскаль говорил, что «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его занимательным»

       И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьёзной, но и скучной наукой, в математике издавна существуют занимательные  задачи.

И сегодня мы будем решать такие задачи, требующие от вас смекалки, находчивости и сообразительности.

Я хотела бы предупредить, не огорчайтесь, если вы не знаете точный математический ответ. Найдите в этом случае выход - проявите смекалку.

Соревноваться будут  2 команды :

    команда 11 группы , которая называется « РИТМ  »

    команда 12 группы , которая называется « ИНТЕГРАЛ  »

Представляем жюри:

1

2.

3.

1 конкурс  «Математическая разминка»   Оценка: 1 вопрос – 1 балл

( вопросы задаются по очереди обеим командам)

 

1-й команде:

1. Двенадцатый месяц у нас называется декабрь. Это слово происходит от греческого “дека”- десять. Отсюда также слово декалитр - 10 литров, декада - 10 дней. Выходит, что декабрь носит название “десятый”. Внимание вопрос! Чем объяснить это несоответствие? Ответ: раньше Новый год начинался с марта

 2. Именно этот учебник был первой в России энциклопедией математических знаний. По     нему учился М.В.Ломоносов, называвший его «вратами учености». Именно в нем впервые на русском языке введены понятия «частное», «произведение», «делитель».

Назовите название учебника и по возможности его автора.

Ответ: «Арифметика» Л.Ф.Магницкого

3.  В какой стране впервые появились отрицательные числа?  Ответ: в Древнем Китае 

4. В древности такого термина не было. Его ввел в XVII веке французский математик Франсуа Виет. В переводе с латинского он означает «спица колеса», что это?    

Ответ: радиус

5. Назовите автора учебника по алгебре, по которому вы учитесь.

Ответ: Ш.А. Алимов

2-й команде:

1. Точка, от которой в Венгрии отсчитывают расстояние, отмечена особо. В этом месте в центре Будапешта поставлен памятник. Кто удостоился таких почестей?

                                                                                             Ответ: нуль

2. На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Почти спустя 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик?                Ответ: Архимед

3. Индийцы называли его «сунья», арабские математики «сифр». Как мы называем его сейчас?        Ответ: нуль

4. Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающая на две части». О чем идет речь?                        Ответ: о биссектрисе

5. Назовите автора учебника по геометрии, по которому вы учитесь. 

Ответ: Л.С. Атанасян

2 конкурс  «Счетовод»     (3 мин)                          Оценка: 2 балла

(Задание обоим командам. Ответы записывают на листочках)

1.   Из десяти примеров надо выбрать один, к которому подходит данный ответ:           26 111 917.

Калькулятором пользоваться нельзя!

1.     3873*3929

2.     3452*2141

3.     21421*242

4.     1234*6256

5.     2356*2564

6.     10045*244

7.     5423*5214

8.     5213*5009

9.     6234*1428

10. 2345*5652

 (Ответ: 8)

  1. Напиши в столбик 3 числа: 111,  777,  999. Теперь нужно зачеркнуть 6 цифр так, чтобы при сложении оставшихся чисел сумма равнялась 20. Какие цифры следует зачеркнуть?

Ответ:   1 1 1

              7 7 7

              9 9 9

3 конкурс  «Исторический калейдоскоп»     Оценка: 1 вопрос – 2 балла

(вопросы поочерёдно задаются командам)

Всякая наука, в том числе и математика, не может существовать без истории!

Знаете ли вы ученых математиков и их вклад в развитие царицы наук? Проведем следующий конкурс «Исторический калейдоскоп». 1балл за каждый верный ответ. Команды отвечают по очереди. Если команда допустила ошибку, то у соперников есть шанс заработать дополнительный балл. Слово предоставляется командам.

1 вопрос    ( 11 гр.)

Этот ученый жил более двух тысяч лет назад и был современником царя Птолимея I.

Он старше Архимеда.

Вам известен его алгоритм нахождения НОД (наибольшего делителя двух целых чисел).

Его считают основателем геометрии. Кто это. (Евклид)

2 вопрос    (12 гр.)

Родился в 1777 году.

В 19 лет дал полное решение для построения правильного семиугольника и девятиугольника. Над решением этой задачи ученые бились в течение   2-х тысяч лет.

Это знаменитые его слова: «Математика-царица всех наук, арифметика-царица математики»  Кто он? (Гаусс)

3 вопрос  (11 гр.)

Год его смерти – год падения Сиракуз.

Он погиб от рук римского солдата.

Он проверил чистоту золотого венца царя с помощью закона выталкивающей силы.

Вычислил число π. Назовите ученого. (Архимед)

4 вопрос    (12 гр.)

4 конкурс   «Построение графиков»              Оценка: 5 баллов

Командам предлагается построить графики показательных функций, но выполнить это задание всей командой.

  11 гр.     у = 2х                                12 гр.      у = 3х

- 1 ученик - строит таблицу,

- 2 ученик- задаёт значения х,

- 3 ученик- вычисляет у,

- 4 ученик- строит систему координат,

- 5 ученик- строит точки по таблице,

- 6 ученик- чертит график.

5 конкурс « Расшифруй слово»  Оценка: за каждое слово – 0,5 балла

Задание командам, которое они должны выполнить за 3 мин.

А

Б

В

Г

Д

Е

И

К

Л

M

Н

О

Р

Т

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

4 7 5---

8 6 5 13---

8 11 7 4 1---

5 12 10--

8 7 11 12--

10 12 14 12 13---

7 4 9 1 --

10 12 13 5 1 ---

8 7 14--

10 12 5 1--

9 12 5 8 1---

3 6 8--

8 1 5 13--

11 1 13 12 5---

4 12 5--

11 6 2 12--

2 1 13 12 11---

14 7 8--

5 7 3 12--

7 5 6 1 9---

Ответы:

ГИД

КЕДР

КНИГА

ДОМ

КИНО

МОТОР

ИГЛА

МОРДА

КИТ

МОДА

ЛОДКА

ВЕК

КАДР

НАРОД  

ГОД

НЕБО

БАРОН

ТИК

 ДИВО

ИДЕАЛ

6 конкурс « Одним росчерком пера»   Оценка: за каждую фигуру – 1 балл

Нарисовать фигуры, не отрывая карандаша от бумаги и не проходя дважды по одному участку

1 задача

                                                             

2 задача

                                                           

3 задача

                                           

4 задача

5 задача .    Как четырьмя линиями, не отрывая карандаша от бумаги, перечеркнуть 9 точек, расположенных так, как показано на рисунке?

7 конкурс « Числовые головоломки»    Оценка: 1 пример - 1 б.

1.Записать, пользуясь тремя пятёрками и известными знаками действий :

                   1)     1                Ответ:      (  5   :   5 )5     =  1

                   2)     0               Ответ:      ( 5   -     5 )   :   5    =   0

                   3)     2               Ответ:      ( 5    +    5 )   :   5    =  2

        

                    4)    5                Ответ:      ( 5    ·    5 )   :   5    =  5

2.Пользуясь пятью двойками и знаками действий, записать число 28.

                                     Ответ:     22  + 2  + 2  + 2

3.   Пользуясь четырьмя двойками и знаками действий, записать число 111

                                               Ответ:  222  :  2  =  111
 

4.Записать число 100, пользуясь :

              а)  четырьмя девятками      Ответ:   99  +  9 :  9  =  100

          б) шестью девятками           Ответ:  99  +  99 : 99  =  100

  1. Написать число    31

               а) пятью тройками           Ответ:    33  -  3  +  3  :  3

            б) шестью тройками        Ответ:    3 · 3 · 3  + 3 + ( 3 : 3)

8 конкурс « Цифры в песнях»                   Оценка: 1 песня - 2 б.

Членам команд пропеть или хотя бы проговорить строчку ( а лучше куплет) из песни, содержащей числа.

Примеры:

  1. Жили у бабуси 2 весёлых гуся …
  2. Дважды два четыре, дважды два четыре – это всем известно в целом мире.Дважды два четыре, дважды два четыре а не пять, а не семь это ясно всем…
  3. 1000 000, 1000 000, 1000 000 алых роз …
  4. Три танкиста, три весёлых друга – экипаж машины боевой…
  5. Раз дощечка, два дощечка будет лесенка, раз словечко, два словечко – будет песенка …

 

9 конкурс   « Вопрос  – ответ »          Оценка: 1 вопрос - 1 б.

( вопросы задаются по очереди обеим командам)

 

Вопросы:                                                                           Ответы:

1. Результат сложения                                                        сумма

2. Сколько цифр вы знаете?                                                 десять

3. Как называется первая координата точки?                                абсцисса

4. Сотая часть числа                                                                процент

5. Прибор для измерения углов                                                транспортир

6. Сколько сантиметров в метре?                                                сто

7. Результат деления                                                                частное

8. Графиком линейной функции является ….                                         прямая

9. Величина прямого угла                                                                         900

10. Когда произведение равно нулю?                                        хотя бы один множитель равен 0

11. Число, обращающее уравнение в верное равенство                           корень уравнения

12. Сколько сантиметров составляет 1% метра?                                     1 см

13. Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром                радиус

14. Отрезок, соединяющий вершину треугольника

      с серединой противоположной стороны                                  медиана                             

15. Множество точек плоскости, равноудаленных

      от данной точки                                                                  окружность

16. Утверждение, требующее доказательства                                        теорема

17. Цифровая оценка успехов                                                                  балл

18. Прямые, не пересекающиеся на плоскости                                параллельные

19. Угол, смежный с углом треугольника при данной вершине  

              внешний угол                   

20. Прямоугольник, у которого все стороны равны                              квадрат

21. Мера веса драгоценных камней                                             карат

22. Угол, меньше прямого                                                              острый

23. Радиус окружности 6 см. Чему равен диаметр?                              12см

24. Сколько нулей в записи числа миллион?                                        шесть

25. Какой знак надо поставить между двойкой и тройкой,

      чтобы получилось число больше 2 и меньше 3?                            запятая

26. Может ли угол параллелограмма быть равен 2000?                          нет

27. Третья буква греческого алфавита                                                гамма

28. Наименьшее чётное число.                                                                  два

29. Кто ввёл прямоугольную  систему координат ?                                Декарт

30. Значение буквы, при котором уравнение обращается                корень

       в верное равенство    

31. Отрезок, соединяющий противоположные вершины                 Диагональ

      четырехугольника

32. Назовите наименьшее натуральное двузначное число                10

___________________________________________________________

Задания болельщикам

Пришло время для конкурса болельщиков. Поддержите свои команды и пополните их копилку очками.

За каждое правильно выполненное задание 1 балл

1 задание

Назвать фильмы, в которых встречаются цифры.  ( написать на листочках)

 2 задание

Числа в пословицах и поговорках.

Примеры:

1) Одно дерево срубишь, 10 посади.

2) Одна голова хорошо, а две лучше.

3) 7 раз отмерь, 1 раз отрежь.

4) Один за всех и все за одного.

5) один в поле не воин

3 задание

«ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО».

 

 Нужно составить как можно больше слов из букв слова "ТРЕУГОЛЬНИК” (е=ё)

Время 3 минуты.

Например:

 (Рог, руль, толь, рот, кит, горн, уголь, урон, китель, кулон, грек, луг, угол, лот, тор, кон, нуль, уклон, укол, лектор, тенор, тур, гол, тол, корень, рок, укор, лето, утро, игрек, орел, турне, тир, роль, трель, тон, кот, лень, тело, итог, ролик, кино, раут, гик, ель, тик, олень, кол, енот, трек, ток, куль, крот, лук, гель, лён, урок, корь, лорнет, турок, и т.д.)

 

Заключительная часть «ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ»

 

 Вот закончилась игра,

 Результат узнать пора.

 Кто же лучше всех трудился

 И в викторине отличился?

Предоставляется слово жюри для подведения итогов.  

Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите математику и хорошо её знаете. Вы показали, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед!

        Литература:

1. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. М., Просвещение, 1989.

2. Гарднер Мартин Математические досуги. М., Мир, 1972.

3. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. М., Наука, 1991.

4. Перельман Я.И. Живая математика. М., Наука, 1970.

5. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. М., МИРОС, 1992.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольная РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ. ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ

План:1. Развитие самостоятельной математической деятельности – условие    успешной подготовки детей  к школе2. Задачи создания уголка занимательной математики3. Требования к ...

контрольная РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ. ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ

План:1. Развитие самостоятельной математической деятельности – условие    успешной подготовки детей  к школе2. Задачи создания уголка занимательной математики3. Требования к ...

Урок математики 1 класс. Тема: "Закрепление нумерации чисел в пределах 20" Математическая сказка "Колобок"

Открытый урок с презентацией. 1 класс .Математическая сказка "Колобок"...

Методическая разработка интегрированного урока по учебным дисциплинам «Элементы математической логики» и «Элементы высшей математики» преподавателей МКЭиИТ Невзоровой И.Б. и Сипачевой О.И.

Данная работа содержит методику проведения интегрированного урока по учебным дисциплинам «Элементы математической логики» и «Элементы высшей математики» для студентов 2 курса специальности 23011...

Интегрированный урок (математика + естествознание)) на тему: "Источник жизни на земле. Решение математических задач"

Повторение материала по темам нахождение числа по его дроби, сравнение,  деление дробей, применение математических знаний в жизненных ситуациях (свойство воды)....

методическое обеспечение конкурса «Математическая сказка» в рамках внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»

Само понятие «конкурс» означает соревнование, соискательство нескольких лиц в области наук, искусства и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конку...


 

Комментарии

Мария Александровна Королёва

Спасибо,очень полезный материал для проведения математических игр.Буду этим пользоваться на своих уроках.