Интегрированный урок (математика + естествознание)) на тему: "Источник жизни на земле. Решение математических задач"
план-конспект урока по теме

Свечникова Наталья Николаевна

Повторение материала по темам нахождение числа по его дроби, сравнение,  деление дробей, применение математических знаний в жизненных ситуациях (свойство воды).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (математика + естествознание)) на тему: "Источник жизни на земле. Решение математических задач"

Цели урока:

  1. Образовательные –   повторить материал по темам нахождение числа по его дроби, сравнение,  деление дробей, применение математических знаний в жизненных ситуациях (свойство воды).
  2. Развивающие – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизации, сознательного восприятия учебного материала;
  3. Развитие зрительной памяти; развитие математической речи учащихся, потребности к самообразованию; способствовать развитию творческой деятельности учащихся.
  4. Воспитательные – воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уверенности к себе; воспитание бережного отношения к водным ресурсам.

Тип урока – закрепление и совершенствование знаний.

Оборудование: по 3 стакана с водой,  по 3 стакана пустых, бутылка с водой, стакан, маленькая ложка, сода и соль, высказывание, карточки с заданиями, карточки с ответами и буквами, карточки с предполагаемыми веществами: кровь, вода, воздух; магниты, презентация (Приложение). 

На доске: тема-Нахождение дроби от числа и числа по его дроби.,

эпиграф «Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным областям труда и открытий.» А.И. Маркушевич.

ХОД УРОКА.

Учитель математики. Добрый день, ребята и гости!

Рефлексия настроения: на первом слайде презентации появляются три лица: грустное, нейтральное, весёлое. Слайд 1

-  Ребята, выберите лицо, которое соответствует вашему настроению в начале занятия, и покажите мне. Спасибо.

Учитель химии: Сегодня у нас необычное занятие. Это не урок математики, не  урок химии, а занятие, на котором и математика, и естественные науки идут рука об руку.

Учитель математики: Мы увидим, как школьные знания, умение решать задачи на нахождение  части от числа нужны в повседневной жизни. А предметом нашего внимания будет удивительное вещество.

Учитель химии: «Слайд 2» “…у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь!”

“О каком веществе идет речь?” - спрашивает учитель.

(ответы ребят: кровь, вода, жидкость)-карточки на доску

Гипотеза выдвинута, посмотрим, правы ли вы?

 

Учитель математики: Поработаем устно. Ответим на вопросы. (слайд № 3) (фронтальная работа)

Учитель химии:  Итак, первое состояние этого вещества? (лёд). Выдвинутые нами вещества все превращаются в лёд? Нет, слово «воздух» мы убираем.

Учитель математики: один ученик выполняет тест, 16 чел. работают в парах  (работа в парах,( Кто первым выполнит задание, бежит к доске и находит карточку с ответом, перевернув карточку, получите букву)карточка с заданием на парту), ост. образуют групп две группы ( задание на парте)

  1. Запишите в виде десятичной  дроби: 35 % (0, 35)
  2. Найдите 30 % от 50; (15)
  3. Какой цифрой оканчивается произведение: 13x14x15x16x17? (0)
  4. Найдите третью часть от числа 60. [20]
  5. Определить объём одного килограмма воды? (1 литр)
  6. Площадь дна квадратного бассейна 49 м2. Сторону увеличили на 3 м. Чему равна площадь дна нового бассейна? ( 100м2).
  7. Найдите 3/5 от 15. (9)
  8. Масса бидона с молоком 32 кг, а без молока 2 кг. Какова масса бидона, наполненного наполовину? (17)

Проверка:

1

2

3

4

5

6

7

8

Задание группе: На полке стоит шесть стаканов воды: три первых наполнены водой, три последние – пустые. Сделайте так, чтобы пустые и полные стаканы чередовались. Менять местами стаканы нельзя.

- Ребята, кто испытывал затруднения? В каких заданиях? Что надо сделать, чтобы не испытывать их в дальнейшем?

Проверим: Мы собрали слово. (слайд 4)

1 литр

0

20

0,35

9

100 м2

17

15

о

д

к

ж

т

с

ь

и

Учитель химии: И это следующее состояние нашего вещества.

Слайд №5 “Слово рассыпалось”,

слайд №6

проверяют выполнение, выясняют третье состояние. Какое выдвинутое нами вещество не превращается в пар? (кровь)

Учитель химии. Подтвердилась ли наша гипотеза?. Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь не возможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем, это – самое необыкновенная жидкость на свете. Что это? (слайд 7)

Учитель математики. Как же справились ребята, которые работали в группе? Прочитайте задание, скажите, как вы его выполнили?

На полке стоит шесть стаканов воды: три первых наполнены водой, три последние – пустые. Сделайте так, чтобы пустые и полные стаканы чередовались. Переставлять стаканы нельзя.

Учитель химии. Какое свойство воды  выяснили в результате этого задания? (Ответ. Текучесть).

- А вы знаете, какова доля воды в нашем организме? (80 % или 4/5 от массы его тела.)

Учитель математики: Саша, ты знаешь свой вес? Сколько? А в Вике? А у Серёжи?

У доски и в тетрадях.

Примерное решение:

1 ряд - 45* 0,8= 36 литров

2 ряд - 52*0,8=41,6 литров,

3 ряд -55*4/5= 11* 4=44 литров.

Учитель химии: Почему так важно знать: сколько воды в нашем организме? Чем опасна потеря  большего количества воды?

Учитель математики. Ребята, сейчас зима. Часто простываем. А как можно полечить горло? Каким раствором будем поласкать? Кто знает, как его приготовить?

Задача: (Слайд № 8)Для приготовления раствора берут 300 граммов воды, соды - 1/60 ( одну шестидесятую) часть количества воды, а соли – 0,02 части от воды. Сколько граммов соды и соли надо взять?

Самостоятельно

Решение:

  1. 300*1/60 = 5 (г) - сода.
  2. 300*0,02=6 (г) – соль.

-Кто испытывал затруднения? Что надо сделать, чтобы их в дальнейшем не испытывать?

Проверка (слайд 9)

Ответ. 5 граммов соды и 6 граммов соли.  (я наливаю в стакан воды, насыпаю соль, соду, размешиваю)

Почему лекарства запивают водой? (чтобы лучше растворились)

Учитель химии. Вода - хороший растворитель.

- В воде растворили вещества и приготовили напитки. Ребята, какие напитки вы любите?

На заметку: (слайд 10)

Чтобы смыть кровь с шоссе после аварии, что имеет  патрульная дорожная полиция в штатах (в США)?  

Чтобы удалить коррозию с батарей в автомобиле, чем можно воспользоваться?

• Что поможет раскрутить заржавевший болт?

• Как вы думаете, что помогает очистить одежду от загрязнения?

- На все вопросы- один ответ: коко-кола. Будем пить?

Учитель математики. А мы с вами, что будем пить? Компот? А вы знаете, как его приготовить? (Дети предлагают)

Задания на дом на карточках.

Обязательное задание: Компот содержит 12 частей воды, вишни и малины по одной части, а сахара две части ( по массе). Сколько потребуется сахара для приготовления 3200 г компота?

По желанию:

1Вычислите: . 

2.Творческое: Перед вами акростих. Это когда из первых букв каждой строки получается слово или фраза. Согласны ли вы с фразой, которая в нём зашифрована? А фраза такая: Движение-основа жизни. Ответ обоснуйте.

Вода и пар

Дружили пар с водой-

Водой не разольешь,

Иначе говоря, без пара

Житье воде сплошная кара.

Еще бы, чем они не пара?

Но вот, узнав об этой страсти,

Измор-огонь решил на части

Единство разделить без промедленья.

Огнем затравлена вода до испаренья,

Седеет пар,

Нигде воды ни-ни…

Один как перст, кого тут не вини.

Вдруг жар ослаб, а сверху кап да кап,

Желанная вода по каплям льется

И над огнем смеется.

Здесь и мораль найдется:

 Не забывай про мать-природу,

Имея цель разрознить пар и воду.

- Компот варить будем дома все! Ведь витаминный, ягодный или фруктовый компот особенно хорош зимой.

Учитель химии. Итак, помните, что вы сказали: «Вода – источник жизни на Земле»? Почему? А много ли пресной воды? Не стоит беспокоиться, что её не хватит? А у нас не пустыня, нам не надо беспокоиться?  

Человечество почти полностью зависит от поверхностных вод суши - рек и озер.

Учитель математики:

“Бросают в реку грязь и мусор,
Не любят реченьку свою.
Ах, если б слышали вы, люди,
Как стонет речка поутру.


Учитель химии:

Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.

Учитель математики:

Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою.”

- И в заключении нашего урока  разрешите подарить капельки-памятки (со словами прочитанного стихотворения)

Учитель химии:

Рефлексия: (слайд 11)

- подведём итог: ответьте на вопросы

1.Сегодня я узнал…

2. Теперь я могу…

3. Сегодня за урок я себе поставлю…

С согласна с вашими оценками (или..).

Ребята, с каким настроением вы заканчиваете занятие. Ребята, выберите и покажите то лицо, которое соответствует вашему настроению в конце занятия 

Спасибо за урок. Он окончен. До свидания.

(Слайд 12)

Литература:

  1. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл. сред. шк. /  Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. 5 –е изд. – М.: Просвещение, 1988.
  2. «Математика», 6 класс / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.- М.: Мнемозина, 2007 г.
  3. Дидактический материал, 6 кл.
  4. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2006-2007 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока по учебным дисциплинам «Элементы математической логики» и «Элементы высшей математики» преподавателей МКЭиИТ Невзоровой И.Б. и Сипачевой О.И.

Данная работа содержит методику проведения интегрированного урока по учебным дисциплинам «Элементы математической логики» и «Элементы высшей математики» для студентов 2 курса специальности 23011...

Развитие математического мышления младшего школьника на интегрированных уроках математики и информатики

Проект курсовой работы на тему: Развитие математического мышления младшего школьника на интегрированных уроках математики и информатики...

Методическая разработка открытого урока по теме "Применение технологий графической обработки информации для решения ряда математических задач"

Рассматривается  применение  компьютерной программы Advanced Grapher для решения задачи нахождения площади криволинейной трапеции. Работа выполнена в соавторстве с преподавателем Лазаревой Ю...

Рабочая программа «Практикум по решению математических задач»

Аннотация рабочей программы «Практикум по решению математических задач»         Программа «Практикум по решению математических задач» имеет естественнонау...

Интегрированный урок математики и географии в 5 классе

Интегрированный урок математики и географии в 5 классе по ФГОС по теме «Вокруг света с математикой». Презентация, к сожалению,не поместилась....

Урок 9 класс ТЕМА: « Применение элементов векторной геометрии в решении физических задач» ( интегрированный урок физики и математики)

Цель:1. Повторение основных определений темы.           2.Формирование умений практического применения действий над...