Интегрированный урок математики и географии в 5 классе
план-конспект урока

Хасанова Адэля Зияевна

Интегрированный урок математики и географии в 5 классе по ФГОС по теме «Вокруг света с математикой». Презентация, к сожалению,не поместилась.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по географии и математике в 5 классе

по теме «Вокруг света с математикой»

Разработали: учитель географии Гайламутдинова Зульфия Сабирзяновна ;     учитель математики Хасанова Адэля Зияевна.

МБОУ «Школа №15» с углубленным изучением отдельных предметов Советского района г. Казани

Цель урока:

  • Обобщить знания о нашей планете, которое дает учащимся возможность представить целостную картину мира.
  • Закрепить понятия «горы», «равнины», «моря», «реки», «озера», умение работать с картой.
  • Закрепить знания по отысканию части от целого и целого по его части.

Задачи урока:

Определить уровень знаний учащихся:

— основных терминов, понятий и определений;

— методов изучения природы;

— водных объектов суши и Мирового океана;

Определить уровень умений и навыков учащихся:

— показывать на карте полушарий географические объекты;

— применять на практике метод наблюдения;

Определить уровень понимания учащимися значения методов изучения природы и тесную их связь с математикой.

Оборудование: Физическая карта полушарий, листы с заданиями, ноутбук учителя, проектор.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: интегрированный урок географии и математики.

План урока:

1. Организация начала урока.

2. Объявление темы урока, его типа и поставленной цели.

3. Ход урока:

Методы изучения природы.

Задача на определение площади суши и площади воды на Земле.

Воды пресные и океанические.

Задача на сравнение объемов океанических вод и вод суши.

Океаны: название и размер.

Задача на сравнение площадей океанов.

Безымянный

Ход урока

I.Организационный момент

Учитель математики.

На слайде тема урока. Ребята, как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

 Вы часто задаете вопрос: а зачем нужно учиться делить и умножать, округлять, решать задачи? Сегодня на уроке мы покажем, что знать математику нужно не только для того, чтобы правильно производить расчеты в повседневной жизни. Математика — наука, которая тесно связана с другими науками. Ребята, наш урок сегодня будет немного необычным,  Мы одновременно займемся и математикой. А каким предметом ещё? В этом нам поможет устный счет.

Квест: устный счет, собери слово.

Получилось слово ГЕОГРАФИЯ. Сегодня урок математики и географии.

Учитель географии.  Что такое география?

Мы с вами уже знаем, как люди изучали и исследовали Землю.

— Как называются науки, изучающие природу?

Уже упомянутая география входит в их состав. И она, как и все естественные науки, для изучения природы использует различные методы.

— Какие методы изучения природы существуют?

Виды методов

Наблюдение

Эксперимент

Измерение

— Как вы думаете, какой из этих методов наиболее тесно связан с математикой?...

— А что мы, изучая природу, измеряем? ….

— Какие приборы нам необходимы для измерений?......

Какие прибора измерения мы применяем на уроках математики и географии?.....

Теперь на практике применим один из методов изучения природы — наблюдение. Посмотрите на карту полушарий. На ней коричневым и зеленым цветом показана суша, а синим — вода.

—Скажите, чем больше занята земная поверхность: сушей или водой, что больше — площадь суши или площадь водной поверхности?

Учитель математики.

Метод наблюдения позволяет сделать вывод: площадь водной поверхности больше, чем площадь суши. Давайте подтвердим наблюдение математическими расчетами. Прочитайте задачу. Есть ли, слова  которые вам не понятны?  Прочтите вопрос задачи.

Задача 1.  Известно, что площадь земной поверхности приблизительно равна 510 млн км2Сколько квадратных километров составляет площадь поверхности воды, если площадь поверхности суши равна 149 млн кв км?

510-149 =361 млн кв км воды

Получили ли мы подтверждение результата метода наблюдения о преимуществе воды на Земле?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель география.  Ребята, назовите известные вам водные объекты. Скажите, по какому признаку их разделяют на две группы?

Водные объекты

Океанические воды (соленые)

Воды суши (пресные)

океаны

реки

моря

озера

заливы и др.

болота

ледники и пр.

У каждого на столах лежит информационный лист. Прочтите его.

Скажите, пожалуйста,   о каких озерах  вы узнали.

Это наблюдение нам поможет подтвердить математика.

Учитель математики.  В наше время актуальна проблема ограниченных ресурсов пресной воды. Вода — источник жизни. Учеными давно измерен объем пресных и соленых вод. Давайте выясним, на сколько Байкал глубже Танганьики, а Танганьика глубже Каспийского моря?

Задача 2 .  Каспийское море  имеет глубину 1 км . Озеро Байкал  на 500 м больше глубины Каспийского моря. Глубина озера Танганьика составляет 1 км 400м. На сколько Байкал глубже Танганьики, а Танганьика глубже Каспийского моря

1 км =100м;        

  1. 1000+500=1500(м) глубина Байкала
  2. 1500-1400=100 (м) Байкал глубже Таганьики
  3. 1400-100=400 (м) Таганьика глубже Каспийского моря

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями , оцените работу одноклассника, если все верно оценка « 5».

Учитель география.

Водные объекты

Океанические воды (соленые)

Воды суши (пресные)

океаны

реки

моря

озера

заливы и др.

болота

ледники и пр.

Как нам уже известно, Мировой океан не един.— Перечислите, пожалуйста, на какие океаны он делится.

Обратимся к информационным листам , о каких океанах идет речь.

— Какой из океанов самый большой?

— А какой самый маленький? По карте полушарий вам пока трудно определить, какой из океанов по своему размеру занимает третье место, а какой — четвертое. В этом нам опять поможет математика.

Учитель математики. Для того, чтобы подтвердить ваши наблюдения о размерах океанов, обратимся к задаче

Задача 3. По данным таблицы расположите названия океанов в порядке убывания занимаемой ими площади. Во сколько раз площадь Тихого океана больше площади Северного Ледовитого океана? (площадь Тихого океана больше площади Северного Ледовитого океана в 12 раз)

Название океанов

Площадь

(млн км2)

Номер по убыванию площади

Атлантический

92

Тихий

180

Индийский

76

Северный Ледовитый

15

Учитель географии.

Водные объекты

Океанические воды (соленые)

Воды суши (пресные)

океаны

реки

моря

озера

заливы и др.

болота

ледники и пр.

О каких реках мы имеем информацию?

 Учитель математики.  Выполните следующие задания .Расположите названия  рек в порядке возрастания от их длины

Длина рек  ( в км):

Название реки

Длина рек       ( в км)

Порядок возрастание длины

Урал        

2428 

Енисей

3487         

Дон

1 870

Лена  

4400

Волга     

3530      

Нева  

74

Днепр

2 200

Учитель географии. Чтобы собрать точные сведения о размерах океанов и других водных объектах, путешественники прошлого совершили множество плаваний, в ходе которых ими были проведены точные измерения.

— Без какой науки невозможно провести точные измерения?

—Какой путешественник в прошлом совершил самую большую географическую ошибку? Почему?

—Какие данные о суше и воде сегодня на уроке мы подтвердили благодаря математике?

Думаем, проведенная работа на уроке вам позволила увидеть взаимосвязь географии и математики.

Учитель математики. Сегодня на уроке мы убедились, что каждая цифра, каждый пример и каждая задача, решенные вами, не выдуманы, а возникли из потребностей человечества в разные периоды. В дальнейшем нам придется решать много задач, связанных не только с географией, но и с физикой, химией, биологией.

IV. Домашнее задание:

Записано на классной доске

V. Рефлексия: 

Закончите предложения

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • у меня получилось
  • я смог…
  • меня удивило


Предварительный просмотр:

Раздаточный материал

Задача №1   Известно, что площадь земной поверхности приблизительно равна 510 млн км2Сколько квадратных километров составляет площадь поверхности воды, если площадь поверхности суши равна 149 млн кв км?

Задача 2 .  Каспийское море  имеет глубину 1 км . Озеро Байкал  на 500 м больше глубины Каспийского моря. Глубина озера Танганьика составляет 1 км 400м. На сколько Байкал глубже Танганьики, а Танганьика глубже Каспийского моря

Задача 3. По данным таблицы расположите названия океанов в порядке убывания занимаемой ими площади. Во сколько раз площадь Тихого океана больше площади Северного Ледовитого океана?

Название океанов

Площадь

(млн км2)

Номер по убыванию площади

Атлантический

92

Тихий

180

Индийский

76

Северный Ледовитый

15

Задача 4.Расположите названия  рек в порядке возрастания от их длины

Название реки

Длина рек       ( в км)

Порядок возрастание длины

Урал        

2428 

Енисей

3487         

Дон

1 870

Лена  

4400

Волга     

3530      

Нева  

74

Днепр

2 200

Раздаточный материал

Задача №1   Известно, что площадь земной поверхности приблизительно равна 510 млн км2Сколько квадратных километров составляет площадь поверхности воды, если площадь поверхности суши равна 149 млн кв км?

Задача 2 .  Каспийское море  имеет глубину 1 км . Озеро Байкал  на 500 м больше глубины Каспийского моря. Глубина озера Танганьика составляет 1 км 400м. На сколько Байкал глубже Танганьики, а Танганьика глубже Каспийского моря

Задача 3. По данным таблицы расположите названия океанов в порядке убывания занимаемой ими площади. Во сколько раз площадь Тихого океана больше площади Северного Ледовитого океана?

Название океанов

Площадь

(млн км2)

Номер по убыванию площади

Атлантический

92

Тихий

180

Индийский

76

Северный Ледовитый

15

Задача 4.Расположите названия  рек в порядке возрастания от их длины

Название реки

Длина рек       ( в км)

Порядок возрастание длины

Урал        

2428 

Енисей

3487         

Дон

1 870

Лена  

4400

Волга     

3530      

Нева  

74

Днепр

2 200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока по учебным дисциплинам «Элементы математической логики» и «Элементы высшей математики» преподавателей МКЭиИТ Невзоровой И.Б. и Сипачевой О.И.

Данная работа содержит методику проведения интегрированного урока по учебным дисциплинам «Элементы математической логики» и «Элементы высшей математики» для студентов 2 курса специальности 23011...

Интегрированный урок (математика + естествознание)) на тему: "Источник жизни на земле. Решение математических задач"

Повторение материала по темам нахождение числа по его дроби, сравнение,  деление дробей, применение математических знаний в жизненных ситуациях (свойство воды)....

Развитие математического мышления младшего школьника на интегрированных уроках математики и информатики

Проект курсовой работы на тему: Развитие математического мышления младшего школьника на интегрированных уроках математики и информатики...

Интегрированный урок истории и географии на тему "Политическая карта мира"

Интегрированные уроки - это одна из форм нестандартных уроков, которая позволяет объединить знания студентов из разных областей....

Урок 9 класс ТЕМА: « Применение элементов векторной геометрии в решении физических задач» ( интегрированный урок физики и математики)

Цель:1. Повторение основных определений темы.           2.Формирование умений практического применения действий над...

Методическая разработка урока математики для обучающихся 3 класса школы для детей с ТНР

Методическая разработка урока математики для обучающихся 3 класса школы для детей с ТНР на тему "Проверка деления с остатком"...

Урок математики в 1-м классе по образовательной системе "Школа России". Тема: Состав чисел в пределах 10. Закрепление изученного материала" Урок 68 по учебнику М.М.Моро и др.

В программе для начальной школы по образовательной системе "Школа России" говорится о том, что основными целями начального обучения математике являются:Математическое развитие младших школьн...