метод проектов
методическая разработка на тему

Шлёнкина Людмила Викторовна

метод проектов(выступление и презентация)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мы живем в эпоху информационного общества.

Выпускник современного учебного заведения, должен обладать определенными качествами личности, в частности:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применять их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности;

- грамотно работать с информацией- (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации и умело, выходить из них;

- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;

- быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить.

Не случайно в последние годы всё большую популярность в современном образовании приобрел метод проектов. Этот метод позволяет реализовать проблемное обучение, развивает теоретическое мышление и воображение, дает возможность студентам получить навыки группового взаимодействия.

Сущность проектной методики состоит в организации исследовательской деятельности студентов, что позволяет педагогу учить детей учиться самостоятельно. При этом меняется функция педагога: он перестаёт быть основным источником информации для студента и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Практика показывает, что участие в планировании и реализации учебного проекта приносит большое удовлетворение студентов, вызывая у них стойкий интерес к коллективному творчеству и к конкретным учебным дисциплинам.

Проектная деятельность готовит студентов к весьма серьёзному учебному труду. Ребята получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разных источниках, овладевают навыками работы со словарями, энциклопедиями, справочниками.

В переводе с греческого метод проектов — это Слайд 2 прочитать

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям, Слайд 3 прочитать 

Предложенная Джоном Дьюи перестройка современного ему школьного обучения, абстрактного, оторванного от жизни, направленного на заучивание (зубрежку) теоретических знаний, в образовательную систему, обучающую «путем делания», обогащающую личный опыт студента, созвучна как никогда. Обилие разнообразной научной информации в различных областях, а также ее динамичное изменение и уточнение делают невозможным в рамках учебной программы изучение всех предметов в полном объеме.

Следовательно, задача образовательного учреждения состоит в том, чтобы научить студентов ориентироваться в мире информации, добывать самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. научить учиться.

 Слайд 4 прочитать

 Слайд 5 показ В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы – нет деятельности.

Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на ее решение.

 Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

В работе над проектом следует пройти несколько традиционно сложившихся этапов Слайд 6 прочитать

        Слайд 7- 10 прочитать

         Самое интересное, что даже неудачно выполненный творческий проект также имеет положительное педагогическое значение. Понимание ошибок создает мотивацию к дальнейшей работе, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала «ситуацию неуспеха».

Таким образом, в результате определенной системы взаимодействия преподавателя и студента, у последних формируются продуктивные подходы к овладению информацией, снимается страх перед “неправильным” высказыванием или решением и закрепляются доверительные отношения с педагогом, который постоянно побуждает их к нестандартному мышлению.

Проект может быть рассчитан на изучении одной темы, нескольких тем или целого блока.

Например, тема «Создание презентаций».

 На занятиях учащиеся должны научиться создавать презентации. Чисто технически они должны уметь вставить текст, рисунок, анимацию, звук в презентацию.  Я предлагаю выполнить мини- проект, используя знания, полученные на занятиях. Ребята по желанию выбирают любую интересующую тему и выполняют работу, затем защищают её.



Предварительный просмотр:


ГЛОССАРИЙ

Мета "-(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

 

Метапредметный подход – организация деятельности учащихся не с целью передачи им знаний, а с целью им передачи способов работы со знанием.

 

Метапредмет – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.

 

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

 

Метапредметная деятельность – деятельность за пределами учебного предмета, направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью… связана с жизненными ситуациями.

 

Фундаментальный образовательный объект – узловые точки основных образовательных областей, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется система знаний о них (А.В.Хуторской).

 

Универсальные учебные действия – это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

 

Образовательная ситуация – это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через совместную деятельность всех ее участников, целью которой является рождение учениками образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов) благодаря специально организованной деятельности педагога, который проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности и сопровождает образовательное движение учеников.

 

Открытые задания не имеют однозначных результатов их выполнения. Такие задания принципиально отличаются от традиционных вопросов, тестов, задач и упражнений, у которых есть "правильные” ответы, с которыми сравнивается полученный учеником результат. Открытые задания предполагают лишь возможные направления. Получаемый же учеником результат всегда уникален и отражает степень его творческого самовыражения

 

Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:

• стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);

• исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);

• проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);

• сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);

• моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов - логических конструктов изучаемых систем).

• конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);

• прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

 

Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним (смотри философия, методология, многоотраслевая метанаука). Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Примерами метазнаний являются:

- Диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения между ними);

- Карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации);

- Базы знаний, представления об их устройстве.

 

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю. Н. Кулюткин).

 

Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:

- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);

-качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ на занятиях по дисциплине Методика преподавания технологии (труда) с практикумом

Метод проектов - один из наиболее приближенных к реальной практике, позволяет формировать не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом применения их в практиче...

Реализация метода проектов при курсовом и дипломном проектировании

Курсовой проект является связующим звеном между теоретическими занятиями и профессиональной практикой студентов, носит ярко выраженный межпредметный характер. Условия выполнения максимально приб...

Использование метода проектов на уроках специальных дисциплин

Презентация рассказывает об использовании метода проектов на уроках специальных дисциплин с  применением технологического модуля САПР CAD/CAM/ ADEM  для подготовки  обучающихся по профе...

Доклад на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"

Доклад учителя русского языка и литературы на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"...

метод проектов

Методический доклад на тему "Метод проектов", рассказывает о видах , типах, проектов, а также о продолжительности подготовки проектов....

Метод проектов. Учебный проект. Из опыта работы учителей России.

Предлагаемый материал мне кажется достойным внимания. Вполне можно применить в профессиональном обучении....

Семинар для педагогов «Метод проектов как один из методов обучения»

В работе представлен план -конспект семинара для педагогов, проведенного в рамках цикловой методической комиссии математических и естественно-научных дисциплин в колледже. В конспекте содержится весь ...