Методическая разработка урока по литературному чтению К. Чуковского "Путаница"
план-конспект урока на тему

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

Цуканова Е.А.

Тема: К. Чуковский «путаница»

«Школа России» 2 класс

Цель деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с произведением К. Чуковского «Путаница», повторения малых жанров фольклора, понятия рифма, научить понимать, в чём заключается смысл произведения.

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать выразительно, отражая настроение стихотворения; получат возможность научиться: воспринимать на слух художественный текст; определять смысл произведения; находить слова, которые с помощью звуков помогают представить образ героя произведения.

Метапредметные: познавательные: осознают важную роль чтения для личностного развития, овладевают навыками смыслового чтения, используют различные способы поиска учебной информации; регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; коммуникативные: активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: имеют целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование

Портрет К. И. Чуковского, компьютер, проектор, тест, выставка книг, карта успеха, карточки для групповой работы

 

 

организационная структура  урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные учебные
действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Прозвенел уже звонок

И мы с радостью начнём урок

Я желаю всем удачи,

За работу, в добрый час!

- С каким настроением вы пришли на урок? Давайте  в начале урока улыбнёмся друг другу. С улыбки всегда приятно начинать любое дело.

- Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и   хорошее настроение нас не покинет.

- Чтобы урок  у нас был полезным, плодотворным, достиг цели, мы должны всегда помнить правила школьника.

   На уроке будь старательным

  Будь спокойным и … .( внимательным)

                                    

Работай не отставая ,

 Слушай ….( не перебивая)

                                 

Говори всё чётко , внятно ,

 Чтобы было всё ….( понятно)

                                    

Если хочешь отвечать

   Надо руку …( поднимать),

                                    

  Если друг стал отвечать ,

    Не спеши ……( перебивать),

                                     

  А помочь захочешь другу,

   Подними спокойно …( руку ).

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: понимают,
в чем значение знаний для человека, и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, наблюдения учителя

II. Актуализация знаний

1. Речевая разминка

2. Проверка домашнего задания.

Ваня, Ваня – простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

1. Самостоятельная работа.

- Прочтите самостоятельно этот текст.

2. Чтение небылицы.

-Давайте прочитаем этот текст.

3. Определение жанра произведения.

-Определите жанр этого произведения.

Небылица – это шуточное стихотворение, в котором говорится о весёлых нелепицах, неправдоподобных историях.

4. Чтение небылицы с разной интонацией.

- Давайте прочитаем небылицу с разной интонацией.

С ворчащей интонацией.

С удивлением.

Весело.

5. Работа над рифмой.

- Найдите в небылице рифмы.

-Что такое рифма?

Рифма – это звуковое совпадение, связывающее окончание двух или нескольких строк.

 

Тесты. Взаимопроверка. Выставление оценок.

 

Выполняют задания

 

 

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация).

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Постановка учеб-ной задачи

Введение в тему урока

- Посмотрите на выставку книг.

- Кто автор этих произведений?

Это настоящее имя писателя?

- Что такое псевдоним?

- Послушайте отрывок из сказки:

«Кому велено чирикать –

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать –

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!»

- Что это за сказка?

- Кому принадлежат эти слова?

Формулирование  темы, ставится цель урока

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы

IV. Работа по теме урока

1. Рассказ детей о К.И. Чуковском.

2.Рассказ учителя.

3Чтение сказки.

4. Первичное восприятие текста.

5. Словарная работа

 

 

 

 

6.Чтение сказки цепочкой.

-Что вы знаете о К.И. Чуковском?

- В каком городе родился писатель?

- Где печатал свои произведения?

Учитель дополняет рассказы детей.

 

Прослушивают аудио.

Следят по тексту.

- Понравилась ли вам эта сказка?

- Что показалось вам самым смешным?

– Назовите персонажей сказки.

Ковш – округлый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости или чего-то сыпучего.

Ушат небольшая кадка с ушами.

Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном

Отвечают на вопросы

 

 

 

Следят по тексту произведения

Отвечают на вопросы

 

Работают со словарями.

 

 

 

 

Читают по «цепочке».

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы, работа со словарной статьей

V. Закрепление знаний и способов действий

1. Работа
над произведением «Путаница».

2.Работа над иллюстрациями.

3. Чтение по ролям

4. Выборочное чтение

 

 

 

 

 

 

5. Творческое задание

 

- Кто из персонажей сказки самый серьёзный? Как называет его автор?

- Чем путаница похожа на небылицу?

 

 

- Посмотрите на иллюстрации. Каких персонажей сказки мы видим?

- С кем можно сравнить маленьких зверей?

С. 6

 

- В сказке один персонаж был серьёзный. Подтвердите мне словами из текста.

- Какое происшествие произошло, повлекшее за собой беду? Подтвердите словами из текста.

– Кто потушил море? Зачитайте.

– Как веселились звери?

– Прочитайте, как автор передал радость зверей.

-У вас на столах лежит шаблон цветка. Нужно приклеить лепестки, но они непростые. На каждом лепестке написаны названия произведений.  Приклеить нужно только произведения К.И. Чуковского.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

Читают по ролям

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

Выполняют творческое задание

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; извлечение необходимой информации из текстов; подведение под понятие; выявление сущности, особенности объектов.

Регулятивные: осуществляют контроль; коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем
и сверстниками.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание

Устные ответы, выполненные задания

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.

Выставление оценок

 - С творчеством какого писателя мы знакомились на уроке?

- Какие произведения К. Чуковского вы знаете?

- С какой сказкой познакомились сегодня?

– Какое у вас после этого урока настроение?

 

– Закончите предложения:

•  Сегодня  на уроке я узнал…

•  На этом уроке я похвалил бы себя за …

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

У. С.6-10 выразительное чтение, выполнить рисунок к сказке.

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_putanitsa.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

Цуканова Е.А.

ТЕМА: К. ЧУКОВСКИЙ «ПУТАНИЦА»

«ШКОЛА РОССИИ» 2 КЛАСС

Цель деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с произведением К. Чуковского «Путаница», повторения малых жанров фольклора, понятия рифма, научить понимать, в чём заключается смысл произведения.

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать выразительно, отражая настроение стихотворения; получат возможность научиться: воспринимать на слух художественный текст; определять смысл произведения; находить слова, которые с помощью звуков помогают представить образ героя произведения.

Метапредметные: познавательные: осознают важную роль чтения для личностного развития, овладевают навыками смыслового чтения, используют различные способы поиска учебной информации; регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; коммуникативные: активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: имеют целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии

Методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование

Портрет К. И. Чуковского, компьютер, проектор, тест, выставка книг, карта успеха, карточки для групповой работы


Организационная структура  урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные учебные
действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Прозвенел уже звонок

И мы с радостью начнём урок

Я желаю всем удачи,

За работу, в добрый час!

- С каким настроением вы пришли на урок? Давайте  в начале урока улыбнёмся друг другу. С улыбки всегда приятно начинать любое дело.

- Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и   хорошее настроение нас не покинет.

- Чтобы урок  у нас был полезным, плодотворным, достиг цели, мы должны всегда помнить правила школьника.

   На уроке будь старательным

  Будь спокойным и … .( внимательным)

                                    

Работай не отставая ,

 Слушай ….( не перебивая)

                                 

Говори всё чётко , внятно ,

 Чтобы было всё ….( понятно)

                                    

Если хочешь отвечать

   Надо руку …( поднимать),

                                    

  Если друг стал отвечать ,

    Не спеши ……( перебивать),

                                     

  А помочь захочешь другу,

   Подними спокойно …( руку ).

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Личностные: понимают,
в чем значение знаний для человека, и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, наблюдения учителя

II. Актуализация знаний

1. Речевая разминка

2. Проверка домашнего задания.

Ваня, Ваня – простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

1. Самостоятельная работа.

- Прочтите самостоятельно этот текст.

2. Чтение небылицы.

-Давайте прочитаем этот текст.

3. Определение жанра произведения.

-Определите жанр этого произведения.

Небылица – это шуточное стихотворение, в котором говорится о весёлых нелепицах, неправдоподобных историях.

4. Чтение небылицы с разной интонацией.

- Давайте прочитаем небылицу с разной интонацией.

С ворчащей интонацией.

С удивлением.

Весело.

5. Работа над рифмой.

- Найдите в небылице рифмы.

-Что такое рифма?

Рифма – это звуковое совпадение, связывающее окончание двух или нескольких строк.

Тесты. Взаимопроверка. Выставление оценок.

Выполняют задания

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация).

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. 

Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Постановка учеб-ной задачи

Введение в тему урока

- Посмотрите на выставку книг.

- Кто автор этих произведений?

Это настоящее имя писателя?

- Что такое псевдоним?

- Послушайте отрывок из сказки:

«Кому велено чирикать –

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать –

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!»

- Что это за сказка?

- Кому принадлежат эти слова?

Формулирование  темы, ставится цель урока

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы

IV. Работа по теме урока

1. Рассказ детей о К.И. Чуковском.

2.Рассказ учителя.

3Чтение сказки.

4. Первичное восприятие текста.

5. Словарная работа

6.Чтение сказки цепочкой.

-Что вы знаете о К.И. Чуковском?

- В каком городе родился писатель?

- Где печатал свои произведения?

Учитель дополняет рассказы детей.

Прослушивают аудио.

Следят по тексту.

- Понравилась ли вам эта сказка?

- Что показалось вам самым смешным?

– Назовите персонажей сказки.

Ковш – округлый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости или чего-то сыпучего.

Ушат – небольшая кадка с ушами.

Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном

Отвечают на вопросы

Следят по тексту произведения

Отвечают на вопросы

Работают со словарями.

Читают по «цепочке».

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы, работа со словарной статьей

V. Закрепление знаний и способов действий

1. Работа
над произведением «Путаница».

2.Работа над иллюстрациями.

3. Чтение по ролям

4. Выборочное чтение

5. Творческое задание 

- Кто из персонажей сказки самый серьёзный? Как называет его автор?

- Чем путаница похожа на небылицу?

- Посмотрите на иллюстрации. Каких персонажей сказки мы видим?

- С кем можно сравнить маленьких зверей?

С. 6

- В сказке один персонаж был серьёзный. Подтвердите мне словами из текста.

- Какое происшествие произошло, повлекшее за собой беду? Подтвердите словами из текста.

– Кто потушил море? Зачитайте.

– Как веселились звери?

– Прочитайте, как автор передал радость зверей.

-У вас на столах лежит шаблон цветка. Нужно приклеить лепестки, но они непростые. На каждом лепестке написаны названия произведений.  Приклеить нужно только произведения К.И. Чуковского.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают по ролям

Работа в парах

Работа в группах

Выполняют творческое задание

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; извлечение необходимой информации из текстов; подведение под понятие; выявление сущности, особенности объектов.

Регулятивные: осуществляют контроль; коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем
и сверстниками.
 

Личностные: оценивают усваиваемое содержание

Устные ответы, выполненные задания

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.

Выставление оценок

 - С творчеством какого писателя мы знакомились на уроке?

- Какие произведения К. Чуковского вы знаете?

- С какой сказкой познакомились сегодня?

– Какое у вас после этого урока настроение?

– Закончите предложения:

•  Сегодня  на уроке я узнал…

•  На этом уроке я похвалил бы себя за …

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. 

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

У. С.6-10 выразительное чтение, выполнить рисунок к сказке.

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Конспект урока по литературному чтению "Как рождаются герои"

Конспект  "Как рождаются герои" на основе сказок "Колобок" и "Гуси - лебеди", 3 класс...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе "Сивка-Бурка"

Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1»города ВалуйкиЦуканова Е.А.ТЕМА:Русская народная сказка «Сивка-бурка». Характеристика главных героев.(учебник, с. 40–45; рабочая тетрадь, с. 25–26)Цель: познакомит...

Открытый урок по литературному чтению "Обобщение по разделу "Стихи и сказки А.С.Пушкина"" (2 класс) конспект

Проведен открытый урок по литературному чтению для 2 класса на тему "Обобщение раздела "Сказки и стихи А.С.Пушкина"". Тип урока- обобщение и систематизация знаний, урок-виктор...

Конспект урока по литературному чтению на тему «М.Ю. Лермонтов « Горные вершины», « На севере диком стоит одиноко». 3 б класс

Конспект урока по литературному чтению на тему «М.Ю. Лермонтов « Горные вершины», « На севере диком стоит одиноко».  3 б класс...

Методическая разработка урока по теме: "Чтение плана здания, чертежа фасада, архитектурного разреза здания."

Строительное черчение относится к числу тех общетехнических предметов, которые закладывают фундамент профессиональной подготовки учащихся. Для профессий каменщик-штукатур (специальность-мастер общестр...