Формирование основных понятий кинематики при изучении технической механики
статья на тему

Организация  одновременного изучения единым методом прямолинейного и криволинейного движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему

«Формирование основных понятий кинематики при изучении технической механики».

Автор статьи преподаватель: Исанина Т.Л.

2016

С. - Петербург

Формирование основных понятий кинематики при изучении технической механики.

Осуществление записи различных механических движений одним способом позволило организовать одновременное изучение единым методом прямолинейного и криволинейного движений.

Изучение различных видов механического движения начинаю с записи движения. Выполнив их одну за другой для изучаемых движений, переходим к анализу записей, на основании которого устанавливаем существенные признаки каждого из движений и оформляем их в виде карты, отражающей совокупность необходимых и достаточных признаков движения.

Карта №1 выполняется студентами на отдельном листе и служит ориентировочной  основой при классификации движений по их  записям.

Карта 1

В заключении обсуждаю со студентами структуру определений различных видов механического движения, и составляем её «формулу» (см. схему 1), пользуясь которой они успешнее формулируют определения конкретных видов движения, пользуясь структурной формулой определений.

 В дальнейшем готовые записи движений используются для установления признаков принадлежности движения к данному виду, для которых тоже оформляются соответствующие карты (см. карты 2,3,4).

Карта2

Признаки принадлежности движения к равномерному прямолинейному

Карта 4

Признаки принадлежности движения к равноускоренному прямолинейному

В процессе обнаружения этих признаков вводим понятия скорости равномерного движения, средней и мгновенной скорости неравномерного движения, ускорения и др., строим графики, устанавливаем закон движения, решаем основную задачу механики. Вместе с существенными признаками отмечаем и записываем справа несущественные. Последовательность заполнения карт должна соответствовать логике изложения материала; каждая карта оформляется студентами дома на отдельном листе, проверяется преподавателем и в дальнейшем используется в качестве ориентировочной основы в самостоятельной работе, которую организую следующем образом:

  1. Предлагаю студентам раскрыть содержание каждой совокупности необходимых и достаточных признаков по единой обобщённой схеме (см. схему 2).

  1. Выдаю каждому студенту  карточки для конкретных движений (7 – 8), на которых указаны: 1) необходимые и достаточные признаки определённых видов движений, 2)необходимые, но недостаточные признаки этих движений, 3)признаки движений, не относящиеся к заданному. (Однотипные карточки – с таблицами, графиками или уравнениями различных движений скрепляются стиплером).
  2. Предлагаю студентам отобрать все карточки, относящиеся к указанному виду движения. Пользуясь картой признаков движения, студенты сначала раскладывают  карточки в порядке расположения признаков, затем последовательно отбирают из них необходимые.

Когда существенные признаки движений в основном усвоены, мы приступаем к обучению студентов составлять уравнения движения в координатной форме, выясняем и записываем соответствующую систему действий (см., содержание карты 5).

Карта 5

Чтобы, составить уравнение равноускоренного прямолинейного движения в координатной форме, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Определить начальную координату Х0.
  2. Определить проекцию ускорения  ах.
  3. Найти проекцию начальной скорости v0x.
  4. Записать  уравнение координаты х(t) равноускоренного прямолинейного движения, подставляя в него значения Х0.,v0x, ах.
  5. Проверить составленное уравнение для некоторого момента времени.

Далее организуем самостоятельную работу студентов по нахождению Х0, vx, v0x, ах в различных ситуациях. Используем для этого анализ условия задач, наборы карточек для определенного вида движения (типа см. рис. 1).

Нужно иметь в виду, что такие действия, как определение проекции ускорения или расчёт проекции начальной скорости, например по записи движения, сложны, поэтому опять должен быть раскрыт  последовательный состав этих  действий (см., содержание карты 6).  

Карта 6

Чтобы рассчитать проекцию начальной скорости по записи равноускоренного прямолинейного движения, необходимо:

  1. Выделить удобный для подсчётов промежуток времени t (от начала отсчёта).
  2. Определить проекцию перемещения за выделенный промежуток Sx.
  3. Рассчитать проекцию начальной скорости по уравнению    и известным ах ,t, Sx).

Завершая изучение темы, предлагаю студентам составить уравнение движения в координатной форме по записям, пользуясь соответствующими картами. Выработанное умение составлять уравнения движения проверяется контрольным заданием, в котором студенты составляют уравнения движения и указывают все его признаки, уже не пользуясь соответствующими картами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Организация самостоятельной работы студентов при изучении "Технической механики"

Самостоятельная работа студентов сегодня является очень важной частью обучения. И это не только требования новых стандартов, введеных в систему профессионального образования, это требование современно...

Методические рекомендации для проведения урока по дисциплине «Техническая механика» на тему: «Кинематика точки»

Данные методические рекомендации разработаны по теме «Кинематика точки» в объеме для изучения 2 часа и предназначена для преподавателей, преподаваемых дисциплину «Техническая механика» специальности 2...

Методическая разработка на тему: «Формирование основной профессиональной компетенции при изучении МДК. 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации у студентов ГБПОУ РК «Феодосийский политехнический техникум»

Методическая разработка на тему: «Формирование основной профессиональной компетенции при изучении МДК. 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации у студентов  ГБПОУ РК «...

Фонд оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации при изучении дисциплины ОП.02. Техническая механика по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Фонд оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации при изучении учебной дисциплиныОП.02. Техническая механика разработан на основе Федерального государственного образователь...

Фонд оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации при изучении дисциплины ОП.02. Техническая механика по специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отр

Фонд оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации при изучении учебной дисциплины ОП.02. Техническая механика разработан на основе Федерального государственного образовательного...

Фонд оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации при изучении дисциплины ОП.02. Техническая механика по специальности 23.02.07 – «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

Фонд оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации при изучении учебной дисциплиныОП.02. Техническая механикаразработан на основе Федерального государственного образовательного ст...

Методическая разработка урока по дисциплине "Техническая механика" Тема: "Основные понятия кинематики"

Материал содержит методическую разработку урока по механике в арт-технологии по теме "Основные понятия кинематики"...