Восприятие музыки как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
проект на тему

Ирина Валерьевна Губка

Курсовой проект

по профессиональному модулю организация различных видов детской деятельности  и общения детей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Курсовой проект172 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»

Курсовой проект

по профессиональному модулю организация различных видов детской деятельности  и общения детей

Восприятие музыки как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

44.02.01 Дошкольное образование

Исполнитель:

Губка И.В.

студентка 32ДО группы

Руководитель:

Насонова И. А.

преподаватель

педагогических  

дисциплин

Камышлов, 2016

Оглавление

Пояснительная записка…………………………………………..……………….3

Практическая часть……………………………………………………...…........17

Список литературы……………………………………………………….……...26

Приложения………………………………………………………………….…30

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 вносит изменения  в область музыкального развития детей дошкольного возраста. На нынешнем этапе это область называется художественно-эстетическое развитие, которая предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, вызывая у детей эмоциональную отзывчивость на различные жанры произведений, таким образом, развивая  эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.

Развитие личности в дошкольном возрасте характеризуется  формированием всех сторон личности ребенка: интеллектуальной, нравственной, эмоциональной и волевой.

В 90-е года  советские психологи Л.С. Выготский и А.В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что в дошкольном возрасте ребенок переходит от  ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям. В этот период вместо познавательного типа общения ребенка со взрослым на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношения и чувствам других людей [25].

История изучения эмоций дошкольников в российской психологии переживала период взлета, большого интереса и фундаментальных трудов, связанных с именами И.А. Сикорского, Н.Я. Грота, Н.Н. Ланге, В.В. Зеньковского [5].

Однако в настоящее время в науке о развитии эмоций в дошкольном детстве, занимаются такие ученые как, Г.А.Вартанян и Е.С. Петров. Они отмечают, что основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей [44; 26].

Помимо экономических трудностей, наша страна сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Остро стоит проблема сохранения культуры народа, его самобытности, духовных богатств. Россия постепенно утрачивает свою неповторимость и самобытность, наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или нет), слышат и наши дети. Ее сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, «попадают» в область подсознания, таким образом, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.  Глобально эта социальная проблема может быть решена с усилиями музыкального руководителя детского сада в контакте с педагогами, родителями детей. И, наконец, эти усилия помогут расширить познания и музыкальные способности у детей до 7 лет. 

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении, постоянные наблюдения за детьми позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует недостаточное развитие именно эмоциональной сферы - дети чаще всего не способны выразить свои эмоции правильно, не всегда умеют адекватно трактовать эмоции окружающих. Ни для кого, ни секрет, что эмоции выполняют регулирующую и охранную функции, являются «центральным звеном» психической жизни ребенка. Поэтому направленная работа на развитие эмоциональной сферы ребенка сегодня очень актуальна и важна.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, были выявлены следующие противоречия:

- между требованиями ФГОС ДО, определяющих важное значение развития эмоциональной сферы детей в дошкольном возрасте и недостаточной системной педагогической работы в воспитателей ДОО, направленной на решение данной задачи;

-  между большим развивающим потенциалом музыкального искусства в развитии эмоциональной сферы детей, как решающего фактора в развитии личности ребенка и ограниченным использованием его возможностей в практике работы с детьми;

- между необходимостью развития эмоциональной сферы дошкольников и недостаточным использованием действенных форм музыкальной деятельности в ежедневной практике работы с дошкольниками. 

Проблема: какие формы музыкальной деятельности можно использовать для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Форма проектирования - музыкальные игры, направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Цель: теоретически обосновать и подобрать музыкальные игры, способствующие  развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Задачи: 

1. Рассмотреть и охарактеризовать теоретические подходы к определению сущности понятий проекта.

2. Изучить и охарактеризовать особенности развития эмоциональной сферы детей  дошкольного возраста.

3. Подобрать музыкальные  игры, способствующие развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

4. Подобрать и обосновать диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень  развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в возможностях организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста педагогами дошкольных образовательных учреждений, родителями, не имеющими специального музыкального образования. Так как процесс развития эмоциональной сферы должен быть основан на хорошем знании ребенка: его интересов и предпочтений, музыкального опыта, эмоционального состояния, возрастных психофизических особенностей.

Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сфер личности человека. По мнению В.А.Сухомлинского: «Умение слушать и воспринимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания». Организуя музыкальное воспитание ребёнка, важно развить у него потребность в общении с музыкой, способность чувствовать её красоту, интонационное своеобразие и глубокий личностный смысл. В связи с этим  остро стоит проблема воспитания слушателя ещё с дошкольного возраста, так как именно этот возраст является  сензитивным к развитию музыкального восприятия [15].

Данный проект ориентирован на развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, посредством восприятия музыки.

В связи с поставленной целью и задачами,  в проекте  рассматривается состояние исследуемой проблемы в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, изучаются особенности развития эмоциональной сферы  у детей дошкольного возраста.

Анализ педагогических исследований позволил определить важность и значимость эмоциональной сферы в жизни ребенка. Таким образом, проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации.

Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для развития эмоциональной сферы ребенка педагоги дошкольного учреждения должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей в процессе восприятия музыки.

Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает - виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия. Эмоции и чувства - понятия синонимичные, но не равнозначные [7].

Эмоции - это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску [5].

Чувства - это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности [5].

Педагоги и психологи, такие как, Л.С. Выготский, А. Н.  Леонтьев, С. А. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Я. З. Неверович, А. П. Усова, Т. А. Маркова, утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний. А для ребенка эта задача становится еще более трудной. Дети не всегда понимают свои даже простые эмоции, тем более им трудно осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связи с внешним миром.

Психолог и педагог, богослов и философ В.В.Зеньковский в своей книге «Психология детства» отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по их значению в развитии ребенка. Эмоции, по В.В.Зеньковскому, - это, прежде всего сама естественность поведения ребенка, непосредственность, грация и свобода.

Психолог Л.С. Выготский в «Педагогической психологии» писал: «Можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

А.В. Запорожец в одной из своих работ, посвященных изучению эмоций у детей дошкольного возраста, напомнил о сравнении эмоций с Золушкой, сделанном Н.Н. Ланге, и отметил весьма ограниченные результаты работ в этой области. А.В. Запорожец подчеркнул, что для психологических исследований эмоций характерна потеря предмета изучения. Замечая, что «психология без учения об эмоциях не много стоит», ученый указывал на необходимость развертывания фундаментальных исследований в области детских эмоций [19;7].

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий:

1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний [10].

В семье ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний. Очень важны доброжелательные взаимоотношения. Неправильное общение в семье может привести: к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками; к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным; к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку.

Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка.

2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, праздники) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки).

3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.

4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников.

В развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Развитие эмоциональной сферы у детей  будет успешно осуществляться в результате применения  методов  О. П. Радыновой: 

- Метод контрастного сопоставления произведений (контраст в пределах одного жанра, одного настроения, между произведениями с одинаковыми или близкими названиями и т. В старшем  возрасте  сопоставление  произведений   применяется  с  постепенным  уменьшением  контрастности  образов.

- Метод уподобления характеру звучания музыки, активизирующий творческие проявления ребёнка, направленный на осознание музыкального образа. 

Виды уподобления: 

- Моторно-двигательное (передача характера музыки в движении,  различение  выразительных  интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых  особенностей является  наиболее  универсальным  средством  развития  эмоциональной  отзывчивости, музыкального  мышления, творческого  воображения); – словесное (вербальная передача знаний о музыке, образный рассказ, беседа о  содержании, сопоставление); 

- Вокальное подпевание. Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накоплении опыта ее восприятия;

- мимическое (передача характера музыки в мимике сосредоточенное  внимание  взрослого  во  время  звучания  произведения, выражение глаз, улыбка или серьезность крайне важно для ребенка и  служит  своеобразным  ориентиром  в  процессе  восприятия  музыки.

- тембровое - инструментальное (оркестровка музыкальных произведений) дети 5-7 лет  могут  применять   звуковысотные   инструменты.

- интонационное (определение эмоциональной окраски музыки на основе разнообразия ее интонационного языка); 

- цветовое (в основе приём «цвет – настроение»); 

- полихудожественное (в основе – сравнение произведений различных видов искусства).

Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности.

Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени - с речью. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.

Способы поведения, которые мы, естественно, демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда - неадекватны, часто - ограничены нашим собственным опытом и недостатками. Поэтому для развития эмоциональной сферы дошкольника необходима специальная работа в этом направлении [11].

Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны воспринимать эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Огромное значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.

Эмоции детей этого периода хотя и ярки, но в большой степени ситуативны и неустойчивы. Ребенок еще не способен на длительное проявление заботы и сочувствия по отношению даже к самым дорогим и любимым людям. Таким же образом дети относятся и к сверстникам, не являющимся членами семьи [11].

Одно из основных и главных направлений развития эмоций в дошкольном возрасте - увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием человека. Ребенок продолжает познавать окружающий мир, расширяя его границы в своем сознании. Кроме того, он знакомится с тем, что его поступки имеют свои последствия, и в связи с этим начинает учиться разбираться в том, что приемлемо и неприемлемо во взаимодействии с людьми. Все это распространяется и на чувства человека, связанные с собственным поведением. Ему уже с трехлетнего возраста приятна похвала окружающих, а огорчает - порицание [5]. 

Внешние проявления эмоций в дошкольном детстве также подвержены изменениям. Постепенно приходит умение до известной степени сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств. 5-6 летний дошкольник уже в состоянии сдерживать слезы, скрывать страх и т.п.

Таким образом, начинается процесс усвоения «языка эмоций» - эмоциональные оттенки и полутона переживаний, выраженные взглядом, мимикой, жестами, позами, движениями, интонациями голоса и принятые в обществе. Все эти преобразования и изменения приводят к началу осознания человеком дошкольного возраста своих переживаний, которые формируются в устойчивые эмоциональные комплексы.

 К 7-ми годам происходит обобщение предшествующих эмоций и чувств, которые были мимолетными и не оставляли заметного следа в его памяти и в известном смысле не оказывали влияние на становление его личности. Это обобщение приводит к тому, что переживания, эмоции, чувства приобретают новый смысл, между ними происходит установление связей, становится возможной борьба и взаимодействие переживаний. Появляется логика чувств [10].

Усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению и формированию внутренней жизни человека. Она не повторяет его внешнюю жизнь, не является его копией, хотя внешние отношения, ситуации и события, безусловно, влияют на содержание внутренних ощущений и мыслей, они своеобразно преломляются в сознании и формируются в эмоциональные представления в зависимости от логики чувств человека, уровня его притязаний, ожиданий, настроения и т.п.

Существует и обратный процесс: внутренняя жизнь, жизнь переживаний влияет на поведение и, следовательно, на внешнюю составляющую событий, в которую человек постоянно включается. Надо отметить, что взаимодействие внутренней и внешней жизни происходит постоянно.

В эти периоды становления личности человека утрачивается детская непосредственность: размышления предшествуют действию, скрываются переживания и сомнения, утаиваются негативные эмоции. Это становится внешне различимо. В то же время некоторое время еще значительно сохранятся открытость, стремление полностью проявить свои эмоции на окружающих, действовать согласно сиюминутным ситуативным желаниям и настроению.

Музыкальное восприятие является разновидностью эстетического восприятия, его частным  видом. Оно, с одной стороны, обладает свойствами, присущими восприятию искусства в целом, а с другой, имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой музыкального искусства [3].

Проблема восприятия музыки достаточно сложна из-за субъективности этого процесса, и, несмотря на множество освещающих ее специальных исследований, во многом еще не решена.

Существенный  вклад в исследование вопросов музыкального восприятия внесли Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, Н. Л. Грозненская, Д. Б. Кабалевский, В. Д. Остроменский, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, В. Н. Шацкая, Б. Л. Яворский. В работах этих авторов собран большой научный, теоретический материал, касающийся различных граней музыкального восприятия, его психологических механизмов и педагогических методов развития его у детей.

Проблема восприятия музыки нашла свое отражение в работах ᴨедагогов В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкого. Б.В. Асафьева, психологов Б.М. Теплова, Е.В. Назайкина. Воспитательные возможности музыки - древнейшего вида искусства признавали многие выдающиеся умы прошлого. Значение влияния музыки на личность отмечали античные философы: Аристотель, Пифагор, Платон. Важное значение музыки в становление личности подчеркивают в своих исследованиях отечественные ᴨедагоги Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова.

Исследования Б.М. Теплова показали, что качество музыкального восприятия связано с природными свойствами нервной организации и не исчерпывается только эмоциональным реагированием на музыку, а проявляется в более общих характеристиках личности человека, среди которых важное место занимают тонкость эмоциональных переживаний, творческое воображение, фантазия, художественное восприятие мира.

Психологической и возрастной особенностью детей дошкольного возраста является то, что они чрезвычайно отзывчивы ко всему эмоциональному, яркому, образному. Они способны проявлять интерес к доступным произведениям искусства, восхищаться красотой в природе, быту, в явлениях окружающей действительности и общественной жизни.

Восприятие музыки у дошкольников происходит, как правило, на основе практического интереса в развивающей деятельности. При этом элементы художественного переживания реализуются в активном участии, а не в простом  созерцании музыкальной реальности. Основу творческой активности здесь составляет сложная деятельность «вчувствования», когда из предъявляемых внешних впечатлений ребенок, воспринимающий музыкальное произведение, сам строит и создает художественный образ, определяет его художественную ценность для себя и окружающих.

Ряд ученых-исследователей (В.В. Медушевский, В.К. Белобородова, В.Д. Остроменский) отмечают следующие основные особенности музыкального восприятия, знание которых необходимо для развития его у детей: целостность, эмоциональность, осознанность, образность [4].

К.В. Тарасова, проведя исследование уровня развития восприятия музыки у детей 4-6 лет установила, что восприятие музыки на данном возрастном этапе происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий:

1-собственно интонационного восприятия и осознания музыки;

2-осознания музыки и её индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и музыкальным опытом ребёнка. В целом развитие музыкального восприятия идёт неравномерно, со значительными качественными скачками на 5-ом и  7-ом годах жизни.

Музыкальное восприятие, являясь сложным, многоплановым психологическим процессом, во многом зависит и от индивидуальных особенностей ребенка, прежде всего от типа его нервной системы, общих и музыкальных способностей. Дети, обладающие ярко выраженными общими и музыкальными способностями, проявляют умение с необычной интенсивностью длительное время концентрироваться на восприятии музыкальных произведений, проявляя устойчивость внимания и живость эмоционального отклика [7].

Особенности восприятия музыки у детей дошкольного возраста часто перекликаются с особенностями восприятия окружающего мира и заключаются в повышенной эмоциональной отзывчивости; глубине художественных впечатлений, обусловленной новизной; яркости, красочности воспринимаемых и создаваемых образов; стремлении к практической активной развивающей деятельности. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог может управлять процессом музыкального воспитания детей, формировать их эстетические вкусы и потребности. 

Таким образом, великие мысли русских просветителей остаются весьма актуальны и в наши дни.

Существует множество разнообразных форм и средств, различных видов музыкальной деятельности, которые направлены на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Одна из ведущих - это игра, музыкально-игровая деятельность. Игры помогут достичь того, что образовательный процесс станет более ярким и эмоционально обогащенным. Игра способствует активному восприятию музыки дошкольниками, в доступной форме приобщая их к основам музыкального искусства. Она, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик.

Таким образом, подводя итог вышесказанного можно сделать вывод, особенности восприятия музыки у детей дошкольного возраста часто перекликаются с особенностями восприятия окружающего мира и заключаются в повышенной эмоциональной отзывчивости; глубине художественных впечатлений, обусловленной новизной; яркости, красочности воспринимаемых и создаваемых образов; стремлении к практической активной развивающей деятельности. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог может управлять процессом музыкального воспитания детей, формировать их эстетические вкусы и потребности. 

Учитывая особенности детей, нужно найти наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Формировать у дошкольников способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности. Для того, чтобы решить эту основную задачу, необходимо использовать в работе новые программы и технологии. Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Интеграция в педагогической деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОО и служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны воспринимать эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. В сборнике подобраны музыкальные игры к детям среднего дошкольного возраста.

Музыкальные игры, направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

.

 «Ассоциации»

Цель: развитие музыкального слуха, воображения, развитие эмоциональной сферы.

Воспитатель ставит подобранные мелодии (3-4, не более). Это могут быть отрывки из классических произведений (на выбор: Э. Грин «Утро», П. Чайковкий «Буря» ч. 2, А. Вивальди «Осень», Моцарт «Вальс цветов», Бетховен «Лунная соната»).

Ребята слушают музыку и передают мысли и чувства, которые возникают у них во время прослушивания, ассоциативно. Возможно, кто-то устно расскажет о своих мыслях и чувствах, кто-то придумает стихотворение, нарисует небольшую картинку и т. д. Время прослушивания 5-7 минут. Если одного раза недостаточно, ведущий еще раз ставит мелодию.

 «Зарисовки»

Цель: развитие музыкального слуха, воображения, развитие эмоциональной сферы.

Воспитатель ставит различные отрывки из музыкальных произведений (на выбор: П. Чайковский «Песня жаворонка», Бетховен «Сурок», Штраус увертюра «Маленькая мышь», Моцарт «Колыбельная»).

Участники игры, прослушав мелодию, пытаются выразить свои мысли художественно, с помощью карандаша, ручки, кисти, мела, угля, изобразить то, что они думают, как воспринимают прослушанную мелодию. Каждый сам выбирает для себя способ, наиболее полно выражающий то, что участники хотят донести до окружающих. Рисовать можно и во время звучания музыки.

Когда дети закончат рисовать (время, которое отводится на рисование, - 15-20 минут, они обмениваются своими «произведениями искусства» и рассказывают, как они поняли рисунки других.

 «Угадай мелодию»

Цель: развитие чувства ритма и ритмической памяти, развитие эмоциональной сферы.

Ход игры: Педагог прохлопывает ритмический рисунок фразы из любой знакомой детям песни. Дети повторяют за педагогом данную фразу. После повтора фразы дети должны узнать ее и назвать песню, частью которой она является. Для поддержания интереса к игре можно использовать ударные инструменты (ложки, бубны, трещетки и т. д., которые предлагаются детям-солистам для исполнения ритмического рисунка той или иной фразы.

 «Аплодисменты»

Цель: развитие чувства ритма и ритмической памяти, развитие эмоциональной сферы.

Одна из самых простых музыкальных игр - на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.

Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример - он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести.

Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: «И раз! », «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно.

 «Пантомима»

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Дети разделяются на две группы.

Воспитатель играет мелодию или дает ее прослушать. Музыка может быть самой разной: классической, танцевальной, современной эстрадной, из детских песен, сказок, фильмов. Дети внимательно слушают музыку.

Затем ведущий дает время (5-7 минут) каждой команде, чтобы участники обдумали и посоветовались, что они будут изображать. Придуманная пантомима, сценка, в которой действующие лица не говорят, а выражают все с помощью жестов, мимики лица, должна быть понятна другой группе.

После того как дети 5-7 минут поразмышляют над заданием, воспитатель еще раз дает прослушать музыку. В придуманной сценке дети отражают характер музыки. Если музыка грустная, участники должны изобразить это движениями, жестами, мимикой (плачем, тоскливым выражением лица, обыграть это в сюжете.

Когда одна группа показывает, другая внимательно смотрит и пытается понять сценку. Проигрывает та команда, которая не сумела достаточно ясно отразить в своей сценке мелодию, и действия этой группы не были понятны другой команде.

 «Хоровод»

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Для детей от 5 лет, так как здесь могут использоваться только детские песни. Число - не менее 4 человек.

Дети встают в хоровод (в круг, берутся за руки и начинают движение. Ведущий запевает песню, следующую строчку поет стоящий рядом с ведущим (с той стороны, в которую движется хоровод, так продолжается до тех пор, пока песня не закончится. Тот, кто пропел последнюю строчку, запевает новую песню.

Можно петь только припев или куплет, если число игроков ограничено. Так в игре будет задействовано больше песен за более короткий срок. Игра усложняется, если возраст игроков это позволяет. Хоровод можно вести в разные стороны, в зависимости от этого и песня будет исполняться либо правильно, либо с конца к началу. Если хоровод идет по часовой стрелке, то песня исполняется как положено, если против часовой стрелки - ее исполняют с конца. В этом случае нужно еще и быстро отреагировать и не сбиться со строки. Тот, кто споет не ту строчку, выбывает из игры.

Двигаясь в обратную сторону, можно петь только ту песню, которую уже исполняли правильно, чтобы участники могли вспомнить ее всю. Выбираются песни, знакомые всем.

 «Ходим кругом»

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри него. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу (хоровод, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:

Ходим кругом, друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Коля (Саша, Ира или др.) нам покажет,

Будем дружно повторять!

Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает, как лягушка, вращает руками, крутится на месте или принимает какую-либо смешную позу). Все игроки должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из ребят в круге и низко кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.

Игра повторяется, хоровод движется в другую сторону.

Диагностика сформированности уровня эмоциональных переживаний на музыкальные образы

Педагогическая диагностика осуществляется на основе принципов, методов диагностических исследований, разработанных в психологической науке.

Диагностика как научная область психологии и педагогики дает в руки педагогу «инструменты» измерения тех или иных параметров музыкальных способностей детей, позволяет выявить как сильные, так и слабо развитие их компоненты. Это необходимо для того, чтобы педагог мог выявить реальное состояние искомого качества у детей и направить свою профессиональную деятельность на организацию соответствующей помощи ребенку.

Анализ современной музыкально-педагогической практики определяет области применения музыкальной диагностики:

- Планирование, осуществление и оценка качества музыкального воспитания и обучения не может осуществляться без достоверной информации о предпосылках, ходе и результатах музыкального развития ребенка (или группы детей);

- Диагностические методы необходимы при решении вопроса о специальном (для одаренных детей), общем или коррекционном музыкальном образовании ребенка;

Раскроем подробнее критерии диагностического инструментария, которые предлагает Б.М.Теплов, его содержание, определим показатели, на основе которых будет проводиться диагностика.

 1-й критерий диагностики: развитие музыкальности.

Б.М.Теплов сказал  музыкальность – это комплекс способностей, центром которого является эмоциональная отзывчивость на музыку. Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется во всех трех основных способностях: ладовом чувстве, музыкально-слуховых представлениях и чувстве ритма.

 Ладовое чувство – одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку. Оно проявляется у детей при восприятии музыки как эмоциональное переживание. Оно обнаруживается у детей при узнавании мелодии, различии ладовой окраски, устойчивых и неустойчивых звуков  (определении закончилась или не закончилась мелодия), в чувствительности к точности интонации. В дошкольном возрасте, пишет Б.М.Теплов, - показателем этой способности является любовь и интерес к музыке. 

Музыкально слуховые представления  -  это компонент слуха, необходимый для воспроизведения звуковысотного  движения  мелодии  (точность интонирования в пении, игре на музыкальных инструментах.) Музыкальная отзывчивость представлена здесь как выразительность исполнения, окрашенность чувством.

 Чувство ритма  – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно « двигательно  переживать» музыку. Б.М.Теплов указывает, что во время воспроизведения музыки у человека наблюдаются непроизвольные движения – он как бы доделывает ритм. Помимо заметных непроизвольных движений (головой, пальцев рук),  у человека приборами фиксируются  движения диафрагмы, внутреннее подпевание. Поэтому произвольные движения могут стать важнейшим средством развития этой способности.

Аксиомой психологии является  положение о том, что все способности развиваются в деятельности, предполагающей их применение.

Эмоциональная  отзывчивость на музыку важна во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве).

Ладовое чувство в воспроизведении музыки (но и в последующем за ним исполнительстве и творчестве.)

Музыкально-слуховые представления – в пении и игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах.

Чувство ритма – прежде всего в музыкально ритмических движениях. Но так же в пении, игре на музыкальных инструментах.

 Показатели эмоциональной отзывчивости  на музыку в любом возрасте:

сосредоточенность внимания;

длительность восприятия (дослушать до конца произведения или фрагмент);

внешние эмоциональные проявления (мимика, пантомимика, выражение глаз);

выразительность пения, движений, игры на инструментах. 

Показатели развития ладового чувства

различие окончания мелодии или ее фрагмента, чувство тоники;

узнавание знакомых мелодий;

распознание эмоциональной окраски, характер музыки;

определение правильности интонирования мелодии (у себя и у других). 

Показатели развития музыкально – слуховых представлений:

точность воспроизведения мелодии в пении или игре по слуху на музыкальных инструментах;

выразительность исполнения.

 Показатели развития чувства ритма:

точность воспроизведения метра (или ритмического рисунка) мелодии;

выразительность движений, соответствие их характеру музыки.

Музыкальные способности могут быть развиты на любом музыкальном  репертуаре (в т.ч. на эстрадном). Если речь идет о приобщении  детей к культуре и искусству, то необходимым требованием является высокий художественный уровень музыкальных произведений, которые изучают дети.

Это, прежде всего, - музыкальная классика и фольклор.

На таких произведениях проводится и диагностика. Поэтому в диагностических картах необходимо указывать репертуар к каждому заданию. 

2-й критерий диагностики:  креативность  (творческое мышление, воображение в восприятии, исполнительской и творческой деятельности).

Восприятие. Показателем развития творческого мышления и воображения в восприятии является связь эмоций и осознанность в этом процессе:

различие смены настроений и определение их в высказываниях (словарь эмоций, образная речь);

различие жанровой основы (музыка похожа на танец и на марш);

различие изобразительных моментов;

различие средств музыкальной выразительности и связь их с музыкальным образам.

 Исполнительство. Показателем  выразительного исполнительства является умение детей слушать и слышать музыку, переживать выраженные в ней чувства, различать смену нюансов динамики, акценты, смену характера частей, фраз, чтобы творчески передать музыкальный образ (в пении, движениях, игре на музыкальных инструментах). 

3-й критерий диагностики: оценочное отношение к музыке – интерес, вкус.

Интерес ребенка  к музыке диагностируется в основном по проявлениям эмоциональной отзывчивости.

внимание,  внешние эмоциональные проявления;

признание красоты музыки;

желание слушать;

первоначальные эмоциональные оценки и оценки-суждения;

просьбы повторить;

желание высказать свои впечатления и выразить их в деятельности.

 Показатели развития основ вкуса

предпочтения;

наличие любимых произведений (называние,  напевание, запоминание композитора-классика);

попытка обоснования своих  предпочтений.

Диагностика может проводиться по диагностической карте (Приложение 1), в которой проставляются оценки (высокий уровень-3, средний-2, низкий-1) каждому ребенку по всем диагностическим заданиям на основе приведенных критериев и показателей.

По трем критериям при  проведении диагностики развития основ музыкальной культуры для каждого ребенка выводится средний балл (сумма всех балов по всем заданиям, разделенная на количество заданий) и определяется уровень (высокий, средний низкий).

При повторных диагностиках прослеживается развитие основ музыкальной культуры ребенка.

Названные критерии и показатели диагностики по-разному выражены в разные возрастные периоды дошкольного детства, однако не всегда можно четко определить возрастные границы в творческих проявлениях детей. Они достаточно условны и зависят от культуры и мастерства педагога, его увлеченности музыкой, от культурной среды семьи, художественной ценности произведений и их доступности детям определенного возраста.

В целом достоверные результаты диагностики можно получить, опираясь не только на результаты диагностических заданий, но и наблюдая за музыкальными проявлениями ребенком в течение определенного времени.

       

Список литературы

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология [Текст] : учебник для студ. Вузов / Г.С. Абрамова. – 2-е изд., испр. И доп. -  М. : Академический Проект, 2001. – 704 с.
  2. Аромштам. М. Маленькие колокольчики или музыка будущих первоклассников.//Дошкольное образование.- 2006. -№ 8-55-57с.
  3. Бочкарев Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания. Докт. Дисс. В 2т. – КГУ, К., 1990.-101с.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2000
  5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. – М., 1986.-124с.
  6. Ветлугина Н.А.Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.-240с.
  7. Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989-270с.
  8. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып.2/ ред.-сост. В.И. Руденко – М., 2000
  9. Выготский А.С. Психология искусства. – М., 1965.-256с.
  10. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10.
  11. Гофман Э. – Т.А. Мысли о высоком значении музыки. // Иск-во в школе. -1992. -№2.- 51-54 с.
  12. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
  13. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М., 2003. – 420с.
  14. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10, 15
  15. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с.
  16. Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы. // Ребёнок в детском саду. – 2005 - №5
  17. Изард К.Э. Психология эмоций./ Перев. С англ. – СПб.: Питер, 1999.-324с.
  18. Кулаковский Л.О. Восприятие музыки // Советская музыка. – 1956- № 5- 53-55 с.
  19. Кузьмина Е. Встречаем музыкой весны.//Дошкольное образование. -2006-№ 7-53-55с.
  20. Леонтьев А.Н. Осмысленность искусства.// Искусство и эмоции, 1991.- 134с.
  21. Линдсли Д.Б. Эмоции. / / Экспериментальная психология.- М., 1960.-128с.
  22. Медушевский В.В. О законностях и сроках художественного воздействия музыки. – М., 1976.-236с.
  23. Метлов Н.А. Музыка – детям – М., 2005
  24. Милнер П. Физиологическая психология.- М.: Мир, 1973.- 246с.
  25. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания / Сост. Л. Михеева.- Л.: Музыка, 1970. – 340 с.
  26. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки.- М.: Музыка, 1988. – 254 с.
  27. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 383 с.
  28. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки – М., 1980;
  29. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема.- Киев: Музична Украина, 1975. – 286 с.
  30. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Вопросы психологии.- 1986.- № 1.- 102-104с.
  31. Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания// Дошкольное воспитание.-1994-№ 2-24-30с.
  32. Раппопорт С.Х. Книга по эстетике для музыкантов.- М., 1982.-256с.
  33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946.-258с.
  34. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 2007 – № 2-36-41с.
  35. Симонов П.В. Мотивированный мозг. – М., 1987.-195с.
  36. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Наука, 2003-379с.
  37. Урунтаева Г.А. Детская психология.- М.: Академия, 2006.-366с.
  38. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. – М., 1975.

Приложение 1

Диагностическая карта

ФИО

Критерии

Результат

Развитие музыкальности

Креативность

Оценочное отношение к музыке – интерес, вкус.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

     Уровень: высокий - 3, средний -2, низкий -1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возрастаМатвиец И.А.воспитатель ГБДОУ №2Главным фактором остановки деградации биосферы и последующего ее восстановл...

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возрастаМатвиец И.А.воспитатель ГБДОУ №2Главным фактором остановки деградации биосферы и последующего ее восстановл...

Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в сво...

"Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством методики Карла Орфа"

Выступление из опыта работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста по системе Карла Орфа....

Восприятие - как необходимая часть художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность (ИД) дошкольника- один из видов продуктивной деятельности, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоят...