Представление собственного педагогического опыта
статья на тему

Спиридонова Нина Ивановна

Представление собственного опыта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_sobstvennogo_pedagogicheskogo_opyta.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного педагогического опыта

преподавателя химии ГБПОУ РМ « Дубенский аграрный техникум»

Спиридоновой Нины Ивановны

Проблема:  «Информационно - коммуникационные технологии  в процессе обучения химии», строю свои занятия с учетом знания возрастных и психологических особенностей студентов.»

Применение ИКТ играет важную роль в современной системе образования. Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентно-способным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать, используя для образования и самообразования компьютерные технологии.

1. Актуальность

Информационно - коммуникационные технологии  позволяют студентам приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий с обязательной презентацией результатов, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, развивать коммуникативные умения. Использование  преподавателем химии ИКТ- технологий  дает простор для отработки  медиаобразовательных приемов по своему предмету и, одновременно, способствует выработке навыков освоения студентами компьютерных технологий , применяя их при решении конкретных задач.

Актуальность и  значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих студентов самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу студентов и преподавателей.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта

Обучение с использованием ИКТ- технологий делает образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию более яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента и преподавателя. Применяя на уроке современные педагогические технологии, студенты становятся более активными на уроках, проявляют интерес к предмету, повышается качество знаний.

2. Ведущая   педагогическая идея.

Формирование потребностей к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

3. Наличие   теоретической базы.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее время вызывает повышенный интерес в педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, О.И.Агапова, О.А. Кривошеев и другие. Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Т.А. Сергеевой. Методические – Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф. Талызиной.

 На основе их работ  разработаны  поурочные конспекты и уроки-презентации по органической и неорганической химии «Урок занимательной химии», «Химия вокруг нас», «Предельные углеводороды», «Алкены» и другие ; большой спектр дидактического материала, в том числе к самостоятельным, проверочным и тестовым работам, открытые уроки: «Изомерия и ее виды.», «Природные источники углеводородов. Нефть», «Строение атома», «Предельные углеводороды»; «Решение задач» и другое. Выступала с докладами на  педагогическом совете: «Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения химии», «Самостоятельная работа обучающихся на уроках химии».«Использование информационных технологий при обучении химии» .

 Важным для преподавателя  является наличие учебно-методического комплекта по предмету. УМК включает учебники линии О. С. Габриеляна, настольные книги по химии  автора О.С.Габриеляна, комплект методических пособий к учебникам химии. На уроках  химии использую презентации, созданные мною, а также презентации, других педагогов и переработанные. Использую ресурсы сети Интернет. Использую готовые мультимедийные пособия на уроках химии:  электронные пособия - «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Химия элементов», «Общая химия».

4. Технология опыта.

Выделяются три основных формы работы с ИКТ на уроках . Во-первых,   это непосредственно применение информационных технологий на  уроках химии. Во-вторых,  это непосредственное использование информационных технологий для организации самостоятельной работы студентов по химии вне учебных  занятий.  В-третьих, это применение информационные  технологии  для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).

Использование одного из направлений дает гораздо меньший результат обучения, чем применение всех направлений в комплексе. Но вместе с тем, каждое из выделенные направлений является достаточно интересным и заслуживает отдельного внимания.

Обучение химии при помощи ИКТ предоставляет- преподавателю и студентам максимальную  свободу выбора форм  и методов работы.  Введение  ИКТ в преподавание   позволяет совершенно по-новому строить образовательный процесс. Современная система образования направлена не столько на усвоение    суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Информационные, компьютерные  технологии  на уроках химии не только облегчает усвоение образовательного стандарта, но и предоставляют новые возможности для развития творческих способностей студентов.

В зависимости от целей и задач планируемого урока информационные технологии использую на уроках изучения нового материала, для обобщения и систематизации знаний, при выполнении практических работ творческих заданий, при контроле знаний и умений. Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами.   Так, на уроках изучения нового материала использую демонстрационную программу, которая позволяет в доступной, яркой, наглядной форме представить студентам теоретический материал.

Образовательные программы имеют в своем составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет.  Очень интересно представлены в мультимедийных программах химические производства.   Студенты  становятся свидетелями происходящего (на экране) . Очевидным для них становятся процессы образования молекул из атомов, наглядность которых с помощью других дидактических средств очень трудно представить. Таким образом, появляется возможность демонстрировать анимационные схемы, раскрывающие сущность изучаемого явления и сохраняющие его динамичность. Электронные пособия позволяют не только произвести сопоставление между термином и знаком, но и осуществить тройное сопоставление: «Модель- термин- знак », что способствует формированию системы изучения нового понятия.

5. Результативность опыта.

Уроки химии должны быть интересными, разборчивыми и содержательными. Результаты моей педагогической деятельности показали оптимальность использования приемов и способов, активизирующих познавательную деятельность. Ежегодно мои студенты принимают  участвие в  конкурсах и олимпиадах. В 2012-2013 учебном году мой студент Салаев Алексей занял первое место в Республиканской предметной олимпиаде. Кямкин Александр занял 4 место в Республиканской заочной олимпиаде среди студентов ССУЗ «Калейдоскоп знаний»- 2015год.

ИКТ технологии позволяют:

1) повысить качество знаний студентов через средства ИКТ;

2) повысить мотивацию студентов к изучению предмета на 20-30%

3) увеличить долю самостоятельной индивидуальной и групповой работы студентов;

4) создание банка цифровых образовательных ресурсов по предмету Химия

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

1.Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала педагогом.

2.Преподаватель  должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.

3. Составление и проверка разноуровневых заданий и лабораторных работ с учетом дифференцированного подхода к студентам

4. Проведение уроков с учетом индивидуальных особенностей студентов.

7. Адресная направленность.

Данный опыт может быть полезен преподавателям химии, заинтересованным во внедрении ИКТ в образовательную деятельность, использовании ИКТ  технологий для расширения образовательного пространства студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного инновационного опыта учителя мордовского языка МБОУ «Зубово – Полянской средней общеобразовательной школы №1» Лаксаевой Елены Николаевны.

Представление собственного инновационного опытаучителя мордовского языка  МБОУ «Зубово – Полянской средней общеобразовательной школы №1»...

Представление педагогического опыта

Представление педагогического опыта по теме «Применение игровых технологий на учебных занятиях профессионального цикла по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаро...

Представление собственного педагогического опыта преподавателя анатомии и физиологии человека

Перед каждым преподавателем в течение всей его педагогической деятельности  стоит вопрос: чему учить и как учить? Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость преп...

Аналитическая справка 4.3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта (мастер-классы, открытые уроки, публикации и т.п.)

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта (мастер-классы, открытые уроки, публикации и т.п.)...

Публичное представление педагогического опыта

Публичное представление педагогического опыта...

Представление педагогического опыта

Инновации, применяемые на уроках " Основы бухгалтерского учета, налогов и аудита"...

Представление педагогического опыта

В этом разделе представлены материалы по диссеминации опыта педагогической деятельности в межаттестационный период:1.      Выступление на межрегиональной научно - практической...