Представление педагогического опыта
методическая разработка по теме

Борисик Наталья Александровна

Представление педагогического опыта по теме «Применение игровых технологий на учебных занятиях профессионального цикла по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Я представляю вашему вниманию основные направления своего педагогического опыта. Проблема, над которой я работаю: «Применение игровых технологий на учебных занятиях профессионального цикла по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».

    Начать своё выступление мне хочется со слов выдающегося педагога Сухомлинского:

Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

  Современный рынок труда требует от профессионального образования конкурентоспособного, компетентного выпускника с креативным мышлением, свободного, ответственного, активного. Я считаю, что решающую роль в подготовке такого выпускника играет применение в образовательном процессе современных технологий обучения, и в частности, игровой технологии.

   На мой взгляд, ИГРА – прекрасное средство развития, она не только даёт дополнительные знания, но и развивает целый спектр разнообразных способностей. Игра позволяет превратить учебную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание.

   Работая в данном направлении, я поставила перед собой главную цель: «Подготовить компетентного, высококвалифицированного выпускника по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».

      И исходя из цели, я выделила следующие задачи:

-повышение качества знаний студентов;

-повышение познавательной мотивации, обеспечение условий для формирования профессиональной мотивации;

-формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;

-развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;

-приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений

   Игровые технологии имеют ряд своих преимуществ, которые вы видите на экране. В ходе игры мы можем экспериментировать с  тем или иным событием. Знания усваиваются студентами в ходе реальной профессиональной ситуации, и что особенно важно, игра позволяет приобрести социальный и профессиональный опыт: принимать решение в нестандартных ситуациях, работать в команде, брать на себя ответственность за членов своей команды, критически оценивать ситуацию. Кроме этого, приобретенные в процессе игры практические навыки позволят будущему специалисту избежать ошибок, которые могут возникнуть при самостоятельной трудовой деятельности. В своей практике я применяю различные виды игр:

-  деловые игры (это имитационное игровое моделирование)

- ролевые игры (это обучающие ситуации, в которых человек временно принимает на себя какую-либо социальную роль)

- дидактические игры(это игры, которые специально создаются или приспосабливаются для целей обучения),

- сюжетные игры (сюжет предлагается преподавателем)

   Проводя учебные занятия можно использовать индивидуальную, парную и групповую форму работы  студентов.  Приступая к организации учебного занятия в игровой форме я определила для себя ряд правил:

   Первым делом, я ставлю цель, то есть для чего я провожу данное занятие, каков ожидаемый результат. Создаю условия для достижения поставленной цели: большое внимание уделяю в подготовке учебной аудитории, подборке материала, стараюсь вовлечь наибольшее количество студентов, каждому участнику в группе обозначить свою роль, проявляю заботу «о их психологической» подготовке к занятию. Тем самым пытаюсь преодолеть стереотипы в обучении, стараюсь развивать творческие способности студентов, создать необходимые условия для формирования общих и профессиональных компетенций, для умения самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблемы.

   Благодаря такой подготовке учебное занятие проходит эффективно. Мне хотелось бы подробнее остановиться на одном учебном занятии, которое пользуется особой популярностью у студентов- это ролевая игра «Час суда». Суть его заключается в том, что примерно за неделю до занятия группа делится на две половины равной по силам. В одной из них выбирается “Обвинитель”, а в другой - “Защитник. Они распределяют  роли, которые должны будут выполнять свидетели обвинения и защиты.  Далее студенты самостоятельно готовятся к занятию, осуществляют поиск информации для своей роли. Обязательным элементом данного занятия является органолептическая оценка качества исследуемого продукта, которую проводят сами студенты. В итоге  студенты самостоятельно делают выводы о пользе или вреде исследуемого продукта. Кроме этого, я применяю такие виды игровых учебных занятий, как урок-«Путешествие», урок-«Экскурсии», урок- «КВН», различные конкурсы и викторины, которые  являются популярными у студентов. Они органично включает в себя теоретические и практические задания, с элементами творчества.

     Однако,необходимо отметить, что нетрадиционное обучение ни в коем случае не может полностью заменить основное традиционное обучение. Во всем нужна мера. В результате применения игровых технологий повышается качество знаний студентов по моим дисциплинам, повышается познавательная мотивация, растёт интерес к будущей специальности и формируется представление о профессиональной деятельности. Посещаемость студентов на моих занятиях теперь практически стопроцентная. Также мне хочется отметить положительные моменты и для меня, как преподавателя. Ведь при подготовке к таким учебным занятиям происходит обновление и накопление  дидактического материала. Я предлагаю вашему вниманию   мониторинг результатов внедрения игровых технологий за 2 года. На экране  видно, что значительно повышается качество знаний студентов: если в 2012-2013 учебном году качество знаний составило 68 %, то в 2013-2014 учебном году качество знаний повысилось до 75%, успеваемость студентов остается 100 %

   Также повышается познавательная мотивация студентов. В 2012-2013 учебном году высокий уровень мотивации составил всего лишь 37%,  а в 2013-2014 учебном  году высокий уровень составил уже 52%.

   Ещё одним немаловажным показателем является мониторинг трудоустройства выпускников, так как моей целью является подготовка высококвалифицированного и компетентного выпускника по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров». В 2013 году все выпускники трудоустроились по своей специальности в  торговые предприятия р.п. Старая Майна, Старомайнского района и р.п. Чердаклы и торговые предприятия города Ульяновска. Накопив свой небольшой  педагогический опыт по данной проблеме, я занимаюсь его распространением пока только на уровне нашего образовательного учреждения, выступая с докладами и сообщениями на педагогических советах, «круглых столах», семинарах, цикловых методических комиссиях, провожу открытые учебные занятия, мастер-классы и внеклассные мероприятия. Великий мудрец Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе".Применение игровых технологий позволяет расти как моим студентам, так и мне самой в профессиональном плане. Поэтому, видя положительные результаты своей работы, я продолжу внедрение игровых технологий.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного педагогического опыта

Представление собственного опыта...

Представление собственного педагогического опыта преподавателя анатомии и физиологии человека

Перед каждым преподавателем в течение всей его педагогической деятельности  стоит вопрос: чему учить и как учить? Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость преп...

Публичное представление педагогического опыта

Публичное представление педагогического опыта...

Представление педагогического опыта

Инновации, применяемые на уроках " Основы бухгалтерского учета, налогов и аудита"...

Представление инновационного опыта

Внеклассное мероприятие ПМ03 «Техническое обслуживание, диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин механизмов; ремонт отдельных деталей и узлов»...

Представление педагогического опыта

В этом разделе представлены материалы по диссеминации опыта педагогической деятельности в межаттестационный период:1.      Выступление на межрегиональной научно - практической...

Представление педагогического опыта.

Данное направление актуально, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать...