Конспект урока по чтению для коррекционной школы VIII вида ( 2 класс) В. Сухомлинский "Вьюга"
план-конспект урока на тему

Свиридова Людмила Николаевна

Конспект урока будет интересен учителям, работающим в коррекционных школах VIII вида с детьми с особенностями  развития. Урок разработан для детей, которые обучаются в 6 классе. 

Особое внимание на уроке уделяется индивидуальной работе с каждым ребёнком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_chteniya_po_suhomlinskomu_vyuga.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В. Сухомлинский «Вьюга»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить детей с рассказом Сухомлинского «Вьюга»; провести анализ данного произведения, формировать плавное  слоговое чтение.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить детей с рассказом «Вьюга», его идейным смыслом;  
  • расширить представление о явлениях природы (вьюга, метель)
  • расширить представления о человеческих отношениях (дружба, взаимопомощь);
  • формировать элементарные навыки анализа текста под руководством учителя;

Развивающие:

  • развивать устную речь учащихся, образное  мышление, зрительную память;
  • развивать артикуляционный аппарат;
  •  расширять кругозор  учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброту к окружающим, к своим одноклассникам, учить взаимопомощи;
  • воспитывать интерес к чтению;
  • воспитывать умение дружно, согласовано работать с одноклассниками.

Оборудование:  мультимедийный проектор, экран,  презентация, карточки с индивидуальным заданием, звуковое сопровождение, ватные тампоны для гимнастики, слоговая таблица, карточки с трудными для чтения словами, иллюстрации.

Ход урока.

I.  Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел звонок, начинаем  наш урок. ( Слайд «Урок чтения»)

Если хочешь много знать 
Многого добиться 
Обязательно читать 
Надо научиться. 

- Это девиз нашего урока. 

 Сядет за парту тот, чьё имя начинается с буквы А, чьё имя начинается с буквы Р, чьё имя начинается на букву Г, на букву Ф. (Дети называют  или показывают первую букву своего имени и садятся за парту)

II.  Речевая разминка.

  1. Проговаривание чистоговорок.

     Учитель: Какое время года сейчас? Какой месяц зимы идёт?

     Дети: зима, декабрь.

Чтобы лучше нам читать,
Надо язычки размять.

Учитель: Проговорим чистоговорки о зиме:

(Слайд 2 Слоги. )

МА-МА-МА- начинается зима
ЛО-ЛО-ЛО – лёд на речке как стекло
СУ-СУ-СУ – лежит снег в лесу
ГА-ГА-ГА – завывает вьюга
ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ – метёт на улице метель

2. Чтение слогов.

Учитель: Приготовьте наши таблички для чтения.

Прочитаем слоги с буквой М и с буквой Н.

Дети: Читают слоги по таблицам (читающие)

           Показывают слоги по таблице (не читающие)

            Показывают буквы (кто знает только буквы )

  1. Логопедическое упражнение.

 Учитель: Какой ветер дует зимой? (Слайд 3)

Холодный, сильный.

Покажем, как он дует.

Представьте, что у вас снежинка на ладошке. Подуйте на неё.

III.  Подготовка к восприятию произведения.

1. Работа с загадками и пословицей.

Учитель: Ребята, отгадайте загадки:

ZZ2

Всё вокруг белым-бело –
Все дороги замело!
Издалёка налетели
К нам суровые ...

(Метели.)         (Слайд 4)

 

У метели есть подруга,
Звать подружку эту ...

(Вьюга.)             (Слайд 5)

Учитель: Посмотрите, какие необычные снежки скатала вьюга. На них слоги, которые мы должны прочитать, подготовиться к дальнейшему чтению.

Дети: Чтение  вместе с учителем слогов. ( Рита, Амик, Кирилл)

           Показ слогов по выбору учителя     (Глеб, Рудольф)

  

   

Учитель: Зимой часто бывают вьюги  и метели.  Народ об этом сложил много пословиц.  Прочитаем одну из них. (Слайд 6)

Вьюги да метели зимой налетели. (Читают читающие дети)

Проговорим эту пословицу вместе медленно. А теперь быстро.

IV.  Первичное восприятие текста детьми.

1. Составление названия рассказа.

  Учитель: Посмотрите на буквы, подумайте, как будет называться рассказ, который мы будем читать сегодня. (Если детям трудно, то учитель помогает в составлении слова)

В       Ю     Г

     А       Ь

«Вьюга»

Рудольф составит название  рассказа.

О чём будет рассказ, можем ли догадаться по названию?

Сегодня мы будем читать с вами рассказ  В. Сухомлинского.

В. Сухомлинский не просто писатель, он замечательный учитель, который научил многих ребят чтению, письму. Для того, чтобы ребятам было интересно учится читать, он писал для них рассказы. (Слайд 7)

2. Словарная работа.

Учитель: Что же это за природное явление вьюга ? (Просмотр слайдов)

                                                 (Прослушивание шума ветра во время вьюги.)

Дует сильный ветер. (Слайд 8)

Идет снег.

Деревья раскачиваются из стороны в сторону и гудят от ветра.

Мороз кусает щеки и нос.

Учитель: Прочитаем слова, объясним их смысл.

Страшно          

  Выла

Свистела

Шумели

Грозно

Учитель: Какие из этих слов можно отнести к вьюге?

3.Чтение учителем текста.

Учитель:

-Понравился ли вам рассказ?

-Кто главные герои рассказа?

Дети: Мальчики. (Фигурки мальчиков.)

Учитель: Как зовут мальчиков?

Дети: Толя и Саша. (Прикрепление имён к фигуркам.)

-Кто запомнил в каком классе учились мальчики? Взрослые они или маленькие?

4. Работа над трудными для чтения словами.

Пока мы слушали рассказ, вьюга намела высокие сугробы.

Они необычные, на них написаны слова, которые трудно читать.

Давайте прочитаем эти слова вместе. Это поможет вам самостоятельно прочитать рассказ. (Слайд 9)

Дети читают с учителем слова.

1.Пер-во-клас-сник

2. Ис-пу-гал-ся

3. Взя-лись

4. Маль-чи-ки

(Глеб, Рудольф составляют слова из слогов: испугался, первоклассник).

V.  Повторное чтение текста учителем и работа над ним.

1. Чтение текста и работа по нему.

Учитель: послушайте рассказ ещё раз и ответьте на вопрос:

- Почему Толик боялся идти в школу?

   - Как шумели деревья?

   - Под каким деревом стоял Толя?

- Кого Толя увидел?

   -Под каким деревом стоял Саша?

- Почему Саша тоже побоялся идти в школу?

- Чему обрадовались мальчики?

- Почему вьюга стала нестрашная для мальчиков?

Ответы на вопросы сопровождаются показом иллюстраций детьми.

Глеб показывает картинку с изображением вьюги, а

Рудольф – под каким деревом стоял Толя, а Федя, под каким деревом стоял Саша.

Остальные отвечают на вопросы .

2. Выполнение индивидуальных заданий.

1.Учитель: Посмотрите,  вьюга принесла нам снежинки.

На каждой записан слог и  задание.

Ученик должен прочитать слог и выполнить своё задание.

  1. Чтение текста с учителем, 1-3 абзац.
  2. Чтение подчёркнутых в тексте слов и предложения.
  3.  Чтение 5 абзаца.
  4. Составление предложения из слов (глобальное чтение): Толя вышел из дома.  На дворе была вьюга. Выбирает и показывает картинку.
  5. Соотносит имена детей с изображением мальчиков. Расставляет их с помощью учителя рядом с деревьями.
  6. Составляет предложения из слов: Мальчики взялись за руки. Они пошли вместе в школу. Выбирает и показывает картинку.
  1. Выделение главной мысли рассказа.

      Учитель: а теперь найдите картинку соответствующую отрывку.

  1. Они взялись за руки и вместе пошли в школу.
  2. На дворе была вьюга. Грозно шумели деревья.

Дети выбирают картинка к этим отрывкам (параллельно слайды).

     Учитель: Почему вьюга стала не страшна для мальчиков.

     Дети: Они были вместе, а не по одному.

Учитель: прочитайте слова на карточках: помощь; дружба; доброта; друзья;

Какое слово можно вставить в предложение:

-Толя и Саша - (кто?).

-Толя и Саша – друзья. (Слайд 10)

VI. Подведение итога урока.

-А как вы работали все вместе на уроке чтения, нам помогут узнать ваши снежинки. Назовите слог, который   на них написан.

(дети читают)

-Поставьте  свои снежинки и прочитаем слово, которое у нас получилось. Мо – лод – цы , ре-бя-та!

- Молодцы.

- Молодцы, вы, ребята. На уроке работали хорошо.

Оценивание работы детей.

На следующем уроке мы продолжим работу над рассказом «Вьюга»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому обучению. 2 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под реда...

Игра-развлечение "Поле Чудес" для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Игра-развлечение "Поле Чудес". Тема: "Ее Величество Буква"....

Программа по русскому языку и чтению для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Программа по русскому языку и чтению для учащихся 5-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Тесты и задания для проверки знаний учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида по всем темам истории Отечества в 9 классе.

Тесты и задания для проверки знаний учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида по истории Отечества в 9 классе составлены в соответствии с материалом учебника для 9 класса специальных (корре...

План-конспект урока по слесарному делу специальной (коррекционной) школе VIII вида, 8 класс, тема "Инструменты для паяния"

P { margin-bottom: 0.21cm; } План-конспект урока по слесарному делу специальной (коррекционной) школе VIII вида, 8 класс, тема урока"Инструменты для паяния"...

Конспект урока по арифметике для учащихся коррекционной школы VIII вида ( 7 класс)

Тема урока: «Нумерация чисел третьего десятка. Сравнение чисел» . Конспект разработан для учащихся коррекционных школ со сложной структурой дефекта....

Урок литературного чтения в 4 классе коррекционной школы VIII вида

Занятие предназначено для учащихся 4 класса. Тема урока "Нанайская народная сказка "Айога"...