НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
статья на тему

Казенова Ирина Петровна

 

В статье рассматривается необходимость занятия студентов научно-исследовательской работой на современном этапе, так как рынку труда нужны специалисты среднего звена – практико-ориентированные работники, сочетающие в себе достаточную фундаментальную подготовку с умением быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, в тенденциях науки, новых технологиях. Представлена организация научно-исследовательской работы в рамках техникума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23416.98 КБ

Предварительный просмотр:

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Общество быстрого развития создает потребность в новой системе образования, отвечающей требованиям возрастающего ускорения развития всех форм социального бытия.

Современному обществу нужен человек, способный изменить основы своей собственной жизнедеятельности. Формируется социальный запрос на самообразование и саморазвитие личности.

Процесс познания объективизированного опыта осуществляется неотъемлемо от личности обучающегося. Поэтому возникает важный вопрос  о превращении студента из субъекта обучения в субъект творческого самообучения, что возможно при достижении определенного уровня профессиональной идентичности. Именно способность и готовность к самообразованию являются одним из основных показателей  подготовленности молодого человека к функционированию в современном, быстро меняющемся мире.

Субъектом образовательной деятельности в техникуме является студент. Поэтому для выполнения психолого-педагогических условий реализации процесса формирования профессиональной идентичности необходимо учитывать влияние возрастных и специфических особенностей личности студента как многофакторно обусловленной саморазвивающейся системы субъекта образовательного процесса, имеющего большое количество степеней свободы, но и подтвержденного существенным ограничениям внутреннего и внешнего характера. Это порождает различного рода противоречия, которые могут выступать как стимулом, так и препятствием для становления профессиональной идентичности личности студента в условиях техникума.

Качественное изменение экономических, социальных, политических и правовых условий развития общества, влияния рыночной среды, требуют нового подхода к подготовке современного специалиста.

Среднее профессиональное образование развивается в тесном взаимодействии со сферой труда, со всеми отраслями экономики и социальной сферы. На современном этапе развития производства требуются специалисты среднего звена – практико-ориентированные работники, сочетающие в себе достаточную фундаментальную подготовку с умением быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, в тенденциях науки, новых технологиях. А этого достичь невозможно, если не сформировать у нынешнего студента навыки научно-исследовательской и творческой деятельности. В свою очередь, научить студента заниматься данным видом деятельности может лишь педагог, сам занимающийся научно-исследовательской и творческой работой.

Побуждение студентов к исследовательской деятельности должно происходить естественным путем, в процессе формирования общих и профессиональных компетенций. Студенты не умеют критически и адекватно оценивать свою подготовленность к исследовательской деятельности и поэтому не могут преодолевать затруднения, возникающие в ходе работы, недостаточно владеют исследовательскими процедурами, моделированием.

За последние годы в техникуме сложилась определенная система организации научно-исследовательской и творческой работы преподавателей и студентов.

В рамках данной программы ведется обучение преподавателей (на пед. кружках) организации научно-исследовательской работы как своей собственной, так и со студентами.

В нашем техникуме получили распространение следующие формы данной работы:

  • Организация научно-практической конференции в техникуме и участие в ней;
  • Участие в научно-практических и научно-методических конференциях вне техникума;
  • Активное участие преподавателей в разработке учебных программ третьего поколения по специальностям техникума.

Поскольку исследовательская деятельность студентов способна оказывать влияние на их профессиональное и личностное становление, в период обучения в техникуме формируются организационно-педагогические условия для развития у студентов первоначальных навыков исследовательской работы, формирование позитивного отношения к ней.

Первым шагом на пути формирования навыков исследовательской деятельности являются элементы исследований в работе студентов в рамках учебного занятия. Это может быть изучение дополнительной литературы, составление  планов докладов, рефератов с последующим выступлением перед аудиторией, развитие профессиональных и общих компетенций, связанных с формированием синтетических и аналитических способностей.

На втором этапе исследовательская работа проводится в рамках предметных кружков, которые являются наиболее массовой формой исследовательской работы студентов. Заведующие кабинетами организуют творческую деятельность студентов с учетом их возрастных и индивидуальных способностей, возможностей техникума и специфики профессии.

Работа каждого кружка строится по типу проблемных групп, в задачу которых входит решение некоторых актуальных творческих и научных вопросов.

С результатами студенческих исследований можно познакомиться при проведении предметных недель (декадников). Недели включают в себя разнообразные мероприятия: конференции, конкурсы, олимпиады, КВНы по специальности.

Проведение студенческих научно-практических конференций – итоговая форма исследовательской работы студентов, позволяющая использовать все виды самостоятельной деятельности студентов с широкио охватом межпредметных и внутрипредметных связей, способствующая более глубокому изучению  научной литературы, систематизации, логическому изложению и обобщению изученного материала.

Внимания заслуживает и опыт проведения защиты курсовых работ. Темы курсовых работ и планы к ним являются интегрированными, то есть отражают междисциплинарные связи и выполняются в соответствии  с методическими рекомендациями по написанию курсовых работ.

Защита курсовых работ проводится публично в присутствии всех студентов.

Развитие интегрированных поисковых, коммуникативных умений будет способствовать не только освоению учебного материала, но и воспитанию личности обучающегося.

Литература

  1. Никитина, Е.Ю. Применение технологии проблемного обучения при организации образовательного процесса в высшей школе [Текст] / Е.Ю. Никитина // Гуманизация образования в контексте системного подхода: материалы 4-й всероссийской конференции – Бийск, 2007. – С. 266-269 (0,19 п.)
  2.  Никитина, Е.Ю. Научно-исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Е.Ю. Никитина // Эвристическое образование: материалы 9-й региональной конференции – Ставрополь, 2006. – С. 87 -90 (0,25 п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана А...

Научно-исследовательская и проектная деятельность студентов и преподавателей Волоколамского колледжа права, экономики и безопасности

Научно-исследовательская и проектная деятельность студентов и преподавателей Волоколамского колледжа  права, экономики и безопасности....

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ к выступлению на городской научно-практической конференции для преподавателей «Научно-исследовательская работа как часть процесса обучения» 14 декабря 2016 г

На городской научно-практической конференции для преподавателей «Научно-исследовательская работа как часть процесса обучения» 14 декабря 2016 г представлены: стендовый доклад...

Научно-исследовательское задание для студентов, обучающихся по специальности 11.02.04 по профессиональному модулю ПМ02 МДК0201

Научно-исследовательское задание для студентов, обучающихся по специальности 11.02.04 Радиотехнические комплексы и системы управления космических летательных аппаратовпо профессиональному модулю МДК 0...

Научно-исследовательское задание для студентов, обучающихся по специальности 11.02.04 ПМ02 МДК 0202

Научно-исследовательское задание для студентов, обучающихся по специальности 11.02.04 Радиотехнические комплексы и системы управления космических летательных аппаратовпо профессиональному модулю МДК 0...