ИССЛЕДОВАНИЕ – ЭТО ПУТЬ К САМОРАЗВИТИЮ СПЕЦИАЛИСТА
статья на тему
В статье раскрывается опыт работы педагогов колледжа по руководству учебно-исследовательской деятельности студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
А.А. Шульга, методист
ГПОУ «Воркутинский педагогический колледж», г. Воркута
ИССЛЕДОВАНИЕ – ЭТО ПУТЬ К САМОРАЗВИТИЮ СПЕЦИАЛИСТА
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» качество образования выступает как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося. [3, с.5].
Профессиональное образование является важной составляющей жизненного самоопределения и саморазвития студентов. Именно от профессиональной компетенции зависит готовность и способность специалистов к реализации специальных знаний, умений, навыков, опыта в реальных условиях профессиональной деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальностям 050146 Преподавание в начальных классах и 050144 Дошкольное образование определяют основные виды деятельности будущих специалистов, включают требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы, где указаны общие и профессиональные компетенции.
Обладать такими умениями, как понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, организовывать собственную деятельность и деятельность обучающихся, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, а также осуществлять поиск, анализ и оценку информации невозможно без формирования исследовательских умений и навыков студентов педагогического колледжа, будущих специалистов в области образования [4, с.3].
Доминирующую роль педагога в формировании активного строителя общества подчеркивают многие ученые. Учитель-исследователь, учитель-проектировщик сегодня- это школьный двигатель, отмечают многие науковеды.
Загвязинский В. И. и Атаханов Р. считают, что молодому специалисту необходимо уметь правильно вести наблюдение и проводить эксперименты, анализировать и обобщать полученные данные, разрабатывать и реализовывать рекомендации. Отсюда исследовательские подходы и умения должны быть неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущего учителя [1, с.6].
С учетом требований к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) ФГОС СПО обязательным видом учебной деятельности студентов является выполнение курсового проекта (работы) по профессиональному модулю профессионального цикла. [4, с.32]. Требования к оцениванию качества освоения ОПОП определяют основную форму государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования - защиту выпускной квалификационной работы [4, с.36].
Такой подход ФГОС СПО к учебно-исследовательской деятельности студентов предполагает, привлечение первокурсников (на базе 9 или 11 классов) к первоначальному виду исследования – реферативной работе.
В педагогическом колледже данной проблеме отводится особое место. С целью выявления состояния сформированности исследовательских умений первокурсников ежегодно в начале учебного года проводится мониторинг. За последние три учебных года установлено, что более 40% респондентов не знакомы с понятием «реферат»; до 25% -выполняли данный вид работы, используя готовые материалы интернета; из них 10% выполняли исследование без опоры требований к оформлению; не более 5 % отметили, что чаще всего использовали один источник при выполнении исследования; менее 8% человек – представляли свое исследование на учебной дисциплине в школе и менее 5% - на конференциях различных уровней; 25% студентов уверены, что реферативная работа мало что дает для развития личности; 4% отметили, что на выполнение реферативной работы затрачивается много времени.
Данные результаты свидетельствуют о недостаточной сформированности у будущих учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений исследовательских умений, которые играют немаловажную роль в образовательной деятельности. Опыт показывает, что выполнение реферативной работы студентами в колледже является обязательным, оно обозначено в «Положении об организации выполнения и защиты реферата по учебной дисциплине или профессиональному модулю».
В годовом плане работы методической службы колледжа одним из основных направлений является направление по осуществлению учебно-исследовательской деятельности студентов.
Методическое сопровождение данного вида деятельности начинается с корректировок Положений о выполнении исследований различных видов, с разработки учебно-методических пособий и методических рекомендаций по оформлению, предзащите и защите исследовательских работ.
Пересмотр тематики реферативных, курсовых, дипломных работ, форм научно-исследовательской работы в соответствии с современными требованиями работодателей и требованиями ФГОС СПО третьего поколения является связующим звеном деятельности методической службы в данном направлении.
Эффективной формой организации исследовательской деятельности в колледже являются постоянно-действующие информационные семинары по выполнению реферативной, курсовой и выпускной квалификационной работ, а также проведение консультаций с участием активистов студенческого научного общества.
Большую работу в данном направлении с вновь прибывшими студентами проводят преподаватели, которые в ходе аудиторной деятельности привлекают студентов к выполнению таких видов исследовательских работ, как составление аннотации на статью, рукописи, книги; подготовки доклада на определенную тему; изложение тезисов, положений, научное изложение и т.п. Данные виды работ публично представляются студентами на учебной дисциплине, при реализации профессиональных модулей, что способствует формированию умений по написанию исследовательской работы, расширению познавательного интереса к разным областям науки.
Защита реферативных работ студентами первого курса проводится в рамках организации студенческой учебно-практической конференции «От малого опыта - к большим исследованиям». В ходе пленарного и секционных заседаний студенты защищают свои работы.
В дальнейшем лучшие исследования студенты представляют в научных конференциях на различных уровнях: городских, республиканских, российских. Только за 2012-2013 учебный год 35 студентов ГПОУ «ВПК» были отмечены организаторами вышеуказанных конференций дипломами и Почетными грамотами.
Такой подход к организации и сопровождении учебно-исследовательской деятельности студентов позволяет достичь высокого уровня сформированности исследовательских умений. Будущие специалисты в образовании, понимая значимость учебно- исследовательской деятельности, начинают интересоваться изучаемыми дисциплинами, междисциплинарными курсами, профессиональными модулями.
Исследовательская работа – это показатель прочных базовых знаний по различным дисциплинам, сформированных умений анализировать, систематизировать, обобщать, структурировать, работать с литературой.
Исследовательская деятельность учит владеть логикой научного исследования, способностью самостоятельно спланировать собственную исследовательскую деятельность и реализовать ее, учит высокой познавательной активности, адекватной самооценке, способности анализировать собственную деятельность и деятельности других, выявлять способы и пути саморазвития.
Список литературы
- Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия» , 2005. —208 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» от 16 августа 2013 г. N 968 г.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».- М.: Издательство: Норматика, 2014 г.- 128 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 ноября 2009 г. N 535
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050144 Дошкольное образование Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 ноября 2009 г. N 530
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/18/picture-571420-1582048790.jpg)
Методическая разработка занятия на тему «Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления»
Методическая разработказанятияна тему«Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления»...
Самостоятельная работа как средство формирования творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
Бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой переоценки методов обучения. Всё большее значение приобретает ориентация на формирование творческой, всесторонне развитой личнос...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/13/picture-767610-1457881662.jpg)
Социальное партнерство в сфере профессионального образования как путь к формированию компетентного специалиста
Опыт организации самостоятельной работы студентов Тольяттинского медицинского колледжа при прохождении производственной практики....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-363914-1386553077.jpg)
Доклад АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
Доклад "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА" описывает пути формирования профессиональной компетентности специалиста, являются ...
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Статья посвящена проектной деятельности, является одним из способов формирования профессиональной, творческой, социально‐значимой личности обучающихся. Именно данный вид деятельности позволяет студент...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/30/picture-1338973-1625039270.jpg)
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП .01.01 ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПМ.01 Проектирование городских путей сообщения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения
Организации и выполнения работ по изысканию и проектированию городских улиц и дорог, а также искусственных сооружений...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/09/picture-870734-1704833710.jpg)
Методическая разработка учебного занятия на тему: "Микроскопическое исследование отделяемого женских половых путей при неспецифических вагинитах"
Методическая разработка рекомендуется для преподавателей профессионального модуля ПМ.01 Проведения лабораторных общеклинических исследований, МДК.01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических ...