Методическая разработка учебного занятия на тему: "Микроскопическое исследование отделяемого женских половых путей при неспецифических вагинитах"
методическая разработка
Методическая разработка рекомендуется для преподавателей профессионального модуля ПМ.01 Проведения лабораторных общеклинических исследований, МДК.01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований по специальности Лабораторная диагностика. Разработка содержит нескольно блоков для проведения двухчасового практического занятия, для получения базовых знаний среднего профессионального образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент здравоохранения города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 1»
(ГБПОУ ДЗМ «МК № 1»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебного занятия по теме
«Микроскопическое исследование отделяемого женских половых путей при неспецифических вагинитах»
ПМ.01 Проведение лабораторных общеклинических исследований
МДК.01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований
Специальность: 31.02.03 Лабораторная диагностика
Москва
2020
РАССМОТРЕНО Протокол заседания № 3 Цикловой методической Комиссии № _6_ от «_11__»_11_2020г. | Составлено в соответствии с требованиями ФГОС по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика |
Составитель: | |
Нечитайло Л.Г. | преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №1» |
Рецензент: | |
Лелюк Е.И. | методист ГБПОУ ДЗМ «МК №1», высшая квалификационная категория |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 4 |
ВВЕДЕНИЕ | 6 |
| 7 |
| 7 |
| 8 |
| 10 |
| 13 |
| 23 |
3.1. Контроль исходного уровня знаний | 23 |
3.2. Контроль выполнения практического задания | 27 |
3.3. Контроль усвоения нового материала | 29 |
| 31 |
Данный методический материал разработан в помощь преподавателю для организации и проведения двухчасового практического занятия «Микроскопическое исследование отделяемого женских половых путей при неспецифических вагинитах». Занятие входит в тему «Лабораторная диагностика нарушений биоценоза женских половых путей», изучаемую обучающимися на дисциплине МДК.01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований на 3-м курсе в 5-м семестре по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика.
Базовые знания, необходимые для овладения темы «Микроскопическое исследование отделяемого женских половых путей при неспецифических вагинитах» обучающиеся получили ранее на дисциплинах: анатомия и физиология человека, гистология, основы латинского языка с медицинской терминологией, техника лабораторных работ, лабораторные микробиологические и иммунологические исследования, паразитология. Методическая разработка помогает обобщить, систематизировать, углубить знания обучающихся; выявить степень усвоения материала; закрепить умения обучающихся; даёт возможность придерживаться чётких критериев качества лабораторных исследований, способствует формированию общих и профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля.
Методическая разработка структурирована и включает:
- Методический блок - включает в себя учебные и воспитательные цели, умения и знания, которыми должны обладать студенты после изучения темы, вид и тип занятия, место проведения занятия, методику проведения, материальное оснащение занятия, междисциплинарные связи, список литературы, хронологическую карту занятия и подробное описание деятельности преподавателя и обучающихся с указанием освоенных компетенций на каждом этапе занятия.
Методика преподавания, отражённая в содержании занятия, предполагает использование приёмов развивающего обучения, а именно: создание проблемной ситуации, взаимоконтроль, объяснение материала с использованием ТСО, личностно-ориентированный подход, с этой целью составлены разнообразные по форме контрольные задания.
- Информационный блок - включает методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной работы, алгоритм выполнения задания в виде оценочных листов, отражающих освоение профессиональных компетенций и дающих возможность провести само- и взаимооценку выполненных заданий. Особое внимание уделено техники выполнения микроскопирования мазков отделяемого женских половых органов, знанию морфологической картины мазков отделяемого женских половых органов в норме и при патологии (неспецифических вагинитах) и, в связи с этим, определение степени чистоты влагалища.
- Блок контроля - включает: определение исходного уровня знаний; контроль выполнения манипуляций на основании оценочных листов; контроль уровня усвоения материала. Для контроля знаний используются гетерогенные тестовые задания.
- Приложение – представлены эталоны ответов с критериями оценки, карта пооперационного контроля, бланк анализов и конкретизация домашнего задания.
С целью улучшения восприятия материала представлена мультимедийная презентация «Микроскопическое исследование отделяемого женских половых путей при неспецифических вагинитах».
В методической разработке практического занятия даны обоснования практикоориентированного обучения, способствующие формированию у студентов общих и профессиональнвых компетенций будущего специалиста - медицинского лабораторного техника.
Цель создания методической разработки - оказание методической помощи преподавателю по эффективному формированию профессиональных и общих компетенций на занятии. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся в процессе самостоятельной работы.
Тема «Микроскопическое исследование отделяемого женских половых путей при неспецифических вагинитах» на сегодняшний день остается по - прежнему актуальной и значимой в лабораторной диагностике. Микроскопическое исследование вагинального отделяемого является наиболее доступным и информативным методом диагностики, дает возможность сразу, после забора увидеть клетки эпителия и микроорганизмы генитального тракта, т.е. позволяет быстро диагностировать состояние мочеполовой системы женщины. А при диагностике некоторых заболеваний, таких, как гонорея, трихомониаз – миктоскопическое исследование выходит на первое место среди других видов исследований.
Микроскопия гинекологического мазка (расшифровка его результатов) – это общая диагностическая процедура, позволяющая выявить воспаления в мочеполовой системе женщины на ранней стадии болезни. Чаще всего причиной воспалительного процесса являются бактерии. Микроскопия влажного мазка вагинального отделяемого позволяет видеть исчезновение нормальных лактобацилл и доминирование той или иной кокковой флоры, трихомонады, грибов рода Candida или другой патогенной микрофлоры.
Мазок на заболевания урогенитальной сферы — один из самых распространенных и информативных методов анализа в современной медицине. С его помощью можно выявить не только банальные воспаления, но и предупредить развитие онкологических заболеваний.
Лабораторный медицинский техник на современном этапе должен владеть знаниями и умением не только по приготовлению окрашенных мазков влагалищного отделяемого, но и, согласно ФГОС, дифференцировать элементы в мазке влагалищного отделяемого, различать нормальное состояние генитального тракта от патологического состояния, определять степень чистоты влагалища.
- Организационный момент:
- проверьте внешний вид обучающихся;
- проверьте подготовку рабочих мест обучающихся;
- уточните наличие отсутствующих обучающихся.
- Проверка исходного уровня знаний:
- проведите фронтальный опрос;
- сформируйте малые группы (3 - 4 группы) и предложите выполнить задание с помощью фотокарточек с элементами мазков вагинального отделяемого;
- прокомментируйте ответы обучающихся.
3. Изучение нового материала:
- разъясните новый материал с демонстрацией мультимедийной презентации по теме занятия;
- ответьте на интересующие и уточняющие вопросы обучающихся;
- для закрепления нового материала задайте вопросы обучающимся.
- Самостоятельная работа обучающихся
- Работа с методическом материалом для обучающихся
- предложите обучающимся ознакомиться с предоставленным методическим материалом (обратить внимание на возможные возбудители неспецифических вагинитов, которые, соответственно, могут обнаруживаться в мазках вагинального отделяемого);
- предложите повторить технику микроскопического исследования мазков вагинального отделяемого;
- дайте задание - законспектировать морфологические особенности бактерий – лептотрикс.
- Работа по освоению практических навыков
- озвучьте задание для самостоятельной работы – провести микроскопическое исследование мазка вагинального отделяемого (с соблюдением алгоритма микроскопирования мазка с иммерсией) с последующим заполнением бланка результата анализа;
- обеспечьте обучающихся раздаточным материалом;
- оцените технику микроскопирования мазка;
- оцените оформление бланков результатов анализов.
- Обсуждение результатов освоения практических навыков
- укажите замечания, касающиеся выполнения практической части самостоятельной работы,
- ответьте на возникшие у обучающихся вопросы.
6. Итоговый контроль усвоения материала
- проведите индивидуальный письменный контроль с решением ситуационной задачи,
- прокомментируйте ответы обучающихся.
7. Подведение итогов занятия, задание на дом
- озвучьте итоговые оценки за работу на занятии с комментарием;
- продиктуйте (или предоставьте на слайде) домашнее задание;
- укажите на приведение в порядок рабочее место.
- Название дисциплины/ ПМ, МДК – ПМ.01 Проведение лабораторных общеклинических исследований; МДК 01.01 Теория и практика лабораторных общеклинических иссследований.
- Название темы и/или занятия – «Микроскопическое исследование отделяемого женских половых путей при неспецифических вагинитах».
- Вид и тип занятия – рефлексия, комбинированное занятие.
- Формируемые компетенции (ПК и ОК):
ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4
ОК 1, 2, 3, 6, 7, 13
- Дидактические цели:
с целью формирования вышеуказанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен знать:
- кодирование гинекологических мазков,
- микроскопическую картину вагинального отделяемого в норме и при патологии,
- правила работы с микроскопом,
- правила работы с биологическим материалом;
с целью формирования вышеуказанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен уметь:
- готовить рабочее место для микроскопии гинекологических мазков,
- проводить микроскопическое исследование мазков вагинального отделяемого.
- проводить оценку микроскопической картины мазков вагинального отделяемого,
- заполнять учетную лабораторную документацию.
- Деятельностные цели - научить структуризации и обобщению полученных знаний.
- Содержательные цели - закрепить усвоенные знания и расширить знания обучающихся за счет включения новых терминов.
- Место проведения занятия: лаборатория лабораторных общеклинических исследований.
- Обеспечение занятия:
- методическое обеспечение: методическая разработка, презентация, раздаточныцй материал (методические рекомендации для студентов, учетная лабораторная документация, оценочные листы), контролирующий материал, карта пооперационного контроля.
- материально-техническое: компьютер, мультимедийная проекционная система, экран, микроскопы.
- Интеграционные связи:
Междисциплинарные связи
Дисциплины | Темы |
Обеспечивающие: | |
ОП.02. Анатомия и физиология человека | Строение и функция мочеполовой системы. Морфологические особенности эпителиальной ткани. Эндокринная система. Овогенез. |
ОП.06 ФХМИ и ТЛР | Микроскопирование с использованием иммерсионного масла. |
ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией | Медицинская терминология. |
ПМ.05 Проведение лабораторных гистологических исследований | Виды эпителиальной ткани. |
ОП.03. Основы патологии | Воспалительные процессы |
Техника безопасности | Правила работы с биоматериалом, Правила дезинфекции биоматериала. |
Обеспечиваемые: | |
ОП.03. Основы патологии | Патология органов мочеполовой системы |
Внутридисциплинарные связи
ПМ.01 Проведение лабораторных общеклинических исследований | Тема 5.2. Биоценоз женских половых путей в норме |
№ п/п | Этапы занятия | Время (мин) | Методы, приемы обучения и контроля | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1. | Организационный момент | 2 | Активация внимания | Проверяет готовность студентов к занятию | Организуют рабочее место, приводят в порядок внешний вид |
2. | Актуализация темы, постановка целей, определение задач, мотивация обучающихся на активную деятельность ОК 1, 6 | 5 | Стимулирование мышления, планирование учебной деятельности | Актуализирует тему, определяет цели и задачи занятия, план занятия; объясняет внутри- и междисциплинарных связей. | Слушают, анализируют, отвечают на вопросы, участвуют в беседе, осознают потребность в знаниях и умениях. |
3. | Контроль исходного уровня знаний ОК 6, 7 | 12 | Групповой опрос с последующим фронтальным опросом | Студенты делятся на группы. Каждая группа получает задание, которое нужно выполнить совместно. После выполнения задания – фронтальный опрос. Объясняет критерии оценки. Анализирует степень подготовки студентов к занятию. | Группа студентов выполняет задание – озвучивают вывод, затем устно каждый отвечает на вопросы. |
4. | Первичное открытие новых знаний / освоение умений ОК 1 | 15 | Объяснительно-иллюстративный метод. Рассказ, демонстрация презентации. | Выделяет узловые понятия и закономерности, планирует логические переходы от одного этапа занятия к другому. Параллельно задает вопросы из предыдущим темам и других дисциплин, связанные с темой занятия. | Конспектирует материал, смотрит презентацию, устно отвечают на вопросы |
5. | Первичное закрепление умений, знаний (работа по алгоритму) ПК 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 ОК 1-3, 13 | 32 | Самостоятельная работа, структуризация учебного материала | Предлагает задания для самостоятельной работы Распределяет раздаточный материал. Следит за ходом выполнения практического задания. Оценивает работу студентов по манипуляционным листам. | Готовят рабочее место, выполняют манипуляции, убирают рабочее место, заполняют документацию, сдают ее на проверку. |
6. | Контроль полученных умений /знаний ОК 1 | 10 | Проверка усвоения учебного материала | Проводит контроль усвоенных знаний (решение ситуационной задачи), наблюдает за взаимным контролем студентов. | Решают ситуационную задачу. Проводят взаимный контроль усвоения нового материала. |
7. | Подведение итогов занятия ОК 1, 6 | 7 | Обсуждение | Анализирует результаты занятия, оценивает работу бригады в целом и каждого обучающегося в отдельности. Делает акцент на основные ошибки. Сообщает итоговую оценку за занятие (выставляется как средняя по контролю исходного уровня знаний, практических навыков и контролю усвоения материал). | Слушают. |
8. | Рефлексия ОК 1, 6 | 4 | Беседа | Обобщает работу обучающихся, задает вопросы. | Слушают, участвуют в беседе, отвечают на вопросы. |
9. | Домашнее задание. Определение объема и содержания самостоятельной работы (внеаудиторной). | 3 | Рассказ | Сообщает домашнее задание. Определяет объем и содержание самостоятельной работы студентов. | Слушают, записывают |
Общее время занятия(мин.) | 90 |
Список литературы для преподавателя:
- СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.
- СанПиН 2.1.7.2790-10 Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами.
- Приказ МЗ России № 45 от 07.02.2000 г. «О системе мер по повышению качества клинических лабораторных исследований в учреждениях Российской Федерации».
- Камышников В.С. Методы клинических лабораторных исследований / В.С. Камышникова - М.: Медпресс-информ, 2019.- С. 170-180, 185-193, 700.
- Долгов В.В. Клиническая лабораторная диагностика: национальное руководство в 2 т. / В.В. Долгов, В.В. Меньшова , М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – С.628.
- Третьякова Т.Г. Одномерное шкалирование гетерогенных тестов/ Т.Г.Третьякова - «Педагогические Измерения» №2, 2018. – С.11.
Рекомендации для студентов по самостоятельной работе на занятии
- Ознакомьтесь с информацией методического материала.
- Внимательно изучите материал по вагинитам:
- обратите внимание на различия неспецифических и специфических вагинитов;
- познакомьтесь с методами диагностики вагинитов;
- уточните - какие методы диагностики вагинитов являются специфическими;
- обратите особое внимание на микроскопическую картину вагинальных мазков при вагинитах, сравните с микроскопической картиной вагинального мазка в норме;
- изучите морфологические особенности элементов, встречающихся в гинекологических мазках в норме и при вагинитах;
- законспектируйте информацию по Лептотрикс;
- повторите алгоритм проведения микроскопического исследования влагалищного мазка.
- Ознакомьтесь с оценочным листом проведения микроскопического исследования окрашенных препаратов вагинального отделяемого.
- Выполните микроскопическое исследование (с использованием иммерсионного масла) готовых окрашенных микропрепаратов вагинального отделяемого и оцените правильность выполнения работы, используя оценочные листы.
- Заполните бланки исследования полученных результатов, сформулируйте вывод.
ВАГИНИТЫ
НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ
Вагиниты или кольпиты – это группой заболеваний, которые сопровождаются воспалительными процессами слизистой оболочки влагалища и имеющие полиэтиологическую природу.
Кольпи́т, или вагини́т – это одно и то же (от греч. Κόλπος – кольпит; лат. Vagina — «влагалище»-вагинит).
Причины вагинитов
Вагиниты объединяют в три группы:
- бактериальные вагиниты;
- трихомонадные вагиниты;
- вульвовагинальные кандидозы.
(Ву́льва (лат. Vulva) — медицинское (научное) название наружных тазовых половых органов женщины. Вульвовагинит – это воспаление слизистой оболочки половых органов (вульвы и влагалища) ).
Бактериальные вагиниты могут быть неспецифическими и специфическими.
Неспецифические вызываются условно-патогенными микроорганизмами (кишечной палочкой, стрептококками, стафилококками, энтерококки и др.). Они в норме обнаруживаются в организме, но не вызывают заболевания. При наличии факторов риска естественная защита влагалища нарушается, развиваются вагиниты.
Специфические вагиниты обусловлены инфекционными заболеваниями, передаваемыми половым путем (хламидиоз, микоплазмоз), в т.ч. трихомонадный вагинит — результат генитальной инфекции трихомониаза.
Причиной кандидозного вагинита являются грибы рода Candida.
Вагинит является далеко не таким безобидным заболеванием. Если воспаление слизистой оболочки влагалища не лечить, то воспалительный процесс может перейти и на канал шейки матки, матку, придатки и т.д, что в свою очередь приводит к эндометриту, эрозии шейк матки и бесплодию.
Диагностика вагинитов
Для уточнения причины кольпита обязательны бактериоскопическое и бактериологическое исследование отделяемого из влагалища.
- общий и биохимический анализы крови (может быть ↑ СОЭ, лейкоцитоз, сдвиг лейкоцитарной формулы влево);
- общий анализ мочи;
- бактериоскопическое исследование мазков;
- бактериологическое исследование (предусматривает посев микрофлоры влагалища на питательные среды. Далее определяется чувствительность микроорганизмов к антибиотикам. Длительность анализа – 7 дней);
- pH-метрия влагалищного – сдвиг рН в щелочную сторону
- цитология – оценка соскоба слизистой шейки матки;
- ПЦР (Полимеразная цепная реакция) – Метод основан на выявлении антител или антигенов в соотношении с возбудителями инфекции, порождающих вагинит. Для анализа берут венозную кровь или мазок. Длительность анализа – 2-3 дня.
Микроскопическая картина влагалищного мазка при вагините :
- единичные или полное отсутствие лактобацилл (палочек Дедерлейна) (рисунок 1),
- большое количество лейклцитов (рисунок 4, 5),
- большое количество поверхностного эпителия (рисунок 1, 2),
- могут быть парабазальные и базальные эпителиальные клетки (рисунок 3),
- при окрашивании мазка на флору можно идентифицировать возбудителей вагинита (рисунок 6 - 11).
Морфологические особенности элементов вагинального отделяемого
Рисунок 1 - Поверхностный эпителий, палочки Дедерлейна
Рисунок 2 - Промежуточный эпителий
Рисунок 3 - Базальные и парабазальные эпителиальные клетки
Рисунок 4 – Поверхностный эпителий и лейкоцитоз в мазке
Рисунок 5 – Вагинит, соотношение лейкоцитов : эпителиальных кл. = 10:1
Рисунок 6 – Стрептококки
Рисунок 7 – Стафилококки
Рисунок 8 – Гонококки
Рисунок 9 – Грибы Candida
Рисунок 10 – Трихомониаз
Рисунок 11 – Лептотрикс
Лептотрикс (Leptotrichia, leptotrix, лептотрихия) — род бактерий; длинные и тонкие ниточки, состоящие из одного ряда клеточек-члеников. Одни лептотрикс обитают в воде, другие в полости рта человека и животных. Из первых особенно интересна L. ochracea Ktz., ниточки которой окружены особым покровом, так наз. влагалищем, ржаво-желтого или бурого цвета.
Лептотрикс – грамотрицательная анаэробная бактерия, которая относится к семейству Fusobacteriaceae. Она имеет вид цепочки (трихии) или волоса, с утолщенным центром и сегментированными концами. Не почкуется и не ветвится. В природе обитает в водопроводной воде, бассейнах и природных водоемах.
Лептотриксы способны вызвать у человека заболевание, называемое лептотрихозом.
Инфицирование лептотриксом происходит в основном во время купания в открытых водоемах. Бактерия также может передаваться от человека к человеку при половых контактах. Примерно у 5% взрослых здоровых людей во влагалище и ротовой полости обнаруживаются лептотриксы, поэтому их относят к условно-патогенной микрофлоре. В случае ослабления иммунитета у пациентов происходит изменение качественного и количественного состава микрофлоры. В результате увеличивается количество лептотрикс и они приобретают патогенные свойства, приводя к развитию лептотрихоза влагалища или ротовой полости.
Лептотрикс встречающиеся при смешанных половых инфекциях, таких как кандидоз и бактериальный вагиноз или трихомониаз и хламидиоз. Попадая в организм половым путем в условиях ослабленного иммунитета, лептотрикс поражает клетки слизистой оболочки влагалища, приводя к воспалительному процессу, который проявляется в отечности ануса, промежности и половых губ, провоцирует возникновение генитального зуда.
ПРОВЕДЕНИЕ МИКРОСКОПИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЛАГАЛИЩНОГО МАЗКА
- Установить микроскоп перед собой на 3-5 см от края стола.
- Развернуть шнур, включить питание.
- Выполнить регулировку бинокулярной насадки.
- Поместить препарат на предметный столик микроскопа мазком вверх и закрепить в препаратодержателе.
- Установить объектив 8 - 10x.
- Установить конденсор в нижнее положение, приоткрыть ирисовую диафрагму.
- Используя винт грубой настройки фокуса (макровинт, макрометрический винт), опустить объектив в самое нижнее положение максимально близко к препарату. Действие выполняется под визуальным контролем (сбоку).
- Глядя в окуляры настроить изображение винтом грубой настройки (макровинтом), а затем при помощи винта точной фокусировки (микровинтом, микрометрическим винтом) добиться полной резкости (четкости изображения).
- Оценить весь мазок на малом увеличении.
- Вывести объектив из хода лучей – револьвером перевести объективы в нерабочее положение.
- Поднять конденсор, открыть диафрагму.
- Нанести иммерсионное масло на препарат.
- Установить объектив х100 в вертикальное по отношению к мазку положение и погрузить в каплю масла. Действие выполняется под визуальным контролем (сбоку).
- Глядя в окуляры с помощью макровинта подстроить фокус до появления изображения. Точная фокусировка достигается с помощью микрометрического винта.
- Произвести дифференцировку, подсчет и оценку элементов в мазке отделяемого женских половых органов.
- По окончании микроскопирования поднять тубус, выключить осветитель, перевести объектив в нерабочее положение, отключить из сети и убрать предметное стекло со столика микроскопа.
- Удалить с предметного стекла сухой хлопчатобумажной салфеткой иммерсионное масло.
- Осторожно протереть фронтальную линзу объектива сначала сухой хлопчатобумажной салфеткой, а затем салфеткой, смоченной спиртом.
(оставлять масло на поверхности линзы ни в коем случае нельзя, так как оно способствует фиксированию пыли и может со временем привести к повреждению оптики микроскопа).
- Использованные салфетки сбросить в емкость класса Б.
Заполнение бланка результатов анализов
Препарат №
Микроскопическое исследование отделяемого
Параметр | Вагина |
Эпителий | |
Лейкоциты | |
Флора | |
Грибки | |
Трихомонады | |
Ключевые клетки |
Исследование выполнил:______________________________________________
Подпись врача_______________________________________________________
Дата___________________
Флора
По обильности
массивная - более 1000 в п/зр,
обильная – от 100 до 1000 в п/зр,
умеренная - от 11 до 100 в п/зр,
скудная – до 10 в п/зр,
единичные бактерии в препарате.
По размеру - мелкая, крупная.
По форме - палочковая (бациллярная), преимущественно палочковая,
кокковая, диплококковая, преимущественно кокковая,
смешанная, кокко-бацилярная (при равномерном распределении).
Идентификация бактерий по окрашенному мазку не проводится.
Отдельно описывается возбудители гонореи Gn
И трихомонады Trichomonas vaginalis
Эпителий
единичный в п/зр – до 1 в п/зр, может быть не во всех полях зрения
мало – до 3-х в п/зр
умеренно – до 10 в п/зр
много – до 20 в п/зр
обильно – больше 20-25 в п/зр
сплошь – покрывают все поля зрения
Студенты делятся на 3 группы. Каждая группа получает пакет с карточками, на которых изображена различная микроскопическая картина возможных элементов вагинального отделяемого (с различным их количеством. Название элементов не указывается). Студенты должны сгруппировать карточки, на которых микроскопическая картина вагинального отделяемого соответствует определенной степени чистоты влагалища.
Палочки Дедерлейна
Эпителий
Лейкоциты
Условно патогенная флора влагалища comma variabile
Стрептококки
Стафилококки
Гонококки
Грибы
Трихомонады
Фронтальный опрос
- Какими гормонами регулируется функция яичников?
- Какие клетки составляют слизистую оболочку влагалища?
- Какие морфологические особенности эпителия влагалища? (четыре ответа – один отвечающий дает характеристику одного из видов эпителия).
- Сколько степеней чистоты влагалища. Какой степени соответствует «нормальный мазок», дайте характеристику данной степени.
- Что является критерием степени чистоты влагалища. Дайте морфологическую характеристику.
- Что характерно для 2, 3, 4 степени чистоты влагалища? (три ответа).
Инструкция: познакомьтесь с оценочным листом. При выполнении работы одновременно осуществляйте самоконтроль с использованием оценочного листа.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ МАНИПУЛЯЦИИ
«Микроскопическое исследование препаратов вагинального отделяемого
Дата «___»____________20__г. Группа_____ курс_____
Студент (ка)_______________________________________________________________
ФИО
Инструкция: на каждом этапе выполнения манипуляции в графе «Отметка о выполнении» выставляются баллы, не превышающие максимальное количество. Если действие выполнено не полностью или есть погрешности в выполнении – снимается количество баллов, указанных в графе «Примечание».
№ П/П | Перечень практических действий | Макси- мальное кол-во баллов | Отметка о выполнении | Примечание |
ПК 1.1 Подготовка рабочего места | ||||
1.1.1 | Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки. | 1 | Вычесть все, если не выполнено | |
1.1.2 | Подготовить рабочее место: микроскоп, иммерсионное масло, препарат вагинального отделяемого, спиртовые салфетки, сухие салфетки, контейнеры для отходов класса Б (для отработанного одноразового материала, для лабораторной посуды). | 1 | Вычесть 0,1 за каждый не выполненный элемент | |
ПК 1.2 Проведение манипуляции | ||||
1.2.1 | Установить микроскоп перед собой на 3-5 см от края стола. | 1 | Вычесть все, если не выполнено | |
1.2.2 | Включить микроскоп. Выполнить регулировку бинокулярной насадки. С помощью револьвера перевести объективы в нерабочее положение | 1 | Вычесть 0,1 за каждый не выполненный элемент | |
1.2.3 | Поместить на столик микроскопа предметное стекло с окрашенным мазком вагинального отделяемого (мазком вверх) и закрепить в препаратодержателе. | 1 | Вычесть все, если не выполнено | |
1.2.4 | Установить объектив 8 - 10x. Установить конденсор в нижнее положение, приоткрыть диафрагму. | 1 | Вычесть 0,5 за каждый не выполненный элемент | |
1.2.5 | Используя макровинт, опустить объектив в самое нижнее положение (под визуальным контролем сбоку) максимально близко к препарату | 1 | Вычесть все, если не выполнено | |
1.2.6 | Глядя в окуляры, макровинтом настроить изображение, а затем при помощи микровинта, добиться полной резкости. Оценить весь мазок на малом увеличении. | 1 | Вычесть все, если не выполнено | |
1.2.7 | Вывести объектив из хода лучей – револьвером перевести объективы в нерабочее положение. Поднять конденсор в крайнее верхнее положение, открыть полностью диафрагму. | 1 | Вычесть все, если не выполнено | |
1.2.8 | Нанести иммерсионное масло на препарат. Установить объектив х100 в вертикальное положение. Под визуальным контролем (сбоку) с помощью макровинта опустить объектив в иммерсионное масло до соприкосновения со стеклом. | 1 | Вычесть все, если не выполнено | |
1.2.9 | Глядя в окуляры настроить изображение макровинтом, а затем при помощи микровинта добиться полной резкости (четкости изображения). Произвести дифференцировку, подсчет и оценку элементов в мазке вагинального отделяемого. | 1 | Вычесть все, если не выполнено | |
ПК 1.4 Уборка рабочего места | ||||
1.4.1 | По окончанию работы выключить осветитель, опустить столик , перевести объектив в нерабочее положение, отключить из сети и убрать предметное стекло со столика микроскопа. | 1 | Вычесть 0,1 за каждый не выполненный элемент | |
1.4.2 | Удалить иммерсионное масло с предметного стекла с помощью сухой салфетки. Салфетку сбросить в контейнер для отходов класса Б. | 1 | Вычесть все, если не выполнено | |
1.4.3 | Удалить иммерсионное масло с объектива путем протирания его вначале сухой салфеткой, а затем спиртовой салфеткой. Салфетки сбросить в контейнер для отходов класса Б. | 1 | Вычесть все, если не выполнено | |
1.4.4 | Протереть предметный столик микроскопа спиртовой салфеткой. Салфетку сбросить в контейнер для отходов класса Б. | 1 | Вычесть все, если не выполнено | |
1.4.5 | Провести обработку рабочей поверхности стола, лотка дезинфицирующими салфетками. Поместить салфетки в контейнер для отходов класса Б. | 1 | Вычесть все, если не выполнено | |
1.4.6 | Перчатки снять и поместить в контейнер для отходов класса Б. Вымыть и осушить руки. | 1 | Вычесть все, если не выполнено | |
ПК 1.3 Регистрация полученного результата | ||||
1.3.1 | Занести результаты исследования в бланк результатов анализов. | 1 | Вычесть все, если не выполнено | |
Всего: | 18 |
Критерии оценки:
18 - 16 – «отлично»
15 - 12 – «хорошо»
11 - 9 – «удовлетворительно»
Менее 9 баллов – «неудовлетворительно»
Оценка __________________________
Каждый студент получает карточку с заданием – необходимо решить четыре задачи с заполнением прилагаемой к заданию таблицы.
КАРТОЧКА № 1 |
Задание
|
Задача 1. При микроскопии мазка были обнаружены следующие элементы: умеренное количество лактобацилл, незначительное количество эпителиальных клеток и лейкоцитов, единичные в препарате грамотрицательные палочки. |
Задача 2. При микроскопии мазка были обнаружены следующие элементы: значительное количество лейкоцитов, эпителиальных клеток и грамотрицательных диплококков (гонококков). |
Задача 3. При микроскопии мазка были обнаружены следующие элементы: единичные в препарате эпителиальные клетки, значительное количество лактобацилл. |
Задача 4. При микроскопии мазка были обнаружены следующие элементы: умеренное количество лейкоцитов и эпителиальных клеток, единичные в препарате палочки Дедерлейна, умеренное количество грамположительных кокков, нитей мицелия. |
КАРТОЧКА № 2 |
Задание
|
Задача 1. При микроскопии мазка были обнаружены следующие элементы : значительное количество палочек Дедерлейна и незначительное количество эпителиальных клеток. |
Задача 2. При микроскопии мазка были обнаружены следующие элементы : умеренное количество эпителиальных клеток, лейкоцитов и грамотрицательных палочек, нитей мицелия и единичные палочки Дедерлейна. |
Задача 3. При микроскопии мазка были обнаружены следующие элементы : умеренное количество палочек Дедерлейна, единичные в препарате эпителиальные клетки и лейкоциты. |
Задача 4. При микроскопии мазка были обнаружены следующие элементы: полное отсутствие лактобацилл, обильная грамположительная кокковая флора, большое количество лейкоцитов, эпителиальных клеток и нитей мицелия. |
КАРТОЧКА № 3 |
Задание
|
Задача 1. При микроскопии мазка были обнаружены следующие элементы: умеренное количество эпителиальных клеток, грамположительных кокков, значительное количество лейкоцитов, единичные палочки Дедерлейна. |
Задача 2. При микроскопии мазка были обнаружены следующие элементы: умеренное количество лактобацилл, незначительное количество эпителиальных клеток и лейкоцитов, единичные в препарате грамотрицательные палочки. |
Задача 3. При микроскопии мазка были обнаружены следующие элементы: полное отсутствие лактобацилл, обильная грамположительная кокковая флора, значительное количество лейкоцитов, эпителиальных клеток, трихомонады и нитей мицелия. |
Задача 4. При микроскопии мазка были обнаружены следующие элементы : значительное количество лактобацилл и единичные эпителиальные клетки. |
Карточка № _____
Группа № ________ бригада ____
Ф.И.О. ______________________
Таблица «Степень чистоты влагалища»
Микроскопическая картина | Степень чистоты влагалища | |||
I | II | III | IV | |
Палочки Дедерлейна (лактобациллы) | ||||
Эпителиальные клетки | ||||
Лейкоциты | ||||
Грамположительные кокки (стрептококки, стафилококки) | ||||
Грамотрицательные кокки (гонококки) | ||||
Грамотрицательные палочки | ||||
Трихомонады | ||||
Нити мицелия (кандида) | ||||
ЗАДАЧА № |
«+++» - значительное количество
«++» - умеренное количество
«+» - незначительное количество
«+ - » - единичные
« - » - полное отсутствие
Вагинит _____________________
(номер задачи)
Приложение №1
Эталоны ответов
к заданию для контроля исходного уровня знаний
Степень чисто ты Элементы | I степень чистоты влагалища | II степень чистоты влагалища | III степень чистоты влагалища | IV степень чистоты влагалища |
Палочки Дедерлейна | ||||
Эпителий | ||||
Сomma variabile | ||||
Лейкоциты | ||||
Стрептококки | ||||
Стафилококки | ||||
Гонококки | ||||
Грибы | ||||
Трихомонады |
- Функция яичников регулируется гонадотропными гормонами передней доли гипофиза: фолликулостимулирующим гормоном (ФСГ), лютеинизирующим гормоном (ЛГ), лактотропным гормоном (ЛТГ).
- Слизистая оболочка влагалища включает: поверхностные, промежуточные, парабазальные и базальные эпителиальные клетки.
- Верхний слой слизистой влагалища состаавляют поверхностные клетки – это полигональные, крупные (диаметром – более 30 мкм) клетки, с прозрачной цитоплазмой. Ядро маленькое, пикнотическое, расположено в центре клетки
Промежуточные клетки эпителия – размером несколько меньше, чем поверхностный, овальной или треугольной формы, со слабо базофильной цитоплазмой, ядро несколько больше, чем у поверхностного.
Парабазальные клетки эпителия – размером несколько меньше, чем промежуточный эпителий, овальной или округлой формы. Ядро крупное, круглое, расположено в центре клетки.
Базальные клетки эпителия – самые мелкие (до 15 мкм) клетки, округлой формы, ядро занимает почти всю клетку, цитоплазма узким ободком окружает ядро.
- Всего различают 4 степени чистоты влагалища. 1-я степени чистоты влагалища соответствует «нормальному мазку» и характеризуется наличием в мазке большого количества палочек Дедерлейна с единичными поверхностными клетками эпителия.
- Критерием степени чистоты влагалища является влагалищная палочка – палочка Дедерлейна. Это крупная, толстая, Грам+ палочка, оптимум рН среды для которой 4,0 – 4,7.
- II степень чистоты влагалища – значительно меньше (чем в I степени) палочек Дедерлейна, увеличивается количество эпителия, имеются сапрофиты, преимущественно comma variabile, единичные лейкоциты.
III степень чистоты влагалища – единичные или полностью отсутствуют палочки Дедерлейна, значительное количество эпителия, увеличивается количество comma variabile, большое количество лейкоцитов, появляется гноеродная флора (стафилококки, стрептококки, гонококки), грибы.
IV степень чистоты влагалища – полностью отсутствуют палочки Дедерлейна, большое количество эпителия, увеличивается количество comma variabile, огромное количество лейкоцитов, гноеродной флоры (стафилококки, стрептококки, гонококки), грибов. Может обнаруживаться трихомонада.
Приложение №2
Эталоны ответов
к заданию для контроля уровня усвоения нового материала
КАРТОЧКА № 1
Карточка № _____
Группа № ________ бригада ____
Ф.И.О. ______________________
Таблица «Степень чистоты влагалища»
Микроскопическая картина | Степень чистоты влагалища | |||
I | II | III | IV | |
Палочки Дедерлейна (лактобациллы) | +++ | ++ | +- | - |
Эпителиальные клетки | +- | + | ++ | +++ |
Лейкоциты | - | + | ++ | +++ |
Грамположительные кокки (стрептококки, стафилококки) | - | - | ++ | - |
Грамотрицательные кокки (гонококки) | - | - | - | +++ |
Грамотрицательные палочки | - | +- | - | - |
Трихомонады | - | - | - | - |
Нити мицелия (кандида) | - | - | ++ | - |
ЗАДАЧА № | 3 | 1 | 4 | 2 |
«+++» - значительное количество
«++» - умеренное количество
«+» - незначительное количество
«+ - » - единичные
« - » - полное отсутствие
Вагинит ___________4_________
(номер задачи)
КАРТОЧКА № 2
Карточка № _____
Группа № ________ бригада ____
Ф.И.О. ______________________
Таблица «Степень чистоты влагалища»
Микроскопическая картина | Степень чистоты влагалища | |||
I | II | III | IV | |
Палочки Дедерлейна (лактобациллы) | +++ | ++ | +- | - |
Эпителиальные клетки | + | +- | ++ | +++ |
Лейкоциты | - | +- | ++ | +++ |
Грамположительные кокки (стрептококки, стафилококки) | - | - | - | +++ |
Грамотрицательные кокки (гонококки) | - | - | - | - |
Грамотрицательные палочки | - | - | ++ | - |
Трихомонады | - | - | - | - |
Нити мицелия (кандида) | - | -- | ++ | +++ |
ЗАДАЧА № | 1 | 3 | 2 | 4 |
«+++» - значительное количество
«++» - умеренное количество
«+» - незначительное количество
«+ - » - единичные
« - » - полное отсутствие
Вагинит _________2, 4_________
(номер задачи)
КАРТОЧКА № 3
Карточка № _____
Группа № ________ бригада ____
Ф.И.О. ______________________
Таблица «Степень чистоты влагалища»
Микроскопическая картина | Степень чистоты влагалища | |||
I | II | III | IV | |
Палочки Дедерлейна (лактобациллы) | +++ | ++ | +- | - |
Эпителиальные клетки | +- | + | ++ | +++ |
Лейкоциты | - | + | +++ | +++ |
Грамположительные кокки (стрептококки, стафилококки) | - | - | ++ | +++ |
Грамотрицательные кокки (гонококки) | - | - | - | - |
Грамотрицательные палочки | - | +- | - | - |
Трихомонады | - | - | - | +++ |
Нити мицелия (кандида) | - | - | - | +++ |
ЗАДАЧА № | 4 | 2 | 1 | 3 |
«+++» - значительное количество
«++» - умеренное количество
«+» - незначительное количество
«+ - » - единичные
« - » - полное отсутствие
Вагинит _________1_________
(номер задачи)
Приложение № 3
Карта пооперационного контроля
Группа ________ бригада ________
№ п/п | Ф.И.О. | Контроль исходного уровня знаний | Практическая работа | Контроль усвоения пройденного материала | Итог занятия | ||||
Подготовка рабочего места | Микроскопия препарата | Заполнение бланка анализа и интерпретация результатов | Соблюдение сан.эпид. режима и ТБ | Кол-во баллов за практич. работу / оценка | |||||
Количество баллов за выполненную работу | |||||||||
7 | 10 | 5 | 3 | 25/5 | |||||
1 | / | ||||||||
2 | / | ||||||||
3 | / | ||||||||
4 | / | ||||||||
5 | / | ||||||||
6 | / | ||||||||
7 | / | ||||||||
8 | / | ||||||||
9 | / | ||||||||
/ | |||||||||
Критерии оценки практической работы: Всего – 25 баллов
«отлично» - от 25 до 23 правильно выполненных действий
«хорошо» - от 22 до 20 правильно выполненных действий
«удовлет.» - от 19 до 17 правильно выполненных действий
«не удовл.»- меньше 17
Итоговая оценка выставляется на основании трех оценок: за контроль исходного уровня знаний, практическую работу, контроль усвоения пройденного материала (при этом приоритет
отдается оценке за практическую работу).
Приложение № 4
Домашние задание
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К СЛЕДУЮЩЕМУ ЗАНЯТИЮ
Тема: «Микроскопическое исследование отделяемого женских половых путей при некоторых специфических вагинитах»
В рабочей тетради зарисовать и дать морфологическую характеристику возбудителям гонореи, трихомониаза, сифилиса.
Приложение № 5
Список литературы для обучающихся:
- Камышников В.С. Методы клинических лабораторных исследований / В.С. Камышникова - М.: Медпресс-информ, 2019.- С. 188-193, 195 (Гонорея. Трихомониаз, Сифилис).
- Долгов В.В. Клиническая лабораторная диагностика: национальное руководство в 2 т. / В.В. Долгов, В.В. Меньшова, М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – С.628.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945гг..
Мы все любим свою Родину, и наверное чувство патриотизма у русских людей врожденное, потому что все времена наш народ с честью отстаивал свою независимость и государственность. Советский Союз победил ...
Методическая разработка учебного занятия ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945гг..
Мы все любим свою Родину, и наверное чувство патриотизма у русских людей врожденное, потому что все времена наш народ с честью отстаивал свою независимость и государственность. Советский Союз победил ...
Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум» предполагает минимум теоретических занятий, а основное количество...
Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»
Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...
Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"
Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"...
Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»
В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...
Методическая разработка учебного занятия по учебному предмету Физиология питания
Разработка урока по учебному предмету Физиология питания на тему: "Основы здорового питания"...