Нормативные требования к организации аудиторной самостоятельной работы (СР) при реализации ФГОС НПО/СПО нового поколения.
статья по теме

Самостоятельная работа  -  это планируемая  в  рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания ОПОП НПО/СПО, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве  и  контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.          В статье  анализируются и обобщаются современные практики организации СР, которые  свидетельствует о многообразие видов и типов самостоятельной деятельности обучающихся, различных способах педагогического управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью со стороны педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_rabotaoffice_word_5.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

        Нормативные требования к организации аудиторной самостоятельной работы (СР) при реализации ФГОС НПО/СПО нового поколения.

                С введением  ФГОС нового поколения  значение  СР существенно  возрастает. Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д. Субъектная позиция обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе - овладения компетенциями.

Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения СР, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и навыков. В связи с этим качественно изменяется часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебной и учебно-методической работы.

В условиях роста значимости   самостоятельной работы обучающихся наполняется новым содержание деятельность преподавателя и обучающегося.

Роль преподавателя заключается в организации СР с целью приобретения студентом ОК и ПК, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. Роль студента заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.

            Самостоятельная работа  -  это планируемая  в  рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания ОПОП НПО/СПО, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве  и  контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.  

Задачи организации СР состоят в том, чтобы:

- мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;  

-повысить ответственность обучающихся за свое обучение;  

-способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся;

-создать условия для формирования способности обучающихся  к  самообразованию,

-самоуправлению и саморазвитию.

         Анализ и обобщение современных практик организации СР свидетельствует о многообразие видов и типов самостоятельной деятельности обучающихся, различных способах педагогического управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью со стороны педагогов.

Нормативное обеспечение предполагает разработку перечня документов, регулирующих самостоятельную работу студентов, к которым мы относим графики выполнения самостоятельной работы студентами по дисциплинам, Положение о самостоятельной работе студентов, Положения об итоговой и промежуточной аттестации студентов, Положение о технологической  практике, Требования к курсовым и квалификационным  работам.

Выполняемая обучающимися самостоятельная работа не однозначна по своей сути и может быть представлена разными видами, объединенными в группы:

-по дидактической цели – познавательная, практическая, обобщающая;

-по характеру познавательной деятельности и типу решаемых задач – исследовательская, творческая, познавательная и т.д.

-по уровню проблемности – репродуктивная, репродуктивно-исследовательская, исследовательская;

по характеру коммуникативного взаимодействия

-учащихся – фронтальная, групповая, индивидуальная;

-по месту выполнения – классная, домашняя;

по методам научного познания – теоретическая, экспериментальная (по В.А. Ситарову)

Рассмотрим основные формы самостоятельной работы  обучающихся  на занятиях.

Формы самостоятельной работы обучающихся на занятиях.

 1. Работа на лекции. Составление или слежение за планом  чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой. В лекциях – вопросы для  самостоятельной работы студентов, указания на источник ответа в  литературе. В ходе лекции возможны так называемые  «вкрапления»  –  выступления, сообщения студентов по отдельным  вопросам плана.  Опережающие задания  для самостоятельного  изучения фрагментов будущих тем занятий, лекций (в   статьях, учебниках и др.). Важнейшим средством активизации стремления к  самостоятельной деятельности являются активные технологии обучения. В этом плане  эффективной формой обучения являются  проблемные  лекции.

Основная задача лектора в этом случае – не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к  объективным противоречиям развития

научного знания и способам их разрешения. Функция студента  –  не только переработать информацию,  но и активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

2.  Работа на семинарских занятиях.  Семинар-дискуссия  образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Студент учится выражать свои мысли в  докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку

зрения,  аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию  сокурсника. Данная форма работы позволяет повысить уровень  интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс  учебного познания.

3. «Мозговая атака».  Группа делится на «генераторов» и  «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого  характера). За определённое время студенты предлагают различные  варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По  окончании отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В  ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями. Предоставление студентам на занятии возможности предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает степень доверия к преподавателю, но и делает обучение «комфортным».  

4.Деловые игры. Такое занятие удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Группа разбивается на команды (2–3). Каждая команда получает задание и затем озвучивает их решение. Проводится обмен задачами.

5.Круглый стол.  Характерной чертой круглого стола является  сочетание

тематической дискуссии с групповой консультацией.  Выбирается ведущий и 5–6 комментаторов по проблемам темы.  Выбираются основные направления темы, и преподаватель  предлагает студентам вопросы, от решения которых зависит решение  всей проблемы. Ведущий продолжает занятие, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению всю группу.

Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности,  активности, чувству сопричастности к событиям. При этом  происходит закрепление информации, полученной в результате прослушивания лекций и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

6.Анализ конкретных ситуаций  – один из наиболее  эффективных и  распространенных методов организации аудиторной   самостоятельной  деятельности студентов. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу жизненных и профессиональных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией,  студент должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она  состоит, определить своё отношение к ситуации, предложить  варианты решения проблемы.

7.Метод проектов. Для реализации этого метода важно выбрать тему, взятую из реальной жизни, значимую для студента, для решения которой необходимо приложить имеющиеся у него знания и новые знания, которые еще предстоит получить. Выбор темы преподаватель и студент осуществляют совместно, раскрывают  перспективы исследования, вырабатывают план действий,  

определяют источники информации, способы сбора и анализа  информации. В процессе исследования преподаватель опосредованно  наблюдает, дает рекомендации, консультирует. После завершения и представления проекта студент участвует в оценке своей деятельности.

8.Технология создания шпаргалки.  Данная технология является  нетрадиционной и вызывает повышенный интерес студенческой  аудитории к возможности поучаствовать в создании подобного  «творческого продукта».

Она позволяет развивать и формировать у студента ряд важных умений, таких как:

 -  мыслить нешаблонно, оригинально;

 -  обобщать информацию в микроблоки;

-  глубоко прорабатывать материал, акцентируя внимание на  основной, главной, стержневой информации;

 -  выбирать и систематизировать ключевые понятия, термины,   формулы.

       Механизм реализации данной технологии заключается в  следующем. На первом этапе студенты создают свой «именной»  пакет шпаргалок на все вопросы, которые выносятся на экзамен  или  зачёт (участие добровольное). Перед экзаменом студенты сдают  шпаргалки преподавателю (преподаватель

проверяет данный продукт  на соответствие технологическим требованиям).

Использовать «шпаргалку» на экзамене можно в следующих случаях:

-  личная просьба студента при затруднениях;

-  только при ответе за столом преподавателя;

-  время просмотра не более 2 минут (если студент материал   знает, то этого времени достаточно).

Использование словаря-шпаргалки  –  это умение студента  показать, как из минимума зашифрованной информации реально  получить продуманный и развернутый ответ на поставленный вопрос.

 9. Работа в группах. Групповое обучение − это использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению студентов. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие студентов осуществляется паритетно, на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.

Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы всех студентов,  в ходе  которой преподаватель ставит проблему. Далее осуществляется деление студентов на группы и распределение заданий. С нашей точки зрения, в дидактическом процессе  учебного заведения целесообразно использовать групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все студенческие группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.  Следует отметить, что применение групповой работы требует от преподавателя знания некоторых особенностей организации данной формы работы. Прежде всего, нужно выяснить вопрос о составе студенческой учебной группы. Положительный эффект в обучении достигается наиболее полно в гетерогенных группах, где участники обладают разными способностями и разным уровнем информированности по теме. При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость студентов, их симпатии. Желательно, чтобы преподаватель не участвовал в распределении по группам, а предложил это сделать студентам, сообщив, какие критерии помогут сделать их работу плодотворной.

Следующая практическая проблема — внутригрупповой распорядок работы. Это связано с выбором в группе руководителя или ответственного, который распределяет обязанности между членами группы, руководит обсуждением и принятием решения. Выбор руководителя является задачей самой группы. Оптимальная же величина группы – 4 человека, что обеспечивает более полную связь между ее членами.

               Таким образом, групповая форма работы − это форма самостоятельной работы студентов при непосредственном взаимодействии их между собой.

Организация  самостоятельной работы обучающихся на лекции  МДК.01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда).

         Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на

учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя.  Во второй части  нашего проекта мы опишем методику организации самостоятельной работы на лекции, на лабораторном занятии, расскажем о групповой работе как одной из форм  аудиторной самостоятельной работы на семинарском занятии.

    Слушание и запись лекций  –  сложный вид самостоятельной аудиторной работы. Внимательное слушание и  конспектирование лекций  предполагает интенсивную умственную деятельность студента.  Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект  лекции  лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную  строку.  Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям.    Принципиальные места, определения, формулы и другое  следует  сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и  т.п. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

     В ходе лекции возможны так называемые  «вкрапления»  –  выступления, сообщения студентов по отдельным  вопросам плана.   Опережающие задания  для самостоятельного  изучения фрагментов будущих тем занятий, лекций (в   статьях, учебниках и др.). Важнейшим средством активизации стремления к  самостоятельной деятельности являются активные технологии  обучения. В этом плане  эффективной формой обучения являются  проблемные  лекции. Основная задача лектора в этом случае – не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к  объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Функция студента  –  не только переработать информацию,  но и активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

  Список литературы:

1.Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г., Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2011.

2.Деркач А.М. Кейс-метод в обучении // Специалист. – 2010. - № 4 – с. 22-23.

3.Завгородняя А., Ямполъская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых // Новые знания. – 2011. – № 2 – с. 24-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС.

Краткая информация об организации самостоятельной работы студентов на дисциплинах общеобразовательного цикла....

Организация самостоятельной работы студентов при реализации ФГОС СПО"

Самообразовательной деятельности обучющихся представляет систему на проблему готовности студента к самообразованию, выражающее видение, понимание и трактовку ее реализации на основе интерактивно...

Организация самостоятельной работы студентов при реализации ФГОС СПО"

Самообразовательной деятельности обучющихся представляет систему на проблему готовности студента к самообразованию, выражающее видение, понимание и трактовку ее реализации на основе интерактивно...

Методические рекомендации для обучающихся по организации аудиторной самостоятельной работы на практических занятиях

Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 060301 Фармация, утвержденной приказом Министерства обр...

«Организация летней оздоровительной работы в условиях реализации ФГОС ДО"

Презентация областного научно-практического семинара, в котором прииняли участие преподаватели колледжа, практические работники ДОО и студенты колледжа....

Доклад «Организация аудиторной самостоятельной работы студентов»

Самостоятельная работа связана с самостоятельным добыванием знаний и самостоятельным получением продукта учебно-познавательной деятельности с использованием:-...