урок "Цветочная композиция в технике свободной росписи"
план-конспект урока на тему

Кашапова Гузель Мунировна

Конспект урока по специальной технологии по профессии Художник росписи по ткани. Также можно использовать при прохождении МДК02.01 по профессии Изготовитель художественных издеий из тканей с художественной росписью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_spetstehnologii.doc567.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональный лицей № 155 города Уфы

Методическая разработка занятия

 по спецтехнологии

Тема: Выполнение росписи панно

в технике свободной росписи.

Профессия «художник росписи по ткани».

                                                   Мастер п/о

                                                                               Кашапова Г.М

 Уфа – 2010

Дата проведения: 13 октября 2010 года.

ФИО мастера п/о: Кашапова Гузель Мунировна.

№ группы: Т-14.

Год обучения: четвертый.

Профессия: художник росписи по ткани.

Предмет: спецтехнология.

Тема: Технология изготовления изделий с применением акварельной техники.

Тема занятия: Выполнение росписи панно в технике свободной росписи.

Цели:

Обучающие: закрепить навыки работы кистью цветотоном в технике свободной росписи, расширять их познания в области композиции и цветоведения, проверить и оценить знания, умения, и навыки учащихся.

Развивающие: развивать логическое, пространственное мышление, чувство цвета и гармонии.

Воспитательные: воспитывать у учащихся самостоятельность, интерес к профессии, чувство ответственности за выполненную работу, эстетический и художественный вкус.

Учебная задача: выполнить панно в технике свободной росписи.

Тип занятия: урок повторения и закрепления полученных знаний и умений.

Вид занятия: комбинированный.

Форма организации учебной деятельности мастером п/о: индивидуальная работа с учащимися, фронтальная организация педагогического процесса, формы и методы контроля: входной контроль, промежуточный контроль за исполнением практической работы, самоанализ выполненной работы учащимися и обобщающий анализ мастером п/о.

Методические приемы:

- отработка приемов и навыков;

- решение профессиональных задач;

- осуществление межпредметных связей;

- выступление учащихся;

- проведение сравнительного анализа;

- листы взаимооценивания и самоанализа;

- создание атмосферы комфорта и взаимопонимания;

- демонстрация владения речью, мимикой, жестами.

Межпредметные связи: основы композиции, живопись.

Планируемый результат:

- учащимся закрепить навыки работы кистью цветотоном в технике холодного батика;

- расширить познания в области композиции и цветоведения;

- усвоить  основные приемы работы с кистью;

- уметь декорировать изделия;

- демонстрировать умения сравнивать, анализировать, исправлять допущенные ошибки.

Оборудование:

Для учителя: работы учащихся из методического фонда; магнитола; компакт-диск с музыкой; образцы готовых изделий; интерактивная доска; ноутбук; ученическая доска с обозначением темы, учебной задачи, поэтапного выполнения росписи панно.

Для учащихся: подрамник, ткань шелк или крепдешин, кнопки, кисти беличьи №4, №8, №12, краски «батик-акрил», баночки для разбавления краски, баночки для воды, палитра, эскиз панно.

Ход урока

Этапы

Деятельность

преподавателя

Деятельность

учащегося

  1. Ориентировочно-

мотивационный

Вступительное слово

мастера, сообщение темы

и цели урока: «Выполнение росписи панно в технике свободной росписи», актуализация данной темы, мотивирует учащихся

Воспринимают и акцентируют внимание на поставленной задаче, проявляют активность, наличие интереса к деятельности

  1. Операционно-

исполнительский

Мастер излагает: поэтапное выполнение работы, колористическое решение панно, формируют учебную задачу и выбор критериев оценки результатов.

Мастер показывает приемы работы;

Мастер проверяет качество усвоения знаний учащимися; повторяет проблему, учебную задачу урока; организует работу учащихся по этапам; проверяет технику безопасности.

Внимательно слушают, воспринимают, уточняют информацию, проводят параллель с предметом живопись

Репродуктивно-воспроизводящий

1.Наблюдают за мастером; затем самостоятельно по этапам выполняют заливку цветом.

Сотрудничает с мастером п/о, консультируется, уточняет информацию и методику приемов работы

  1. Рефлексивно-

оценочный

Мастер проводит анализ выполненных работ, согласно критериям оценки. Мастер обобщает деятельность учащихся на уроке, сообщает домашнее задание.

Участвуют в коллективном самоанализе выполненных работ и оценке результатов, также анализируют свои ошибки и погрешности.

План занятия:

1. Организационная часть – 5 мин.

2. Объяснение – 20-25 мин.

3. Практическая работа – 45-50 мин.

4. Анализ работ  – 5 мин.

5. Итог урока - 10-15 мин.

Ход занятия:

На доске написать тему урока и слова эпиграфа, вывесить эскизы платков из методического фонда, образцы готовых изделий:

1. Организационная часть – 5 мин.  

- Проверка наличия учащихся.

- Проверка готовности группы к занятиям (наличие спецодежды, материалов для урока, порядок на рабочих местах).

- Визуальная проверка санитарно-гигиенических условий в мастерской.

Оформление доски.

На доске слева написать поэтапное выполнение работы: 

1 этап – выполнение эскиза в цвете

2 этап – натягивание на раму, подготовка ткани  

3 этап – роспись «по сырому»

4 этап – нанесение цветовых пятен второго плана

5 этап – графическая прорисовка первого плана

6 этап – завершение работы, использование дополнительных эффектов

7 этап – оформление работы

2. Объяснение – 20-25 мин.

Мастер: Предлагаемый способ росписи ткани является наиболее сложным, требует от художника свободного обращения с красителями и тканью, знания законов цветоведения и композиции, умения свободно рисовать кистью без предварительного рисунка. В свободной росписи полностью проявляется творческий почерк художника, так как он не стеснен в своих творениях границами резерва.

Какие материалы считаются самыми лучшими для свободной росписи?

Учащийся: Самый лучший материал для свободной росписи – все виды шелка. В древности шелк ценился не только за свои прекрасные внешние качества. Существовала глубокая вера в его благотворное влияние на здоровье человека. В старинных китайских рукописях упоминается об искрах, возникающих при трении шелка, с помощью которых лечили людей.

Шелк открывает широкие возможности для совершенствования технологии свободной росписи и художественного творчества. Сущность этого способа состоит в том, что всякая ткань подвергается очень слабому резервированию различными загустками, в результате ограничивается растекаемость краски по ткани, появляется возможность выполнять рисунки свободными мазками, исправлять найденную форму, насыщать светом, при этом не оставляя никаких границ.

Сегодня на уроке мы с вами будем выполнять свободную роспись по солевому раствору. Как мы уже знаем, соль закрепляет краску, делает ее цветовой тон ярче и не дает растекаться по ткани. В этой работе  мы не добавляем соль в краситель, а замочили ткань в солевом растворе.

Мастер: Каким было ваше домашнее задание?

Учащийся: Нашим домашним заданием было правильно приготовить солевой раствор и замочить в нем ткань.

Мастер: Как готовится раствор?

Учащийся: В эмалированной посуде нужно растворить соль в горячей воде из расчета две столовые ложки на стакан, затем дождаться, пока кристаллики соли полностью не растворятся в воде. Затем смочить в этом растворе ткань, слегка отжать и натянуть на раму.

3. Практическая работа – 45-50 мин.

Мастер: А теперь приступаем к выполнению практической работы. Вы должны будете расписать панно в технике свободной росписи на тему «Цветы». Так как эскиз был вами подготовлен заранее, сегодня на уроке мы выполняем непосредственно роспись.

Расписывать ткань нужно быстро, каждый мазок ставить на место, то есть включать одновременно мысль, чувство и мастерство.

Роспись будем выполнять в несколько этапов.

Этап 3. Роспись «по сырому».

Можно использовать акварельные приемы росписи «по сырому», когда по очень влажной ткани краска растекается свободными формами. Но, в отличие от бумаги, на шелке красители растекаются радиальными пятнами, тон которых усиливается к краю. В этом случае не нужно делать мазок, как на бумаге, а только слегка прикасаться к ткани в положенной точке и давать возможность краске растекаться и принимать неожиданные причудливые ореолы края. Такой эффект достигается солевой пропиткой ткани.

Этап 4. Нанесение цветовых пятен второго плана.

Расписанную ткань необходимо просушить, но не высушивать до конца. Далее нанести цветовые пятна второго плана. Дело в том, что по мере высыхания ткани краска все меньше растекается, и усиливается насыщенность цвета; очертания цветовых пятен принимают все более четкую форму.

Этап 5. Графическая прорисовка первого плана.

Работа ведется на сухой прорисованной ткани. Ткань, покрытая солевым раствором, при высыхании становится похожей на пергамент, поэтому на ней смело можно тонкой кисточкой прорисовать необходимые детали. Не забудьте, что линия может чуть заметно растекаться.

Этап 6. Завершение работы, использование дополнительных эффектов.

Необходимо убрать излишнюю графичность, сделать работу более мягкой, чтобы фактура ткани не забивалась краской и оставалась прозрачной.

Можно использовать «эффект белизны». На определенные участки высохшей темной краски нанести легкий набрызг «Белизной», разбавленной тремя частями воды.

А теперь расскажите, в чем заключается 7 этап работы.

Учащийся: готовую работу можно снять с рамы, проутюжить через газету утюгом, а потом запарить.

Мастер: для чего нужна запарка?

Учащийся: Здесь запарка необходима еще и для того, чтобы пары, проходя через высохшие соляные кристаллы, сделали краску ярче и одновременно сняли соляную загустку. Запаренная ткань становится мягче. Солевой раствор снимается с ткани ополаскиванием в холодной воде с уксусом.

Мастер: а если после запаривания на ткани остаются неприятные сгустки краски, что нужно сделать?

Учащийся: эту ошибку можно исправить раствором «белизны». Ватным тампоном, смоченным в растворе, слегка протереть их.

Мастер: Расскажи, пожалуйста, рецепт раствора.

Учащийся: 1 часть «Белизны», 2 части воды.

Мастер: молодец, правильно.

Во время практической работы можно не громко включить спокойную музыку.

4. Анализ работ  – 5 мин.

Мастер: Теперь давайте внимательно посмотрим на выполненные работы, вам предстоит проанализировать свои работы и выставить оценки.

- Самоанализ работ учащихся

- Анализ работ мастером

- Отметить лучшие работы

- Разобрать характерные недочеты

- Оценивание учащихся

- Сообщение оценки за урок

5. Итог урока - 10-15 мин.

- Анализ и подведение итогов работы за день

Вопросы для повторения:

  • Как готовится солевой раствор?
  • Как выполняется роспись «по сырому»?
  • Как наносится второй план?
  • Как проводится графическая прописка?
  • В чем колоритные особенности техники свободной росписи?
  • Каковы способы завершения работы в технике «свободная роспись»?

- Выдача домашнего задания

Итак, наше работа почти готово. Какой этап работы нам осталось выполнить? Правильно, влажно-тепловая обработка и оформление изделия в багет. Это и будет вашим домашним заданием.

- Уборка рабочих мест

Литература.

  1. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003
  2. Давыдов С. Батик. Техника. Приемы. Изделия. –М.: «Аст-пресс», 2000
  3. Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый – М.: ОАО издательство «Радуга», 2002
  4. Искусство батика АСТ Внешсигма – Москва, 2001
  5. Жолобчук А.Я. Подарки из батика – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004
  6. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция – М.: Гуманир.изд. центр ВЛАДОС, 2005
  7. Раппопорт С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. М., 1968
  8. Перелешина И.А. Батик. От основ к импровизации. – СПб.: «Паритет», 2008
  9. Скребцова Т.О. Шелковые картины в технике холодного батика. – Ростов н/Д : Феникс, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Выполнение росписи цветочной композиции по солевому раствору"

Данная методическая разработка может быть использована также по профессии Художник росписи по ткани, Исполнитель художественно-оформительских работ, а также на занятиях в художественных студиях и круж...

Методическая разработка. Практико- ориентированные задания по ПМ.01 и МДК.01 "Композиция изделий из ткани с художественной росписью" по профессии "Изготовитель художественных изделий из ткани с художественной росписью"

Методическая разработка "Практико-ориентированные задания по ПМ.01"Создание простой и средней сложности композиции изделия из ткани с художественной росписью по образцам и мотивам авторских работ". МД...

"Горный пейзаж". Создание декоративной композиции в технике холодного батика. Знакомство с творчеством Н.К.Рериха. Открытый урок.

Знакомство с творчеством Н.К.Рериха. Просморт слайдов. Беседа о цвете, характеристики цвета  (таблицы). Последовательное выполнение работы....

Методика построения композиции и колорирования изделий из ткани с художественной росписью

Создание любого произведения - сложный творческий процесс. Основа этого процесса - поиски гармонии композиции, орнаментального ритма, цвета и материала....

Мастер - класс по художественной росписи ткани на тему "Выполнение росписи ткани в технике горячего батика"

История возникновения росписи ткани в технике горячего батика, описание техники и приемов работы. Практическое задание по выполнению росписи ткани в технике горячего батика....

Инструкционно-технологическая карта «Декорирование тарелочки в технике городецкой росписи».

Алгоритм работы над роспсиью изделия в технике городецкой росписи....

Практикум по курсу "Декорирование изделия в технике хохломской росписи"

Практическое пособие по хохломской росписи включает технологическую карту по росписи изделия в технике хохломской росписи и тестирование по предмету....