"Горный пейзаж". Создание декоративной композиции в технике холодного батика. Знакомство с творчеством Н.К.Рериха. Открытый урок.
учебно-методический материал

Мухамедова Людмила Владимировна

Знакомство с творчеством Н.К.Рериха. Просморт слайдов. Беседа о цвете, характеристики цвета  (таблицы). Последовательное выполнение работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Горный пейзаж215 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение дополнительного образования детей  «Ольховская детская школа искусств» Ольховского муниципального района Волгоградской области.

Открытый урок на тему:

«Горный пейзаж. Создание декоративной композиции в технике холодного батика. Знакомство с творчеством Н.К.Рериха».

(предмет: живопись)

                                                            Подготовила преподаватель класса

                                                                              «Живопись»  Мухамедова Л.В.

                                                          «Ольховская детская школа искусств»

с.Ольховка

 «Горный пейзаж. Создание декоративной композиции в технике холодного батика. Знакомство с творчеством Н.К.Рериха».

Тема урока:

«Горный пейзаж. Создание декоративной композиции в технике холодного батика.  

Знакомство с творчеством Н.К.Рериха».

Общие принципы образовательного процесса:

  • «Не навреди!» Эстетическое воспитание и образование являются активной формой вмешательства в духовную жизнь ребёнка, поэтому никакие действия не должны навредить физическому и психологическому здоровью детей.
  • Главное педагогическое условие – гуманность и воспитание эстетической культуры.
  • Стремится учить каждого, предлагая ему широкий выбор видов художественного творчества.
  • Развивать способности и поддерживать стремление учеников к успеху.
  • В организации учебно – воспитательного процесса опираться на половозрастные и личностные особенности учащихся.
  • Воспитание чувства прекрасного, умение жить и творить по законам красоты.

Цели и задачи урока:

  1. Знакомство учащихся с живописными произведениями Николая Константиновича Рериха в жанре пейзаж. Умение анализировать пейзаж, проявляя самостоятельность мышления. Раскрывать особенности художественного языка пейзажа.
  2. Развитие творческих способностей, изобретательности, художественного вкуса учащихся, эмоциональной творческой активности в решении декоративной композиции.
  3. Знакомство с батиком и разнообразной технологией (различными техническими приёмами).
  4. Использование цвета как символа, и его эмоциональное воздействие на человека.
  5. Развитие умения самостоятельно сделать художественное произведение прикладного искусства.
  6. Погружение в художественный образ и его раскрытие через медитативный подход в обучении.

Оборудование урока:

  1. Зрительный ряд. Класс оформлен работами учащихся по пейзажу в разных техниках. Таблица по характеристике цвета. Работы в разных техниках батика.
  2. Батик, подготовленный заранее, для показа росписи. Анилин, соль, кисти.

Для учащихся:

  1. Подрамник обтянутый белой шёлковой тканью с предварительно нанесённым резервом (заготовка на предыдущем уроке).
  2. Эскиз в цвете (акварель).
  3. Анилин, красители, соль, кисти, тарелочка – палитра, тряпочки.
  4. Набор цветных витражных стёкол.

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Задачи урока и объявление темы урока, и его взаимосвязь с предыдущим уроком.
  3. Вступление. Беседа. Знакомство с пейзажами Н.К. Рериха. Просмотр слайдов презентации.
  4. Беседа о символике цвета и эмоциональном воздействии цвета. Роль цвета в общем замысле художественного произведения. Игра с цветом. Цвет в декоративной композиции.
  5. Самостоятельная работа учащихся. Создание общего композиционного строя, с учётом символики цвета. Колористическое решение.
  6. Показ технических приёмов в росписи, использование различных техник.
  7. Подведение итогов. Оценка. Выставка работ.

Ход урока:

  1. Организационная часть.

Проверка готовности и наличия необходимых материалов у учащихся.

  1. Объявление темы.

а). Цель урока для учащихся:

  • Создание декоративной композиции «Горный пейзаж», её колористическое решение, с учётом символики цвета.

б). Задачи урока для учащихся:

  • Знакомство с творчеством пейзажиста Николая Константиновича Рериха.
  • Овладение новыми техническими приёмами росписи холодного батика с применением солевой техники.
  1. Вступление.

Знакомство с Н.К. Рерихом. Просмотр слайдов.

 Наш урок посвящён наиболее эмоциональному средству художественной выразительности – колориту. Учащиеся творчески интерпретируют в слове живописные образы. Дают название своим будущим произведениям. И приходят к выводу, что все их работы посвящены горному пейзажу.

Не случайно мы выбрали данную тему урока. Для того чтобы вам создать работы в том или ином колористическом единстве, цветовом богатстве, мы познакомимся с великим пейзажистом – «певцом гор», с Николаем Константиновичем Рерихом.

 Н.К. Рерих (1874 – 1947) написал свыше 600 картин, посвящённых теме гор. Рерих также был учёным, археологом, писателем. Николай Константинович изучал и ценил наследие Древней Руси. Он писал картины на славянскую тематику. В расцвете своих творческих сил он предпринимает решение совершить научную экспедицию по Северному Тибету. Пройти через Гималаи, изучить мудрость народов Азии, сказания племён кочевников. В 1927 году Н.К. Рерих, его жена, сын и проводники сумели преодолеть высочайший перевал Дангала. На пути их часто задерживали «стражники гор» – тибетцы и кочевники. На что Рерих отвечал: «Мы должны передать народу древней страны 3 священных слова «Мир, дружба, братство». Обмороженными пальцами, каждое утро тянулся художник к карандашу и бумаге, делая эскизы и зарисовки. Его завораживали: бездонные расщелины, чуть присыпанные рыхлым снегом, снежные бураны, первозданная красота горного мира, нестерпимый блеск снегов, великие горные хребты».

Далее идёт просмотр слайдов.  Картины Рериха завораживают учащихся. Педагог заостряет внимание как «художник яркими, чистыми, большими цветовыми массами строит форму, как он в лаконичных и монументальных формах, передаёт природу во всей её реальности. Колористический эффект возникает в результате тонкого соотношения чистых, несмешанных красок. Для картин Рериха характерны: таинственность, магическая сила, декоративность цветового решения. В китайских трактатах говорится, что горы – кости земли, реки – её текущая кровь. Рерих также художественно осмысливает пейзаж».

  1. Беседа о цвете.

Ещё Гёте любил рассматривать один и тот – же пейзаж через стёкла зелёного, жёлтого, красного и других цветов и наблюдать, как при этом изменяется восприятие и эмоциональное состояние человека.

 Представлена таблица:

Характеристика цвета:

Возбуждающий                Тёплый                        Весёлый

Согревающий                Бодрящий                        Радостный

Оживляющий                Весёлый                        Пламенный

Активный                Привлекательный                Добрый

_ _______________________________________________________

Красный                        жёлтый                        оранжевый

_ _______________________________________________________

Спокойный                Серьёзный                        Тоскливый

Приятный                Печальный                        Грустный

Мирный                        Спокойный

_ _______________________________________________________

Зелёный                        синий                                фиолетовый

_ _______________________________________________________

Учащимся предлагается по прилагательным определить цвет. Для этого нижняя строка с названием цвета закрыта листом картона. Учащиеся отлично справляются с заданием. Затем педагог вместе с учащимися рассматривает пейзажи, выставленные в кабинете, через различные витражные стёкла. Учащиеся смело дают характеристику пейзажу. Делают вывод, что колорит помогает передать настроение картины. По колориту она может быть: «спокойная» или «тревожная», «радостная» или «грустная», «тёплая» или «холодная», «светлая» или «тёмная».

Цвет может быть дан без учёта света или тени, возможет даже полный отказ от реальности цвета. Потому как, это является особенностью декоративной композиции. Прежде всего, цветом, отражающим красочное многообразие мира, его гармоничностью, вы можете создать свою эмоционально – образную колоритную картину.

  1. Практическая работа.

Поэтапность  выполнения данной работы (6 часов).

Урок 1,2 – Создание художественного образа горного пейзажа.  Эскиз композиции, работа с аналогами.

Урок 3,4 – Перенос эскиза на ткань. Нанесение резерва с учётом замкнутого контура композиции в холодном батике. Цветовое решение эскиза.

Урок 5,6 – Создание декоративной композиции. Цветовое решение батика с учётом технических приёмов.

  1. Выполнение работы. 

Показ педагогом поэтапность  выполнения батика, с использованием соли, для достижения цветовых эффектов.

  1. Итог урока.

Выставка работ.

Список литературы.

  1. Николай Константинович Рерих, «Государственное издательство изобразительного искусства», Москва, 1959 год.
  2. М.Т. Кузьмина. Н.К. Рерих из литературного наследия. «Изобразительное искусство», Москва, 1974 год.
  3. Валентина. Роспись по шёлку, № I, 1995 год.
  4. В.А. Барадулина, О.В. Танкус. Основы художественного ремесла, Москва «Просвещение», 1978 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению уроков декоративно- прикладного искусства в технике узелкового батика

В данном материале рассказывается , как начать изучать технику узелкового батика.Эта техника интересна для детей, развивает фантазию и настолько многогранна, что осваивать её можно в течение всего кур...

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ Тема: Работа кружка декоративно-прикладного творчества «Декоративная композиция»

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к п...

Мастер-класс «Изображение горного пейзажа пластиковой картой»

Научить различать теплые и холодные цвета. Выполнить композицию горного пейзажа  не традиционном методом....

"Природа в орнаментальной графике" Открытый урок (предмет: композиция станковая, композиция прикладная, рисунок).

О рисунке цветов, растений, птиц, о их стилицации в орнаментальной графике....

Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладной композиции в ДШИ.

На уроке  вместе с учащимися были выполнены оригинальные декоративные тарелки из глины с рельефами в виде листьев клена и дуба. В представленном материале описано поэтапное выполнение декоративно...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Приемы и техники в технологии холодного батика

Частые эксперименты с цветом на пробных образцах дают возможность вам выработать свой собственный, легко узнаваемый стиль. Все приемы, представленные на занятии,  показывают вам безграничные возм...