МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ХОЛОДНОМУ БАТИКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПО СЛУХУ на тему «Приемы и техники в технологии холодного батика».
методическая разработка
Частые эксперименты с цветом на пробных образцах дают возможность вам выработать свой собственный, легко узнаваемый стиль. Все приемы, представленные на занятии, показывают вам безграничные возможности росписи на шелке. Они доступны и эффективны, а также позволяют на высоком профессиональном уровне решать любые ваши творческие задачи – будь то декорирование платья, шарфа, шали или станкового панно.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (колледж)» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ХОЛОДНОМУ БАТИКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПО СЛУХУ.
по специальности 54.02.01 «Дизайн»
ПМ 02. Техническое исполнение художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале.
МДК 02.01 Выполнение художественно-конструкторских проектов в материале.
Тема: «Приемы и техники в технологии холодного батика».
Автор разработки: преподаватель
высшей квалификационной категории
Ольнева Эльвира Ивановна
Санкт-Петербург,
2024 г.
Урок: Декоративно-Прикладное искусство.
Тема: Батик. Приемы росписи в технике.
Место проведения: Учебная аудитория.
Цель урока: приобретение обучающимися с нарушением слуха знаний об основных существующих способах росписи по шелку (холодный батик), их особенностях и назначениях и формирование внутренне единого художественно-эстетического сознания и творческого подхода к языковому образованию, установление органической связи между зрительными и речевыми образами, между искусством слова и батиком.
Образовательная: обучить основным приемам в росписи по шелку.
Развивающая: развивать творческие способности обучающихся, навыки работы цветом в росписи по шелку.
Реабилитационная: преодоление социально-культурного отчуждения путем оптимального вхождения в социокультурное пространство с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с нарушением слуха и через потенциал и ресурсы батика за счет улучшения эмоциональной сферы развивать креативные умения и навыки у каждого обучающегося и способствовать формированию определенного комплекса речевых умений у студентов с ограниченными возможностями по слуху, тем самым обеспечить в перспективе доступ к интегрированному общему образованию. Как показывает практика, достойный образ жизни лиц с нарушением слуха не может быть гарантирован путем принятия только медицинского или психологического вмешательства. Также необходимы специальные социально-культурные меры, интегративно позволяющие преодолевать обозначенные все формы социального отчуждения. Достижение необходимого уровня включенности инвалида с нарушением слуха в общественную жизнь, позволяющей без особых затруднений заниматься какой-либо социальной деятельностью и взаимодействовать с людьми, – это есть главная цель.
Воспитательная: способствовать формированию самосознания, уважения к историческому, культурному наследию народов различных национальностей, развивать познавательный интерес, аккуратность и эстетический вкус.
Задачи:
1. Ознакомить студентов с технологией росписи, ее приемами и средствами по ее изготовлению.
2. Развить декоративно-прикладные умения и навыки в росписи.
3. Выявить индивидуальные творческие способности студентов, развить у них образное мышление, а также повысить их художественную культуру.
4. Обучить основным приемам в росписи по шелку в технике холодного батика.
Методы проведения занятия: Объяснение нового материала, практическая работа обучающихся под контролем преподавателя.
Оборудование: подрамник с натянутой тканью (шёлк), кнопки канцелярские, эскиз, краски по батику, резервирующий состав, соль, кисти беличьи, вода, палитра и салфетки.
Ход урока: Организационный момент. Подготовка к занятию.
Приветствие и хороший настрой студентов. Проверка количества обучающихся. Подготовка рабочего места: студенты раскладывают подрамники с предварительно натянутой тканью с нанесенным рисунком при помощи резервирующего состава. Приготовлены краски по батику, соль, кисти беличьи, вода, палитра и салфетки.
Сообщение темы урока. Батик. Приемы росписи в технике холодного батика.
Преподаватель: « Холодный батик – это техника, где применяется резервирующий состав в качестве разделяющего и рисующего состава. Роспись по шелку, а именно о ней идет речь, тем хороша, что чем глубже ее узнаешь, тем больше радости она доставляет. Холодный батик включает в себя три техники «классический» (использование замкнутых плоскостей наводкой резервирующего состава, в результате чего получается рисунок, напоминающий витраж, и расписывается в один слой), «многослойный» (используется несколько наложений цветовых тонов друг на друга) и «незамкнутая графика», где резервирующая линия разрывается, что позволяет цвету одной плоскости входить в другой цвет. Художественные приемы этого вида росписи настолько разнообразны, что Вы найдете себе технику по душе».
Сообщение сведений о материалах и инструментах для техники «Холодный батик».
Преподаватель: «Ознакомимся с материалами и инструментами. Материалы для техники холодного батика. Это ткань. Лучше брать шелк, хлопок, лен. Перед применением постирать - это позволит очистить его от возможных загрязнений и застрахует от пятен, образующихся на шелке при попадании на него капелек воды во время работы. Нужно знать, что после стирки шелк дает усадку – примерно 2–3 см на 1 погонный метр. После стирки шелк надо отутюжить и натянуть. Краски для холодного батика — это акрил. И резервирующий состав - это ваш контур, который не дает смешивать соседние цвета. Линия должна быть не толстой, но четкой. Подрамник, на которую натягивают ткань. Кисточки лучше беличьи, разных размеров. Палитра для разведения краски. Баночка для воды и тряпки для промывки и просушки кисточек».
Вводный инструктаж по выполнению практической работы.
Преподаватель: «Если вы взяли для росписи тонкий, прозрачный шелк, то рисунок можно не переводить на ткань, а наносить резерв по контурам рисунка на просвет. Если вести тюбик с резервом по ткани слишком быстро и неаккуратно, резерв не успеет проникнуть в ткань и останется на поверхности. При росписи краска в этих местах проникнет по изнанке за контур. Если вы проверите наводку резерва с обратной стороны ткани, то увидите, где необходимо снова нанести состав. Линии резерва с обеих сторон ткани должны совпасть. После высыхания резерва расписывается каждый отдельный элемент рисунка. Роспись получится более нежной и мягкой по тону, если предварительно каждый элемент рисунка смачивать водой. Как и в любой технике батика, роспись надо вести от светлого к темному, тогда можно будет внести необходимые коррективы, например, очень светлый участок сделать более темным, пройдясь по нему еще раз краской. Темный цвет осветлить уже никак не удастся».
Практическая часть.
Упражнение на смешивание цветов. Знакомство с техникой холодного батика и необходимыми материалами с целью выявления диапазона ее возможностей.
Преподаватель: « Роспись по шелку – одно из самых увлекательных творческих занятий. И успех его в значительной степени зависит от качества купленных Вами материалов и их правильного использования. Шелк – для росписи годиться любой вид ткани. Краски отличаются они по способу закрепления – утюжкой, горячим воздухом, влагой или паром. Рама – один из самых необходимых предметов при росписи шелка, обеспечивающий тугое натяжение ткани. Кисти – важнейший рабочий инструмент для росписи по шелку. От их свойств и качества зависит результат работы. Намешиваем в палитре концентрированную смесь, так и разбавленную краску. Краска наносится в определенном порядке: сначала светлый оттенок, затем темный. Раствор можно нанести ватой или кисточкой. После закрашивания крупной детали или фона, пройдитесь ватным диском и соберите лишнюю влагу. Теперь возьмем цветной резерв и прорисуем рисунок. Оставляем батик сушиться на сутки. Только после полного высыхания его можно снять. Изучайте все приемы в технике холодного батика и пробуйте их на своих образцах, обратите внимание на доступность, простоту самих технологических приемов, что даст вам большой диапазон творческих решений».
Самостоятельная работа обучающихся.
Выводы по теме холодный батик.
Преподаватель: «Частые эксперименты с цветом на пробных образцах дают возможность вам выработать свой собственный, легко узнаваемый стиль. Все приемы, представленные на занятии, показывают вам безграничные возможности росписи на шелке. Они доступны и эффективны, а также позволяют на высоком профессиональном уровне решать любые ваши творческие задачи – будь то декорирование платья, шарфа, шали или станкового панно».
Поведение итогов.
По окончанию урока проводится выставка и оценивание детских работ.
Уборка рабочего места.
Методический совет: результативность развития обучающихся с ограниченными возможностями по слуху повышается при условиях:
- взаимодействия с обучающимся с нарушенным слухом при условии сохранения отношения к нему как к нормальному человеку всех окружающих, и в первую очередь педагогов, которые с ним общаются, специфика роли педагога в данном случае состоит в том, что он должен наиболее выпукло и значимо для студента играть роль вслушивающегося и слушающего партнера;
- построения художественно-творческого процесса на основе интеграции традиционных и инновационных технологий обучения;
- включения студентов в художественно-творческий процесс, обеспечивающий целенаправленное формирование их творческих умений, развитие воображения и эмоциональной сферы каждого обучающегося;
- стимулирования развития речевых умений и художественных способностей через обучение студентов с ограниченными возможностями по слуху при использовании «языка эмоций» и взаимосвязи урока гобелена с элементами уроков развития речи, которые должны обеспечить развитие речевых умений и художественных способностей у обучающихся.
Целостный процесс реабилитационного занятия можно условно разделить на три этапа:
Первый этап – ознакомительный этап, где происходит обучение студентов основам гобелена при использовании «языка эмоций» и взаимосвязи уроков гобелена с элементами уроков развития речи .
Второй этап характеризуется совершенствованием и закреплением навыков. Этот этап требует обязательного наличия комментирования педагогом действий учащихся.
Третий этап характеризуется достижением навыков в плетении ручного гобелена, переходом в его умение. Этот этап считается завершенным только тогда, когда занимающиеся начнут свободно и творчески мыслить с полной эмоциональной и эстетической отдачей.
Стратегия: создать условия с использованием «языка эмоций» и взаимосвязи урока гобелена с элементами уроков развития речи, которые должны обеспечить развитие речевых умений и художественных способностей у обучающихся с нарушенным слухом, для выравнивания разрыва в развитии психических функций (памяти, речи, мышления) студента с нарушенным слухом и слышащих сверстников. Ведущим средством работы с обучающимися с ограниченными возможностями по слуху является взаимодействие. Основой для преодоления социально-культурного отчуждения обучающихся с нарушением слуха является творческая деятельность в рамках социально-культурной реабилитации.
Результативность обучения будет выше, если будут учитываться учет степени нарушения слуховой функции, успешность речевого развития студента, а также его личностные особенности. Так как в ходе проведения мастер-класса по батику в рамках совместной арт-терапии было выявлено, что участникам без ограниченных возможностей здоровья стала понятна суть социально-культурного отчуждения и они стали лучше понимать людей с нарушением слуха, избавились от негативных эмоций и непонимания особых людей. Им казалось тогда, что нет ничего проще — если вас не услышали, повторите сказанное один или два раза. Желательно, погромче. На самом деле, это не всегда работает так. Повышение громкости и частые повторы могут помочь при кондуктивной тугоухости, так как для такой тугоухости характерно снижение слышимости, но не разборчивости. Но участники были в основном с нейросенсорной тугоухостью. При такой тугоухости снижается именно разборчивость речи, то есть способность воспринимать ее правильно, тут нужно просто ее повторить, перефразировав. Таким образом совместная арт-терапия направлена на уменьшение уровня социально-культурного отчуждения и на приобретение знаний об особых людях и об их жизни. А творческая составляющая позволяет участникам с нарушением слуха избежать монотонности и однообразия в реализации соответствующих задач реабилитации. Занятие творчеством относится к виду социокультурной деятельности, формирующей личность инвалида в любом возрасте. Участие обучающихся с нарушением слуха в творческой деятельности в целях социально-культурной реабилитации развивает коммуникабельность, позволяет сформировать модель поведения и апробировать ее на практике, найти свою «нишу» в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока ПМ01."Подготовка и ведение технологического процесса производства цветных металлов и сплавов".Тема :" Производство глинозема". для студентов специальности 150402 "Металлургия цветных металлов"
В данной методической разработке рассмотрены цели урока: методическая, обучающая, воспитательная, развивающая и личностные. В пояснительной записке рассмотрена роль самостоятельной работы студентов. Н...
Методическая разработка открытого урока по МДК 01.01 «Практические основы бухгалтерского учета имущества организации» по теме: Учет затрат на ремонт основных средств
Методическая разработка открытого урока включает подробный план-конспект, задания для решения в аудитории. Презентация к уроку прилагается....

методическая разработка открытого урока: "Освоение приемов приготовления бутербродов:отрытых, закрытых,холодных,горячих,закусочных в ассортименте. Освоение приемов нарезки продуктов для отпуска порциями."
Практическая отработка обучающимися навыков по приготовлению, оформлению и подачи закусочных бутербродов...

Методическая разработка открытого урока преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А. по дисциплине "Основы философии на тему "Античная философия"
Данная методическая разработка преподавателя Серовой Т.А. может использоваться на занятиях по философии, а также уроках МХК....

Методическая разработка открытого урока производственного обучения ПМ 03. Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента
Приготовление, оформление и отпуск блюда «Куриный рулет, фаршированный грибами и сыром со сливочным соусом»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ГОБЕЛЕНУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПО СЛУХУ на тему «Приемы и техники в технологии гобелена».
Частые эксперименты с цветом и фактурой на пробных образцах дают возможность вам выработать свой собственный, легко узнаваемый стиль. Ваши идеи как обычно витают в воздухе и будут ...

Особенности педагогической работы с обучающимися с ограниченными возможностями по слуху.
О специфике работы и общения педагога с обучающимися с ограниченными возможностями по слуху....
